Республиканский референдум о внесении изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь
Президент Беларуси 20 января подписал Указ № 14 "О назначении республиканского референдума".
В соответствии с документом республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь назначен на27 февраля 2022 года.
(10.00-14.00, 16.00-19.00).
Указом определена формулировка вынесенного на референдум вопроса, которая дословно воспроизводится в бюллетене для голосования: "Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?".
С выносимыми на референдум изменениями и дополнениями Конституции можно ознакомиться по ссылке.
Официальный сайт Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов https://rec.gov.by/ru
Официальный сайт администрации Советского района г.Минска https://sov.minsk.gov.by/referendum-2022
В соответствии с документом республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь назначен на
27 февраля 2022 года.
Досрочное голосование пройдет с 22 по 26 февраля
(10.00-14.00, 16.00-19.00).
Указом определена формулировка вынесенного на референдум вопроса, которая дословно воспроизводится в бюллетене для голосования: "Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?".
С выносимыми на референдум изменениями и дополнениями Конституции можно ознакомиться по ссылке.
Официальный сайт Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов https://rec.gov.by/ru
Официальный сайт администрации Советского района г.Минска https://sov.minsk.gov.by/referendum-2022
Предлагаемые изменения и дополнения:
Всего из 147 статей действующей редакции Конституции изменению (дополнению) подверглись преамбула и 80 статей (более 160 нормативных положений). Исключены 2 статьи.
Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о ВНС), содержащими более 50 новых нормативных положений.
Текст обновленной Конституции будет содержать 156 статей.
Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества.
Основные изменения:
положения, касающиеся основ конституционного строя, а также закрепления прав и свобод граждан (разделы I и II Конституции), актуализированы (осовременены) с учетом произошедших экономических, политических и социальных изменений;
включены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма (преамбула, статьи 15 и 54);
сохранение социальной направленности государственной политики с учетом социально-экономических возможностей государства;
особое внимание в проекте уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47);
повышение социальной ответственности каждого гражданина за себя лично, свое здоровье и за свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело (статьи 21 и 45);
государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании, содействию внедрению инноваций на благо общих интересов и другие (статьи 28 и 51);
Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики (статья 18). Одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету;
закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии (статья 46);
Всебелорусское народное собрание - станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти (глава 31).
Полномочия ВНС:
принимать основные стратегические и программные документы страны (основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития);
предлагать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов;
предлагать проведение республиканского референдума;
предлагать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов;
рассматривать вопрос о легитимности выборов;
принимать решение об импичменте Президенту;
вводить чрезвычайное или военное положение в случае бездействия Президента по этим вопросам;
рассматривать вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;
вопросы формирования Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии;
закрепляется право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц;
Организационная структура ВНС - Президиум, Председатель и его заместители, избираемые делегатами Собрания. Срок полномочий - 5 лет, проведение заседаний - ежегодно. Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием.
принимать основные стратегические и программные документы страны (основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития);
предлагать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов;
предлагать проведение республиканского референдума;
предлагать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов;
рассматривать вопрос о легитимности выборов;
принимать решение об импичменте Президенту;
вводить чрезвычайное или военное положение в случае бездействия Президента по этим вопросам;
рассматривать вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;
вопросы формирования Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии;
закрепляется право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц;
Организационная структура ВНС - Президиум, Председатель и его заместители, избираемые делегатами Собрания. Срок полномочий - 5 лет, проведение заседаний - ежегодно. Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием.
В отношении должности Президента предлагается:
ужесточение требований к кандидатам (повышается возраст - не моложе 40 лет, увеличивается период постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, устанавливается запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство) (статья 80);
введение ограничений по срокам для Главы государства (не более двух) (статья 81);
упрощение процедуры импичмента (новое основание - систематическое либо грубое нарушение Конституции), а также предоставление гражданам права инициировать эту процедуру (не менее 150 тысяч) (статья 88);
упразднение декрета как вида нормативного правового акта. Правовое регулирование важнейших общественных отношений будет осуществляться исключительно законами;
придание указам подзаконного характера (статья 85);
наделение Президента правом назначать помощников и уполномоченных по различным вопросам, требующим особого внимания со стороны государства (пункт 16 статьи 84);
закрепление статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики, а также делегатом ВНС) (статьи 89, 892, 91).
ужесточение требований к кандидатам (повышается возраст - не моложе 40 лет, увеличивается период постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, устанавливается запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство) (статья 80);
введение ограничений по срокам для Главы государства (не более двух) (статья 81);
упрощение процедуры импичмента (новое основание - систематическое либо грубое нарушение Конституции), а также предоставление гражданам права инициировать эту процедуру (не менее 150 тысяч) (статья 88);
упразднение декрета как вида нормативного правового акта. Правовое регулирование важнейших общественных отношений будет осуществляться исключительно законами;
придание указам подзаконного характера (статья 85);
наделение Президента правом назначать помощников и уполномоченных по различным вопросам, требующим особого внимания со стороны государства (пункт 16 статьи 84);
закрепление статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики, а также делегатом ВНС) (статьи 89, 892, 91).
Изменения в деятельности Парламента и Правительства:
для парламентариев устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 93);
предусмотрена одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95);
депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать Генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач (статьи 97 и 98);
назначение на должности всех "ключевых" руководителей, в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с Парламентом (статьи 97 и 98);
возложение на Председателя верхней палаты Парламента - Совета Республики - полномочий Президента в случае вакансии этой должности (статья 881);
законопроекты, влекущие сокращение госсредств, увеличение расходов, вносятся в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам (статья 99);
Правительство вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству (статья 107);
для депутатов на местах устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 118);
из Конституции исключаются положения, предусматривающие конкретное указание на виды административно-территориальных единиц;
усиливается статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98).
Изменения в избирательном процессе:
закрепляется статус Центральной избирательной комиссии (в т.ч. уточняется ее наименование) и изменяется порядок ее формирования (избрание Председателя и членов ЦИК Всебелорусским народным собранием) (статья 71);
снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан (право участвовать в выборах предоставляется гражданам, в отношении которых избрана мера пресечения - содержание под стражей) (статья 64);
урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов (в таких случаях новый состав этих органов осуществляет свои полномочия до начала полномочий органов, избранных в единый день голосования) (статьи 94 и 118);
сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе (статья 69);
сохраняется институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72).
уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений) в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70).
для парламентариев устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 93);
предусмотрена одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95);
депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать Генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач (статьи 97 и 98);
назначение на должности всех "ключевых" руководителей, в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с Парламентом (статьи 97 и 98);
возложение на Председателя верхней палаты Парламента - Совета Республики - полномочий Президента в случае вакансии этой должности (статья 881);
законопроекты, влекущие сокращение госсредств, увеличение расходов, вносятся в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам (статья 99);
Правительство вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству (статья 107);
для депутатов на местах устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 118);
из Конституции исключаются положения, предусматривающие конкретное указание на виды административно-территориальных единиц;
усиливается статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98).
Изменения в избирательном процессе:
закрепляется статус Центральной избирательной комиссии (в т.ч. уточняется ее наименование) и изменяется порядок ее формирования (избрание Председателя и членов ЦИК Всебелорусским народным собранием) (статья 71);
снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан (право участвовать в выборах предоставляется гражданам, в отношении которых избрана мера пресечения - содержание под стражей) (статья 64);
урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов (в таких случаях новый состав этих органов осуществляет свои полномочия до начала полномочий органов, избранных в единый день голосования) (статьи 94 и 118);
сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе (статья 69);
сохраняется институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72).
уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений) в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70).
Изменения в судебной системе:
изменение порядка формирования Конституционного и Верховного судов (избрание председателей и судей этих судов Всебелорусским народным собранием) (статьи 1121 и 116);
закрепление статуса Верховного Суда (статья 1121);
существенное повышение статуса и значения Конституционного Суда (статьи 116 и 1161). Помимо имеющихся полномочий он будет:
давать толкование Конституции;
выносить заключения о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
проверять конституционность вопросов, выносимых на республиканский референдум;
оценивать конституционность проведения выборов Президента и Парламента;
выносить заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции;
рассматривать жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;
по запросам судов до принятия ими решений проверять конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.
Все это в совокупности позволит обеспечить верховенство Конституции и ее прямое действие, которое закреплено в статье 7 Конституции.
Рассмотрев и приняв предложения по изменению и дополнению Конституции, с одной стороны, мы создаем правовую основу развития Республики Беларусь на десятилетия вперед, с другой - создаем механизмы, которые обеспечат это развитие и обезопасят белорусскую государственность.
изменение порядка формирования Конституционного и Верховного судов (избрание председателей и судей этих судов Всебелорусским народным собранием) (статьи 1121 и 116);
закрепление статуса Верховного Суда (статья 1121);
существенное повышение статуса и значения Конституционного Суда (статьи 116 и 1161). Помимо имеющихся полномочий он будет:
давать толкование Конституции;
выносить заключения о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
проверять конституционность вопросов, выносимых на республиканский референдум;
оценивать конституционность проведения выборов Президента и Парламента;
выносить заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции;
рассматривать жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;
по запросам судов до принятия ими решений проверять конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.
Все это в совокупности позволит обеспечить верховенство Конституции и ее прямое действие, которое закреплено в статье 7 Конституции.
Рассмотрев и приняв предложения по изменению и дополнению Конституции, с одной стороны, мы создаем правовую основу развития Республики Беларусь на десятилетия вперед, с другой - создаем механизмы, которые обеспечат это развитие и обезопасят белорусскую государственность.
Новости:
:: 24.02.2022 БГУИР и БРСМ разработали приложение для поиска избирательного участка
:: 23.02.2022 В Беларуси началось досрочное голосование на референдуме по Конституции
:: 22.02.2022 Мнения о референдуме: "Это самое главное событие, которое может быть в политике"
:: 21.02.2022 В Минске прошел финал просветительского проекта "В режиме правды"
:: 17.02.2022 Встреча с главой администрации Советского района прошла в БГУИР
:: 16.02.2022 В БГУИР прошел концерт "Мы - белорусы"
:: 11.02.2022 Диалоговая площадка проекта «В режиме правды» прошла в БГУИР
:: 26.01.2022 На ФКСИС прошла диалоговая площадка "Гражданская позиция - это…"
:: 25.01.2022 В БГУИР прошла большая диалоговая площадка по изменениям Конституции Республики Беларусь
:: 24.01.2022 В студенческом городке БГУИР обсудили поправки в Конституцию Республики Беларусь
:: 20.01.2022 В БГУИР состоялась диалоговая площадка по изменениям и дополнениям Конституции
:: 18.01.2022 Проект обновленной Конституции обсудили в БГУИР с депутатом Палаты представителей
:: 17.01.2022 В БГУИР продолжается обсуждение проекта изменений и дополнений Конституции
:: 13.01.2022 В ИИТ обсудили проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь
:: 12.01.2022 Военный факультет БГУИР провел диалоговую площадку "Мы единая нация. Определим, как нам жить завтра"
:: 06.01.2022 В БГУИР прошла площадка "Права молодежи и ответственность за будущее страны!"
:: 29.12.2021 В БГУИР прошла диалоговая площадка по вопросам внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь
:: 24.12.2021 На факультетах БГУИР прошли диалоговые площадки
:: 17.12.2021 Диалоговая площадка в рамках проекта «В режиме правды» прошла в БГУИР