Кафедра Высшей Математики
Учебно-методическая работа
Организация учебно-методической работы на кафедре предполагает:
- разработку, обновление и утверждение в установленном порядке типовых и учебных программ по дисциплинам:
• «Линейная алгебра и Аналитическая геометрия» (120 часов),
• «Математический анализ» (330 часов),
• «Основы машинного обучения» (108 часов),
• «Специальные математические методы и функции» (108 часов),
• «Прикладная математика» (108 часов),
• «Численные методы» (108 часов),
• «Основы функционального анализа и теории функций» (108 часов),
• "Отдельные главы математики" (100 у.ч.;
- планирование и подготовку к изданию учебных и учебно-методических пособий;
- разработку и обновление содержания лекционного курса, составление зачетных заданий и экзаменационных билетов;
- разработку форм контроля знаний, организацию и активизацию самостоятельной работы студентов;
- участие в научно-методических конференциях различного уровня;
- повышение педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава кафедры.
- разработку, обновление и утверждение в установленном порядке типовых и учебных программ по дисциплинам:
• «Линейная алгебра и Аналитическая геометрия» (120 часов),
• «Математический анализ» (330 часов),
• «Основы машинного обучения» (108 часов),
• «Специальные математические методы и функции» (108 часов),
• «Прикладная математика» (108 часов),
• «Численные методы» (108 часов),
• «Основы функционального анализа и теории функций» (108 часов),
• "Отдельные главы математики" (100 у.ч.;
- планирование и подготовку к изданию учебных и учебно-методических пособий;
- разработку и обновление содержания лекционного курса, составление зачетных заданий и экзаменационных билетов;
- разработку форм контроля знаний, организацию и активизацию самостоятельной работы студентов;
- участие в научно-методических конференциях различного уровня;
- повышение педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава кафедры.
Преподаватели кафедры активно и творчески занимаются учебно-методической работой. За последние пять лет на кафедре издана 1 монография, 13 учебно-методических пособий, 36 научных статей, опубликованные в журналах и др. изданиях, около 134 тезисов докладов и материалов конференций.
Существующий опыт подготовки студентов в формах дневного, заочного и дистанционного обучения в соответствии с внедрением новых информационно-коммуникационных технологий в образовании претерпевает существенные изменения. Перспективным становится формат смешанного обучения, тесно связанный с организацией самостоятельной управляемой работы студентов, а также внедрением и функционированием инновационных технологий в образовании.
Существующий опыт подготовки студентов в формах дневного, заочного и дистанционного обучения в соответствии с внедрением новых информационно-коммуникационных технологий в образовании претерпевает существенные изменения. Перспективным становится формат смешанного обучения, тесно связанный с организацией самостоятельной управляемой работы студентов, а также внедрением и функционированием инновационных технологий в образовании.
Поэтому кафедра «Высшей математики» приняла участие в рамках экспериментальной деятельности проекта «Апробация смешанной модели обучения по IТ-специальностям для трансформации БГУИР в «Цифровой университет».
Разработке и реализации модели смешанного обучения в данный момент способствует внедрение в учебный процесс среды для электронного обучения, дистанционного образования и тестирования MOODLE. Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, является центром создания учебного материала и дает возможность как представления учебной информации в различных форматах, так и консультирования, диагностирования, осуществления текущего и итогового контроля знаний. Полученные при этом компетенции позволяют быстрее и качественнее понять внутреннюю логику и структуру специальных дисциплин, а значит, подготовиться к решению сложных практических проблем.
Структура смешанного обучения состоит из модулей, представляющих разделы по всем дисциплинам кафедры. Модули, в свою очередь, разбиты на темы, по каждой из которых студент имеет доступ к учебным материалам лекционных и практических занятий, представленных в виде текстов и видеороликов. В текстовых учебных документах подробно изложен основной теоретический материал, включающий определения математических понятий, теоремы и их доказательства, свойства и примеры. Текст имеет структуру гипертекста, снабжен 33 гиперссылками и адаптирован для просмотра на мобильных устройствах. По каждой теме созданы видеоролики, в которых наряду с изложением теоретических сведений подробно рассмотрено их практическое применение. Все видео снабжены интерактивной анимацией. При создании видеоматериалов впервые была использована инновационная доска Lightboard, позволившая сделать подачу учебного материала более яркой, живой и запоминающейся. Таким образом, для наилучшего понимания и усвоения студентами новых сведений, при создании учебных материалов были задействованы почти все формы представления информации: текстовая, символьная, числовая, графическая, табличная, звуковая, зрительная.
Разрабатываемый электронный образовательный ресурс является развивающейся структурой, которую легко модернизировать, обновлять, которой можно управлять скоростью и глубиной изучения материала, а также корректировать все этапы самоконтроля.
Разработке и реализации модели смешанного обучения в данный момент способствует внедрение в учебный процесс среды для электронного обучения, дистанционного образования и тестирования MOODLE. Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, является центром создания учебного материала и дает возможность как представления учебной информации в различных форматах, так и консультирования, диагностирования, осуществления текущего и итогового контроля знаний. Полученные при этом компетенции позволяют быстрее и качественнее понять внутреннюю логику и структуру специальных дисциплин, а значит, подготовиться к решению сложных практических проблем.
Структура смешанного обучения состоит из модулей, представляющих разделы по всем дисциплинам кафедры. Модули, в свою очередь, разбиты на темы, по каждой из которых студент имеет доступ к учебным материалам лекционных и практических занятий, представленных в виде текстов и видеороликов. В текстовых учебных документах подробно изложен основной теоретический материал, включающий определения математических понятий, теоремы и их доказательства, свойства и примеры. Текст имеет структуру гипертекста, снабжен 33 гиперссылками и адаптирован для просмотра на мобильных устройствах. По каждой теме созданы видеоролики, в которых наряду с изложением теоретических сведений подробно рассмотрено их практическое применение. Все видео снабжены интерактивной анимацией. При создании видеоматериалов впервые была использована инновационная доска Lightboard, позволившая сделать подачу учебного материала более яркой, живой и запоминающейся. Таким образом, для наилучшего понимания и усвоения студентами новых сведений, при создании учебных материалов были задействованы почти все формы представления информации: текстовая, символьная, числовая, графическая, табличная, звуковая, зрительная.
Разрабатываемый электронный образовательный ресурс является развивающейся структурой, которую легко модернизировать, обновлять, которой можно управлять скоростью и глубиной изучения материала, а также корректировать все этапы самоконтроля.
Электронные учебные материалы
Лекционный курс ЭУМКД «МАТЕМАТИКА» для пользователей внутренний сети университета ЗДЕСЬ
Печатные издания
- Математические вопросы двухмерной гидродинамики : монография / С. С. Каянович ; под ред. В. И. Корзюка. - Минск : Бестпринт, 2024. - 431 с
- Степанова, Т. С. Математика. Наглядный школьный курс / Т. С. Степанова, О. И. Аксёнова. - 2-е изд. - Минск : Кузьма, 2024. - 304 с.
- Степанова, Т. С. Алгебра. Наглядный школьный курс / Т. С. Степанова, О. И. Аксёнова. - Минск : Кузьма, 2024. - 288 с.
- Степанова, Т. С. Геометрия. Наглядный школьный курс / Т. С. Степанова, О. И. Аксёнова. - Минск : Кузьма, 2023. - 224 с.
- Степанова, Т. С. Геометрия. Весь школьный курс в таблицах / Т. С. Степанова. - Минск : Изд-во "Кузьма", 2019. - 224 с.
- Степанова, Т. С. Алгебра. Весь школьный курс в таблицах / Т. С. Степанова. - Минск : Изд-во "Кузьма", 2019. - 288 с.
Печатные издания БГУИР
- Специальные математические методы и функции : пособие (2023).
- Mathematics in problems and tasks = Математика в примерах и задачах : учебное пособие (2023).
- Основы функционального анализа и теории функций (2023)
- Сборник задач по избранным главам высшей математики (2022).
- Математика. Применение пакета Mathematica. В 2 ч. Ч. 2 (2021).
- Специальные главы математики: функции комплексной переменной, операционное исчисление : учебно-методическое (2020).
- Современный математический анализ в задачах и упражнениях (2020)
- Математика. Применение пакета Mathematica. В 2 ч. Ч. 1 (2019).
- Ряды. Теория функций комплексной переменной. Операционное исчисление (2019).
- Задачи студенческих олимпиад БГУИР по математике (2019)
Самостоятельная работа. Типовые расчеты
Математика. Сборник тематических заданий с образцами решений. В 3 ч. Часть 1 Линейная алгебра. Аналитическая геометрия. Введение в математический анализ Дифференциальное исчисление функции одной переменной (2018)
Математика. Сборник тематических заданий с образцами решений. В 3 ч Часть 2 Комплексные числа. Интегральное исчисление функций одной переменной. Дифференциальное исчисление функций многих переменных. Дифференциальные уравнения и системы дифференциальных уравнений.(2020)
Математика. Сборник тематических заданий с образцами решений. В 3 ч. Ч. 3 : Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы. Числовые и функциональные ряды. Элементы теории функции комплексной переменной (2022)
Самостоятельная работа. Решения типовых вариантов заданий
Решение типового варианта заданий по теме "Аналитическая геометрия и векторная алгебра" (2015).
Решение типового варианта заданий по теме "Введение в анализ" (2015).
Решение типового варианта заданий по теме "Дифференц. исчисл. функции одной переменной" (2015).
Студентам заочной формы обучения
Комплекс заданий по математике для студентов заочной формы обучения. В 2-х частях. Часть 2 (2017)
Комплекс заданий по математике для студентов заочной формы обучения. В 2-х частях. Часть 1 (2016)
- ЛА, АГ и ВА, введение в анализ
- Дифференциальное исчисление
- Интегральное исчисление
Рекомендуемая литература
ВНИМАНИЮ студентов 1 курса!
Список литературы по дисциплине «МАТЕМАТИКА», рекомендуемый к изучению студентами дневной формы обучения в I семестре: ЛИТЕРАТУРА
Список литературы по дисциплине «МАТЕМАТИКА», рекомендуемый к изучению студентами дневной формы обучения в II семестре: ЛИТЕРАТУРА