Новости
Образование
12.12.2022
Студенты БГУИР изучали философию в Национальном художественном музее
Преподаватель кафедры философии БГУИР Даниэла Мозалевская организовала для второкурсников факультета информационных технологий и управления специальности «Искусственный интеллект» выездной семинар в Национальном художественном музее.
По учебному плану курса «Философия» одно из практических занятий посвящено теме «Личность и творчество».
«Творчество предполагает создание человеком или группой качественно новых культурных феноменов и ценностей. Это научные открытия, технические изобретения, спортивные достижения, произведения искусства. Понятия обширные и при этом вполне конкретные. Появилась мысль обсудить тему творчества в месте, где оно находит реальное воплощение, - рассказала Даниэла Андреевна. - Национальный художественный музей - кладезь произведений, созданных выдающимися личностями. Одаренность, фантазия, оригинальность, нестандартный взгляд на вещи, высокий интеллектуальный уровень характерны для людей искусства, но этими качествами обладают и наши талантливые студенты инженерного профиля. На мой взгляд, это прекрасная возможность и закрепить теоретический материал, и в очередной раз напомнить, что в жизни всегда есть место творчеству. Признательна заведующей кафедрой философии Галине Ивановне Малыхиной и руководству университета за поддержку идеи».
В процессе обсуждения темы учебная группа ознакомилась с постоянной и временными экспозициями Национального художественного музея. На примере работ Марка Шагала, Альгерда Малишевского, Николая Бондарчука и других именитых авторов студенты изучали психологические особенности творчества, символику, лирику и художественную философию в произведениях великих мастеров. Когда есть любознательность и интерес, время летит незаметно. Многие ребята продолжили знакомство с философией искусства и после основного занятия: они провели в музее около трёх часов.
По учебному плану курса «Философия» одно из практических занятий посвящено теме «Личность и творчество».
«Творчество предполагает создание человеком или группой качественно новых культурных феноменов и ценностей. Это научные открытия, технические изобретения, спортивные достижения, произведения искусства. Понятия обширные и при этом вполне конкретные. Появилась мысль обсудить тему творчества в месте, где оно находит реальное воплощение, - рассказала Даниэла Андреевна. - Национальный художественный музей - кладезь произведений, созданных выдающимися личностями. Одаренность, фантазия, оригинальность, нестандартный взгляд на вещи, высокий интеллектуальный уровень характерны для людей искусства, но этими качествами обладают и наши талантливые студенты инженерного профиля. На мой взгляд, это прекрасная возможность и закрепить теоретический материал, и в очередной раз напомнить, что в жизни всегда есть место творчеству. Признательна заведующей кафедрой философии Галине Ивановне Малыхиной и руководству университета за поддержку идеи».
В процессе обсуждения темы учебная группа ознакомилась с постоянной и временными экспозициями Национального художественного музея. На примере работ Марка Шагала, Альгерда Малишевского, Николая Бондарчука и других именитых авторов студенты изучали психологические особенности творчества, символику, лирику и художественную философию в произведениях великих мастеров. Когда есть любознательность и интерес, время летит незаметно. Многие ребята продолжили знакомство с философией искусства и после основного занятия: они провели в музее около трёх часов.
По мнению преподавателя, такая необычная практика позволяет развивать исследовательские навыки, критическое и творческое мышление, эстетическое восприятие окружающего мира и событий, воспитывает уважение к культурному наследию.
«Цель занятия - проанализировать творчество художников с философской точки зрения. Ранее студенты уже изучали понятие личности и ее психические свойства, связь воображения с мышлением и творчеством, поэтому в музее обсуждения основывались на теоретической базе, - объясняет Даниэла Андреевна. - Глядя на картины, ребята старались понять особенности личности и её восприятие мира, уникальность авторской позиции. Убеждена, что подобный опыт проявляет с новой стороны многогранность философского знания и отношения к жизни, способен повысить интерес к изучаемому предмету, вдохновить студентов на новые оригинальные решения как в обучении, так и в будущей профессии».
Семинар в непривычном формате увлек и впечатлил учебную группу. Это подтвердили и сами ребята.
Студент Никита Нагла получил положительные эмоции от того, что занятие проходило в месте, которое позволило больше проникнуться идеями и проблемами философии: «Мне понравились творческий подход преподавателя и общение с одногруппниками в таком ключе. Смысл картин мы рассматривали с точки зрения философии с отсылками на её деятелей и знания, которые получили на занятиях. Это прекрасный способ развивать творческое мышление и исследовательские умения, отличная возможность понять все тонкости какой-либо из тем философии. Хотелось бы больше занятий в таком необычном формате, так как смена обстановки плодотворно влияет на качество закрепления учебного материала».
«Цель занятия - проанализировать творчество художников с философской точки зрения. Ранее студенты уже изучали понятие личности и ее психические свойства, связь воображения с мышлением и творчеством, поэтому в музее обсуждения основывались на теоретической базе, - объясняет Даниэла Андреевна. - Глядя на картины, ребята старались понять особенности личности и её восприятие мира, уникальность авторской позиции. Убеждена, что подобный опыт проявляет с новой стороны многогранность философского знания и отношения к жизни, способен повысить интерес к изучаемому предмету, вдохновить студентов на новые оригинальные решения как в обучении, так и в будущей профессии».
Семинар в непривычном формате увлек и впечатлил учебную группу. Это подтвердили и сами ребята.
Студент Никита Нагла получил положительные эмоции от того, что занятие проходило в месте, которое позволило больше проникнуться идеями и проблемами философии: «Мне понравились творческий подход преподавателя и общение с одногруппниками в таком ключе. Смысл картин мы рассматривали с точки зрения философии с отсылками на её деятелей и знания, которые получили на занятиях. Это прекрасный способ развивать творческое мышление и исследовательские умения, отличная возможность понять все тонкости какой-либо из тем философии. Хотелось бы больше занятий в таком необычном формате, так как смена обстановки плодотворно влияет на качество закрепления учебного материала».
«За три часа наша группа посетила все четыре этажа экспозиций и хотя бы на пару минут мы смогли остановиться у каждой картины. Занятие в стенах университета предполагает чёткие рамки, которым все должны следовать, а поход в музей более неформальный. Сложно придумать лучшее место для темы "Личность и творчество", - поделилась впечатлениями студентка Александра Мойсевич. - Некоторые картины известны ещё из школьных учебников по истории, но увидеть их реальный масштаб было неожиданно. Обсуждая вопросы философии, мы проследили пути становления выдающихся творческих личностей. Нельзя не упомянуть обсуждения, которые вспыхивали у нас около некоторых работ и помощь преподавателя, когда мы заходили в тупик. Занятие в окружении произведений искусства позволило применить знания по предмету на практике с пониманием, что у каждого художника или скульптора своё восприятие и философия жизни».
Студент Вячеслав Буланович не считает пары в университете скучными, но поход в музей для него всё же был интереснее: «Было приятно погрузиться в атмосферу искусства, особенно учитывая то, что в повседневной жизни на это редко находится время. Удалось посетить практически все экспозиции, но больше всего запомнилось обсуждение картин Айвазовского, Хериманса, Данцига, Куинджи. Заинтересовали работы Шагала, хотя раньше я относился к его творчеству скептически. Также запомнилась выставка «Женский род», многие картины надолго задержали возле себя, заставили задуматься. Понравилось, что всё было довольно легко, в непринуждённой атмосфере, за что спасибо группе и нашему преподавателю Даниэле Андреевне, которая инициировала идею похода в музей. Можно, конечно, показывать все эти картины и другие экспонаты на экране в аудитории, но эффект будет совсем не тот. Важно погрузиться в атмосферу музея и искусства в целом, чтобы получить полный спектр ощущений и глубоких знаний, вынести из этого опыта для себя что-то стоящее».
Студент Вячеслав Буланович не считает пары в университете скучными, но поход в музей для него всё же был интереснее: «Было приятно погрузиться в атмосферу искусства, особенно учитывая то, что в повседневной жизни на это редко находится время. Удалось посетить практически все экспозиции, но больше всего запомнилось обсуждение картин Айвазовского, Хериманса, Данцига, Куинджи. Заинтересовали работы Шагала, хотя раньше я относился к его творчеству скептически. Также запомнилась выставка «Женский род», многие картины надолго задержали возле себя, заставили задуматься. Понравилось, что всё было довольно легко, в непринуждённой атмосфере, за что спасибо группе и нашему преподавателю Даниэле Андреевне, которая инициировала идею похода в музей. Можно, конечно, показывать все эти картины и другие экспонаты на экране в аудитории, но эффект будет совсем не тот. Важно погрузиться в атмосферу музея и искусства в целом, чтобы получить полный спектр ощущений и глубоких знаний, вынести из этого опыта для себя что-то стоящее».
Подготовлено пресс-службой БГУИР совместно с кафедрой философии
Фото Даниэлы Мозалевской, Софии Витковской, Алексея Кривецкого