Белорусский Государственный Университет  Информатики и Радиоэлектроники
БГУИР
BSUIR

4 учебная неделя

логотип

Кафедра инженерной психологии и эргономики.
Аспирантам. Специальность 19.00.03

19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика

I. Отрасль науки, по которой присуждаются ученые степени
Психологические и технические науки.

II. Формула специальности
Содержанием специальности 19.00.03 - «Психология труда, инженерная психология, эргономика» является исследование и/или проектирование процессов, характеризующих субъекта труда, а также исследование и/или разработка технических методов и средств, необходимых для этой деятельности. Труд понимается в широком смысле как производство людьми ценностей при взаимодействии с системами природы и культуры (также в широком смысле слова). Объектом исследования, проектирования являются факты и закономерности формирования, функционирования субъектов труда (индивидуальных, групповых) в разнообразных условиях среды. Кроме того, объектом исследования, разработки являются технические (организационные, программные, информационные и подобное) методы и средства, используемые для изучения и/или проектирования указанных выше процессов. При этом среда (учитываемая, проектируемая) также понимается широко (как включающая предметные, социальные, организационные, гигиенические, эстетические, информационные, экологические, технические и подобное факторы труда).

III. Области исследований
1. Методологические и теоретические принципы, методы, средства исследования, создания и совершенствования эргатических систем и сред. Системный подход в проектировании эргатических систем, включая вопросы распределения функций между людьми и средствами автоматизации проектируемой системы, разработки алгоритмов индивидуальной и коллективной деятельности, человеко-машинного интерфейса, средств коммуникации, рабочих мест операторов и т.п.
2. Условия и возможности психологического обеспечения безопасности труда в различных профессиях. Методы и алгоритмы интеллектуальной поддержки решений при проектировании эргатических систем, проведении эргономической экспертизы, расследовании происшествий, вызванных ошибками человека.
3. Психологические проблемы конструирования, эксплуатации и производства сложных технических систем. Математические модели, программное обеспечение, анализ и синтез высокоэффективных эргатических систем различных типов, прогнозирование их эффективности, качества и надежности.
4. Своеобразие психического склада представителей разнообразных профессий (склад ума, особенности образа мира, индивидуальный и групповой стиль работы и подобное). Установки на творческий и исполнительский труд.
5. Анализ и проектирование профессий, средств, условий труда, производственной среды, информационных потоков, расстановка кадров, трудовых постов, профподбор, профотбор сообразно психологическим особенностям человека, а также в связи с развитием новых технологий. Своеобразие мышления (решения задач) представителей разнотипных профессий. Разработка и усвоение алгоритмов продуктивного решения производственных задач. Оптимизация режимов труда и отдыха в различных видах деятельности.
6. Формирование профессиональной и личностной надежности представителей опасных профессий. Особенности проявления психики и оптимизация труда в сложных и опасных профессиях (включая вопросы предотвращения психологических причин ошибок, отказов, аварий, происшествий, военной и боевой деятельности; вопросы возможных невротических срывов работников, профессиональных деформаций личности и подобное).
7. Методы, стимулирующие саморазвитие профессионалов, обеспечение интенсификации их профессионального становления. Средства, обеспечивающие раскрытие творческих возможностей и других ценных качеств. Повышение соответствия профессионально важных качеств руководителя и требований управленческой деятельности. Методы, процедуры оценки специалистов и руководящих кадров; требования к ним. Траектории индивидуального, профессионального и личностного развития.
8. Виды и модели профессиональной деятельности, профессионально ценные особенности психики людей. Выработка новых стратегий смены профессий, профессионального образования. Принципы создания тренажеров для подготовки операторов человеко-машинных систем, а также различные средства обучения, их реализация.
9. Допрофессиональное развитие, формирование человека как субъекта труда (психологические основы трудового воспитания, обучения, профориентации). Развитие деятельности лиц с ограниченными возможностями, психологическое обеспечение их трудоустройства.
10. Функциональные состояния человека в профессиональной деятельности: диагностика, профилактика, анализ, оценка и коррекция неблагоприятных состояний. Методы оптимизации работы операторов, операторских групп, команд. Синтез эргономических и антропологических подходов для обеспечения оптимальной гигиенической производственной среды.
11. Оптимизация моделей управляемых объектов, производственных ситуаций в работе. Оптимизация процессов принятия решений профессионалами. Разработка систем психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в различных профессиях.
12. Функционирование человека в организационных системах, в процессах руководства другими, взаимодействие работников и управление коллективом в распределенных организационных системах с использованием современных информационных технологий. Психологическая составляющая распределения ресурсов и обеспечения организаций ресурсами (трудовыми, материально-финансовыми, информационными). Повышение квалификации специалистов и разработка моделей, концепций учебных центров на основе психологического моделирования решаемых задач.
13. Методы и средства анализа и синтеза пользовательских интерфейсов современных эргатических систем. Психологические проблемы оптимизации использования компьютерных и коммуникационных систем. Средства отображения информации об управляемых объектах, оценка и проектирование средств управления объектами сообразно особенностям психики людей. Построение моделей пользователей информационных систем как основы для разработки пользовательского интерфейса.

IV. Смежные специальности
• 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии
• 19.00.02 - психофизиология
• 19.00.04 - медицинская психология
• 19.00.05 - социальная психология
• 05.26.01 - охрана труда (по отраслям)
• 05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям)
• 05.26.03 - пожарная и промышленная безопасность
• 05.11.17 - приборы, системы и изделия медицинского назначения
• 05.12.13 - системы, сети и устройства телекоммуникаций
• 05.13.05 - элементы и устройства вычислительной техники и систем управления
• 05.13.06 - автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)
• 05.13.15 - вычислительные машины, комплексы и компьютерные сети

V. Разграничения со смежными специальностями
В отличие от специальности 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии, в область исследования которой входят общие психологические закономерности, теоретически и экспериментально обоснованные принципы и методы, основных понятий и категорий психологии, в задачи специальности 19.00.03 входит изучение конкретных форм трудовой деятельности человека, его отношение к труду, закономерности развития и функционирования человека в процессе труда.
В отличие от специальности 19.00.02 - психофизиология, предметом которой является изучение нейронного уровня системных мозговых механизмов, лежащих в основе психических процессов, состояний и индивидуальных различий, область специальности 19.00.03 ограничивается особенностями проявления психофизиологических явлений в условиях функционирования систем «человек - техника - среда» различного назначения.
В отличие от специальности 19.00.04 - медицинская психология, в область исследования которой входят психологический анализ природы заболеваний, влияние различных неблагоприятных факторов на здоровье, многообразные особенности психики человека при различных патологических состояниях и аномалиях развития, специальность 19.00.03 занимается изучением психических состояний человека без видимых патологий, связанных с его трудовой деятельностью в системах «человек - техника - среда» различного назначения.
В отличие от специальности 19.00.05 - социальная психология, предметом исследования которой является изучение особенностей взаимодействия и взаимовлияния людей в их социальном контексте, специфики межличностного взаимодействия в группах различного уровня, специальность 19.00.03 рассматривает взаимодействие людей в рамках общности, деятельность которых обусловлена спецификой действий в системах «человек - техника - среда» различного назначения.
В отличие от специальности 05.26.01 - охрана труда, в область исследования которой входит изучение влияния технических, информационных и организационных факторов на обеспечение безопасных условий труда, в задачи специальности 19.00.03 входит исследование психологических аспектов трудовой деятельности человека, в том числе и психологических факторов безопасности труда.
В отличие от специальности 05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях, предметом исследования которой являются теоретические, организационные, психологические и технические проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, специальность 19.00.03 занимается изучением процессов, характеризующих субъекта труда в любых условиях и средах обитания.
В отличие от специальности 05.26.03 - пожарная и промышленная безопасность, которая исследует технические, технологические, организационные и психологические факторы защиты от пожаров, взрывов и промышленных аварий, задачами специальности 19.00.03 является изучение широкого круга психических явлений, связанных с функционированием систем «человек- техника - среда» различного назначения в любых условиях.
В отличие от специальности 05.11.17 - приборы, системы и изделия медицинского назначения, областью исследования которой являются теоретические и научно-прикладные проблемы разработки, создания и эксплуатации медицинских приборов, одной из задач специальности 19.00.03 являются исследования проблем создания приборов для изучения психических явлений, возникающих в системах «человек- техника - среда».
В отличие от специальности 05.12.13 - системы, сети и устройства телекоммуникаций, предметом которой являются создание и развитие теории, совершенствование существующих и разработка новых сетей, систем и устройств радио, проводной и волоконно-оптической связи с высокими качественными показателями, специальность 19.00.03 производит учет и реализацию требований «человеческого фактора» в исследовании и разработке сетей, систем и устройств радио, проводной и волоконно-оптической связи.
В отличие от специальности 05.13.05 - элементы и устройства вычислительной техники и систем управления, предметом исследований которой являются элементы и устройства вычислительной техники и систем управления, разработка и создание их на основе алгоритмических и технических принципов, применение в различных областях народного хозяйства, специфика специальности 19.00.03 состоит в обеспечении инженерно-психологических требований и эргономических свойств при создании новых элементов и устройства вычислительной техники и систем управления.
В отличие от специальности 05.13.06 - автоматизация и управление технологическими процессами и производствами, которая проводит исследования по разработке систем управления технологическими процессами и производствами в промышленности, областью исследования специальности 19.00.03 является широкий круг психических явлений, влияющих на эффективность различных эргатических систем.
В отличие от специальности 05.13.15 - вычислительные машины, комплексы и компьютерные сети, предметом исследований которой являются принципы и методы построения вычислительных машин, комплексов, локальных и глобальных компьютерных сетей, технических и программных средств, а также принципы организации обработки информации в различных областях человеческой деятельности, в задачи специальности 19.00.03 входит обеспечение эргономических свойств при построении вычислительных машин, систем, технических и программных средств.

VI. Разграничения по отраслям науки
Исследования и/или проектирование процессов, характеризующих субъекта труда (индивидуального, группового) в соответствующих (учитываемых, проектируемых) средах обитания (информационных, экологических, технических, социальных и подобное) относятся к психологическим наукам.
Исследования и/или разработка технических (организационных, программных, информационных и подобное) методов и средств, используемых для исследования и/или проектирования процессов, характеризующих субъекта труда (индивидуального, группового) в соответствующих (учитываемых, проектируемых) средах обитания (информационных, экологических, технических, социальных и др.) относятся к техническим наукам.