Белорусский Государственный Университет  Информатики и Радиоэлектроники
БГУИР
BSUIR

3 учебная неделя

Специальность "Вычислительные машины, системы и сети"



Квалификация - инженер-системотехник
Форма обучения - заочная (бюджет/платно),

В чем специфика и актуальность?



Благодаря бурному развитию вычислительной техники за последние 20-30 лет информационные технологии (IT-Information Technologies) стали флагманом новой экономики - экономики знаний. Более того, профессиональные навыки в IT являются универсальными и позволяют подготовленному специалисту почувствовать себя востребованным работником в любой стране мира. Благодаря грамотной политике руководства РБ в сфере высоких технологий Беларусь заслуженно заработала репутацию одной из 30 самых продвинутых в информационных технологиях стран мира. Компании-резиденты Парка высоких технологий создают программные продукты мирового уровня благодаря подготовленным в белорусских ВУЗах специалистам. Львиную долю инженеров этих компаний подготовил БГУИР.

Все эти факторы, безусловно, подстёгивают интерес абитуриентов к IT- специальностям нашей альма-матер. Однако редко кто из абитуриентов может при поступлении чётко ответить на вопросы: «- А что это такое - IT?» «- В чём разница между различными направлениями информационных технологий?». И самое главное: «- А в каком из направлений будет интересно учиться, работать и в дальнейшем развиваться именно мне?»

Мы даём ответы на эти вопросы. Причём прямо здесь и сейчас.

  • Информационные технологии проще всего представить в виде дерева. Это довольно могучее дерево с историей в пару сотен лет - от счётных машин Чарльза Беббиджа и станков Жаккара до сегодняшних мобильных устройств и социальных сетей. Если проследить взглядом ствол, то можно увидеть три основных ветви, от которых отходят все остальные. Это - аппаратное обеспечение, программное обеспечение и сетевые технологии. Иными словами, все современные узкие информационные технологии, так или иначе, но происходят от какой-либо основной ветви либо от нескольких основных ветвей одновременно.


  • Разница между различными направлениями/специальностями информационных технологий заключается в объёме часов, которые студенты тратят на изучение той или иной узкой дисциплины. К сожалению либо к счастью, но современные технологии развиваются так бурно, что все возможные направления изучить одному человеку физически невозможно. Эпоха универсальных IT-специалистов безвозвратно ушла. Так или иначе, но в какой-то определённый момент своей жизни любой IT- инженер чётко осознаёт свой спектр профессиональных интересов, нишу труда на рынке и начинает интенсивно работать над совершенствованием достаточно узких профессиональных навыков. Зачастую, если наш абстрактный IT-инженер в начале своей подготовки не освоил базовые вещи того или иного направления, то в последствии он уже не сможет просто найти времени, чтобы кардинально изменить свою карьеру IT-специалиста. Эта закономерность так же прослеживается и в карьерах, казалось бы, смежных профессионалов. Например, в рамках разработки программного обеспечения (Software Engineering): разработчики back-end решений, mobile developers, автоматизированного тестирования, SAP решений - после определённого периода своей профессиональной жизни уже не могут «перепрыгнуть» на «соседнюю ветвь» IT. Им легче вырасти в менеджера проектов либо в системного архитектора, чем освоить полный стек инструментария того или иного смежного IT-направления. В связи с этим очень остро стоит вопрос изначального выбора приоритетного направления своего личностного и профессионального роста. Иными словами - как не ошибиться в выборе специальности, которой, скорее всего, придётся заниматься лучшие годы своей жизни. Ответ довольно прост - попробовать разные технологии самому и определить, что больше нравится, что - меньше, а что - совсем не по душе.


  • В рамках обучения специальности «Вычислительные машины, системы и сети», все профессиональные предметы можно разделить в следующих пропорциях: 30% - аппаратное обеспечение ЭВМ, 30% - программное обеспечение ЭВМ, 25% - сетевые технологии. Оставшиеся 15% дисциплин - это либо базовые универсальные предметы, как например, «Дискретная математика», либо узкоспециализированные дисциплины, которые являются надстройкой высокого уровня над другими IT-направлениями, например - «Цифровая обработка сигналов и изображений». Таким образом, кафедра ЭВМ готовит своего рода «стволовые клетки» IT-специалистов, которые уже в процессе обучения начинают чётко осознавать, какие IT-направления им интересны и, начиная примерно с 3-го курса, целенаправленно совершенствуются в выбранном ими направлении.


Чему можно научиться?



IT прогрессируют практически феноменальными темпами. Так, например, ещё 10 лет назад понятие смартфон было полной экзотикой (первый iPhone был выпущен в 2007 году!), а сегодня количество мобильных устройств, которые имеют выход в интернет, превысило количество стационарных и переносных персональных компьютеров. Всё это привело к лавинообразному росту рынка труда различных IT-специалистов, непропорционально большому по отношению к другим отраслям реальной экономики росту зарплат в IT-сфере, буму IT-стартапов и другим «детским болезням» роста аналогичных сложных систем. Так, на сегодняшний день, самой дорогой компанией мира является Google, который прошёл путь от пары основателей до мировой корпорации всего за два десятка лет! Второй компанией по капитализации является Apple - так же IT-корпорация, которая всего лишь в два раза старше Google.

С одной стороны данная динамика не может не радовать любого человека, связанного с IT, но с другой стороны - по мере усложнения систем (программных, аппаратных, сетевых либо смешанного типа) всё меньшее количество инженеров представляют себе как именно работает компьютер и каким образом выполняется его код на различных уровнях абстракции современных вычислительных систем. Мы дадим вам эти знания. Наши выпускники способны программировать все типы вычислительных систем - от микроконтроллеров, настольных ПК и ноутбуков, до сетевых маршрутизаторов, мобильных устройств и многопроцессорных вычислительных кластеров. Более того, инженеры-системотехники - выпускники кафедры ЭВМ БГУИР могут в случае необходимости не просто диагностировать неисправность в любом из перечисленных видов устройств, но и в определённых случаях самостоятельно её устранить. Мы учим наших студентов овладевать вычислительной техникой в прямом смысле этого слова!

Наряду с фундаментальной подготовкой в области физики, высшей и дискретной математики, электротехники, схемотехники, метрологии и стандартизации студент специальности ВМСиС осваивает следующие основные дисциплины:

  • языки программирования и объектно-ориентированное проектирование (Ассемблер, C/С++, С#, Java, Scala, JavaScript, HTML, XML, SQL и др.)

  • структурная и функциональная организация ЭВМ

  • архитектура вычислительных машин и систем

  • автоматизация проектирования ЭВМ и систем (VHDL, Altera, Xilinx)

  • цифровая обработка сигналов и изображений

  • вычислительные комплексы, системы и сети

  • системное программное обеспечение вычислительных машин

  • проектирование локальных сетей, их программного и аппаратного обеспечения

  • защита информации в вычислительных сетях


Следует однако заметить, что, помимо преподавания дисциплин, предусмотренных программой обучения, мы так же ориентируем наших студентов на те специфические знания и навыки, которыми он просто обязан овладеть самостоятельно для построения удачной карьеры.

На кафедре ЭВМ - выпускающей кафедре, студенты могут в процессе своего обучения в рамках учебного плана получить международный сертификат CCNA филиала сетевой академии Cisco, а также образовательного центра National Instruments, функционирующих на кафедре с 2010 года. На базе высокопроизводительного вычислительного кластера студенты ВМСиС получают практические навыки разработки параллельных алгоритмов с использованием технологий CUDA, MPI, OpenMP.

Что дальше?



Наши инженеры-системотехники обладают конкурентоспособной на мировом рынке профессией. Статистика показывает, что около 70% наших выпускников сейчас работают в сфере производства программного обеспечения, 20% - в качестве системных администраторов и инженеров технической поддержки и около 10% - занимаются разработкой аппаратных решений. В настоящее время, если посмотреть сеть профессиональных контактов LinkedIn, порядка 50% наших выпускников работают за рубежом, в том числе и в таких компаниях с мировым именем как «Twitter», «Samsung», «Amazon».

Однако, те ребята, которые остались в Беларуси, подтверждают вышеприведённый тезис об универсальности нашей подготовки - так например, в момент написания данной статьи 10 наших выпускников работали в компании «Wargaming.net» на разных позициях - QA Engineer (1), Release Manager (1), Software engineer (2), Web Developer (3), UI Developer (1), AS3 Developer(1) и IT Solutions Administrator (1). В компании «Viber Media, Inc.» - как минимум 3 человека, на должностях: Software Engineer (iOS), Android Developer (1) и Infrastructure Engineer (1). Порядка 150 человек - в самой большой IT-компании Беларуси «Epam» на всех возможных инженерных и административных должностях. Порядка 15 наших выпускников начиная с 1995 года организовали свои собственные IT-предприятия