архив
Студент и Интернет
Популярность Интернета в наше время неоспорима. С каждым днем растет количество пользователей, увеличивается время пребывания в Сети. Интернет стал частью нашей жизни. С его помощью мы разговариваем с друзьями в других странах, совершаем покупки, находим учебную информацию, узнаем о событиях культурной жизни и даже знакомимся со вторыми половинками… Это положительная сторона глобальной сети. К сожалению, есть и отрицательная - это Интернет-зависимость. Она приводит к тому, что люди ссорятся с близкими, теряют работу, тратят большие деньги на онлайн игры и платные сайты и даже умирают, сидя у монитора… И такая зависимость может быть страшнее алкоголизма и наркомании.
Что же означает термин «Интернет-зависимость»? Это психическое расстройство, выражающееся в навязчивом желании подключиться к Интернету и болезненной неспособности вовремя отключиться от него. Человек, страдающий этим заболеванием, может проводить в виртуальном мире до 18 часов в день, предпочитая реальной жизни «жизнь» в компьютерных играх и Интернете.
Еще в начале 90-х психиатр Кимберли Янг начала исследования в новой тогда области Интернет-зависимости. Время шло, в некоторых странах стали открываться клиники по лечению неизвестного ранее заболевания, появились первые смертельные случаи. С другой стороны, многие ученые пытались опровергнуть само существование Интернет-зависимости. До сих пор это заболевание не имеет в медицинском мире официального статуса. Научные споры не ослабевают и сегодня, а значит, эта тема требует новых исследований.
На кафедре инженерной психологии и эргонимики было проведено исследование с целью оценки ситуации в отношении Интернет-зависимости у студентов нашего университета. Исследование проводилось опросным методом, для чего была разработана специальная анкета из 22 вопросов. Обследуемым контингентом были выбраны студенты 1-4 курса специальности «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий» (ИПОИТ). Молодые люди изучают информационные технологии и поэтому имеют дело с всемирной паутиной практически ежедневно. Неужели они добровольно пополняют ряды людей, зависимых от Интернета? Исследование показало, что это не так.
В вопросах затрагивались различные области: наиболее посещаемые сайты, наличие Интернета дома, число лет пользования Интернетом, количество времени, проводимого онлайн и др. Кроме того в анкету было включено восемь вопросов, которые непосредственно направлены на выявление Интернет-зависимости, а именно:
1) Думаете ли Вы о предыдущих онлайн сеансах и предвкушаете ли последующие?
2) Ощущаете ли Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
3) Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
4) Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?
5) Находились ли Вы онлайн больше, чем предполагали?
6) Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы на работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета?
7) Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
8) Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или дурного настроения (чувства беспомощности, вины, раздраженности или депрессии)?
При положительных ответах на 5 и более вопросов из данного списка человек считается Интернет-зависимым.
Общее количество студентов специальности ИПОИТ, ответивших на вопросы анкеты составило 127 человек в возрасте от 17 до 25 лет, из которых 26% девушки.
На основании тестирования было обнаружено, что довольно высок (от 59 до 91% в зависимости от курса) уровень знания об Интернет-зависимости. Возможно, поэтому процентное соотношение считающих себя зависимыми (4-15%) и фактически являющихся зависимыми (0-15%) очень близко.
Интернет-зависимость среди студентов 1-2 курсов находится в пределах 15%, что соответствует уровню Интернет-зависимости среди россиян, определенному российскими специалистами. На 3-ем курсе уровень зависимости снижается, а на 4-м курсе он падает до 4%, подтверждая гипотезу Кимберли Янг о низком уровне Интернет-зависимости среди специалистов с высоким уровнем образования.
Наличие Интернета дома и стаж студентов как пользователей Интернета - эти показатели не оказывали большого влияния на результаты анкетирования, поскольку показали равное процентное соотношение для студентов всех курсов (почти 100-процентное наличие Интернета дома и стаж пользования более 3 лет). При этом среди показателей зависимости наиболее распространенными на всех 4-х курсах были размышления о предыдущих онлайн сеансах и использование Интернета как средства ухода от проблем или дурного настроения, а также нахождение в Интернете дольше предполагаемого времени.
Большую часть онлайнового времени у студентов занимает пользование сайтами, полезными для учебы, а также игровыми и развлекательными, на третьем месте - общественно-политические сайты.
У большинства студентов Интернет забирает из ежедневного бюджета времени от одного до шести часов.
Но при этом, по мнению большинства, Интернет, не влияет на их здоровье, а потому студенты считают его полезным и испытывают в нем периодическую потребность.
На основании нашего исследования можно сделать вывод: люди, которые выбрали профессию, связанную с информационными технологиями, рассматривают Интернет в качестве помощника в своей работе и получении знаний. И хотя они вынуждены использовать Интернет постоянно в рамках своей деятельности, это вызывает скорее снижение потребности в нем, чем развитие зависимости.
Получается, что лучшей профилактикой Интернет-зависимости является информирование людей о ее наличии, а также более глубокое изучение информационных технологий.
Человеку, который не может избавиться от болезненной привязанности к Интернету можно посоветовать:
• обрести другую «зависимость» - что-нибудь более полезное (чтение, йога, бег трусцой, туризм и т.п.) - и уходить в нее всякий раз, когда возникает желание зависнуть в Интернете;
• понять, чего не хватает в жизни (если не хватает адреналина, записаться на карате, если общения - организовать вечеринку и др.);
• сформировать правильные жизненные цели: физическое здоровье, материальное благополучие, семья, творческая самореализация;
• составить конкретный план действий по избавлению от Интернет-зависимости и обозначить сроки его реализации (это сделает Вас более дисциплинированным и организованным).
Можно также дать общий совет всем, кто страдает от Интернет-зависимости или близок к этому сосотянию: цените время, проведенное со своей семьей и друзьями в реальной жизни, тогда любые технические новинки будут приносить Вам пользу и радость.
И.Г ШУПЕЙКО
доцент кафедры инженерной
психологии и эргономики
Юлия ГЕДРАНОВИЧ
студентка 5 курса ФКП
При невозможности самостоятельно преодолеть возникшую проблему - проконсультируйтесь с психологом социально-психологической службы БГУИР: корп.4, к.324, тел. 293-85-77; общ.N1, к.104, тел. 293-21-44; общ.N2, к.400, тел. 293-22-44.
Телефоны экстренной помощи в г. Минске вы также найдете на сайте БГУИР http://www.bsuir.by в разделе «Информация» (подраздел «Рекомендации психолога»).
Помните, что главное - не стесняться заявить о своей проблеме.
Что же означает термин «Интернет-зависимость»? Это психическое расстройство, выражающееся в навязчивом желании подключиться к Интернету и болезненной неспособности вовремя отключиться от него. Человек, страдающий этим заболеванием, может проводить в виртуальном мире до 18 часов в день, предпочитая реальной жизни «жизнь» в компьютерных играх и Интернете.
Еще в начале 90-х психиатр Кимберли Янг начала исследования в новой тогда области Интернет-зависимости. Время шло, в некоторых странах стали открываться клиники по лечению неизвестного ранее заболевания, появились первые смертельные случаи. С другой стороны, многие ученые пытались опровергнуть само существование Интернет-зависимости. До сих пор это заболевание не имеет в медицинском мире официального статуса. Научные споры не ослабевают и сегодня, а значит, эта тема требует новых исследований.
На кафедре инженерной психологии и эргонимики было проведено исследование с целью оценки ситуации в отношении Интернет-зависимости у студентов нашего университета. Исследование проводилось опросным методом, для чего была разработана специальная анкета из 22 вопросов. Обследуемым контингентом были выбраны студенты 1-4 курса специальности «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий» (ИПОИТ). Молодые люди изучают информационные технологии и поэтому имеют дело с всемирной паутиной практически ежедневно. Неужели они добровольно пополняют ряды людей, зависимых от Интернета? Исследование показало, что это не так.
В вопросах затрагивались различные области: наиболее посещаемые сайты, наличие Интернета дома, число лет пользования Интернетом, количество времени, проводимого онлайн и др. Кроме того в анкету было включено восемь вопросов, которые непосредственно направлены на выявление Интернет-зависимости, а именно:
1) Думаете ли Вы о предыдущих онлайн сеансах и предвкушаете ли последующие?
2) Ощущаете ли Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
3) Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
4) Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?
5) Находились ли Вы онлайн больше, чем предполагали?
6) Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы на работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета?
7) Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
8) Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или дурного настроения (чувства беспомощности, вины, раздраженности или депрессии)?
При положительных ответах на 5 и более вопросов из данного списка человек считается Интернет-зависимым.
Общее количество студентов специальности ИПОИТ, ответивших на вопросы анкеты составило 127 человек в возрасте от 17 до 25 лет, из которых 26% девушки.
На основании тестирования было обнаружено, что довольно высок (от 59 до 91% в зависимости от курса) уровень знания об Интернет-зависимости. Возможно, поэтому процентное соотношение считающих себя зависимыми (4-15%) и фактически являющихся зависимыми (0-15%) очень близко.
Интернет-зависимость среди студентов 1-2 курсов находится в пределах 15%, что соответствует уровню Интернет-зависимости среди россиян, определенному российскими специалистами. На 3-ем курсе уровень зависимости снижается, а на 4-м курсе он падает до 4%, подтверждая гипотезу Кимберли Янг о низком уровне Интернет-зависимости среди специалистов с высоким уровнем образования.
Наличие Интернета дома и стаж студентов как пользователей Интернета - эти показатели не оказывали большого влияния на результаты анкетирования, поскольку показали равное процентное соотношение для студентов всех курсов (почти 100-процентное наличие Интернета дома и стаж пользования более 3 лет). При этом среди показателей зависимости наиболее распространенными на всех 4-х курсах были размышления о предыдущих онлайн сеансах и использование Интернета как средства ухода от проблем или дурного настроения, а также нахождение в Интернете дольше предполагаемого времени.
Большую часть онлайнового времени у студентов занимает пользование сайтами, полезными для учебы, а также игровыми и развлекательными, на третьем месте - общественно-политические сайты.
У большинства студентов Интернет забирает из ежедневного бюджета времени от одного до шести часов.
Но при этом, по мнению большинства, Интернет, не влияет на их здоровье, а потому студенты считают его полезным и испытывают в нем периодическую потребность.
На основании нашего исследования можно сделать вывод: люди, которые выбрали профессию, связанную с информационными технологиями, рассматривают Интернет в качестве помощника в своей работе и получении знаний. И хотя они вынуждены использовать Интернет постоянно в рамках своей деятельности, это вызывает скорее снижение потребности в нем, чем развитие зависимости.
Получается, что лучшей профилактикой Интернет-зависимости является информирование людей о ее наличии, а также более глубокое изучение информационных технологий.
Человеку, который не может избавиться от болезненной привязанности к Интернету можно посоветовать:
• обрести другую «зависимость» - что-нибудь более полезное (чтение, йога, бег трусцой, туризм и т.п.) - и уходить в нее всякий раз, когда возникает желание зависнуть в Интернете;
• понять, чего не хватает в жизни (если не хватает адреналина, записаться на карате, если общения - организовать вечеринку и др.);
• сформировать правильные жизненные цели: физическое здоровье, материальное благополучие, семья, творческая самореализация;
• составить конкретный план действий по избавлению от Интернет-зависимости и обозначить сроки его реализации (это сделает Вас более дисциплинированным и организованным).
Можно также дать общий совет всем, кто страдает от Интернет-зависимости или близок к этому сосотянию: цените время, проведенное со своей семьей и друзьями в реальной жизни, тогда любые технические новинки будут приносить Вам пользу и радость.
И.Г ШУПЕЙКО
доцент кафедры инженерной
психологии и эргономики
Юлия ГЕДРАНОВИЧ
студентка 5 курса ФКП
При невозможности самостоятельно преодолеть возникшую проблему - проконсультируйтесь с психологом социально-психологической службы БГУИР: корп.4, к.324, тел. 293-85-77; общ.N1, к.104, тел. 293-21-44; общ.N2, к.400, тел. 293-22-44.
Телефоны экстренной помощи в г. Минске вы также найдете на сайте БГУИР http://www.bsuir.by в разделе «Информация» (подраздел «Рекомендации психолога»).
Помните, что главное - не стесняться заявить о своей проблеме.