Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

СТРАСТИ вокруг ИНОСТРАННОГО

Инновационный характер социально-экономического развития современного белорусского общества диктует такие условия профессиональной деятельности, при которых практически каждый выпускник нашего вуза сталкивается с необходимостью владения иностранным языком (ИЯ), открывающим доступ к мировым технологиям и научной информации.
Иноязычный бум последних лет по-разному отразился и на концепциях преподавания, и на интересе студентов к различным видам речевой деятельности на иностранном языке. Если перед преподавателем два вопроса «чему учить?» и «как учить?» стабильно демонстрируют свою актуальность, то учащийся, прежде всего, решает «какому аспекту языка отдать предпочтение?» и «куда податься, чтобы им овладеть?»
Сегодня у любого желающего изучать ИЯ большой выбор учебного материала как зарубежного, так и отечественного, есть возможность накапливать знания, навыки и умения в рамках обязательного курса, совершенствоваться в различных лингвистических центрах или посредством Интернета.
Однако, даже при наличии широкого выбора различных образовательных траекторий, наши студенты сталкиваются с рядом проблем, часть которых была выявлена в ходе анкетирования, проведенного кафедрой иностранных языков N2 в апреле месяце на 1 курсе трех факультетов (ФКСиС, ФИТУ и ИЭФ). Опрашиваемым предлагалась указать: сколько лет они изучают ИЯ в рамках обязательно курса (школа + вуз), преимущества и недостатки обязательной программы обучения ИЯ, преимущества и недостатки обучения ИЯ в различных платных центрах, а также отметить используемые приемы самообучения (просмотр/чтение газет, журналов, в том числе в Интернете, просмотр фильмов на ИЯ).
Среди преимуществ обязательного курса обучения ИЯ анкетируемые выделили его четкую методическую организацию и проработанность, возможность познакомиться со своей будущей специальностью на иностранном языке «на опережение», а также встроенность данного курса в сетку расписания. Студенты указали на недостаточность видео- и аудиоматериалов и «прошлись» по качеству учебных пособий: отметив современный характер предлагаемого для изучения материала, при этом качество оформления пособий, наглядность оставляют желать лучшего.
Безусловным преимуществом различного рода платных образовательных центров является их материально-техническая оснащенность. Учебно-методические комплексы от зарубежного издателя радуют своим оформлением, выбор аудио и видеоматериалов безграничен. Занятия в группе с равным уровнем подготовки и, если повезет, с преподавателем-носителем языка позволяют раскрыться вашим способностям. Привлекает возможность получить сертификат международного образца. Однако, как отметили некоторые наши первокурсники, проходя обучение в указанных центрах, они порой оказывались втянутыми в методическую чехарду. Материал если и изучался, то не осуществлялось его закрепление и контроль. А ряд преподавателей-носителей языка в жизни оказывались специалистами других профессий. Наверное, поэтому занятия строились только по одному, пусть и хорошо изданному, но очень дорогому учебному комплекту.
Анализ анкетных данных показал также, что увеличилось количество студентов, которые стараются повысить свой уровень владения ИЯ самостоятельно. Лидирующим в предоставлении материала для изучения является Интернет, затем идут печатные издания.
Единственное, чего не хватает студентам, так это возможности обсудить заинтересовавший их материал «вживую». Такая возможность предоставлена. На кафедре иностранных языков N2 несколько раз в год проводится круглый стол, тему для обсуждения выбирают сами студенты.
Третье заседание круглого стола прошло на кафедре в марте этого года. Бессменными его организаторами и участниками выступили ст. преподаватель Г.Л Теплякова, преподаватели О. В. Туник, Е. Н. Щекотович, Д.С. Кузнецов, М.В. Ладыженко. В качестве гостя была приглашена декан ИЭФ Л. П. Князева. Среди студентов, принявших участие в работе круглого стола, были и постоянные его члены и «newcomers». Заседание началось с представления новых участников и гостей. На основе эпизодов из фильма «Первый рыцарь» обсудили саму идею «круглого стола», как относились к такому методу проведения дискуссий в прошлом, как и когда он используется сейчас.
Участница международной конференции по проблемам окружающей среды, прошедшей в Республике Польша, Дарья Гошина (гр. 971501) представила обзор состоявшихся на конференции дискуссий. Особенно активно также выступили студенты Алина Березинская, Юля Резниченко, Мария Зейфман, Юля Крот, Роман Бачило, Михаил Жарский.
Благодарим наших студентов за сотрудничество! Надеемся, что наш совместный труд будет благоприятствовать тому, чтобы страстей вокруг иностранного было меньше, а практической пользы - больше.

М.В. КРАВЧЕНКО
преподаватель кафедры
иностранных языков N2