архив
Поддержка молодых ученых - инвестиции в будущее
В современном мире перспективы развития любой страны зависят от реализации ее интеллектуального потенциала, от эффективной инновационной деятельности. Белорусская наука - важный инструмент ускорения и повышения эффективности социально - экономического развития нашего государства. Сегодня на страницах нашей газеты мы проведем "круглый стол", за которым обсудим проблему подготовки научных кадров в БГУИР. К беседе мы пригласили проректора по научной работе А.П. Кузнецова, проректора по учебной работе В.Е. Борисенко, начальника Управления подготовки научных кадров высшей квалификации Т.Л. Попкову, зав. кафедрой метрологии и стандартизации, зав. кафедрой электронной техники и технологии А.П. Достанко, члена Республиканского совета молодых ученых В.А. Богуша, начальника отдела студенческой науки и магистратуры С.И. Яроменка.
Миновало не простое перестроечное время, когда многие ученые оказались не у дел. Сегодня они уважаемы и востребованы… Чем объясняется возросший спрос на науку и ученых? Какова роль вузовской науки в решении поставленных государством задач? Александр Петрович Кузнецов: — Сегодня все сферы жизни человека требуют инновационного подхода. Соответственно, возрастает потребность в высококвалифицированных кадрах, творческих личностях, склонных к научной деятельности. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы обозначены основные направления научно-технической и инновационной деятельности. Прежде всего это — ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, новые материалы и новые источники энергии… Инновационным призвано стать и обучение. Новейшие научные достижения должны активно внедряться в учебный процесс: в лекционные курсы, лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты. Хорошо, когда научные результаты последних внедряются в производство. Тем самым выполняется важная задача - интеграция науки и производства. В условиях вуза наука — образование - производство крепко связаны между собой и активно влияют друг на друга. Сегодня вопрос стоит таким образом, чтобы каждая кафедра имела свой филиал на производстве. Плодотворно сотрудничает наш вуз и с Академией наук. Совместно выполняем проекты, и их результаты внедряются в народное хозяйство республики. Вузовская наука всегда находится в центре инноваций. У нас создана непрерывная цепочка подготовки ученых: - студенческая наука - магистратура - аспирантура - докторантура. В БГУИР немало научных школ известных далеко за пределами страны. Какова их роль в подготовке научных кадров? —Это своего рода «маяк», указывающий правильную дорогу в науку и помогающий состояться молодому ученому. Так как это делают Л.М. Лыньков, В.Е. Борисенко, В.К. Конопелько, А.П. Достанко, В.А. Лабунов, А.А. Кураев и др. Имеет ли место сегодня такое негативное явление как «утечка мозгов»? — Сегодня можно говорить о единичных случаях, которые претерпели качественное изменение. Уезжающие за рубеж специалисты не теряют связи с нашими учеными. Мы выполняем совместные и взаимовыгодные проекты, гранты. Каким образом учебный процесс нашего вуза готовит почву для будущих академиков? Виктор Евгеньевич Борисенко: — Воспитание ученого в какой-то степени сродни выращиванию растения. Здесь важны и благодатная почва, и правильный уход, и качественные семена. Что касается почвы, в нашем случае это - постоянное и непрерывное обновление и модернизация технической базы, что является основным условием для проведения исследований. За последние годы ситуация в нашем университете значительно улучшилась. Что касается «ухода» за молодыми учеными, конечно, прежде всего, он должен быть профессиональным. Преподаватель вуза обязан сочетать образовательную деятельность с научной для того, чтобы передать свои знания студентам. В университете существует целостная система поддержки и стимулирования молодых преподавателей и ученых. Это 100% надбавка в течение 4 лет. Ежегодно проводятся смотры-конкурсы молодых преподавателей, в которых определяются и поощряются лучшие. Еще одна форма, способствующая профессиональному росту молодых ученых и преподавателей, это гранты, выделяемые на совершенствование учебного процесса. Что касается отбора «качественных семян», то его мы осуществляем во время приемной кампании, о чем свидетельствует стабильно высокий конкурс и проходной балл при поступлении в наш университет. Не остаются в стороне и кафедры. Они занимаются подготовкой перспективной молодежи для научно-исследовательской работы. Для усиления внутренней мотивации молодого ученого ежегодно проводятся семинары, республиканские конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Как стимулируется работа уже состоявшихся ученых, возглавляющих научные школы и направления? — Сложно придумать, как поощрить именитых ученых, у которых есть заслуженные почет и уважение, и, главное, плеяда учеников, приумножающих славу своего учителя. Для таких ученых целесообразно снизить учебную нагрузку с тем, чтобы освободить время и силы для воспитания нового поколения ученых. Что и сделано в нашем университете. Учебный процесс и научные исследования — существует ли между ними взаимосвязь? —Безусловно.Тематика курсовых и дипломных проектов, как правило, является частью научных исследований. Их результаты используются в лекционных курсах, лабораторных практикумах. В становлении молодого ученого кафедру иногда называют «первичной ячейкой». (Окончание на с.3) Именно здесь закладывается фундамент научно-исследовательской работы. Для кафедры приоритетными направлениями наряду с новыми проектами, открытиями, изобретениями являются обучение, воспитание и наставление молодежи на стезю науки. Значительных успехов в этом достигла кафедра ЭТТ, возглавляемая А.П. Достанко. — Уже на первом курсе мы активно привлекаем студентов к научной работе, используя следующие формы: встречи с ведущими учеными кафедры, знакомство с научными направлениями и лабораториями кафедры, руководителями предприятий, где предстоит работать молодым специалистам. Широко пропагандируем наставничество, чтобы первые шаги студентов в мир науки старшим поколением. Сегодня перед вузом стоит задача подготовки высокопрофессиональных специалистов. И сами студенты мечтают стать таковыми. Открою секрет, как это сделать - заниматься научно-исследовательской работой в том числе, без отрыва от производства. С этой целью создан филиал кафедры ЭТТ на заводе «Транзистор» НПО «Интеграл». Тем самым выполняется важная задача интеграции науки и производства. Открытие аналогичных филиалов на других предприятиях позволит повысить эффективность подготовки специалистов, а также на ранней стадии обучения привлечь студентов к научным исследованиям в области создания современных изделий. Отдел аспирантуры и докторантуры является своего рода «кузницей» научных кадров. Как решается задача подготовки специалистов высшей квалификации? Татьяна Леонидовна Попкова: — Основные показатели деятельности аспирантуры— численность, прием, выпуск из аспирантуры с защитой диссертации. На сегодняшний день их выполнение нас не вполне удовлетворяет. Однако, по моему мнению, более важными критериями эффективности работы аспиранта являются опубликованные научные материалы, участие в выставках и конференциях, внедрение результатов своих научных исследований в производство. Два первых критерия выполняются аспирантами и докторантами нашего вуза в полной мере. Что касается внедрения, то здесь существует ряд объективных причин, по которым этот показатель пока невысок. Исправить положение, на мой взгляд, позволит решение об открытии филиалов кафедр на предприятиях. Что касается проблемы воспитания ученого, то таковым он может стать, решая востребованные прикладные задачи и участвуя в реальной работе на производстве. Важным условием являются личностные качества молодого ученого. Наряду с целеустремленностью, умением самостоятельно работать, правильно организовать свой рабочий день, он должен понимать, что любая научная работа - это работа коллективная. Поэтому коммуникабельность, лояльность по отношению к своим коллегам, чувство коллективизма станут залогом успеха его научной деятельности. Очень важно, чтобы на пути молодого ученого встретился настоящий Учитель, который поверит в него, сможет поручить ему выполнение сложных задач, поможет их решить. Исходя из собственного опыта назовите важнейшие условия для формирования ученого. Вадим Анатольевич Богуш, самый молодой заведующий кафедрой и доктор физико-математических наук: — Как сказал Гете, 99% работы плюс 1% способностей - это формула достижения успеха. В моем случае его слагаемыми стали: — дружный творческий коллектив, где был тандем: студент-магистрант-аспирант; — комфортные условия работы, где важны не столько материальное поощрение, сколько приобретенный научный и бесценный жизненный опыт; — улучшение материальной базы (утеплители домов); — умение работать с информацией, приобретая постоянно новые знания. Но во главу всего я бы поставил роль своего научного руководителя профессора Л.М. Лынькова, с которым я познакомился будучи абитуриентом, и уже на 2 курсе он поручил мне первое научное задание. Очень важно участие студентов в различных конференциях, семинарах, где преподаватель может отбирать лучших для будущей серьезной научной работы. Немаловажен для ученого его статус в обществе. Сегодня он достаточно высок. Государство поддерживает молодых ученых, назначая лучшим стипендии и выделяя гранты. Участие в интерсных проектах прикладного характера — еще один стимул для научного роста. Отдел студенческой науки и магистратуры БГУИР призван обеспечивать работу с талантливой и стремящейся к научным познаниям молодежью университета. Какие формы и методы здесь используются? Сергей Иванович Яроменок: — Нами ведется база данных одаренной молодежи БГУИР. Сегодня это 168 человек: студенты, магистранты, аспиранты. Ежегодно она пополняется 30-40 новыми лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь. Мы осуществляем постоянный мониторинг за тем, как происходит профессиональное взросление одаренной молодежи: через постоянные непосредственные контакты, участие в выставках, конференциях, конкурсах, олимпиадах. В 2006 г. была принята государственная программа «Молодые таланты Беларуси на 2006-2010 годы». Ее реализация позволит создать эффективную систему по выявлению, развитию и поддержке талантливой молодежи. Наш отдел уже активно включился в эту работу, участвуя в организации и проведении республиканских конференций, ежегодных конкурсов научных работ студентов, аспирантов и магистрантов вузов республики, проводит конкурсы среди студентов и аспирантов на получение грантов, стипендий Президента Республики Беларусь. В 2007 году гордостью университета стали 37 студентов, магистрантов и аспирантов, поощренных денежными премиями из средств специального фонда Президента Республики Беларусь за победы в республиканских олимпиадах и конкурсе научных работ студентов вузов Республики Беларусь. За научную работу, представляющую интерес для науки, техники и производства, приказом по университету поощрено 157 человек, в том числе 6 аспирантов и 7 магистрантов. За хорошую учебу и успехи в научно-исследовательской работе 47 студентам установлены стипендии Совета вуза. Проблема формирования молодого ученого неисчерпаема. И выработать универсальную формулу подготовки творческой личности, наверное, невозможно. Однако мы должны осознать, что студенческая наука — это та область, где формируются будущие профессора и академики. И задача преподавателей, кураторов, руководителей всех уровней активно привлекать студентов к научно-исследовательской работе, к решению прикладных задач.
Миновало не простое перестроечное время, когда многие ученые оказались не у дел. Сегодня они уважаемы и востребованы… Чем объясняется возросший спрос на науку и ученых? Какова роль вузовской науки в решении поставленных государством задач? Александр Петрович Кузнецов: — Сегодня все сферы жизни человека требуют инновационного подхода. Соответственно, возрастает потребность в высококвалифицированных кадрах, творческих личностях, склонных к научной деятельности. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы обозначены основные направления научно-технической и инновационной деятельности. Прежде всего это — ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, новые материалы и новые источники энергии… Инновационным призвано стать и обучение. Новейшие научные достижения должны активно внедряться в учебный процесс: в лекционные курсы, лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты. Хорошо, когда научные результаты последних внедряются в производство. Тем самым выполняется важная задача - интеграция науки и производства. В условиях вуза наука — образование - производство крепко связаны между собой и активно влияют друг на друга. Сегодня вопрос стоит таким образом, чтобы каждая кафедра имела свой филиал на производстве. Плодотворно сотрудничает наш вуз и с Академией наук. Совместно выполняем проекты, и их результаты внедряются в народное хозяйство республики. Вузовская наука всегда находится в центре инноваций. У нас создана непрерывная цепочка подготовки ученых: - студенческая наука - магистратура - аспирантура - докторантура. В БГУИР немало научных школ известных далеко за пределами страны. Какова их роль в подготовке научных кадров? —Это своего рода «маяк», указывающий правильную дорогу в науку и помогающий состояться молодому ученому. Так как это делают Л.М. Лыньков, В.Е. Борисенко, В.К. Конопелько, А.П. Достанко, В.А. Лабунов, А.А. Кураев и др. Имеет ли место сегодня такое негативное явление как «утечка мозгов»? — Сегодня можно говорить о единичных случаях, которые претерпели качественное изменение. Уезжающие за рубеж специалисты не теряют связи с нашими учеными. Мы выполняем совместные и взаимовыгодные проекты, гранты. Каким образом учебный процесс нашего вуза готовит почву для будущих академиков? Виктор Евгеньевич Борисенко: — Воспитание ученого в какой-то степени сродни выращиванию растения. Здесь важны и благодатная почва, и правильный уход, и качественные семена. Что касается почвы, в нашем случае это - постоянное и непрерывное обновление и модернизация технической базы, что является основным условием для проведения исследований. За последние годы ситуация в нашем университете значительно улучшилась. Что касается «ухода» за молодыми учеными, конечно, прежде всего, он должен быть профессиональным. Преподаватель вуза обязан сочетать образовательную деятельность с научной для того, чтобы передать свои знания студентам. В университете существует целостная система поддержки и стимулирования молодых преподавателей и ученых. Это 100% надбавка в течение 4 лет. Ежегодно проводятся смотры-конкурсы молодых преподавателей, в которых определяются и поощряются лучшие. Еще одна форма, способствующая профессиональному росту молодых ученых и преподавателей, это гранты, выделяемые на совершенствование учебного процесса. Что касается отбора «качественных семян», то его мы осуществляем во время приемной кампании, о чем свидетельствует стабильно высокий конкурс и проходной балл при поступлении в наш университет. Не остаются в стороне и кафедры. Они занимаются подготовкой перспективной молодежи для научно-исследовательской работы. Для усиления внутренней мотивации молодого ученого ежегодно проводятся семинары, республиканские конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Как стимулируется работа уже состоявшихся ученых, возглавляющих научные школы и направления? — Сложно придумать, как поощрить именитых ученых, у которых есть заслуженные почет и уважение, и, главное, плеяда учеников, приумножающих славу своего учителя. Для таких ученых целесообразно снизить учебную нагрузку с тем, чтобы освободить время и силы для воспитания нового поколения ученых. Что и сделано в нашем университете. Учебный процесс и научные исследования — существует ли между ними взаимосвязь? —Безусловно.Тематика курсовых и дипломных проектов, как правило, является частью научных исследований. Их результаты используются в лекционных курсах, лабораторных практикумах. В становлении молодого ученого кафедру иногда называют «первичной ячейкой». (Окончание на с.3) Именно здесь закладывается фундамент научно-исследовательской работы. Для кафедры приоритетными направлениями наряду с новыми проектами, открытиями, изобретениями являются обучение, воспитание и наставление молодежи на стезю науки. Значительных успехов в этом достигла кафедра ЭТТ, возглавляемая А.П. Достанко. — Уже на первом курсе мы активно привлекаем студентов к научной работе, используя следующие формы: встречи с ведущими учеными кафедры, знакомство с научными направлениями и лабораториями кафедры, руководителями предприятий, где предстоит работать молодым специалистам. Широко пропагандируем наставничество, чтобы первые шаги студентов в мир науки старшим поколением. Сегодня перед вузом стоит задача подготовки высокопрофессиональных специалистов. И сами студенты мечтают стать таковыми. Открою секрет, как это сделать - заниматься научно-исследовательской работой в том числе, без отрыва от производства. С этой целью создан филиал кафедры ЭТТ на заводе «Транзистор» НПО «Интеграл». Тем самым выполняется важная задача интеграции науки и производства. Открытие аналогичных филиалов на других предприятиях позволит повысить эффективность подготовки специалистов, а также на ранней стадии обучения привлечь студентов к научным исследованиям в области создания современных изделий. Отдел аспирантуры и докторантуры является своего рода «кузницей» научных кадров. Как решается задача подготовки специалистов высшей квалификации? Татьяна Леонидовна Попкова: — Основные показатели деятельности аспирантуры— численность, прием, выпуск из аспирантуры с защитой диссертации. На сегодняшний день их выполнение нас не вполне удовлетворяет. Однако, по моему мнению, более важными критериями эффективности работы аспиранта являются опубликованные научные материалы, участие в выставках и конференциях, внедрение результатов своих научных исследований в производство. Два первых критерия выполняются аспирантами и докторантами нашего вуза в полной мере. Что касается внедрения, то здесь существует ряд объективных причин, по которым этот показатель пока невысок. Исправить положение, на мой взгляд, позволит решение об открытии филиалов кафедр на предприятиях. Что касается проблемы воспитания ученого, то таковым он может стать, решая востребованные прикладные задачи и участвуя в реальной работе на производстве. Важным условием являются личностные качества молодого ученого. Наряду с целеустремленностью, умением самостоятельно работать, правильно организовать свой рабочий день, он должен понимать, что любая научная работа - это работа коллективная. Поэтому коммуникабельность, лояльность по отношению к своим коллегам, чувство коллективизма станут залогом успеха его научной деятельности. Очень важно, чтобы на пути молодого ученого встретился настоящий Учитель, который поверит в него, сможет поручить ему выполнение сложных задач, поможет их решить. Исходя из собственного опыта назовите важнейшие условия для формирования ученого. Вадим Анатольевич Богуш, самый молодой заведующий кафедрой и доктор физико-математических наук: — Как сказал Гете, 99% работы плюс 1% способностей - это формула достижения успеха. В моем случае его слагаемыми стали: — дружный творческий коллектив, где был тандем: студент-магистрант-аспирант; — комфортные условия работы, где важны не столько материальное поощрение, сколько приобретенный научный и бесценный жизненный опыт; — улучшение материальной базы (утеплители домов); — умение работать с информацией, приобретая постоянно новые знания. Но во главу всего я бы поставил роль своего научного руководителя профессора Л.М. Лынькова, с которым я познакомился будучи абитуриентом, и уже на 2 курсе он поручил мне первое научное задание. Очень важно участие студентов в различных конференциях, семинарах, где преподаватель может отбирать лучших для будущей серьезной научной работы. Немаловажен для ученого его статус в обществе. Сегодня он достаточно высок. Государство поддерживает молодых ученых, назначая лучшим стипендии и выделяя гранты. Участие в интерсных проектах прикладного характера — еще один стимул для научного роста. Отдел студенческой науки и магистратуры БГУИР призван обеспечивать работу с талантливой и стремящейся к научным познаниям молодежью университета. Какие формы и методы здесь используются? Сергей Иванович Яроменок: — Нами ведется база данных одаренной молодежи БГУИР. Сегодня это 168 человек: студенты, магистранты, аспиранты. Ежегодно она пополняется 30-40 новыми лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь. Мы осуществляем постоянный мониторинг за тем, как происходит профессиональное взросление одаренной молодежи: через постоянные непосредственные контакты, участие в выставках, конференциях, конкурсах, олимпиадах. В 2006 г. была принята государственная программа «Молодые таланты Беларуси на 2006-2010 годы». Ее реализация позволит создать эффективную систему по выявлению, развитию и поддержке талантливой молодежи. Наш отдел уже активно включился в эту работу, участвуя в организации и проведении республиканских конференций, ежегодных конкурсов научных работ студентов, аспирантов и магистрантов вузов республики, проводит конкурсы среди студентов и аспирантов на получение грантов, стипендий Президента Республики Беларусь. В 2007 году гордостью университета стали 37 студентов, магистрантов и аспирантов, поощренных денежными премиями из средств специального фонда Президента Республики Беларусь за победы в республиканских олимпиадах и конкурсе научных работ студентов вузов Республики Беларусь. За научную работу, представляющую интерес для науки, техники и производства, приказом по университету поощрено 157 человек, в том числе 6 аспирантов и 7 магистрантов. За хорошую учебу и успехи в научно-исследовательской работе 47 студентам установлены стипендии Совета вуза. Проблема формирования молодого ученого неисчерпаема. И выработать универсальную формулу подготовки творческой личности, наверное, невозможно. Однако мы должны осознать, что студенческая наука — это та область, где формируются будущие профессора и академики. И задача преподавателей, кураторов, руководителей всех уровней активно привлекать студентов к научно-исследовательской работе, к решению прикладных задач.