архив
Почему не надо бояться слова "юзабилити"?
В последнее время в публикациях по информационным технологиям все чаще и чаще встречается слово "юзабилити". Однако опросы показывают, что не только обычные граждане, но и многие специалисты, работающие в области информатики и компьютерных технологий, не могут объяснить его значение. Прояснить ситуацию мы попросили доцента кафедры инженерной психологии и эргономики, кандидата психологических наук Шупейко Игоря Георгиевича. — Игорь Георгиевич, начнем с главного. Что такое "юзабилити? — Это действительно новое понятие. Оно появилось в 1998 году. Английское слово usability обозначает "практичность", "легкость и простота использования". Юзабилити - это качество программного обеспечения, веб-сайта или устройства, которое позволяет человеку успешно и с легкостью их использовать. Юзабилити - это также и набор методов, помогающих увидеть проблемы, которые делают продукт непригодным для использования. Специалисты, владеющие этими методами, не только находят и систематизируют эти проблемы, но и предлагают варианты их решения. — Да, не эргономика ли отвечает за соответствие изделия требованиям пользователя? — Вы совершенно правы, эргономика и юзабилити - это почти близнецы-братья (а точнее, сестры). Я бы сказал так: юзабилити - это эргономика информационных технологий, а еще точнее - это инженерная психология информационных технологий. Эргономика обеспечивает соответствие изделия антропометрическим (размерам и форме тела), гигиеническим (параметрам рабочей среды), физиологическим (силовым и скоростным возможностям), психофизиологическим (возможностям органов чувств) и психологическим (возможностям памяти, внимания, мышления) требованиям. Первые четыре группы требований в меньшей степени актуальны для информационных технологий, зато здесь исключительную важность приобретают психологические требования. Поэтому можно сказать, что юзабилити - это отрасль инженерной психологии, которая глубоко и всесторонне исследует психологические факторы эффективности функционирования систем "человек-компьютер" и разрабатывает пути и средства их оптимизации. Информационные технологии имеют столько реальных психологических проблем, что вполне оправданно и естественно выделение в качестве самостоятельного отдельного направления "юзабилити". — Какие практические результаты получены в этой области ? — Мировой опыт показывает, что с помощью юзабилити можно на 90% увеличить эффективность электронных технологий. Анализ возврата инвестиций в юзабилити, проведенный ведущими западными компаниями, показывает, что каждый вложенный доллар возвращает от 10 до 100 долларов прибыли и экономии, связанной с сокращением затрат. При этом экономический эффект достигается за счет следующих четырех групп факторов: Разработка: снижение расходов и сокращение времени; Продажи: увеличение доходов; Пользователи: повышение эффективности, продуктивности и удовлетворенности; Снижение затрат на внедрение (за счет сокращения обучения) и на поддержку пользователей. —"Юзабилити" это молодое направление деятельности специалистов. Не могли бы Вы оценить его достижения? — Несмотря на то, что это направление появилось совсем недавно, оно бурно развивается. Создана международная Ассоциация юзабилити профессионалов (UPA), проводятся научно-технические конференции и семинары, посвященные проблемам юзабилити, начиная с 2005 года отмечается Всемирный День Юзабилити. Особенностью работы профессионалов юзабилити является широкое использование возможностей современных информационных технологий. Сегодня в Интернете имеется много сайтов, посвященных юзабилити, проводятся электронные Интернет-конференции и семинары, выпускаются электронные периодические издания. Например, в России в марте 2007 года зарегистрировано электронное периодическое издание "Юзабилити Бюллетень". — В какой отрасли информационных технологий юзабилити имеет наибольшее значение? — В области Интернет-технологий. И вот почему: в Интернет-пространстве сегодня зарегистрировано и функционирует более 100 миллионов сайтов, а число пользователей (посетителей) значительно превышает один миллиард человек. Частота обращения к конкретным сайтам и продолжительность работы во многом определяется тем, насколько в них учтены требования юзабилити. Государственные Интернет-ресурсы нуждаются в учете требований юзабилити в первую очередь - на них находится информация, которая важна и интересна для всех участников социально-политического процесса, будь то пенсионеры, люди с ограниченными физическими возможностями или обычные граждане, не являющиеся профессионалами в области информационных технологий. Однако пока даже опытным пользователям иногда трудно "открыть" нужную страницу на государственных сайтах. Интернет по этой причине не стал эффективным инструментом связи власти и общества. Зачастую, когда заходишь на сайты министерств и ведомств, возникает много вопросов в плане их доступности. Люди, в основном молодые, уходят с них на другие ресурсы. Государственные Интернет-ресурсы зачастую создаются как некая дань моде: сделаны - и хорошо, а как будет работать - не важно. Любой демократической власти необходима информационная открытость. Она является одним из главных условий, формирующих имидж власти. А Интернет - лучшая возможность распахнуть информационные "двери" перед обществом. На постсоветском Интернет-пространстве некоторые из них находятся в бедственном положении. Причин тому несколько. Но, пожалуй, главной является отсутствие специалистов - профессионалов в области юзабилити. — А как можно стать профессионалом в этой области? — Сегодня ни в одном государстве бывшего Советского Союза не ведется профессиональная подготовка специалистов данного профиля. Приятным исключением из этого правила является открытие в 2005 году в нашем университете первой специальности данного направления "Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий". Выпускники университета данной специальности получают всестороннюю подготовку по учету требований "человеческого фактора" при разработке и эксплуатации информационных систем, в том числе и Интернет-сайтов. Поэтому можно надеяться, что они помогут успешно решить проблему юзабилити и сделать сайты удобными для использования.