архив
№6-11
Дорогие абитуриенты ! Приглашаем Вас стать студентами одного из самых престижных вузов республики. Наш университет готовит кадры по 17 специальностям в области вычислительной техники, информатики, радиотехники, микроэлектроники, телекоммуникаций, автоматизированных систем, искусственного интеллекта, автоматического управления, электронного аппаратостроения, медицинской электроники, экономики. На 10 факультетах и 36 кафедрах по дневной, вечерней и заочной формам обучения занимается более 7 тысяч студентов, в том числе - из стран дальнего и ближнего зарубежья. Благодаря спонсорской поддержке всемирно известных компаний PHILIPS, INTEL, IBM и их белорусских партнеров ряд компьютерных классов университета оборудован самой современной вычислительной техникой. Учитывая важность и необходимость знания иностранных языков, наши студенты изучают английский, французский, немецкий и испанский языки. В практике преподавания используются новейшие и нетрадиционные методы и формы обучения. Студентам также предоставлена возможность углубленного изучения одного или двух иностранных языков и бесплатного получения специальности референта-переводчика. Учебный процесс и научные исследования обеспечивают высококвалифицированные преподаватели. Многие из них приглашаются для чтения лекций в ведущие вузы Канады, США, Германии, Португалии, Испании, Китая, Польши и др. Выпускники нашего университета - это высококвалифицированные специалисты, которые смогут войти в интеллектуальную элиту нашего общества. А если вы хотите узнать о нашем университете больше, то обязательно приходите на Дни открытых дверей.
Факультет доуниверситетской подготовки и профессиональной ориентации
Дорогой абитуриент 2002 года! Факультет доуниверситетской подготовки и профориентации (далее ФДПиПО) от всей души желает тебе стать в этом году студентом БГУИР.
Если же твоих знаний оказалось недостаточно, чтобы получить на вступительных испытаниях высокие баллы и пройти по конкурсу, то высококвалифицированные преподаватели, работающие на факультете, готовы придти тебе на помощь. В структуру факультета входят: подготовительное отделение (дневное и заочное), подготовительные курсы (вечерние, заочные и краткосрочные дневные), Региональный центр тестирования.
Подготовительное отделение
На подготовительное отделение принимаются лица, имеющие законченное среднее образование. Обучение на заочном отделении длится девять месяцев с октября по июнь. Для слушателей заочной формы обучения в течение срока обучения организуются очные дневные занятия длительностью по две недели в октябре, феврале и июне месяце. Дважды в месяц по субботам проводятся консультации. Каждый слушатель получает методические разработки, которые помогают выполнять самостоятельно контрольные работы. Обучение на дневном подготовительном отделении длится восемь месяцев с ноября по июнь. Занятия проводятся ежедневно кроме субботы и воскресенья в дневное время в соответствии с учебными планами. Слушатели полностью обеспечены необходимой учебной и методической литературой. Занятия на заочном и дневном подготовительном отделении ведутся по предметам: математика, физика, белорусский или русский язык по выбору. На подготовительном отделении внедрена рейтинговая система оценки знаний по десятибалльной шкале. Слушатели, имеющие высокий рейтинг, по окончании подготовительного отделения получают рекомендацию деканата факультета к поступлению в БГУИР и пользуются льготами при зачислении в полупроходном балле (см. Порядок приема в БГУИР в 2002 году). Обучение на подготовительном отделении платное. От оплаты за обучение полностью освобождаются лица, пользующиеся льготами в соответствии со ст.18,19,20,23,24,25 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также инвалиды I, II, III групп и дети-инвалиды. В 2001 году 67% слушателей, окончивших подготовительное отделение БГУИР, стали студентами не только БГУИР, но и БГПА, БГУ и других вузов.
Подготовительные курсы
При факультете действуют заочные и вечерние восьмимесячные (с ноября по июнь) и четырехмесячные (с февраля по июнь) курсы. Краткосрочные дневные курсы организуются в течение двух-трех недель непосредственно перед вступительными экзаменами в БГУИР. На подготовительные курсы, как правило, поступают учащиеся выпускных классов. Слушатели заочных подготовительных курсов получают методическую литературу и материалы контрольных работ по математике и физике. Дважды в месяц по субботам для слушателей заочных курсов организуются консультации, а во время зимних школьных каникул читаются лекции, на которых слушателей знакомят с особенностями вступительных экзаменов в БГУИР по математике, физике, белорусскому и русскому языкам. Со слушателями вечерних подготовительных курсов занятия проводятся три раза в неделю (понедельник, среда и пятница) по математике, физике, белорусскому и русскому языкам по выбору. Обучение на подготовительных курсах платное.
Региональный центр тестирования
создан при факультете в феврале 2002 года. Центром организуются краткосрочные курсы по подготовке к централизованному тестированию. Для лиц, проходящих доуниверситетскую подготовку при БГУИР (на подготовительном отделении, на подготовительных курсах, в Лицее №1 г. Минска при БГУИР, в классах с углубленным изучением математики и физики в средних учебных заведениях, заключивших с БГУИР договора), БГУИР в 2002 году проводит 19 мая олимпиаду по физике и 26 мая олимпиаду по математике. Победители олимпиад освобождаются от сдачи вступительного экзамена по соответствующему предмету (см. Положение о проведении олимпиад БГУИР в 2002 году).
Г.Ф.Смирнова, декан ФДПиПО
Факультет вечернего обучения
Факультет вечернего обучения осуществляет набор студентов по пяти перспективным и наиболее востребуемым специальностям:
Радиотехника;
Автоматическое управление в технических системах;
Вычислительные машины, системы и сети;
Системы радиосвязи, радиовещания и телевидения;
Сети телекоммуникаций.
Система обучения строится на органичном сочетании практической производственной деятельности, в процессе которой приобретается значительная часть знаний и умений, самостоятельной работы и аудиторных занятий в стенах университета. Успешному обучению студента на вечернем факультете способствует соответствие работы на производстве профилю обучения в вузе. Студенты вечернего факультета обучаются по тем же учебным планам и программам, что и студенты дневных факультетов, и по окончании университета получают дипломы такого же образца. Таким образом, вечернее обучение рационально сочетает преимущества дневного и заочного.
Вечернее обучение это:
- ритмичная работа в течение всего процесса обучения;
- возможность ежедневного общения с преподавателями;
- возможность приобретения практических знаний и умений на производстве;
- оптимальное сочетание самостоятельной работы и аудиторных занятий;
- возможность выполнения дипломного проекта на своем рабочем месте;
- возможность получения в сжатые сроки второго высшего образования без отрыва от производства.
Специальность «Радиотехника» ориентирована на подготовку радиоинженеров по новым перспективным направлениям радиотехники и электроники. Обладая глубокими фундаментальными знаниями, практическими навыками и умениями, выпускники факультета решают задачи разработки, производства, наладки, эксплуатации и ремонта разнообразных по назначению и сложности радиоэлектронных и электронных устройств и систем. Специальность «Вычислительные машины, системы и сети» ориентирована на подготовку инженеров-системотехников для научно-исследовательской, проектной, конструкторской, организационно-управленческой деятельности в области создания и эксплуатации аппаратных и программных средств вычислительной техники. Инженеры-системотехники, выпускники факультета, в совершенстве владеют вычислительной техникой, программным обеспечением, средствами автоматизированного проектирования вычислительных систем, способны разрабатывать как прикладные, так и системные программы. Специальность «Автоматическое управление в технических системах» ориентирована на подготовку инженеров по автоматическому управлению. Инженеры по АУ в ТС занимаются проектированием, производством и эксплуатацией устройств и систем автоматического и автоматизированного управления. Выпускники факультета обладают глубокими знаниями и умениями в области оптимального управления, владеют современными методами анализа и синтеза систем, проектирования систем управления различными технологическими подвижными объектами. Специальность «Системы радиосвязи, радиовещания и телевидения» позволяет получить фундаментальные знания по цветному, кабельному и спутниковому телевидению, системам телевидения повышенного качества и высокой четкости, радиовещанию, современным системам записи аналоговых и цифровых звуковых и телевизионных сигналов на различных носителях. Приобретя специальность «инженер по телекоммуникациям» вы сможете самостоятельно проектировать, разрабатывать и эксплуатировать системы радиосвязи, радиовещания и телевидения любого класса сложности. В рамках специальности «Сети телекоммуникаций» осуществляется подготовка инженеров по телефонным автоматическим коммутируемым сетям связи, межбанковским и локальным сетям передачи данных, системам телефакса, информационо-справочным системам, электронной почте, телефонным сетям связи, сотовым системам связи, системам персонального вызова. Обладая глубокими и прочными знаниями в вопросах теории построения этих систем, их технического обслуживания и эксплуатации, выпускники данной специальности успешно работают на различных предприятиях, фирмах и организациях. Обучение студентов на вечернем факультете осуществляется без отрыва от производства в течение 6 лет. Аудиторные занятия проводятся 4 дня в неделю, с 1850 до 2215. Для сдачи экзаменов успешно обучающимся студентам, в соответствии с законодательством, предоставляются оплачиваемые отпуска: на 1 и 2 курсах - 20 календарных дней ежегодно; на последующих курсах 30 календарных дней ежегодно; на период подготовки к защите дипломного проекта - 4 месяца. Кроме того, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проектирования по желанию студента еженедельно может быть предоставлен один свободный от работы день для подготовки к занятиям без сохранения заработной платы. Высокий уровень подготовки специалистов обеспечивается наиболее квалифицированными преподавателями более 30 кафедр университета.
Заочное обучение, включающее и дистанционное обучение, является одной из наиболее перспективных форм подготовки специалистов с высшим образованием. В заочной форме заложены наибольшие возможности сочетания теоретической и производственной подготовки специалистов. Выпускники факультета без временной адаптации становятся полноценными специалистами, так как производственный опыт они приобретают одновременно с учебой. Обучение на факультете позволяет получать второе высшее образование, которое необходимо для многих людей, решивших изменить профессиональную ориентацию или пополнить свои знания в смежной профессиональной области. Заочное обучение позволяет с 3 курса получать параллельное образование, т. е. стать профессионалом в нескольких областях, получив квалификацию инженера или инженера-экономиста по двум специальностям. Для получения второго высшего образования принимаются лица, постоянно проживающие в республике, граждане Республики Беларусь и белорусы, проживающие за ее пределами, иностранные граждане, имеющие диплом об окончании высшего учебного заведении (последовательное обучение), а также студенты III - VI курсов, успевающие на «хорошо» и «отлично» (параллельное обучение). Лица, обучающиеся или получившие первое высшее образование на платной основе, имеют право на получение второго высшего образования за счет государственных средств на конкурсной основе согласно правилам приема в высшие учебные заведения. Учебный процесс на факультете обеспечивают 32 кафедры университета. Факультет заочного обучения является одним из крупнейших в Республике Беларусь. Кадровый состав кафедр БГУИР позволяет проводить подготовку специалистов без отрыва от производства, в основном, усилиями профессоров, доцентов, имеющих научные степени докторов и кандидатов наук. Профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный персонал кафедр университета делает все возможное, чтобы обеспечить студентам получение знаний, соответствующих современному уровню развития науки, техники и производства. Применение студентами личных компьютеров позволяет улучшать качество своей подготовки посредством информационных сетевых технологий для дистанционного обучения. Преподавателями кафедр в период обучения проводятся индивидуальные консультации, которые со временем можно будет осуществлять и через сеть Internet. Учебно-лабораторные и экзаменационные сессии на факультете заочного обучения традиционно проводятся в январе и июне. Успешно обучающимся в университете студентам по месту их работы, как правило, предоставляется дополнительный отпуск с сохранением заработной платы. Продолжительность отпуска- 30 календарных дней на 1-2 курсах и 40 дней на всех последующих курсах ежегодно, а на период подготовки и защиты дипломного проекта - 120 календарных дней. Студенты имеют возможность участвовать в научно-исследовательских работах кафедр, что является важным составным элементом курсового и дипломного проектирования. По желанию обучающиеся выбирают темы дипломных проектов, связанные с их постоянным местом работы. Актуальность и ценность таких работ достаточно высока. Для студентов-заочников, которые почувствуют свое призвание к науке, открыт путь для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре БГУИР. Факультет заочного обучения БГУИР закончили более трех тысяч человек. Наши выпускники работают па многих предприятиях Республики Беларусь, стран СНГ и дальнего зарубежья. В настоящее время на факультете осуществляется обучение по девяти наиболее востребуемым специальностям в области информатики, радиоэлектроники и экономики: радиотехника; моделирование и компьютерное проектирование радиоэлектронных средств; микроэлектроника; автоматическое управление в технических системах; вычислительные машины, системы и сети; сети телекоммуникаций; многоканальные системы телекоммуникаций; экономика и организация на предприятии; медицинская электроника. На факультете обучается около 1700 человек, в т.ч. граждане иностранных государств, что говорит о престижности одного из лучших университетов радиоэлектронного и информационного профиля- БГУИР. Высокая цель, воля и вера в свои силы, старание позволяют студентам-заочникам получить квалификацию инженера или инженера-экономиста без отрыва от производства. Оказать им помощь в достижении этих целей - основная задача факультета заочного обучения.
Наш адрес: 220027, г. Минск, ул. П. Бровки, д. 10, к 109.
E-mail: dkzaoch@gw.bsuir.unbel.by Адрес в Internet: http://gw.bsuir.by т.
(017)239-89-62. Красовский Владимир Иванович, декан ФЗО, к.т.н., доцент. т. (017)239-84-94, (017)207-38-75
Порядокприема ...
Общие положения
В Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (далее - БГУИР) на конкурсной основе для получения бесплатного высшего образования, если оно получается впервые, принимаются граждане Республики Беларусь и белорусы, которые проживают за ее пределами, граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Таджикистан, а также лица, которые постоянно проживают в Республике Беларусь или имеют статус беженца. Порядок приема граждан других зарубежных государств устанавливается БГУИР по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Абитуриенты обязательно должны иметь среднее образование. На вечернюю форму обучения принимаются лица, которые постоянно проживают в городе Минске или Минском районе. Количество мест для приема студентов на обучение за счет средств бюджета республики, в том числе и для целевой подготовки, устанавливается контрольными цифрами приема, определенными Министерством образования Республики Беларусь. На время вступительных экзаменов иногородним абитуриентам предоставляется общежитие.
Документы представляемые в приемную комиссию БГУИР...
Заявление о приеме с указанием факультета, выбранной специальности и потока подается на имя ректора БГУИР по единой форме по адресу: 220013, г.Минск, ул. П.Бровки, 6. При поступлении на дневную форму обучения к заявлению прилагаются оригинал либо его нотариально заверенная копия, либо ксерокопия (ксерокопия выполняется и заверяется приемной комиссией БГУИР по оригиналу): документа государственного образца о среднем образовании (аттестат; диплом с приложением к нему; диплом об окончании среднего профессионально-технического училища на базе 11-ти классов подается только вместе с аттестатом о среднем образовании); сертификата централизованного тестирования (для прошедших его в 2002 году); медицинской справки по форме 086У (с обязательной отметкой о цветоощущении, флюорографии и прививках); заключения врачебно-квалификационных комиссий (для инвалидов I - III групп, а также детей-инвалидов); выписки из трудовой книжки (для тех, кто работает); справки исполкома сельского совета, которая подтверждает постоянное проживание не менее двух лет в сельских населенных пунктах (для выпускников сельских школ); справки службы занятости населения (для тех, кто находится на ее учете); 6 фотографий размером 3х4. Абитуриенты, которые поступают не в год получения среднего образования, обязаны представить документы, которые подтверждают их учебу или работу за годы, предшествующие поступлению (диплом, выписку из трудовой книжки или справку службы занятости населения или другое). Одновременно с вышеперечисленными представляются документы, которые подтверждают права абитуриентов на льготы, установленные законодательством Республики Беларусь, либо свидетельствуют о личных талантах и способностях абитуриентов. Абитуриенты могут подавать документы лично или присылать по почте в приемную комиссию БГУИР. Паспорт или иное удостоверение личности, выданное органами Министерства внутренних дел Республики Беларусь, предъявляются абитуриентами лично. При поступлении на вечернюю или заочную форму обучения в приемную комиссию подаются только оригиналы вышеперечисленных документов. На дневную форму обучения документы принимаются с 25 июня по 15 июля. На вечернюю и заочную формы обучения документы принимаются с16 июля по 8 августа.
Зачисление
При зачислении на все формы обучения учитываются баллы, набранные абитуриентами на конкурсных вступительных испытаниях. Вне конкурса при получении положительных оценок на вступительных испытаниях на все формы обучения зачисляются: воины-интернационалисты; дети-сироты и дети, которые остались без опеки родителей; дети из семей военнослужащих, либо рабочих и служащих, которые занимали штатные должности в воинских частях, погибших (умерших) или ставших инвалидами во время прохождения воинской службы, либо работы в составе советских войск на территории государств, где велись боевые действия, а также дети из семей военнослужащих, погибших (умерших) в мирное время при прохождении воинской службы; дети из семей лиц руководящего или рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей на территории государств, где велись боевые действия, и погибших (умерших) в мирное время при исполнении служебных обязанностей; дети из семей лиц руководящего или рядового состава органов финансовых расследований Республики Беларусь, которые погибли (умерли) при исполнении служебных обязанностей; инвалиды 1 и 2 групп, а также дети-инвалиды, которым в соответствии с заключением врачебно-квалификационных комиссий не противопоказано обучение в БГУИР и которые могут посещать занятия; лица, которые имеют льготы в соответствии со ст. 18 закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС». Абитуриенты этой категории, которые окончили учебные заведения с отличием (с отличными оценками), зачисляются в том случае, если они успешно прошли собеседование по предметам конкурсных вступительных экзаменов; белорусы зарубежья по рекомендациям белорусских диаспор или учебных заведений зарубежья на специально выделенные Министерством образования Республики Беларусь места в рамках контрольных цифр приема в БГУИР за счет средств бюджета. Первоочередное право на зачисление по дневной форме обучения имеют лица, которые награждены после окончания средней школы золотой (серебряной) медалью, окончили средние специальные учебные заведения (на основе базовой школы с получением среднего образования) с дипломом с отличием, а также профессионально-технические училища (на основе базовой школы с получением среднего образования) с дипломом с отличием, которые имеют по профилирующей дисциплине оценку «5» (в том случае, если число таких абитуриентов превышает количество оставшихся мест, то среди этой категории абитуриентов проводится конкурс в соответствии с порядком зачисления при полупроходном балле). При полупроходном балле на всех формах обучения право первоочередного зачисления имеют: - инвалиды 3 группы, при отсутствии медицинских противопоказаний для обучения; лица, которые имеют льготы в соответствии со ст.19, 20, 23, 24, 25 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС »; уволенные в запас военнослужащие, которые имеют льготы, установленные законодательством, и рекомендации воинских частей; - лица, имеющие стаж практической работы по соответствующим или родственным специальностям не менее, чем два года; - лица, которые имеют стаж практической работы не менее двух лет; - лица, получившие более высокую оценку по неконкурсному экзамену; лица, получившие более высокую оценку по профилирующей дисциплине; выпускники Лицея №1 г.Минска при БГУИР, имеющие рекомендации для поступления от педсовета лицея; выпускники подготовительного отделения, имеющие рекомендации для поступления от деканата факультета доуниверситетской подготовки и профессиональной ориентации БГУИР; - лица, проявившие способности и склонности к выбранной специальности, наиболее подготовленные для обучения в БГУИР: а) награжденные знаками «Изобретатель Республики Беларусь», б) имеющие авторские свидетельства об изобретениях, в) имеющие свидетельства о рационализаторских предложениях; победители проводимых БГУИР в 2002 году олимпиад по профилирующему предмету; победители проводимых БГУИР в 2002 году олимпиад по непрофилирующему предмету; - лица, которые окончили средние специальные учебные заведения (на основе базовой школы с получением среднего образования) с дипломом с отличием по соответствующим или родственным специальностям; - лица, которые окончили профессионально-технические училища (на основе базовой школы с получением среднего образования) с дипломом с отличием по соответствующим или родственным специальностям; лица, награжденные после окончания средней школы золотой медалью; - лица, награжденные после окончания средней школы серебряной медалью; лица, которые окончили средние специальные учебные заведения (на основе базовой школы с получением среднего образования) с дипломом с отличием; лица, которые окончили профессионально-технические училища (на основе базовой школы с получением среднего образования) с дипломом с отличием; лица, которые окончили средние специальные учебные заведения с дипломом с отличием; лица, которые окончили профессионально-технические училища с дипломом с отличием; лица, закончившие средние специальные учебные заведения по соответствующей специальности; лица, закончившие профессионально-технические училища по соответствующей специальности; выпускники «Школ юных» и научно-технического общества (НТО) учащихся БГУИР, которые имеют рекомендации для поступления от кафедр, при которых эти «Школы юных» и НТО организованы; лица, не имеющие удовлетворительных оценок в документе о среднем образовании; - лица, имеющие наибольший средний балл в документе о среднем образовании. Зачисление абитуриентов на условиях целевой подготовки специалистов осуществляется по отдельному конкурсу согласно соответствующему положению на выделенные для целевой подготовки места. Зачисление на все факультеты, группы специальностей и специальности дневной формы обучения проводится по раздельному конкурсу среди выпускников городских школ и сельских школ и ПТУ сельскохозяйственного профиля (которые постоянно проживают не менее двух лет в сельских населенных пунктах) пропорционально поданным заявлениям в соответствии с количеством баллов, набранных абитуриентами на конкурсных испытаниях. В том случае, когда конкурсный балл среди выпускников сельских школ будет равен или больше конкурсного балла среди выпускников городских школ, зачисление проводится по общему конкурсу. На дневную форму обучения в соответствии с решением приемной комиссии и Совета университета в 2002 году конкурсный отбор проводится по факультетам (компьютерного проектирования, информационных технологий и управления, радиотехники и электроники, телекоммуникаций, экономический), по группе специальностей факультета компьютерных систем и сетей («Программное обеспечение информационных технологий», «Вычислительные машины, системы и сети») и по специальности «Информатика». Зачислению на факультет или на группу специальностей подлежат все абитуриенты, которые набрали проходной балл; с полупроходным баллом - в соответствии с перечисленными выше приоритетами, заполняются места до контрольных цифр приема на первый курс соответствующего факультета или группы специальностей. Абитуриенты, прошедшие по конкурсу на факультет, разделяются затем по специальностям. На каждую специальность в первую очередь зачисляются те абитуриенты, которые подавали на нее заявления. Если среди них возникает конкурс, определяются проходной и полупроходной баллы и после этого осуществляется зачисление по выше указанному принципу. Те, кто не прошел по конкурсу на данную специальность, зачисляются на другие специальности соответствующего факультета в соответствии с решением приемной комиссии. Тот же принцип зачисления действует при конкурсном отборе по группе специальностей факультета компьютерных систем и сетей: «Программное обеспечение информационных технологий», «Вычислительные машины, системы и сети». На специальность «Информатика» зачисляются по результатам конкурсного отбора только те абитуриенты, которые подавали заявления на эту специальность. Зачисление выпускников средних специальных учебных заведений на сокращенный срок обучения в БГУИР проводится в рамках контрольных цифр приема в соответствии с заключенными с этими учебными заведениями договорами. Среди абитуриентов, поступающих на вечернюю и заочную формы обучения, конкурсный отбор проводится по отдельным специальностям. После зачисления абитуриентов вне конкурса проводится зачисление по конкурсу. В первую очередь по конкурсу зачисляются: абитуриенты, которые закончили средние специальные учебные заведения с дипломом с отличием, поступающие на соответствующие или родственные специальности, а также ПТУ с дипломом с отличием, поступающие на соответствующие или родственные специальности, и получили по профилирующей дисциплине оценку «5»; абитуриенты, награжденные после окончания школы золотой (серебряной) медалью, имеющие стаж практической работы по соответствующей или родственной специальности не менее шести месяцев, которые получили по профилирующей дисциплине оценку «5»; абитуриенты, которые имеют среднее специальное образование, поступающие на соответствующие или родственные специальности, или профессионально-техническое образование, поступающие на соответствующие или родственные специальности, а также те, кто работает по профилю соответствующей или родственной специальности не менее шести месяцев. Другие лица, которые имеют равный или более высокий балл, зачисляются в рамках 20% от контрольных цифр приема на данную специальность. Зачисление на все специальности дневной, вечерней и заочной форм обучения проводится только среди лиц, представивших в приемную комиссию БГУИР оригиналы необходимых документов в установленные сроки. Проходной и полупроходной баллы доводятся до сведения абитуриентов, поступающих на дневную форму обучения, 2 августа. Зачисление на дневную форму обучения абитуриентов, которые набрали проходной балл и представили оригиналы всех необходимых документов, проводится 4 августа, информация о кандидатах на зачисление из числа лиц, набравших полупроходной балл, доводится до сведения абитуриентов 5 августа, зачисление кандидатов на зачисление, которые представили оригиналы всех необходимых документов - 7 августа. Зачисление на вечернюю и заочную формы обучения проводится 22 августа.
Прием на обучение на договорных условиях
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники в 2002 году сверх контрольных цифр приема, финансируемых за счет бюджетных средств, осуществляет прием абитуриентов на все формы обучения на основе договоров с оплатой юридическими или физическими лицами на конкурсной основе. При этом в приемную комиссию абитуриенты представляют только оригиналы документов, перечисленных в п.2 настоящего Порядка приема. По конкурсу для обучения на договорных условиях зачисляются абитуриенты в следующем порядке: положительно сдавшие вступительные испытания в БГУИР на соответствующую специальность, но не прошедшие по конкурсу; положительно сдавшие вступительные испытания в БГУИР на другие специальности, но не прошедшие по конкурсу; положительно сдавшие вступительные испытания, но не прошедшие по конкурсу в другой ВУЗ, при условии сдачи соответствующих вступительных испытаний, независимо от их формы; успешно прошедшие собеседование в БГУИР по дисциплинам вступительных конкурсных экзаменов. Количество мест для обучения на договорных условиях в 2002 году устанавливается в соответствии с решением приемной комиссии и Совета университета. Прием заявлений и необходимых документов (перечисленных в п.2 настоящего Порядка приема) для всех форм обучения на договорных условиях, собеседование, зачисление, заключение договоров и оплата осуществляются с 10 августа до 31 августа. Лица, которые зачислены в БГУИР на договорных условиях, имеют право в процессе обучения быть переведенными на бесплатное обучение в соответствии с утвержденным БГУИР положением. Для получения второго высшего образования в БГУИР на дневную, вечернюю и заочную формы обучения могут приниматься лица на условиях полной оплаты обучения согласно соответствующему положению. Все другие вопросы, связанные с приемом, которые не освещены в настоящем Порядке приема, решаются приемной комиссией БГУИР.
о проведении собеседования по математике, физике и иностранному языку в Учреждении образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» в 2002 году
Общие положения
В целях определения уровня знаний абитуриентов, а также склонностей к обучению по соответствующей специальности приемная комиссия БГУИР вместо вступительных экзаменов проводит собеседование для поступающих на платное обучение, а также для лиц, которые имеют льготы в соответствии со ст. 18 закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991 г., №10, ст. 111; Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1992 г.,№4, ст.73; №33, ст.525; 1995 г., №33, ст.429; 1996 г., №21, ст.380; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №55,2/774; №67,2/788) и при этом окончили учебные заведения с отличием (с отличными оценками).
Порядок проведения собеседования
Собеседование проводится письменно по математике и физике (для всех специальностей, кроме экономических и специальности «Информатика»), по математике и иностранному языку (для экономических специальностей и специальности «Информатика») в соответствии с утвержденным расписанием. Результаты собеседования сообщаются абитуриентам не позднее, чем на следующий день.
Абитуриенту предлагается по 5 заданий по каждой дисциплине. Каждая дисциплина оценивается баллами от 0 до 5.
Лица, которые получили 0 баллов по одной из дисциплин, не считаются успешно прошедшими собеседование.
Собеседование проводится предметными экзаменационными комиссиями БГУИР.
Порядок зачисления по результатам собеседования
Зачисление по результатам собеседования проводится в соответствии с Порядком приема в БГУИР в 2002 году.
Факультет доуниверситетской подготовки и профессиональной ориентации
Дорогой абитуриент 2002 года! Факультет доуниверситетской подготовки и профориентации (далее ФДПиПО) от всей души желает тебе стать в этом году студентом БГУИР.
Если же твоих знаний оказалось недостаточно, чтобы получить на вступительных испытаниях высокие баллы и пройти по конкурсу, то высококвалифицированные преподаватели, работающие на факультете, готовы придти тебе на помощь. В структуру факультета входят: подготовительное отделение (дневное и заочное), подготовительные курсы (вечерние, заочные и краткосрочные дневные), Региональный центр тестирования.
Подготовительное отделение
На подготовительное отделение принимаются лица, имеющие законченное среднее образование. Обучение на заочном отделении длится девять месяцев с октября по июнь. Для слушателей заочной формы обучения в течение срока обучения организуются очные дневные занятия длительностью по две недели в октябре, феврале и июне месяце. Дважды в месяц по субботам проводятся консультации. Каждый слушатель получает методические разработки, которые помогают выполнять самостоятельно контрольные работы. Обучение на дневном подготовительном отделении длится восемь месяцев с ноября по июнь. Занятия проводятся ежедневно кроме субботы и воскресенья в дневное время в соответствии с учебными планами. Слушатели полностью обеспечены необходимой учебной и методической литературой. Занятия на заочном и дневном подготовительном отделении ведутся по предметам: математика, физика, белорусский или русский язык по выбору. На подготовительном отделении внедрена рейтинговая система оценки знаний по десятибалльной шкале. Слушатели, имеющие высокий рейтинг, по окончании подготовительного отделения получают рекомендацию деканата факультета к поступлению в БГУИР и пользуются льготами при зачислении в полупроходном балле (см. Порядок приема в БГУИР в 2002 году). Обучение на подготовительном отделении платное. От оплаты за обучение полностью освобождаются лица, пользующиеся льготами в соответствии со ст.18,19,20,23,24,25 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также инвалиды I, II, III групп и дети-инвалиды. В 2001 году 67% слушателей, окончивших подготовительное отделение БГУИР, стали студентами не только БГУИР, но и БГПА, БГУ и других вузов.
Подготовительные курсы
При факультете действуют заочные и вечерние восьмимесячные (с ноября по июнь) и четырехмесячные (с февраля по июнь) курсы. Краткосрочные дневные курсы организуются в течение двух-трех недель непосредственно перед вступительными экзаменами в БГУИР. На подготовительные курсы, как правило, поступают учащиеся выпускных классов. Слушатели заочных подготовительных курсов получают методическую литературу и материалы контрольных работ по математике и физике. Дважды в месяц по субботам для слушателей заочных курсов организуются консультации, а во время зимних школьных каникул читаются лекции, на которых слушателей знакомят с особенностями вступительных экзаменов в БГУИР по математике, физике, белорусскому и русскому языкам. Со слушателями вечерних подготовительных курсов занятия проводятся три раза в неделю (понедельник, среда и пятница) по математике, физике, белорусскому и русскому языкам по выбору. Обучение на подготовительных курсах платное.
Региональный центр тестирования
создан при факультете в феврале 2002 года. Центром организуются краткосрочные курсы по подготовке к централизованному тестированию. Для лиц, проходящих доуниверситетскую подготовку при БГУИР (на подготовительном отделении, на подготовительных курсах, в Лицее №1 г. Минска при БГУИР, в классах с углубленным изучением математики и физики в средних учебных заведениях, заключивших с БГУИР договора), БГУИР в 2002 году проводит 19 мая олимпиаду по физике и 26 мая олимпиаду по математике. Победители олимпиад освобождаются от сдачи вступительного экзамена по соответствующему предмету (см. Положение о проведении олимпиад БГУИР в 2002 году).
Г.Ф.Смирнова, декан ФДПиПО
Экономическийфакультет
Специальность "Информационные технологии в экономике"
ПРЕДПОСЫЛКИ
Происходящие кардинальные изменения в сфере обработки информации называют информационной революцией в истории развития цивилизации. На передний план выходит новая отрасль - информационная индустрия, основой которой являются информационные технологии. Стремительное развитие новой индустрии послужило толчком к началу становления информационного общества.
ПРОГНОЗЫ
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. Материальной и технологической базой станут различного рода системы на основе компьютерной техники, компьютерных сетей и информационных технологий. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации. Главной формой развития станет информационная экономика, а информационные технологии приобретут глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека.
РЕАЛЬНОСТЬ
В 2001 году НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ОТКРЫЛАСЬ НОВАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Информационные системы и технологии (в экономике)». Вам предоставляется возможность получить уникальное образование с присвоением квалификации «инженер-программист-экономист». Новая специальность открылась на стыке информатики и экономики в результате интеграционных тенденций развития современной науки. На факультете ей предшествовала специализация «Экономическая информатика», выпускники которой успешно зарекомендовали себя, и в настоящее время работают в ведущих банках, научных учреждениях, вузах и коммерческих структурах РБ, а также странах ближнего и дальнего зарубежья. Широта получаемого образования по новой специальности соответствует университетской подготовке специалистов. Особенность специалистов - ориентация на приобретение углубленных знаний по математике, информатике и экономике, плюс иностранный язык. Наряду с базовой инженерной и экономической подготовкой Вы изучите дисциплины, раскрывающие возможности, тенденции, перспективы развития и использования самых современных компьютерных информационных систем и технологий, применяемых в различных областях экономики. Учебный план предусматривает изучение перспективных языков и систем программирования: С, С++, Visual C++, Java; современных визуальных сред программирования, таких как: Builder C++, Delphi и др.; баз данных и СУБД, операционных систем и сред. Значительное место в обучении занимают компьютерные сети и технологии архитектуры клиент-сервер. Изучаются наиболее популярные технологии Internet, WWW и WEB-дизайна. Студенты приобретут необходимые знания по методам системного анализа, структурного и объектно-ориентированного проектирования, эконометрике, экономико-математическим моделям и методам, в области реинжиниринга бизнесс-процессов, Case-технологий, интеллектуальных систем и систем поддержки принятия решений. Это позволит им эффективно решать самые сложные задачи экономики и других сфер человеческой деятельности. Исследования показали, что специалистов, обладающих интегрированными знаниями в области информационных технологий и экономики, ждут предприятия, банки, научные учреждения, вузы и коммерческие структуры. Вы будете востребованы для проведения коренной перестройки всех сфер социальной деятельности республики и укрепления ее положения в формирующемся сообществе.
АБИТУРИЕНТ!!!
Выбирая нашу специальность, Вы выбираете специальность XXI века, открывающую Вам дорогу в сферы экономики и в область новейших информационных технологий будущего информационного общества!
В.Н. Комличенко, зав. кафедрой экономической информатики, к.т.н., доцент
Специальность "Экономика и организация на предприятиях"
В связи с переходом от административно-командной системы хозяйствования к рыночной и изменениями, происходящими в экономике страны, совершенствуются и подходы к подготовке специалистов, имеющих высшее экономическое образование. Наш университет вместе с рядом других инженерных ВУЗов республики впервые открывает в этом году подготовку студентов по новой специальности «Экономика и организация на предприятии». В рамках данной специальности будет вестись подготовка по специализации «Экономика и организация на предприятии (радиоэлектроника и информационные услуги)». Выпускникам будет присваиваться квалификация «инженер-экономист». Учебный план по специальности обеспечивает сочетание инженерной и экономической подготовки, а также получение глубоких знаний в области компьютерных технологий и обработки экономической информации, что должно выгодно отличать наших выпускников от выпускников других ВУЗов и приближать к международным требованиям, предъявляемым к специалистам аналогичного профиля. Главные задачи подготовки инженеров-экономистов: сформировать у них систему знаний и навыков, необходимых для высококвалифицированных организаторов производства и экономистов; обеспечить углубленную подготовку специалистов для практической деятельности в условиях рыночной экономики, имеющих хорошую базовую подготовку по организации производства; дать знания и навыки в области современных информационных технологий; воспитать квалифицированных специалистов - организаторов производства для активной предпринимательской деятельности, способных результативно работать в среде малого и среднего бизнеса. В соответствии с этими задачами построена структура учебного плана: - специальные дисциплины, обеспечивающие инженерную подготовку: основы радиоэлектроники и схемотехники, основы конструирования радиоэлектронной аппаратуры, производственные технологии, инженерная и машинная графика, основы стандартизации, сертификация и управление качеством продукции и др. - специальные дисциплины, обеспечивающие базовую экономическую подготовку: микро- и макроэкономика, финансы и кредит, статистика, бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности, прогнозирование и планирование в экономике и др. - специальные дисциплины, обеспечивающие экономическую и управленческую подготовку: менеджмент предприятия, организация производства и труда, маркетинг, управление персоналом и внешнеэкономической деятельностью предприятия, стратегический и инновационный менеджмент и др. - дисциплины, обучающие современным компьютерным технологиям, основам информатики и вычислительной техники, языкам программирования, разработке информационных систем для Internet и др. Практические навыки и умение студентов получат студенты в процессе выполнения лабораторных работ и практических занятий, курсового и дипломного проектирования, производственной практики. Для приобретения навыков работы на ПЭВМ и освоения компьютерных технологий на кафедре имеется компьютерный класс, где установлены ПЭВМ с современными версиями операционных и обучающих систем. Выпускники данной специальности смогут работать в экономических и технических службах предприятий и организаций различных форм собственности, научно-исследовательских организациях, предпринимательских фирмах.
В.П. Пашуто, зав. кафедрой менеджмента, к.э.н., доцент
Специальность "Маркетинг"
В современном мире маркетинг является одной из важнейших концепций управления предприятием. Это профессиональный вид деятельности, направленный на всестороннее исследование и поиск рынков сбыта, определение предпочтений покупателей, разработку наиболее эффективных средств в продвижении товара на рынке. Специалист в области маркетинга способен проводить анализ сложившихся рыночных условий, прогнозировать объемы сбыта, только он может дать ответ на вопрос, имеет ли смысл производство тех или иных видов товаров или оказание услуг. Именно поэтому квалифицированные маркетологи представляют несомненный практический интерес для отечественных предприятий и объединений. Основу содержания учебного плана составляют дисциплины: P общеобразовательные (философия, логика, высшая математика, иностранные языки); P базовые экономические (экономическая теория, макро- и микроэкономика, статистика, планирование и прогнозирование экономики, экономика предприятия, бухгалтерский учет, аудит, финансы и кредит, анализ хозяйственной деятельности), инженерные (электротехника, инженерная и машинная графика, основы радиоэлектроники и схемотехники, производственные технологии); P специальные (теоретические основы маркетинга, маркетинговые исследования, маркетинговые коммуникации, стратегический маркетинг, международный маркетинг, логистика, ценообразование); P дисциплины специализации (маркетинговый менеджмент, рекламоведение, оптимизация маркетинговых решений, интерактивный маркетинг и электронная коммерция, современные технологии обработки данных). Студенты получат знания современной европейской системы маркетинга, освоят новые формы и методы электронной торговли с применением Internet и других компьютерных технологий. Они смогут работать специалистами и руководителями маркетинговых служб на предприятиях любой формы собственности, организовать свой бизнес. В рамках данной специальности ведется подготовка по специализации «Маркетинг в электронной коммерции» (квалификация - «маркетолог»). Маркетолог нужен каждому предприятию, кроме того, его ждет очень интересная, творческая работа. Поэтому, если Вы пытливы, умеете мыслить нестандартно, обладаете склонностью к научным исследованиям, «Маркетинг» - Ваша специальность!
А.В. Сак, зав. кафедрой экономики, к.э.н., доцент
Факультет компьютерного проектирования
«Элекктронно-оптическое аппаратостроение»
Тем, кто выбирает главное дело своей жизни - профессию, мы хотим предложить одну из самых перспективных и престижных в индустриально развитых странах инженерных специальностей - «Электронно-оптическое аппаратостроение». В различных сферах производства, научных исследованиях, в быту широкое применение получили такие изделия электронно-оптической техники как волоконно-оптические линии связи, системы технического зрения и прецизионных перемещений, приборы ночного видения, лазерные прицелы и указки, видео- и аудиотехника, электронные записные книжки и портативные компьютеры, наукоемкое автоматизированное оборудование для производства электронных изделий, оптико-механических приборов и многое другое. Поэтому на кафедре электронной техники и технологий ведется подготовка инженеров по специальности «Электронно-оптическое аппаратостроение». Применяя современные методы и средства компьютерного проектирования студенты учатся создавать как саму электронно-оптическую аппаратуру, так и наукоемкие технологии, «умное» оборудование, оснащенное системами очувствления и технического зрения, средствами автоматизации и технической диагностики, то есть все, что необходимо для ее производства. К преподаванию специальных дисциплин привлекаются ведущие специалисты предприятий и организаций, научные работники отраслевых и академических НИИ. С первых курсов студенты могут заниматься научно-исследовательской работой (в том числе и оплачиваемой) под руководством преподавателей и сотрудников Научно-исследовательского комплекса кафедры по тематике государственных, межвузовских и отраслевых научно-технических программ, хозяйственных договоров и отдельных проектов. Образовательным стандартом и учебным планом специальности регламентируется подготовка специалиста по трем взаимосвязанным направлениям: конструирование изделий; современные технологии и оборудование электронно-оптического аппаратостроения; автоматизация проектирования и производства. Инженеры электронной техники (именно такую квалификацию имеют наши выпускники) получают также отличную гуманитарную, общенаучную и языковую подготовку, знание инженерных и общепрофессиональных дисциплин, экономики, менеджмента и маркетинга на уровне, обеспечивающем успешную работу на любых предприятиях и фирмах. Поскольку ни один ВУЗ Республики Беларусь не готовит специалистов этого профиля, наших выпускников ждет интересная работа в учреждениях, на предприятиях и фирмах любой формы собственности.
А.П. Достанко, зав. кафедрой ЭТТ, академик НАН Беларуси,
заслуженный деятель науки и техники Беларуси, лауреат Государственной премии
«Медицинская электроника»
Прогресс современной медицины неразрывно связан с созданием и эффективным применением новой медицинской техники, которая отличается широким использованием достижений электроники и микроэлектроники, компьютеров и информационных технологий. Республика Беларусь особенно нуждается в специалистах по медицинской электронике. Многие НИИ и предприятия расширяют разработки и осваивают выпуск различных медицинских электронных приборов и нуждаются в инженерных кадрах данного профиля. Постоянно растет количество новейшей интеллектуальноемкой техники, поступающей в медицинские учреждения республики и требующей высококвалифицированного обслуживания. В связи с этим в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники (БГУИР) с 1995 года открыта подготовка по новой специальности «Медицинская электроника». При открытии этой специальности учитывалось наличие в республике высокоразвитой радиоэлектронной промышленности, тенденции все более глубокого проникновения электроники и вычислительной техники в медицину, потребности страны в соответствующих кадрах, опыт России, Германии и Чехии по подготовке инженеров родственных специальностей. Обучение студентов ведется совместно с Белорусским государственным медицинским университетом, НИИ неврологии, нейрохирургии и физиотерапии, Белорусской медицинской академией последипломного образования усовершенствования врачей, Белорусским НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов и ориентировано на проблемы инженерного обеспечения медицины. Студенты получают необходимые знания по медицинским и базовым техническим дисциплинам: основам анатомии и физиологии человека, программированию, аппаратным и программным средствам персональных компьютеров, биологической химии и т.д. В рамках отдельных дисциплин изучают методы и системы функциональной и лабораторной диагностики, приборы экологического контроля, электронные средства для лечения заболеваний, медицинские экспертные системы, системы автоматизированного проектирования средств медицинской электроники, методы и системы передачи, анализа и обработки биомедицинских сигналов, управление в биологических и технических системах и т.д. На кафедре электронной техники и технологии БГУИР создана и оснащена медицинскими приборами специализированная учебно-исследовательская лаборатория медицинской электроники, в которой студенты проходят занятия по медико-техническим дисциплинам и занимаются научно-исследовательской работой на стыке электроники и медицины. Тематика курсовых и дипломных проектов включает разработку терапевтических и диагностических аппаратов и приборов, исследование влияния различных электрофизических факторов на организм человека. Проекты выполняются с использованием прикладных программ автоматизированного проектирования типа «PRO-INGENEER», «AutoCad», «PiCad». Выпускники специальности «Медицинская электроника» получают квалификацию инженер по радиоэлектронике и могут работать в клиниках и других медицинских учреждениях по обслуживанию медицинской техники, в научных подразделениях научно-исследовательских институтов по разработке новейшей электронной техники для диагностики и лечения заболеваний, в проектно-конструкторских организациях, занимающихся исследованиями, разработкой и производством изделий медицинской техники. Благодаря хорошей фундаментальной подготовке по электротехнике, системо- и схемотехнике, компьютерному проектированию, инженер по специальности «Медицинская электроника» может также работать в качестве инженера-конструктора (схемотехника) радиоэлектронных средств немедицинского назначения. Профилирующая кафедра «Электронная техника и технология».
А.П. Достанко, зав. кафедрой ЭТТ, академик НАН Беларуси,
заслуженный деятель науки и техники Беларуси, лауреат Государственной премии
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ»
«Технология микроэлектронных устройств»
Микроэлектронные устройства - это сердце и мозг всех современных радиоэлектронных систем, включая компьютеры и бытовую радиоэлектронную аппаратуру - телевизоры, видеомагнитофоны, лазерные проигрыватели и др. Все они создаются на основе микроэлектронных устройств: большие и сверхбольшие интегральные схемы, микросборки, микропроцессорные комплекты, изделия функциональной электроники. Технология микроэлектронных устройств - это глубокое знание физико-химических процессов интегральной электроники, компьютерное проектирование технологии, программное управление оборудованием с применением микроконтроллеров и микро-ЭВМ, создание гибких автоматизированных производств с использованием роботов и автоматов. Выпускники данной специализации получают: - умение профессионально владеть компьютером; - умение проектировать микроэлектронные технологии с применением САПР; - навыки обслуживания и ремонта современного технологического оборудования; - знания экономики, менеджмента и маркетинга на уровне, достаточном для профессиональной деятельности. Подготовку инженеров по специализации «Технология микроэлектронных устройств» осуществляет кафедра «Электронной техники и технологии». В аудиториях, лабораториях и дисплейных классах, оснащенных современным технологическим и контрольно-испытательным оборудованием, разнообразными техническими средствами обучения, включая учебное телевидение, персональные компьютеры типа IBM PC/AT и др. Студенты получают глубокие и разносторонние знания по будущей специальности, практические навыки компьютерной графики и пользования прикладными пакетами программ. Изучение специальных дисциплин создает теоретическую базу знаний и дает практические навыки системного проектирования радиоэлектронных устройств, автоматизированного технологического оборудования со встроенными системами микропроцессорного управления и контроля, разработки перспективных технологических процессов, обеспечивающих качество выпускаемых изделий на уровне международных стандартов. Студенты проходят производственную практику на крупных предприятиях и фирмах республики, активно занимаются научно-исследовательской работой в рамках комплексных целевых научно-технических программ по приоритетным направлениям науки, получают практические навыки сборки, регулировки и настройки современных телевизоров с возможностью оплаты своего труда. Сочетание высокой профессиональной теоретической подготовки с практическими навыками позволит будущим инженерам с квалификацией «инженер по радиоэлектронике» успешно трудиться в различных сферах проектирования и производства радиоэлектронных устройств и вычислительной техники. Выпускникам данной специализации гарантируются рабочие места на НПО «Интеграл», МПО вычислительной техники и других предприятиях .
А.П. Достанко, зав. кафедрой ЭТТ, академик НАН Беларуси,
заслуженный деятель науки и техники Беларуси, лауреат Государственной премии
«Электронные вычислительные средства»
В настоящее время особое место занимают вычислительные средства, непосредственно связанные с реальными объектами (так называемые встраиваемые процессоры), предназначенные для решения задач пространственного восприятия и анализа сложных пространственно-временных событий, несущих огромные потоки информации. К таким задачам относятся обработка изображений, распознавание образов, криптография, обработка речи: компрессия и распознавание речи, мультимедийные и коммуникационные приложения, а также ряд других приложений, требующих интенсивных вычислений. Реализация таких задач в реальном масштабе времени связана с большими трудностями, что объясняется прежде всего неадекватностью исходной структуры обрабатываемых данных физической структуре традиционных вычислительных устройств и устройств памяти, а также большой вычислительной сложностью используемых преобразований. Решение задач такого класса, с одной стороны, требует применения глубокой конвейеризации, высокой степени распараллеливания процесса обработки информации, а в последнее время, в связи с появлением нового семейства цифровых процессоров обработки сигналов, процессоров которые имеют не фон-Неймоновскую архитектуру, реконфигурируемых ПЛИС (программируемых логических интегральных средств), и осуществлять динамически реконфигурацию структуры процессора под текущую задачу. Сочетание в одном устройстве специализированного аппаратного обеспечения и быстрой, субмиллисекундной репрограммируемости обеспечивает многообещающее развитие этому направлению, применение которого только начинает исследоваться! Таким образом, подготовка специалистов умеющих проектировать мобильные средства вычислительной техники для решения задач в реальном времени является насущной потребностью дня! Особенностью данной специальности является выпуск профессионалов, которые бы знали и умели проектировать электронные вычислительные средства от системно-схемотехнического этапа до конструкторско-технологического на основе методов современного машинного проектирования, на базе новейших компьютерных технологий. Выпускающая кафедра - кафедра электронных вычислительных средств (ЭВС). В процессе обучения студенты изучают: - основы общетехнических и общеинженерных дисциплин; - специальные дисциплины, раскрывающие теоретические основы и методы машинного проектирования ЭВС; - современную технологию разработки программного продукта в среде программирования Delphi, C, C++, Visual C и др. Получают специальную подготовку по следующим циклам: - архитектуре современных ЭВМ и систем, проблемно-ориентированных микропроцессорных систем реального времени; - периферийным устройствам, интерфейсам, протоколам передачи данных; - методам микроминиатюризациии ЭВС; технологии микросхем, деталей и элементов ЭВС; - системному программному обеспечению и инструментальным средствам операционных систем; - прикладным пакетам САПР, конструкторским базам данных. По окончании обучения наши выпускники будут уметь: - выполнять проектно-конструкторские, технологические и расчетные работы на ЭВМ с помощью САПР для разработки современных ЭВС различного назначения; - владеть технологией проектирования схемотехнических решений на базе современных микропроцессоров, СБИС, инструментальных систем проектирования; - программировать на профессиональном уровне; - оценивать экономическую эффективность полученных решений и знать теоретические основы менеджмента и маркетинга; - самостоятельно принимать производственные и технологические решения. Основное научное направление кафедры - разработка методов машинного проектирования ЭВС, объектно- и проблемно-ориентированных вычислительных систем, технических средств САПР. Активно ведутся исследовательские работы по заказам промышленности в области создания речевых интерфейсов ЭВС: компрессия и разпознавание речи; комбинированных систем эхо-шума подавления в мобильных средствах связи; речевых процессоров в улитковой имплантации (процессоры речи для людей глухих) и других областях техники и науки , где студенты имеют возможность применить свои знания, получить практический опыт проектирования ЭВС. В рамках данной специальности открыты две специализации: 1. «Проектирование проблемно-ориентированных электронных вычислительных средств». Целью специализации является подготовка инженеров, бакалавров, магистров, умеющих осуществлять проектирование специализированных ЭВС любого класса сложности и различного функционального назначения: цифровая обработка сигналов, медицинская аппаратура, цифровые системы управления и обработки данных, модули профилизации ПЭВМ и т.д. 2. « Электронные вычислительные средства для мультимедийных систем». В рамках данной специализации студентами изучаются ряд курсов, связанных с обработкой речевых сигналов, в частности: цифровая обработка речи в системах речевого общения человека с машиной; цифровая обработка речевых сигналов; кодирование речевых сигналов; кодирование аудио сигналов; защита аудио и видео информации. Глубокое знание алгоритмической базы мультимедийных систем позволяет уверенно эксплуатировать имеющиеся системы данного назначения, а также вести разработку новых электронных вычислительных средств обработки речевых, аудио и видео сигналов реального времени. Обе специализации поддерживаются специальной лабораторией на кафедре, созданной с помощью фирм Texas Instruments и Motorola (США) в рамках их университетских программ.
Уважаемые абитуриенты! Помните, нынешнее время - время цифровых процессоров обработки сигналов, а будущее вычислительной техники за встраиваемыми системами реального времени.
А.А. Петровский, зав. кафедрой ЭВС, д.т.н., профессор
«ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ»
Формирование экономики в рыночных отношениях способствует развитию конкуренции и, как следствие, повышает ценность информации, которая становится наиболее прибыльным и ходовым товаром. Активно развиваются целые направления, специализирующиеся в области технического шпионажа, приобретении информации коммерческого и экономического плана. Введение в оборот «пластиковых» средств платежа и развитие компьютерных сетей способствует появлению принципиально новых форм воровства и терроризма. В таких условиях обеспечение безопасности и противодействие попыткам незаконного получения информации становится одним из наиболее актуальных и обязательных условий стабильной работы предприятий. Особой проблемой становится обеспечение безопасности и защиты информации в государственных предприятиях, банковских и финансовых учреждениях. Не секрет, что многочисленные попытки кражи подобной информации становятся основой для шантажа и других противоправных действий. Постоянное развитие технических средств шпионажа, их переход на современные электронные и компьютерные технологии требует подготовки специалистов по защите информации соответствующей квалификации. К сожалению, данная проблема для большинства заинтересованных организаций оказалась неожиданной, обучение по данному профилю ранее в Республике не производилось и практически не производится в настоящее время. Сложилась ситуация, когда потребность в специалистах подобного профиля превышает предложение, обучение студентов по данным направлениям в непрофильных учебных заведениях не обеспечивает требуемого уровня квалификации, поскольку технические средства шпионажа и противодействия ему основаны на современных электронных технологиях. Открытие в БГУИР новой специальности «Техническое обеспечение безопасности» призвано решить данную проблему. Подготовка студентов по данному направлению, кроме радиотехнических дисциплин, будет предполагать изучение вопросов специализированного характера, к которым относятся: - анализ потенциальных каналов утечки информации, включая компьютерные сети и возможность применения технических средств шпионажа; - выбор наиболее оптимальных способов защиты; - выявление действующих технических средств шпионажа и эффективное противодействие им; - обеспечение безопасности помещений в организациях и учреждениях от незаконного проникновения. Особое внимание будет уделяться подготовке в области наиболее современных технических средств безопасности: охранные системы, системы защиты речевой информации, системы защиты от видеонаблюдения, защита информации, передаваемой беспроводным способом, защита информации в компьютерных сетях и т.д. Специалисты должны будут уметь определять, что они защищают и от каких способов потенциальной кражи информации, разбираться в средствах защиты, выбрать наиболее оптимальные и эффективные способы противодействия. Исходя из этих требований, студенты в процессе обучения изучают языки программирования, компьютерную графику, проектирование и технологию изготовления датчиков, организацию разработки и техническое обслуживание систем защиты информации, методику машинного проектирования и работу на персональных ЭВМ.
Н.С. Образцов, заведующий кафедрой РЭС, профессор
«МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ»
Появление данной специальности вызвано все возрастающими требованиями к уровню подготовки специалистов в связи с глобальным проникновением компьютерных технологий во все сферы профессиональной деятельности инженеров по проектированию радиоэлектронных средств. Например, ни одна печатная плата (основная часть любого прибора) сейчас не проектируется вручную. Кафедрой радиоэлектронных средств накоплен большой опыт подготовки специалистов данного направления, т.к. в течение ряда лет на кафедре существует специализация по компьютерному проектированию, создана материальная база, методическое и программное обеспечение, целеустремленно работает преподавательский коллектив.
В процессе обучения по специальности «Моделирование и компьютерное проектирование радиоэлектронных средств» студенты получают фундаментальную подготовку по общеобразовательным предметам, изучают теоретические основы систем автоматизированного проектирования, алгоритмические языки и программирование, компьютерную графику. На базе изучения основ радиоэлектроники, функционирования радиотехнических систем, физико-химических основ микроэлектроники, аналоговой и цифровой схемотехники будущий специалист свободно ориентируется во всем многообразии современных схемотехнических решений, имеет возможность квалифицированно использовать эти знания в профессиональной деятельности. Применение современных систем автоматизированного проектирования (САПР) дает возможность реализовать принцип сквозного проектирования изделий, начиная с создания электрической схемы и заканчивая технологической подготовкой производства. САПР позволяют избавить проектировщика от рутинной работы по оформлению документации, ускорить поиск необходимой информации, значительно уменьшить время завершения новых разработок. Специалист может сосредоточить свои усилия на самых важных вопросах проектирования. Занимаясь схемотехническим проектированием с помощью САПР, можно не только легко и быстро ее создать и внести в нее изменения, но и смоделировать работу этой схемы, учитывая характеристики реальных элементов и внешние условия, практически исключая такой этап, как макетирование схемы для проверки ее работоспособности. Разработка печатной платы инженером специальности «Моделирование и компьютерное проектирование радиоэлектронных средств» проводится на основе спроектированной схемы с помощью функций автоматического размещения элементов и автотрассировки проводников. При этом одновременно возможно моделирование работоспособности устройства уже с учетом реальной конструкции печатной платы, а также исследование ее температурного режима и механических характеристик. При создании конструкций приборов САПР позволяют перейти к пространственным технологиям проектирования. В процессе освоения конкретных систем твердотельного проектирования будущий специалист учится избавляться от работы с бумажной документацией, с проекциями плоского чертежа, он имеет дело с реальными трехмерными деталями и собранными из них конструкциями, существующими в памяти и на экране компьютера и, конечно, в его голове. Он не перерисовывает изображения деталей на бумаге, он «переделывает» детали, заставляя автоматически изменяться и сборки, получая бумажную графическую и текстовую документацию в результате непродолжительных манипуляций с принтером и плоттером. Фундаментальная математическая, физическая и программная подготовка инженера специальности «Моделирование и компьютерное проектирование радиоэлектронных средств» позволяют ему: - использовать возможности современных САПР для расчетов параметров устройств и моделирования поведения элементов и конструкций радиоэлектронных средств, т.к. все их характеристики при таком способе проектирования имеют математическое описание; - разрабатывать свои приложения и встраивать их в используемые системы автоматизированного проектирования; - моделировать процессы изготовления деталей различными способами; - проводить анализ правильности сборок и кинематический анализ механизмов. Получив образование по специальности «Моделирование и компьютерное проектирование радиоэлектронных средств» и квалификацию «инженер по радиоэлектронике», вы не только окажетесь на вершине технического прогресса, но и сами будете двигать его вперед.
Н.С. Образцов, заведующий кафедрой РЭС, профессор