архив
N20 от 21 ноября 2005 г
С ПРАЗДНИКОМ!
Дорогие наши студенты, прикольные, заводные, очень стильные и крутые, порой, особенно экзаменационной, скромные и серьезные - С ПРАЗДНИКОМ! международным Днем студентов! Есть в угрюмой непогоде ноября светлый и радостный праздник, способный напомнить студенту, что его статус уважаем и ценим в любом обществе. Только за последние 10 лет количество студентов на 10 тысяч населения выросло у нас со 180 до 343 человек и достигло показателя развития европейских стран. Наше государство много делает для социальной защиты и поддержки белорусского студенчества.
Наполним мир милосердием
Вот уже четыре года в Беларуси успешно реализовывается Международный проект «Возрождение. Дети – XXI веку». Дети объединяются и создают свое послание в будущее без войн, катастроф, террактов, с помощью живописи, декоративно-прикладного искусства, песен, стихов, любительских кинофильмов. Цель проекта высока и благородна – объединить людей доброй воли во всем мире за спасение планеты Земля. Студенты кафедры ИИТ БГУИР не только волонтеры проекта, но и активно участвуют в информационной поддержке сайта, создании электронных версий книг, например «Вселенский сад». Участвовали в презентации сайта «Виртуальный гобелен» и «Дальние страны глазами детей». Ксения Тишкевич, 3 курс ФИТиУ — Порой мы задаемся вопросом, что хорошо и что плохо? Но то, что мы сейчас делаем в рамках этого проекта, я точно знаю, хорошо. И я хочу пожелать всем, спешите делать добро! Татьяна Катульская
Правило достижения успеха
О вкладе молодежи в науку можно судить по итогам престижных республиканских конкурсов и премиям, которыми отмечают наиболее выдающиеся успехи молодых ученых. Проторенной дорожкой не только на дискотеку, но и в науку «ходят» наши студенты. Не в первый раз победителями республиканского конкурса научных работ студентов стали: Гончарова Светлана, магистрант кафедры ПОИТ, Мельгуй Ольга, магистрант кафедры ЭТТ, Шкред Сергей, магистрант кафедры ИИТ. Они были удостоены первой премии. Всего в этом научном состязании было представлено 107 работ студентов и магистрантов БГУИР. Лавры победителя на конкурсе «Лучший дипломный проект программно-информационного направления» достались Кудину Кириллу, 2 место – Алейнику Михаилу и Бушмич Ольге, 3 место – Мацкевич Ольге, Титовец Марии, Лукашевич Марии. В чем же секрет успеха этих молодых людей? Все очень просто – каждодневный кропотливый труд. И не жить одним днем, а заглядывать в день завтрашний, правильно выбирая цель. Татьяна Катульская
Успехи на турецкой земле
В августе в турецком Измире прошла XXIII летняя Всемирная Универсиада, в которой участвовали молодые спортсмены из 132 стран. Сборная Беларуси была представлена 92 спортсменами в 12 видах спорта. В условиях острой конкуренции они завоевали 3 золотые, 6 серебряных и 6 бронзовых медалей. В общий успех представители БГУИР внесли одну серебряную и две бронзовые награды. Второе место в соревнованиях по вольной борьбе заняла Ольга Хилько ( 1 курс, ФЗиДО), третье — борьцы-вольники Елена Корейша и Сергей Перников (оба учатся на 1 курсе ФЗиДО). Высокие достижения белорусских спортсменов – следствие все возрастающей государственной поддержки им. Их победы способствуют росту патриотизма, усилению морального духа студенческой молодежи. Министерство образования Республики Беларусь и Министерство спорта и туризма страны признало успешными выступления спортсменов-студентов, в том числе и представителей БГУИР и объявили благодарность ректорам высших учебных заведений, представители которых с самой лучшей стороны показали себя в Измире. Владимир Старостенко
От декана слышу
Приятные минуты общения 8 ноября на факультете телекоммуникаций ректор университета М.П.Батура встречался со студентами-первокурсниками. Он обратил внимание на высокий статус студента нашего университета, на необходимость неукоснительного выполнения правил внутреннего распорядка. Михаил Павлович Батура рассказал о перспективах развития вуза, его модернизации. Ответил на многочисленные вопросы студентов. Самые неожиданные касались большого объема преподавания в БГУИР гуманитарных дисциплин и химии. М.П.Батура подчеркнул, что учебные планы и программы университета соответствуют мировым стандартам. В заключение ректор пожелал студентам успехов и призвал больше пользоваться благами, которые предоставляет БГУИР.
Студенты БГУИР – народ творческий Это подтвердил «Студенческий дебют- 2005» , который проходил с 1 по 3 ноября. В мероприятии участвовали все факультеты. Лучшей признана программа ФКП. Над ней серьезно работали студенты и автор сценария Екатерина Стригоцкая. 2-е и 3-е места поделили – ФКСиС и ИЭФ. Все участники фестиваля «Студенческий дебют – 2005» были на дискотеке в «West World club». Пусть студенческий праздник, длиной, по существу, в один короткий ноябрьский день, превратится в праздник всей жизни. Ведь не секрет, что студенческие годы – самые счастливые и запоминающиеся.
Нас видят за рубежом Совсем недавно воспитанники танцевально-спортивного клуба «Танго» Андрей Кицун и Юлия Крепчук заняли восьмое место на чемпионате мира по спортивным танцам в латино-американской программе в Испании. Тренируют этот дуэт сотрудники БГУИР Павел Ярцев и Марина Баслык. Успехи на международной арене – отличная «визитка» для БГУИР. Хорошая оценка работе, которая проводится в вузе.
Лучших определят в мае На ФКСиС проводят дополнительные занятия по программированию. Старшекурсники обучают молодежь. В рамках мероприятия пройдет конкурс групп, который и выявит лучшую. Все это активизирует творческий потенциал представителей БГУИР. Победителей ждет специальный приз: билеты на дискотеку, милен фармер концерт билеты - www.teatrs.ru, пейнтбол, боулинг… Возможно, поощрением станет экскурсия. Старосту группы-победителя признают лучшим старостой ФКСиС и он получит диплом. Молодцы, ребята! Придумали хороший и интересный конкурс, который поможет каждому его участнику выявить свои умения и таланты в непростом и важном деле программирования. Владимир Старостенко
Доклад ректора М.П.Батуры
Вашему вниманию предлагается отчет о работе за прошедший пятилетний период. Какая цель преследуется при этом? На наш взгляд, необходим тщательный анализ пройденного пути, оценка полученных результатов, и, с учетом этого, выработка дальнейших действий ректора университета и его команды на предстоящий пятилетний период, т.е. на 2006-2010 годы. Начало периода, который в данном докладе подлежит анализу, относится к 2000 году, когда произошла смена ректора университета. Это всегда очень важное и непростое событие для коллектива и первое, что необходимо было сделать тогда – осмыслить, где мы находимся, куда идем; проанализировать состояние дел по всем направлениям деятельности университета. Определить, что из богатого опыта и достижений надо сохранить, не растерять, постепенно совершенствуя, что расширять и углублять, какие направления развития необходимо резко ускорить, а какие – кардинально изменить. Анализ выявил проблемы, которые необходимо было решить в первую очередь, показал те «узкие места», которые «тормозили» движение нашего вуза вперед. Такими проблемами оказались: – необходимость совершенствования учебного процесса с учетом требований, возникших перед университетом при вступлении в ХХ1 век. — тяжелое финансовое положение, слабая бюджетная поддержка и мизерный внебюджетный доход. — назрела необходимость серьезных капитальных ремонтов, проведения текущих ремонтов, обновления материальной базы. — критическим было состояние спортивной базы. — тяжелым грузом «висело» незавершенное строительство: жилого дома (начало стройки – 1997 год) и зданий СКТБ с ОП (строительство началось еще в 1988 году). — настоятельной (прямо кричащей) была потребность благоустройства прилегающих к университету территорий. — очевидной – необходимость активизации воспитательной и идеологической работы. На основе анализа и осмысления тогдашнего состояния руководством университета были выработаны следующие концептуальные организационно-управленческие решения: — Разработать программу развития университета на ближайшие 5 лет. — Определить перечень новых специальностей, по которым необходимо начать подготовку инженеров, разработать нормативную и методическую документацию по организации учебного процесса, шире внедрять новые, прогрессивные обучающие технологии. — Смело пойти на увеличение набора на платную форму обучения при этом не допустить снижения качества подготовки специалистов. — Провести инвентаризацию всех фондов. — Перевести в режим экономии все расходы (потребление электроэнергии, тепла и др.). — Развернуть серьезную работу со спонсорами. —п Для решения стоящих задач провести структурную реорганизацию и необходимые кадровые назначения. Выработанная стратегическая политика развития университета была закреплена в Программе развития БГУИР на 2001–2005 годы, с ежегодной конкретизацией в Планах основных мероприятий на учебный год. Возможно, не все принятые организационно-управленческие решения достигли цели, но, думаю, что в целом нам удалось выйти на ожидаемые результаты. Судите сами. Организация работы по совершенствованию подготовки специалистов. Был взят курс на расширение спектра подготовки специалистов с высшим образованием. Если в 2000 году осуществлялось обучение студентов по 17 специальностям, то в 2005 году – уже по 30 специальностям, 42 специализациям. Количество студентов всех форм обучения увеличилось с 8264 до 11691. Стала расширяться практика обучения на платной основе. Не оправдалось опасение, что неизбежное при этом снижение уровня общей подготовки поступающих студентов повлечет за собой снижение качества выпускаемых нами специалистов. Выпуск специалистов за это время возрос с 1154 до 1758 человек. О высоком уровне подготовки выпускаемых нами специалистов можно судить и по результатам распределения. В 2005г. 96,9% получили рабочие места. Заявки предприятий на 332 рабочих места, в том числе 162 минских, остались неудовлетворенными. Коллектив университета стал наращивать усилия по интеграции вуза в единую систему высшего образования Европы, внедрению новых обучающих технологий. С 2001г. началась подготовка магистров. По 8 специальностям обучалось 26 человек. В 2005/06 учебном году в магистратуре обучается уже 106 человек по 20 специальностям. Начато преподавание для магистрантов на английском языке. Набор в магистратуру в 2005 г. на платной основе составил 47 человек. В 2002 г. впервые в республике осуществлен набор на дистанционную форму обучения по 4 специальностям. В настоящее время по 7 специальностям обучается 350 студентов. Для организации этой формы обучения создан Центр дистанционного обучения. Разработано 45 электронных учебно-методических комплексов. На базе университета создано и начало активную работу Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь в области информатики и радиоэлектроники. Специалисты университета приняли участие, совместно с РИВШ, в разработке Общегосударственного Классификатора «Специальности и специализации» – по инициативе университета в Классификатор включено 12 новых для республики специальностей. Уделялось большое внимание совершенствованию методического обеспечения подготовки специалистов: Для всех специальностей университета разработано новое поколение базовых учебных планов. Проведена корректировка рабочих учебных планов с целью их оптимизации. Разработаны и изданы типовые учебные программы по 230 дисциплинам для 22-х специальностей университета. В ноябре 2004 г., при финансовой поддержке ОАО «Приорбанк» создана Электронная библиотека. С момента открытия зарегистрировано 33853 посещений, из них 7748 уникальных. В 2000 году был взят курс на интенсификацию информатизации всех направлений деятельности университета. Создан Центр информатизации и инновационных разработок. Утверждена концепция интегрированной информационной системы (ИИС) БГУИР. Создан и успешно функционирует информационно-образовательный Web портал БГУИР, который динамично развивается и включает 8 тематических сайтов. С 2005 г. впервые в Республике Беларусь открыто электронное информационно-образовательное пространство для потенциальных абитуриентов БГУИР под названием «Электронный абитуриент». Они могут увидеть университет «изнутри»: виртуально побывать на факультетах и кафедрах, узнать о специальностях, по которым можно получить высшее образование, проверить уровень своих знаний по математике, физике, белорусскому и русскому, иностранным языкам, используя тесты по каждому предмету. Пользователи сети университета имеют выход в сеть Internet через двух Провайдеров сети: - Unibel – по выделенному каналу, обеспечивающему скорость передачи данных 1,5 Мбит/сек на прием 512 Кбит/сек на передачу; - Bassnet – выделенный канал, обеспечивающий скорость передачи данных 512 Кбит/сек на прием и передачу. В университете создана эффективно действующая система управления процессом воспитания студентов. Координацию работы, ее методическое обеспечение осуществляет Совет по воспитательной работе. При Совете создан информационно-аналитический центр, который проводит мониторинг воспитательного процесса на основе результатов ежегодных социологических исследований. Связующим звеном между педагогическим коллективом и студенческой средой является Управление воспитательной работы с молодежью. Воспитательный процесс непосредственно связан с информационно-пропагандистской работой. На всех факультетах и кафедрах введена должность заместителя руководителя по информационно-воспитательной работе, определены их обязанности, предусмотрено материальное вознаграждение за этот вид работ. На всех факультетах еженедельно преподавателями кафедр социально-гуманитарных дисциплин отводится 15-20 минут для освещения важнейших событий недели. Развивается студенческое самоуправление. На постоянной основе работает Штаб трудовых дел университета, который решает вопросы вторичной занятости студенческой молодежи в свободное от учебы время. По итогам работы за 2005 год профсоюзная организация университета признана лучшей в республике в номинации «Оздоровление студентов». Создана и активную деятельность в университете ведет первичная организация БРСМ, насчитывающая 1839 человек. Эффективно проводится культурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа. Большое внимание уделялось созданию комфортных условий проживания студентов в общежитиях университета. Заменена мебель в жилых комнатах, постоянно приобретаются новые комплекты постельных принадлежностей и необходимый спортинвентарь, открыты методический кабинет, парикмахерская с льготными ценами для студентов и сотрудников, тренажерные залы для девушек и ребят, изостудия, шахматно-шашечный клуб, гостиные «Девчата», «Рукодельница» и другие клубы по интересам. В университете с 2002 г. активно работает обособленное структурное подразделение «Молодежный центр», в котором студенты занимаются предпринимательской деятельностью, а заработанные средства направляются на развитие других молодежных инициатив. 14 июня 2005 г. в университете состоялся городской семинар для руководителей высших учебных заведений «Организация идеологической и воспитательной работы в высших учебных заведениях на опыте БГУИР». Руководством Мингорисполкома и Министерства образования, а также участниками семинара дана высокая оценка нашим объектам спортивной базы, электронной библиотеке, центру дистанционного обучения, студенчески общежитиям. Отмечено, что университет продемонстрировал современные подходы в организации воспитательной и идеологической работы со студенческой молодежью. Научные исследования в университете проводятся по актуальной тематике, которая соответствует профилю подготовки специалистов и направлениям, имеющим определяющее значение для реализации социально-экономических приоритетов Республики Беларусь. Научные школы БГУИР являются признанными лидерами отечественной и мировой науки в области информатики и радиоэлектроники, что позволяет осуществлять подготовку кадров высшей научной квалификации, успешно развивать фундаментальные и прикладные исследования, ориентированные на конечный результат и проводить коммерциализацию законченных научно-технических разработок. Несмотря на отсутствие базового финансирования под штат сотрудников, получение средств для проведения исследований только за счет участия в конкурсах внутри республики и международных тендерах, в университете обеспечивается постоянный рост объемов выполняемых исследований (от 2,5 млрд. руб. в 2000г. до 6,5 млрд. руб. в 2005г.) При этом уменьшается количество тем, т.е. происходит укрупнение тематики. Доля внебюджетного финансирования довольно высока и в последние 5 лет составляла в среднем около 50% от общего объема НИОКР. Проводимые в БГУИР фундаментальные и прикладные исследования отличаются высокой результативностью. За 2000-2005 годы сотрудниками университета опубликовано свыше 80 монографий, 30 сборников научных трудов, 30 учебников и 430 учебных пособий, 5000 статей и тезисов докладов, сделано около 5000 докладов на международных и республиканских конференциях, получено 53 патента и 51 решение о выдаче патента, подано 38 заявок на изобретения и 10 заявок на полезную модель, защищено 11 докторских и 77 кандидатских диссертаций, трое сотрудников БГУИР стали лауреатами Государственных премий Республики Беларусь в области науки и техники. Результаты более 600 завершенных НИР внедрены в производство и в учебный процесс. Прибыль от реализации научно-технических разработок составила 1,4 млрд. руб., в том числе 602 млн. руб. – централизованная часть. В течение 2000-2005 годов существенно переоснащена и обновлена материально-техническая база науки, в т.ч. за счет госбюджетных средств.
На Совете университета
С 2003 года выпускается научный журнал «Доклады БГУИР». Большое внимание уделяется развитию студенческой науки. В научных исследованиях на протяжении 5 лет принимает участие около 50% студентов. Ежегодно проводятся научно-технические конференции аспирантов и студентов БГУИР, Международная Школа-семинар «Современные информационные технологии», смотры-конкурсы студенческих научных работ. Расширяется география международного сотрудничества. Выполняется 17 зарубежных контрактов, а также 6 проектов в кооперации с зарубежными вузами и исследовательскими центрами по международным программам ИНТАС, КОПЕРНИКУС, ЕВРОПРАКТИС, по программам Союзного государства «Скиф» и «Космос-БР». Расширилось участие в международных выставках. Если в 2001г. сотрудники университета участвовали в 3 международных выставках, то в 2005 году более 50 разработок демонстрировались на 8 международных выставках, включая ТIВО-2005, MILЕХ-2005, Ганноверскую ярмарку, Национальные выставки в Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, ЮАР. БГУИР является организатором 8 общепризнанных международных научно-технических конференций по нанотехнологиям, перспективным дисплейным технологиям, распознаванию образов, обработке и защите информации, информационным технологиям в образовании. Университет начал сотрудничество с Международной ассоциацией по обмену студентами технических специальностей для прохождения производственной практики (IAESTE). Образовательные услуги БГУИР привлекательны и конкурентоспособны. Численность иностранных студентов, магистрантов, аспирантов и стажеров, обучающихся в БГУИР, выросла со 117 человек в 2000г. до 230 человек в 2005г. Особое внимание было уделено развитию материальной базы и решению социальных вопросов. Всего на эти цели за 2001–2005 годы израсходовано 8 млрд.859,9 млн. руб., из них 2 млрд.358,3 млн. руб. бюджетных и 6 млрд.501,6 млн. руб. внебюджетных средств. При этом на ремонт помещений университета и создание комфортных социально-бытовых условий в общежитиях израсходовано 1 млрд.752,6 млн. руб. бюджетных и 3 млрд.603,3 млн. руб. внебюджетных средств. Введен в эксплуатацию жилой дом, 7-й учебно-лабораторный корпус по ул. Козлова 26, общей площадью 6 427 кв. м. Создан спортивно-оздоровительный центр на базе спортивных сооружений университета. Завершен капитальный ремонт бассейна и спортивных залов учебного корпуса №3. За пять лет существенно обновлена база отдыха «Браславские озера». Средняя заработная плата сотрудников университета по сравнению с сентябрем 2001 года выросла в 4 раза, в долларовом эквиваленте в 2,7 раза, составила в целом по БГУИР – 601 850 руб., ППС – 816 420 руб. и других сотрудников – 482 217 руб. Кадровая политика. На 1 октября 2005 года в университете занимается 11618 студентов, 173 магистранта, 200 аспирантов, соискателей и докторантов, 39 слушателей подготовительного отделения ФДПиПО; на дневных, вечерних и заочных подготовительных курсах ежегодно занимается около 600 человек. На 1 января 2005 года в университете работали 2132 человека, в том числе в Комбинате питания – 115, Институте информационных технологий – 87. Обеспечивает учебный процесс высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав: 739 человек, из них имеют ученые степени 318 чел. (43%), ученые звания – 319 чел. (42%). С целью омоложения кадрового состава принятым на работу для педагогической или научной деятельности выпускникам вузов на протяжении трех лет устанавливается надбавка к должностному окладу до 100,% также выпускникам магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В июле 2004г. решением Совета университета выпускникам, принятым на инженерные должности, в течение двух лет устанавливается 50% надбавка и премия в размере 50 % должностного оклада. В целях стимулирования научно-педагогических работников и руководителей учебных и научных подразделений БГУИР с 01.12.2004 г. устанавливаются стимулирующие выплаты: защитившим докторскую диссертацию – 25 базовых величин, кандидатскую диссертацию – 15 базовых величин (при досрочной защите сумма выплат увеличивается на коэффициент 1,2); научному консультанту по докторской диссертации – 23 базовых величины, научному консультанту по кандидатской диссертации – 13 базовых величин, научному консультанту по кандидатской диссертации иностранного гражданина, защитившего диссертацию – 20 базовых величин. С 2002г. на работу в БГУИР прибыло 240 молодых специалистов. В ноябре 2005г. ожидается прибытие 27 выпускников аспирантуры. Тем не менее, 30% работающих в университете – люди пенсионного возраста. В университете произошел ряд структурных изменений и принят ряд кадровых решений. Управление информатизации преобразовано в Центр информатизации и инновационных разработок. В УМУ создан редакционно-издательский отдел, получена лицензия на издательскую деятельность. На базе Специального факультета повышения квалификации и переподготовки кадров создан Институт переподготовки и повышения квалификации кадров в области информатики и радиоэлектроники (Институт информационных технологий) как хозрасчетное обособленное структурное подразделение БГУИР на самостоятельном балансе. В 2002г. создан юридический отдел, Международное общественное объединение выпускников и попечителей МРТИ-БГУИР, Коллективный договор. Разработан, утверждён и зарегистрирован в новой редакции Устав университета. В 2003/04 учебном году Факультет заочного и дистанционного обучения и факультет вечернего обучения преобразованы в факультет заочного, вечернего и дистанционного обучения. Создан военный факультет, на котором началась подготовка кадровых офицеров по специальности «Многоканальные системы телекоммуникаций». Экономический факультет переименован в инженерно-экономический. На ФТК на базе кафедры сетей и устройств телекоммуникаций образована кафедра защиты информации. Созданы Управление международного сотрудничества и Управление подготовки научных кадров высшей квалификации и магистров. В 2004/05 учебном году: вместо должностей проректора по строительству и эксплуатации зданий и проректора по экономике введена должность проректора по административно-хозяйственной работе. Кафедра Микроэлектроники переименована в кафедру Микро- и наноэлектроники. Кафедра Производственной и экологической безопасности переименована в кафедру Инженерной психологии и эргономики. Эта кафедра стала профилирующей по специальности «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий». На факультете доуниверситетской подготовки и профессиональной ориентации создана кафедра Белорусского и русского языков. Произошел ряд других важных событий, среди которых – аттестация БГУИР. По итогам аттестации наш университет в 2004 году признан ведущим вузом в отрасти. Университету вручено свидетельство об аттестации и выдана лицензия на проведение образовательной деятельности сроком на пять лет. Уважаемые коллеги! Всё, о чём я рассказал – это позитив. Но не всё удалось осуществить по различным причинам. Эти моменты мы должны учесть при разработке Программы развития университета на перспективу. Задачи, которые необходимо решить по основным направлениям деятельности университета в предстоящий период. 1.В направлении совершенствования подготовки специалистов нам предстоит разработать конкретные меры по реализации Постановления Министерства образования и Министерства экономики №60/129 от 20.07.2005 г. и 10.08.2005г. «Об утверждении Плана мероприятий по оптимизации структуры и приведению объемов подготовки специалистов в соответствие с потребностью народного хозяйства на 2006–2008 годы, уточнить специальности и специализации, если потребуется, открыть новые и упразднить некоторые существующие; разработать новое поколение Образовательных стандартов, учебные планы специальностей, программы дисциплин; создать учебники и учебные пособия, разработать электронные комплексы; естественно, придется в ходе реализации этих мер учитывать требования принятого в первом чтении Закона о высшем образовании. 2. В области научно-исследовательской работы и подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации следует уточнить основные направления НИР университета на ближайшие 5 лет; завершить выработку предложений по участию университета в формируемых Государственных программах и скорректировать наши планы подготовки докторов и кандидатов наук. Ориентиром должно быть стремление к получению статуса вуза, ведущего в национальной системе. А для этого необходимо существенно увеличить число докторов и кандидатов наук, удвоить количество научных специальностей. Мы не добьемся этого без резкого повышения эффективности работы магистратуры, аспирантуры и докторантуры. 3. При проведении воспитательной работы необходимо добиваться того, чтобы воспитание молодежи было неотъемлемой частью подготовки специалистов. Для этого следует создавать и поддерживать в университете воспитательную среду, направленную на привитие нашим питомцам любви к профессии, правильной гражданской позиции, патриотизма, чувства долга и ответственности. Нужны конкретные меры по совершенствованию работы СНТО. Пора завершить разработку и принятие Нравственного кодекса студента БГУИР. 4. Требуется дальнейшее развитие материальной базы для обеспечения образовательной деятельности и выполнения научных исследований. Мы не можем и дальше мириться с существованием на нескольких кафедрах одинаковых или близких дисциплин с одинаковыми, дублирующими друг друга лабораториями и с загрузкой каждой около 10 часов в неделю. Необходимо предусмотреть создание фундаментальных (межкафедральных) лабораторий, которые мы будем оснащать современным оборудованием, а высвобождаемые площади передавать в общеуниверситетский фонд. Заслуживает внимания возрождающаяся форма учебно-научно-производственного сотрудничества университета с промышленными предприятиями республики. Я имею в виду создание филиалов кафедр на производстве и совместных лабораторий. Хороший почин сделан кафедрой ЭТТ на НПО «Интеграл». В предстоящем пятилетии нам необходимо завершить строительство второго пускового комплекса ИПК по ул. Козлова, связанного с созданием опытно-производственной базы; следует определиться с партнёром по разработке проектно-сметной документации и строительству здания со встроенной библиотекой по ул. Гикало. 5. Мы и впредь будем уделять первостепенное внимание решению социальных вопросов. Это строительство жилого дома для сотрудников и студенческого общежития по ул. Беды; строительство комплекса жилых домов в районе улиц Корж-Саблина–Белинского–Восточной; строительство мини-кафе по ул. Гикало и других объектов. Конечно же, будет обеспечиваться стабильный рост заработной платы ППС и сотрудников университета. 6. Важнейшей составляющей в нашей многогранной деятельности является кадровая политика. Будет продолжаться работа по привлечению к образовательной и научной деятельности молодёжи и планомерная работа с резервом кадров. Здесь я вижу задачу: «вытянуть» очень важное звено во всей цепи от ректората до преподавателя и лаборанта, а именно – поднять ответственность заведующего кафедрой. За предстоящее пятилетие мы должны добиться от заведующих кафедрами полного осознания своей ведущей роли в реализации всех задач, стоящих перед основным подразделением вуза – кафедрой. На сегодняшний день, к сожалению, это звено ещё довольно часто «пробуксовывает». В ближайшие годы будем продолжать руководствоваться уже обозначенным принципом в кадровой политике – освобождение от руководящей работы лиц, достигших 65-летнего возраста (я имею в виду должности проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей других структурных подразделений). 7. И, наконец, несколько слов о предложениях, высказанных сотрудниками и студентами университета. Есть замечания и предложения по улучшению работы в направлениях: совершенствования учебно-воспитательного процесса, трудовых отношений с пенсионерами, досуга сотрудников, организации автомобильного движения по ул. П. Бровки, деятельности некоторых подразделений. Практически все предложения показывают озабоченность наших работников и студентов перспективами развития университета. Прошу присутствующих передать в свои коллективы благодарность всем, откликнувшимся на нашу просьбу. Все предложения будут рассмотрены и учтены в работе проректоров и курируемых ими подразделений, а наиболее масштабные – при разработке проекта Программы развития БГУИР на предстоящий период.
Впечатления о практике
Являясь студентами 4 курса факультета информатики Белостокского технического университета, мы воспользовались представившейся нам возможностью пройти учебную практику в Вашем университете. здесь мы встретили очень теплый прием от всех сотрудников Управления международного сотрудничества и кафедры электронно-вычислительных средств, профессора А.А.Петровского. В нашей памяти надолго останутся впечатления от ежедневных прогулок по Минску. На протяжении почти двух недель нам удалось увидеть много интереснейших мест в Вашем городе. Надеемся, что в будущем сможем еще раз сюда приехать. С пожеланиями удачи, Катажына Сахарчук, Камил Колодзински На вопросы нашего внештатного корреспондента Оксаны Борейко (студентка ИЭФ) отвечает Ахим Христиан, практикант из Германии, г.Штутгард — Что больше всего запомнилось тебе во время пребывания в Беларуси? — Пожалуй, самые яркие впечатления оставил день, когда я ездил играть в пейнт-болл. Потом была небольшая вечеринка, где я смог попробовать кое-что из белорусской национальной кухни, поиграть в игры «Крокодил» и «Психоз». Мы отлично провели время. — Как тебе жилось здесь? — Сначала мне было очень сложно, потому что из-за незнания языка я даже не мог купить билет в метро, не говоря уже о том, чтобы куда-то съездить одному. Мне казалось, что любой сможет мне помочь, но на самом деле не многие из тех, к кому я обращался на улице и в общежитии, знали английский. Поэтому, мне ничего не оставалось, как сидеть дома и скучать. Но когда я познакомился с людьми, знающими английский язык, которые с радостью со мной общались, ситуация в корне изменилась. Они мне помогли адаптироваться и получать удовольствие от пребывания в вашей стране. Я смог посетить некоторые достопримечательности города и даже съездил на экскурсию в Мир и Дудутки. — Где ты практиковался? — Я проходил практику в научно-исследовательской лаборатории нано-технологий. Думаю, что этот опыт работы очень ценный для меня, так как я узнал много нового, занимался интересной работой и познакомился с прекрасными людьми. Вообще, я хотел бы продолжить начатый здесь проект, но моё время пребывания в Беларуси уже подошло к концу. — Как ты оцениваешь общежитие №1, в котором тебе довелось пожить ? — Я был удивлен, что в общежитии нет стиральных машин, и поэтому приходилось стирать одежду вручную. В остальном же—все было очень неплохо. — Что тебя больше всего удивило в Беларуси? — Разнообразие молочных продуктов, поэтому то, что есть у нас в Германии, можно назвать «жалкой копией» того, что я попробовал здесь. В остальном все довольно-таки похоже. — Какие впечатления у тебя от посещения нашей страны? — В Беларуси много интересных и красивых мест, которые следовало бы увидеть. Но из-за неразвитой инфраструктуры туризма возникают сложности с посещением ваших достопримечательностей. — Хотел бы ты еще раз сюда приехать? —Мне бы хотелось в будущем увидеться с моими друзьями-белорусами. Поэтому я постараюсь поддерживать отношения с ними, и, возможно, однажды снова сюда приеду.
День студента – лучший праздник
Без сомнения – для большей части человечества, потому что студент, это не только статус, это состояние души на всю жизнь. В чем же притягательность этой золотой поры молодости, в чем ее радости, а порой и печали? Мы предоставили нашим студентам возможность рассказать об этом.. Штыров Егор, 1 курс ФИТиУ — В БГУИР мне нравится все, лекции, преподаватели, я узнаю много нового. Восхищает художественная самодеятельность и концерты, проводимые в университете, где студент не только зритель, но и участник. Одним словом, жизнь прекрасна, правда, немного тревожусь за первую сессию. Петрик Наталья, 1 курс ФИТиУ — Я разделяю волнение Егора. Старшекурсники нас предупредили, что пока ты не сдал первую сессию, ты еще «зеленый» абитуриент. А потому желаю всем «зрелым» и еще «зеленым» успешно сдавать все сессии и не пассовать перед трудностями. Что касается проблем, то думаю, они решаемы. Например, не всегда слышны звонки, а в буфетах и столовых очень большие очереди. Может, стоит увеличить перемену, или число точек с горячим питанием? Гарбузова Валентина, 1 курс ФИТиУ — Я хожу в университет, как на праздник, потому что встречаю много хороших людей, искренних, интересных, это мои однокурсники, преподаватели. Я поздравляю всех с профессиональным праздником, Днем студента, желаю здоровья и отличных результатов на сессии. Канай Юля, 1 курс ФИТиУ — Студенческая жизнь в БГУИР – удивительный мир, где обычное в общем-то дело, как учеба, превращается в увлекательный процесс. Мы с удовольствием осваиваем новую технологию получения знаний в электронной библиотеке. В университете можно серьезно заниматься спортом и просто укреплять здоровье. Для этого есть прекрасный плавательный бассейн, спортивные залы. Мне лично очень нравится зал ЛФК в 3 корпусе, очень уютный и оснащен современным оборудованием. Тевиков Алексей, 3 курс ФКП — В своей студенческой жизни я ценю, прежде всего, дружный сплоченный коллектив нашей группы. С надежными людьми любое дело по плечу. Я желаю всем не прогибаться под тяготами жизни, упорно преодолевать все трудности, от этого становишься только сильнее, ответственнее, самостоятельнее и трудолюбивее. Шахини Мохсен, студент из Ирана — Когда возник вопрос, где получать образование, по специальности информационные технологии у меня был выбор ОАЭ, Украина или Беларусь. Я выбрал вашу страну за качество и доступность образования предоставляемое БГУИР. Беларусь спокойное, стабильное государство, а Минск — очень красивый город. Ваш народ — добрый, гостеприимный и отзывчивый. Я пишу стихи о любви, о родине и о Беларуси. Михайловский Дмитрий, 3 курс ФКП — Мне нравится сам университет, потому что те, кто действительно ходят туда за знаниями, имеют неплохие перспективы найти хорошую работу и преуспеть в жизни. Правда, огорчает размер стипендии. Ещё хотелось бы, чтобы проводилось как можно больше развлекательных мероприятий в стенах университета, а то в этом учебном году кроме «Студенческого дебюта» ничего не было. День студента для меня своеобразный «профессиональный» праздник. Кагитина Оксана, 2 курс ФТК — Мне все нравится. Особенно наличие студенческого телевидения и электронной библиотеки. Насколько мне известно, немногие ВУЗы нашей республики могут похвастаться подобным. Радует также то, большое внимание уделяется спорту и физической культуре: есть возможность заниматься в секциях, имеются хорошие спортивные залы и бассейн, занятия проводят квалифицированные преподаватели. Единственное, что не нравится,—отсутствие салфеток на столах в университетских столовых. Климовец Андрей, 2 курс ФИТУ —Нравятся сами студенты: здесь очень много интересных, талантливых людей, общение с которыми доставляет огромное удовольствие. Кроме того, студенты БГУИР отлично умеют отдыхать, хотя вроде бы надо и учиться. Впрочем, нравятся и преподаватели, которые умеют заинтересовать студентов, находят необычный подход к процессу обучения, например, Шилин Л.Ю. Я считаю, что у нас не хватает возможностей для студентов проявить себя. Меня, как музыканта, интересует помощь в проведении репетиций: предоставление аппаратуры и помещений. После Дня студента начинаю усиленно учиться, так что для меня это повод хорошо погулять с друзьями на всю катушку. Сначала мы решили посетить мероприятия, устраиваемые университетом по этому поводу, а потом поехать за город и продолжить празднование Дня студента в арендуемом коттедже. Клинкович Дмитрий, 2 курс ФРЭ — Я думаю, что День студента — это праздник, который объединяет всю студенческую молодежь. Каждый год я с нетерпением жду его и стараюсь хорошо отметить. В этот раз я с моими друзьями из других университетов собираемся на дискотеку. Винярская Елена, 2 курс ФТК —В общем, все нравится, кроме того, что надо ходить на первую пару по субботам и понедельникам. Материал подготовлен Татьяной Катульской и Оксаной Борейко