Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

N2 от 9 февраля 2007



Дистанционное обучение в Республике Беларусь
Этой актуальной теме было посвящено заседание Совета по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь, которое недавно прошло в университете. Сфера образования - тот полигон, где проходят испытания самые новые информационные технологии. Это значительно повышает уровень знаний студентов. Совет возглавляет Министр образования страны А. М. Радьков, который и проводил его заседание. Присутствовали также ректор БГУИР М. П. Батура, другие официальные лица. А.М.Радьков в своем выступлении остановился на проблемах электронного образования, подчеркнув необходимость широкого внедрения его в учебный процесс, создания нормативного обеспечения. БГУИР является лидером по внедрению дистанционного обучения в нашей стране. С марта 2002 года вузу разрешено проводить эксперимент по его использованию. Такая форма обучения в последние годы становится все более популярной в вузах страны. Около двух с половиной тысяч студентов нашей республики используют ее для получения знаний. Владимир Старостенко



Приз за «оазис красоты»
Большинства студентов и работников БГУИР уже привыкли к ухоженной пешеходной зоне вокруг университетских корпусов, уютным внутренним дворикам, новому суперсовременному благоустроенному стадиону. И воспринимаем все эти удобства как должное. А вот строгое профессиональное жюри из представителей администрации Советского района города Минска, осмотрев все наши усовершенствования компетентным составом, решила, что именно Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники достоин диплома «За лучшее благоустройство прилегающих территорий» в районном конкурсе, посвященном данной тематике. Юлия Терентьева



Магистр – особое звание
В переводе с латыни Magistr – это "наставник", "учитель", "руководитель", но современной трактовке, несомненно, ближе русский перевод – "мастер своего дела". Это не только широко эрудированный специалист, владеющий методологией научного творчества, современными информационными технологиями, подготовленный к исследовательской, консультационной, аналитической деятельности, но и личность открытая всему новому. Магистратура - вторая ступень высшего образования. В нашем университете она была открыта в 2001 году. За 6 лет в магистратуре БГУИР по 21 специальности прошли обучение и защитили диссертации 354 человека, из них 220 – на дневной форме обучения и 134 - на заочной. 31 января 2007 года дипломы получили 59 магистрантов БГУИР, каждый из которых прошел нелегкий путь от студента до магистра, каждым из которых мы гордимся и в каждого из которых верим! Звание магистра станет для большинства из них замечательным стимулом для дальнейшего профессионального и личностного роста. Творческих успехов вам, осуществления научных планов, крепкого здоровья и счастья в личной жизни! Мы убеждены, что образование, полученное в магистратуре нашего вуза, станет хорошим плацдармом для вашего карьерного и научного роста.  



Специалист нового поколения – требование времени
Наша страна вступила на инновационный путь развития, который требует специалиста новой модели. На решение этой задачи направлена модернизация высшего образования. Важным шагом в реализации нового содержания образования является разработка нового поколения образовательных стандартов. О том, как ведется эта работа в БГУИР рассказывает проректор по учебной работе профессор В.Е. Борисенко. В БГУИР образовательные стандарты впервые были внедрены в 1998 году. Сегодня появились новые специальности и квалификации, возросла наукоемкость производства. Интеграционные процессы не только в экономике, политике, но и в образовании способствовали конкуренции между выпускниками вузов. Жизнь требует, чтобы человек действовал на основе постоянно обновляющихся знаний, технологий. Поэтому современное образование должно соответствовать образованию информационного общества. В 2005 году Советом Министров Республики Беларусь была принята Программа перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием на 2005-2010 годы. Программой определена двухступенчатая система высшего образования. В соответствии с данной программой Республиканский институт высшей школы (РИВШ) разработал макет образовательного стандарта высшего образования первой ступени с учетом опыта европейской высшей школы и СНГ. Особенностью новых стандартов является их разработка на компетентностной основе. Это предполагает обновление целей, задач и результатов образования. Будут модернизированы содержание, технологии обучения, учебно-методическое обеспечение, профессиональная подготовка. Стандарты нового поколения состоят не только из профессиональных квалификаций выпускника, определяющихся системой знаний, умений, навыков, но и универсальными умениями, способностями, личностными качествами, которые в международной практике определяются как ключевые компетенции, а модель подготовки выпускника - компетентностной. В современном высшем образовании она доминирует. Стержневыми категориями компетентностной модели стали понятия «компетенция» и «компетентность». (Компетенция - знания и опыт необходимые для решения теоретических и практических задач. Компетентность - способность применять знания и опыт для решения профессиональных, социальных и личностных проблем). Формирование и развитие компетенции не может быть реализовано только с помощью преподаваемых учебных дисциплин. Очень важно внедрять инновационные педагогические системы, методики, технологии, в том числе электронные. В БГУИР, например, уже внедрено 297 электронных учебных методических комплексов. В образовательных стандартах второго поколения делается акцент на усиление практической деятельности, самостоятельной работы, самообразования студентов. В процессе обсуждения новых образовательных стандартов и наполнения их конкретным содержанием поступило немало предложений и замечаний от сотрудников кафедр нашего университета. Многое было учтено и нашло отражение в формулировке умений и навыков. Претерпели изменения названия и содержание некоторых дисциплин. БГУИР подготовил образовательные стандарты по 27 специальностям. Завершено перекрестное рецензирование стандартов внутри университета. Сейчас создаются комиссии для экспертизы проектов стандартов совместно с представителями предприятий отраслевых министерств. Логично, что предполагаемые заказчики примут активное участие в формировании набора профессиональных компетенций. При этом важно учитывать прогнозы по развитию науки и техники. В стандартах нового поколения представлены три группы ключевых компетенций: академическая, социально - личностная и профессиональная. Академическая включает знания и умения по изучению дисциплин, готовность к принятию решений, способность к самообразованию. Современное общество требует более глубокого личностного развития человека. Его профессиональная деятельность и личная жизнь часто сопровождаются рядом социальных проблем и необходимо обладать такими качествами, как организация совместной деятельности, сотрудничество, общение, предупреждение и разрешение конфликтов… Это было закреплено в социально - личностных компетенциях новых стандартов. Профессиональная компетенция - знание и умение формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать проекты. Значительный импульс развитию и внедрению компетентностного подхода придал Болонский процесс и Декларация 1999 года. В новых стандартах это нашло отражение во введении системы зачетных кредитов (единицы количественного измерения учебной нагрузки), совместимой с европейской системой ЕСТS. Успешная реализация образовательных стандартов второго поколения наряду с другими преобразованиями позволит сформировать специалиста инновационного типа, с креативным мышлением, способного действовать в самых сложных условиях. Он должен стать человеком знаний, осознавать себя не только гражданином своей страны, но и мира, быть ответственным за общечеловеческую цивилизацию. Это соответствует переходу на инновационный путь развития. Татьяна Катульская



Не числом, а умением
в тему «Компьютер имеет то преимущество перед мозгом, что им пользуются» В современном учебном процессе широко используются компьютеры, интернет. Но чтобы этот процесс шел на более высоком профессиональном уровне в БГУИР создан Центр информационных автоматизированных и инновационных разработок, включающий ряд отделов. Один из них – Отдел информационных технологий. Его усилия направлены на поиск вариантов как улучшить то, что уже функционирует, повысив эффективность и качество. Или, говоря профессиональным языком, вывести на уровень промышленной эксплуатации. Например, это нашло свое воплощение в создании подсистемы по автоматическому составлению расписания. Оно помогает в работе диспетчерам, отслеживает и максимально минимизирует возможные ошибки. Летом 2006 года был успешно реализован проект – «Приемная комиссия». Инновационным стало информирование абитуриентов (каждые три часа) в режиме on-line, использовалось много аналитики. На месте печатались «Листы абитуриентов», что позволило свести к минимуму количество ошибок, так как потенциальный студент мог на месте проверить правильность записанных данных. Уже созданы и внедрены подсистемы «Студент», «УМУ», «Расписание», которые минимизировали работу деканатов. В планах новый проект – внедрение электронного документооборота. Информационные технологии, так прочно вошедшие в жизнь, значительно облегчают работу всех служб и подразделений университета, делая процесс получения знаний эффективным и современным. Но как ни парадоксально, не все новое воспринимается адекватно. Например, подсистема “Студент” долго не использовалась. Некоторым сотрудникам психологически сложно перестроиться и понять, что чем больше работаешь с системой, больше вносишь данных, тем она полезнее. Главное назначение любой системы автоматизации – облегчать работу. В противном случае она не нужна. На сегодняшний день отдел информационных технологий небольшой, но дружный и слаженный. Где берут, как говорится, не числом, а умением. И все же нехватка специалистов ощутима. А решать задачи отделу предстоит большие. Программа максимум – это создание в БГУИР единой информационной оболочки. Для этого необходимо не только довести все работающие подсистемы до промышленной (широкой) эксплуатации, но и тесной интеграции. Вот такие далеко идущие планы стоят перед отделом информационных технологий. А всем нам необходимо помнить, что инновация - не догма, а руководство к действию. Татьяна Катульская



Не доехал до места распределения – плати
Распределение – это всегда шанс на первое достойное место работы для тех, кто только начинает свой профессиональный путь. Распределение - это возможность раскрыть свой потенциал молодости во время повышенной конкуренции, тем, кому в графе «опыт работы» писать пока нечего. Распределение – это своеобразная «рука помощи», которую протягивает наше государства тысячи юношам и девушкам, обеспечивая их сразу же после получения диплома первым рабочим местом. Но далеко не все молодые специалисты спешат воспользоваться возможностью, предоставляемой им государством: некоторые из них так и не прибывают на свое первое место работы по распределению… Новое постановление Совета Министров Республики Беларусь серьезно ужесточает меры, которые отныне будут применять к тем, кто не спешит выполнять свои обязательства перед государством. По словам проректора по учебной работе Виктора Евгеньевича Борисенко, в основном наши выпускники не приступают на работу по месту своего распределения по уважительным причинам: некоторые решают продолжить свое образование в магистратуре (не обязательно в БГУИР) и не ставят в известность об этом руководство родного вуза, другие – призываются в Вооруженные силы. Но есть и такие, которые не прибывают к месту своего распределения и по личным экономическим соображениям: престижный диплом в кармане может обеспечить им более достойный заработок, нежели способно предложить предприятие, куда они были направлены по распределению, но где тоже нуждаются в их знаниях, умении и новых идеях. Они почему-то легко «забывают» о том, что если государство выполнило свои обязательства перед ними, дав им возможность получать качественное образование, предоставив общежития, выплачивая стипендии и другие социальные дотации, то и у них есть свои обязательства перед государством, которые они могли бы выполнить добросовестным трудом на ведущих предприятиях отрасли… Теперь государство будет требовать возмещения денежных средств, затраченных в период обучения специалистов, так и не приступивших к выполнению своих профессиональных обязанностей на первом рабочем месте по факту своего распределения. Для начала таким юношам и девушкам будут высылаться письма с запросами по месту жительства, в котором им будет предложено объяснить причину своего неприбытия по месту распределения. Далее предстоит процедура возмещения в бюджет денежных средств, затраченных на них в период обучения. По предварительным подсчетам, эта сумма может составить 20-23 миллиона белорусских рублей. Долгое время, когда правовой базы в этой сфере не существовало, проблема казалась не разрешимой. Теперь за ее решение возьмутся основательно. Кстати, все нынешние студенты с положениями о распределении и о возмещении денежных средств ознакамливаются в обязательном порядке, и под роспись. Юлия Терентьева



Требуются светлые головы, а не синие дипломы
В середине 90-х годов в вузах Республики Беларусь возникло и стало бурно развиваться новое, доселе незнакомое явление – обучение студентов в государственных институтах и университетах на платной основе. Как правило, зачисляли на эту форму обучения тех, кто не прошел по конкурсу. Изначально их уровень знаний был недостаточно высок. Количество таких студентов было незначительно, и они не оказывали существенного влияния на успеваемость в группе, на курсе и факультете. На начальной стадии студентов-платников объединяли в отдельные группы по разным специальностям, но этот эксперимент с треском провалился, поскольку в таких группах отсутствовали «маяки», не было сильного актива и абсолютная успеваемость снизилась до 30% - 40%. Сейчас студенты-платники равномерно распределяются по группам совместно со студентами, обучающимися за счет средств бюджета. Такое распределение позволило повысить успеваемость в учебных группах. До недавнего времени не было системы стимулирования студентов-платников. Это давало отрицательный эффект. Студент не был заинтересован в получении высоких оценок. Чтобы изменить ситуацию ректоратом и была введена система материального поощрения студентов-платников. На факультете информационных технологий студентам и их родителям разъясняли положение о снижении оплаты и возможности перевода на бюджетную форму обучения. Неуспевающие брались под особый контроль деканата, кураторов, лекторов потоков. В состав студенческого самоуправления, в коллективы художественной самодеятельности и спортивные секции начали активно привлекаться студенты платной формы обучения. Это незамедлительно принесло свои результаты. По итогам летней сессии 2004/05 учебного года 15 студентов-платников были переведены на бюджетную форму обучения, 17 - снижена оплата за обучение. После зимней сессии 2005 /06 года - 16 переведено на бюджет и 22 снижена оплата. Среди них 80% активистов, спортсменов и участников художественной самодеятельности. С февраля 2006 года условия снижения оплаты и перевода на бюджетную форму обучения изменились. Теперь, чтобы получить «скидку», необходимо по итогам учебного года иметь не менее 50% оценок 9 или 10, остальные не ниже 6, чтобы перевестись на бюджетную форму обучения - 75% «девяток» или «десяток» и остальные не ниже «семи». При этом студент должен активно участвовать в научно-исследовательской и общественной работе. Но даже в таких условиях 3 студента ФИТиУ были переведены на бюджет, 14 снижена оплата за обучение. Процент абсолютной успеваемости среди студентов-платников также существенно вырос. Если в 2003/04 учебном году он составлял – 59,5%, в 2004/05– 67%, то в 2005/06 -72,2% т.е. за 3 года этот показатель вырос примерно на 15%. Теперь мы учитываем и тот факт, что все студенты поступают на общих основаниях, просто на платную форму попадают те, кто не набрал заветного проходного балла. Мы ведём большую работу по трудоустройству этой категории студентов, места в общежитии они получают на общих основаниях, ежемесячно по представлению деканата лучшие студенты поощряются материально. Подводя итоги, попробуем нарисовать идеальный портрет современного студента–платника: 1. Это представитель элиты выпускников-школьников, которому просто не повезло и он не прошёл по конкурсу, хотя успешно выдержал все вступительные испытания. 2. Это человек, который пришёл в вуз получать знания, а не диплом, так как на рынке труда нужны светлые головы, а не «синие» дипломы. 3. Это человек, который в отличие от студента-бюджетника, сам занимается вопросом трудоустройства. 4. Это человек, который в качестве целевой функции определил уровень учебы, позволяющий получать «скидку» в оплате за обучение и в идеальном варианте - перевестись на бюджетную форму обучения. Таким образом, студент-платник - это полноправный член сообщества, называемого Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. Студенты платной формы обучения должны понимать, что они своим отношением к учебе, поведением в стенах университета и за его пределами формируют имидж университета. На предприятиях, в организациях и фирмах, где они будут работать, по уровню их подготовки судят об организации подготовки специалистов в университете. Деканатам необходимо оказывать всяческое содействие в трудоустройстве студентов через распределение с целью его юридической и социальной защиты. Совместные усилия позволят нам решить главную задачу – готовить высококвалифицированного специалиста, способного выполнять сложнейшие научные и народнохозяйственные задачи. В.Л.Бусько, декан ФИТиУ, к.т.н, доцент



Широкие возможности новой АТС
Модуль – часть новой учрежденческой АТС и будет связан с ней цифровой соединительной линией. В будущем планируется использовать возможности модуля и новой АТС для проведения лабораторных работ по курсу “Системы распределения коммутации” (специальности “Сети телекоммуникаций”) и “Цифровая коммутация каналов, пакетов и IP-телефония» (специальности «Системы распределения мультимедийной информации», открытой в 2006 году). Конфигурация модуля позволяет подключать аналоговые и цифровые абонентские терминалы для организации не только обычных телефонных соединений, но также речевой и видео конференцсвязи. Есть возможность мониторинга в реальном времени процесса обслуживания вызовов с помощью персонального компьютера, подключаемого к модулю через интерфейс Ethernet. Специльные порты модуля позволяют соединить его с другим сетевым и коммутационным оборудованием лаборатории систем коммутации – цифровой АТС-Ф и сетевым оборудованием CISCO для построения учебного сегмента гибридной сети. Владимир Старостенко



Юбилей любимого декана
бывает не каждый год (как и любимый декан есть не на каждом факультете). Факультету телекоммуникаций повезло, потому что наш декан – Олег Дмитриевич Чернухо. Для студентов он не только глава небольшого государства под названием «факультет», не просто важный человек в большом кресле в отдельном кабинете. Он всегда помогает творческим начинаниям студентов, сопровождает студента по лабиринтам учебы в вузе. Ему присущи жизненный оптимизм, умение ценить радости жизни и воспринимать будущие дела в свете успеха. А если во все, что делается, вкладывается душа - это сразу видно по настроению. На ФТК царит атмосфера взаимопонимания и оптимизма. Вся деятельность направлена не только и не столько на то, чтобы студент заработал хорошую оценку, а чтобы после окончания университета был готов к жизни и к достижению любых целей. Уже при первой встрече с деканом на вручении студенческих билетов, мы поняли: стилю работы Олега Дмитриевича характерна доверительность и требовательность одновременно. Недавно Олег Дмитриевич Чернухо отметил юбилей. Хочется снова и снова говорить огромное спасибо человеку, который живет нашей беспокойной студенческой жизнью, поддерживает нас и помогает. Уважаемый Олег Дмитриевич, желаем вам долгих лет жизни, неисчерпаемой энергии, новых идей, грандиозных успехов в научной и организаторской деятельности, талантливых студентов! С юбилеем Вас! Вам счастья непременного, Успеха неизменного, Удач больших желаем много раз. Здоровья Вам отличного, Надежд и счастья личного, Пусть молодость не покидает Вас! Невзгоды пусть забудутся, А все желанья сбудутся. И горя пусть не будет никогда. Любите, если любится. Живите так, как хочется, И будьте жизнерадостны всегда! Студенты ФТК



Салон красоты для наших студентов
От умелых рук мастера - парикмахера зависит многое. Красивая прическа, опрятная стрижка позволяют уверенно чувствовать себя, помогают утвердиться в коллективе. После ремонта в общежитии № 2 БГУИР открылась парикмахерская. Со вкусом оформленный зал, большие зеркала, широкий выбор косметических средств вызывают желание приходить туда как можно чаще. Цветовая гамма студенческого салона красоты настраивает на спокойствие и беззаботность. При желании и наличии денег здесь вам сделают любую модную прическу с ярких страниц популярных журналов. - У нас трудятся отличные мастера, – отметила директор парикмахерской Людмила Шмурадко. - Например, Юлия Калита участвует в районных и областных конкурсах красоты. Новые идеи обстоятельно обсуждает со своими коллегами. Обмен опытом идет на пользу всем. Высокий уровень мужских причесок демонстрирует Ольга Губич, попасть на “прием”к ней мечтает каждый. Вика Неврова - специалист широкого профиля. Она легко справляется как с мужскими, так и с женскими прическами. Недавно победила в номинации “Вечерняя прическа” на втором конкурсе парикмахерского искусства, который проводил учебный центр Сергея Войтеховского. Каким же услугам отдают предпочтение наши студенты? Делают мужские и женские стрижки, мелирование, колорирование, рисунок, укладку … Невесты предпочитают прически с живыми цветами. О высоком уровне обслуживания клиентов знает уже вся округа. Студенческий салон красоты доказал свою конкурентоспособность и теперь от посетителей нет отбоя. Работает парикмахерская в рабочие дни с 8.00 до 20.00, в субботу с 8.00 до 18.00. Выходной - воскресенье. В парикмахерскую можно предварительно записаться. Цены доступны всем. Студенты и сотрудники университета обслуживаются по льготному тарифу. Работа в студенческой среде увлекает и в планах - значительное увеличение предлагаемого ассортимента услуг, а 5 февраля в парикмахерской открылся маникюрный зал. Скоро состоится конкурс причесок. Владимир Старостенко



Как уберечь свой дом от вора?
Как уберечь свой дом от проникновения вора и, если уж этого избежать не удалось, как найти похищенное? Эти вопросы волнуют многих. Специалисты говорят, что большинство из нас хоть раз в жизни были свидетелями преступления, но далеко не всегда осознавали это. Квартирные воры особенно «любят» только что заселенные большие дома, где новоселы еще не успели перезнакомиться и вынос вещей не вызывает подозрений. Там, где соседи хорошо знают друг друга, посторонний человек сразу бросается в глаза. Если вам кажется, что происходит нечто необычное и не в ваших силах этому помешать, по крайней мере, постарайтесь запомнить, на какой машине (марка, цвет, номер, вмятины и т.д.) были злоумышленники, где она стояла (кстати, вовсе необязательно у подъезда дома), сколько их было, возраст, рост, цвет волос, телосложение: не менее важны одежда, особые приметы, походка. Разумеется, домушника-профессионала элементарные правила защиты не остановят. Однако статистика свидетельствует, что, как и многие другие преступления, квартирные кражи в 50% случаев совершают подростки, наркоманы и просто дилетанты, любители чужого. Подавляющее большинство квартирных воров входят через дверь, значит, ее надо защищать в первую очередь. Автономные сигнализации типа «ревун» или «сообщение соседям» тоже снижают риск ограбления. Сигнализация может послужить защитой и при нападении в квартире, если она оборудована кнопкой тревожного вызова. Вряд ли стоит следовать советам защищать свою квартиру, подведя к дверям ток, установив самодельное взрывное устройство или оставив на видном месте бутылку с отравленным коньяком. Чтобы избежать краж, нужно сформировать у себя и домашних несколько полезных привычек: - никогда не открывать дверь неизвестному человеку! Убедитесь, что перед вами действительно милиционер, позвонив в свое отделение милиции. Вы имеете право не впускать посторонних в свою квартиру, исключение - ордер на обыск, но и в этом случае вы вправе требовать присутствия понятых из известных вам соседей. О визите слесаря, которого вы не вызывали, также можно узнать, позвонив в домоуправление; - если из-за двери объясняют, что возникла острая необходимость позвонить по телефону, скажите, что сделаете это сами – спросите номер и что передать. Если вам кажется, что стоящий за дверью действительно нуждается в помощи, свяжитесь по телефону с соседями и выходите на площадку одновременно с ними; - никогда не открывайте дверь, если в «глазок» никого не видно, если погас свет. Позвоните соседям, выясните ситуацию: «глазки» могут специально заклеить, электричество в доме - умышленно отключить; преступник может спрятаться за углом и звонить несколько раз, делая вид, что это балуются дети; - у двери, кроме огнетушителя, можно держать тяжелый предмет; если в доме есть оружие, его надо хранить не только надежно, но и так, чтобы им можно было воспользоваться. Что не любит грабитель? - бдительность соседей, всегда готовых прийти на помощь; - опущенные занавески и зажженные огни; - личные автомашины во дворе, свидетельствующие о том, кто их владелец; - двойные стекла на рамах с широкими промежутками между ними; - специальные замки на стеклах; - видимое отсутствие ценных вещей; - замки на дверях внутри дома; - наличие охранной сигнализации. Ю.В. Бигун, зам. начальника Советского РУВД г.Минска, полковник милиции



Бодрость и здоровье
Стало уже доброй традицией ежегодно проводить спортивные соревнования среди професcорско - преподавательского состава и сотрудников университета по различным видам спорта. Особой популярностью пользуется спартакиада «Бодрость и здоровье». Сотни любителей здорового образа жизни, забывая про свой возраст и недуги, выходят на спортивные площадки университета, в плавательный бассейн, чтобы еще и еще раз померяться силами с коллегами. В эти минуты они молодеют душой и телом, их лица сияют счастливыми улыбками радости от побед. Ну а кому не повезло в играх, не огорчаются. Потому что главное – не победа, а участие! Руководство университета поддерживает и помогает в организации и проведении Спартакиады. Выделяются средства на приобретение спортивного инвентаря и для награждения победителей. В этом году соревнования проходят по девяти видам спорта. В отличие от зимы 2006 года появились турниры по шахматам, шашкам и пулевой стрельбе. Общекомандный зачет проводится среди факультетов и структурных подразделений вуза. Очень активны в Спартакиаде-2007 представители факультетов. Они не на шутку ”сражаются“ за лидерство в каждом виде соревнований. Уже определились и первые победители. Турнир по шашкам выиграли представители ФИТиУ и ЦИИР. В личном зачете лидировали И.В.Ерошин, ведущий инженер-программист ЦИИР, А.С.Климчик, инженер кафедры СУ и Д.Г.Колб,ассистент кафедры ИИТ. Среди женщин наибольшую сумму очков набрали С.Н.Кураева, доцент кафедры МНЭ, О.В.Мостовникова, преподаватель кафедры ФВ и Т.Л.Медведева, делопроизводитель кафедры философии. В соревнованиях по шахматам первое место у ФИТиУ и УМУ. В личном зачете лучшим стал доцент кафедры электроники В. А. Мельников и Т. Л. Медведева. Упорные состязания прошли по мини-футболу. В результате победу одержала команда ФТК, в составе которой играли представители кафедры физического воспитания. Они сумели вернуть чемпионское звание, которое не удержали в прошлом году. Соревнования Спартакиады «Бодрость и здоровье» продолжаются. Ждем участников и болельщиков на спортивных площадках БГУИР. С. Г. Туманов, директор спортивного клуба



Любовная кругосветка
Пусть пока в этот день ты и твой любимый человек не можете отправиться в далекое путешествие, расскажи ему про то, как отмечают День святого Валентина в других странах. В Италии, откуда по одной из самых популярных легенд и берет свое начало День святого Валентина, 14 февраля называется "сладким" днем, а основными подарками являются всевозможные конфеты, печенье и шоколадки в форме сердца. Традиция подарить возлюбленному что-нибудь сладенькое есть и в Америке (это, кстати, объяснимо – ведь сладкое помогает вырабатывать гормон радости и любви). Когда-то давно влюбленные американцы дарили друг другу марципаны. Это был довольно ценный презент, поскольку марципан содержал сахар, который тогда стоил очень дорого. С 1800 года началось широкое использование сахарной свеклы, и американцы наладили производство карамели. В день Святого Валентина они выцарапывали на красно-белых конфетках соответствующие празднику слова. В 50-е годы конфеты стали укладывать в картонные коробочки в форме сердца. По традиции с днем всех влюбленных поздравляют не только тех, с кем состоят в романтических отношениях, но всех, кого любят: мам, пап, бабушек, дедушек и друзей. Дальше всех пошли англичане. Они поздравляют не только любимых людей, а и любимых домашних животных - лошадей, собак. Популярными подарками считаются сладости в виде сердечек, мягкие игрушки, особенно любимые в Британии медвежата Teddy, и неизменные открытки-валентинки. Валентинки — любовные послания-четверостишия были впервые введены галантными французами. Кроме открыток-сердечек во Франции дарят белье, шоколадные муссы, конфеты, романтические путешествия, "счастливые" лотерейные билеты, нарезанную сердечками колбасу, розовые йогурты, искусственные цветы, с французским акцентом бубнящие что-то вроде "Я буду любить тебя вечно!". Также День святого Валентина считается наиболее удачным для предложения руки и сердца. Под шампанское и десерт, возлюбленной протягивается красная (синяя, белая, голубая) коробочка с "фиансай", так называемым "кольцом на помолвку". В Голландии именно 14 февраля не считается зазорным, если женщина сама подойдет к мужчине и вежливо попросит его жениться на ней. Если сей высокий жест не будет оценен, мужчина может пенять на себя: он должен подарить даме платье, предпочтительно шелковое. В Японии День святого Валентина - это своеобразное 8 марта, только для мужчин… В этот день поздравления и подарки получают мужчины. Им принято дарить всяческие мужские аксессуары (бритвы, лосьоны, бумажники и т.д.) и шоколад, который японцы четко разделяют на два вида. Есть шоколад «гири» - это «обязательный шоколад», и дарят его братьям, коллегам, друзьям, а есть шоколад «хонмей» - «шоколад с преимуществами», который можно подарить только самому любимому мужчине. Месяцем позже в Японии наступает Белый день, в котором роли меняются: подарки и поздравления получают только женщины. Уэльс славится так называемыми "ложками любви". Накануне праздника влюбленные вырезают из дерева ложку, украшают ее сердечками, ключами и замочными скважинами и дарят друг другу. Такой подарок буквально означает: "Ты нашел путь к моему сердцу". Поляки 14 февраля посещают Познаньскую метрополию, где, по поверью, покоятся мощи святого Валентина, и находится его чудотворная икона. Они верят, что это паломничество помогает в любовных делах. В Германии святой Валентин считается покровителем не влюбленных, а… психически больных. В честь праздника немцы украшают психиатрические лечебницы алыми лентами, а в часовнях проводят специальное богослужение. В Испании день всех влюбленных проходит 1 мая, и его неизменными символами считаются майское дерево и "королева", избранная из числа самых красивых девушек. В Бразилии этот праздник приходится на 12 июня. В некоторых странах Дня святого Валентина и вовсе нет. Например, в Иране и Саудовской Аравии влюбленные, решившие поздравить друг друга, очень рискуют – там отмечать День святого Валентина запрещено.  



Есть ли любовь на Марсе…
В прошлом году американский спутник Mars Global Surveyor сфотографировал на поверхности Марса плато, имеющее форму сердца. Плато имеет приблизительно 255 метров в поперечнике и располагается недалеко от южного полюса красной планеты. Это уже вторая фотография марсианской валентинки (в 1999 году был сфотографирован другой участок планеты, где также легко угадывается стилизованное сердечко). Снимок был сделан как нельзя кстати: 11 февраля, практически в канун Дня святого Валентина. Он быстро стал символичным подарком всем влюбленным, которые тут же принялись посылать его друг другу как лучшее доказательство «космического» заверения в вечной любви. Забавно, но именно эта фотография в очередной раз показала: великое чувство любви пронизывает Вселенную своими лучами счастья, радости, надежды. Любовь – она повсюду. В улыбке единственной, обращенной только к тебе, в мелодии, что звучала в день вашего первого свидания, в твоих словах, которые ты скажешь ему только наедине… В нашей стране чудесный праздник День святого Валентина начали праздновать в начале 90-х годов прошлого века. Теперь он многие года радует нас даже в февральские морозы ярким пламенем сердечек-валентинок, лепестками роз, шоколадными конфетами в форме сердечек и другими трогательными символами этого дня. Святой Валентин обязательно подарит свое чудо каждому, кто влюблен, любит и любим! Счастливого праздника!  



Хочешь приворожить девушку? Угости её вареньем из лепестков роз!
Царица цветов роза – обязательная «гостья» праздника всех влюбленных. Трепетные девичьи сердца она покоряет своим ароматом и нежными лепестками. Но если ты настоящий романтик, презирающий банальные подарки, удиви свою возлюбленную вареньем из лепестков роз. Его рецепт я нашла в старой поваренной книге, принадлежащей когда-то моей бабушке. “Этот рецепт взят из старой книги Шемахинских поваров. Народная Шемахинская мудрость гласит: если хочешь приворожить девушку, угости её вареньем из лепестков роз”. Насколько я знаю, древняя Шемаха находилась где-то на территории современного Азербайджана, буквально утопающего в этих чудесных цветах. Способ приготовления эликсира для любимой довольно прост: на 0,5 кг лепестков роз понадобится 1,5 кг сахара, пол-лимона и 1 стакан воды. С красных или розовых роз снять лепестки (удалив белые частицы), мелко их нарезать, смешать с 0,5 кг сахара, положить в посуду и оставить на двое суток. Из оставшегося сахара, сока лимона и воды сварить сироп. Опустить туда засахаренные лепестки роз и на медленном огне варить до готовности. Когда варенье остынет, перелить его в прозрачную банку, вместо крышки использовать небольшой квадрат красивой упаковочной бумаги, перевязанный розовой или алой ленточкой. Варенье из лепестков роз имеет приятный розовый цвет, удивительный аромат и неповторимый вкус. Сердце любимой будет покорено! А еще на Востоке уверены: кто видел как распускается роза, тот никогда не будет обманут в любви…  



Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» объявляет конкурс на замещение должностей:
- заведующих кафедрами: инженерной психологии и эргономики, экологии, электроники, программного обеспечения информационных технологий, метрологии и стандартизации, радиотехнических устройств; - профессоров кафедр: инженерной психологии и эргономики (1), систем управления (2), теоретических основ электротехники (1), радиотехнических устройств (1,75), микро- и наноэлектроники (2), программного обеспечения информационных технологий (1), высшей математики (1),защиты информации (1),метрологии и стандартизации (1) ; - доцентов кафедр: инженерной графики (1), химии (1), радиотехнических систем (1), радиотехнических устройств (2), антенн и устройств СВЧ (2), микро- и наноэлектроники (1), программного обеспечения информационных технологий (1), философии (1), физики (2), систем телекоммуникаций (1), физвоспитания (2) ; - старших преподавателей кафедр: инженерной графики (1), иностранных языков №1 (2), систем управления (1), вычислительных методов и программирования (2), интеллектуальных информационных технологий (1), радиотехнических систем (1), электронных вычислительных машин (1), программного обеспечения информационных технологий (1), высшей математики (1), систем телекоммуникаций (1), сетей и устройств телекоммуникаций (3), метрологии и стандартизации (1), физвоспитания (1), экономики (3), иностранных языков №2 (1), микропроцессорных систем и сетей (1); - ассистентов и преподавателей кафедр: радиоэлектронных средств (1), инженерной психологии и эргономики (1), экологии (1), иностранных языков № 1 (3), информационных технологий автоматизированных систем (1), систем управления (5,5), вычислительных методов и программирования (2), гуманитарных дисциплин (5), электронных вычислительных машин (1), программного обеспечения информационных технологий (3), философии (1), высшей математики (2), физики (1), информатики (1), сетей и устройств телекоммуникаций (1), физвоспитания (4), экономики (2), менеджмента (1), иностранных языков № 2 (5), экономической информатики (2). Срок подачи заявлений на конкурс один месяц со дня опубликования объявления. Наш адрес: г. Минск, ул. П.Бровки,6  



Внимание! Конкурс!
В апреле планируется начать капитальный ремонт с модернизацией столовой № 92. Она должна стать современной и притягательной. Оформление зала, внутренний декор, какой видят ее наши студенты? Думайте и фантазируйте! Эскизы и предложения направляйте в приемную проректора по административно-хозяйственной работе (2 учебный корпус, к. 211). Победителей ждет сюрприз!