Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

№2 от 12 февраля 2018 года

 «Университет 3.0»:

интеграция науки, образования и производства

29 января состоялась коллегия Министерства образования Республики Беларусь. Она была посвящена итогам деятельности в сфере образования в 2017 году и основным задачам на 2018 год. На заседании присутствовали заместитель премьер-министра Василий Иванович Жарко, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Игорь Александрович Марзалюк. Всего в работе итоговой коллегии приняли участие 530 представителей системы образования Беларуси.

О направлениях движения

В своем докладе министр образования Игорь Васильевич Карпенко отметил, что в 2017 году деятельность органов управления системой образования и учреждений образования была направлена на обеспечение доступности и повышение качества образования: выработаны концептуальные подходы развития данной сферы до 2020 года и на перспективу до 2030-го, внесены согласованные изменения в содержание проекта новой редакции Кодекса об образовании. Министр подчеркнул, что в 2018 году министерство продолжит укреплять и расширять материально-техническую базу системы образования:

– Ведем переговоры с Всемирным банком об использовании займов для модернизации системы высшего образования. В первую очередь эти деньги должны быть направлены на создание наукоемких лабораторий, которые позволят нам более серьезно войти в процесс создания модели «Университет 3.0».

Что касается других направлений работы, то продолжится укрепление воспитательного потенциала системы образования, намечены пути реализации концепции непрерывного воспитания молодежи. Одним из важнейших направлений работы в 2018 году станет наращивание потенциала для развития экспорта образовательных услуг. Должно расшириться количество обучающих программ на английском языке, что создаст дополнительные возможности для привлечения иностранцев в страну для обучения.

Продолжится работа над обновлением и повышением качества содержания образования. В ходе республиканского педсовета эта тема получила широкое обсуждение с профессионалами, педагогами, общественностью.

– У нас есть дорожная карта, в соответствии с которой мы будем двигаться в этом направлении. Стоит задача сложная, но она выполнима, – сказал Игорь Карпенко.

Как отметил министр, основная задача высшей школы в 2018 году – интеграция науки, образования и производства, развитие системы непрерывного профессионального образования. Поэтому отдельное внимание на коллегии было уделено переходу УВО к реализации модели «Университет 3.0». Данное решение будет реализовано в экспериментальном проекте Министерства образования Республики Беларусь, введенном в действие приказом министра № 757от 01.12.2017. В приказе ряду ведущих УВО, в том числе и БГУИР, поручено разработать и реализовать мероприятия по созданию на своей базе модели «Университет 3.0». Это решение соответствует стратегии «Наука и технологии 2018–2040», принятой на II Съезде ученых Республики Беларусь.

Концепция развития

(по материалам доклада ректора БГУИР)

Михаил Павлович Батура выступил на коллегии с докладом «Совершенствование инновационной инфраструктуры учреждений высшего образования для реализации модели «Университет 3.0» и развития ИКТ-образования».

В своем выступлении ректор отметил, что впервые требования к УВО по переходу к реализации модели «Университет 3.0» были обсуждены и одобрены на Республиканском педагогическом Совете в августе 2017 года. Такая модель позволит создать в университетах интегрированную образовательную среду, обеспечивающую единство системы «образование – наука – инновации – коммерциализация – производство».

Михаил Павлович подчеркнул, что это особенно актуально в связи с принятием Президентом Республики Беларусь важного и знакового решения о построении в Республике современной цифровой экономики (Декрет № 8). Решение данной задачи невозможно без широкого внедрения и использования во всех сферах деятельности общества и государства современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличия достаточного количества высококвалифицированных специалистов, способных не только обеспечивать эксплуатацию существующих современных систем, но и разрабатывать, коммерциализировать и внедрять инновационные ИКТ, системы и продукты.

Ректор также отметил, что в ведущих УВО проведена большая работа по оптимизации и формированию инновационной инфраструктуры университетов в структурном, образовательном и научном направлениях.

Подробнее о реализации названных стратегий Михаил Павлович рассказал на примере нашего университета.

Оптимизация структуры университета основывалась на принятом в БГУИР решении закреплять несколько родственных специальностей высшего образования за одной выпускающей кафедрой, что позволило сократить их количество и в то же время увеличить число современных специальностей. Таким образом, были созданы условия для оптимизации затрат на организацию образовательного процесса.

Оптимизация образовательного процесса в БГУИР осуществляется на основе разработанной интегрированной информационной системы. Она способствует оптимизации за счет рационального формирования: потоков для проведения лекционных занятий; студентов в учебные группы и учебные подгруппы. Учитывая, что доля лабораторных занятий в соответствии с учебными планами специальностей высшего образования в БГУИР составляет 30–40% общего объема аудиторной нагрузки, при таком подходе достигается значительное сокращение объема учебной нагрузки. Благодаря этому, например, только в 2017–2018 учебном году объем этой нагрузки сокращен на несколько десятков тысяч часов.

К инновационным направлениям деятельности в БГУИР также относят реализацию образовательных программ и услуг для иностранных граждан и компаний. Реализация данных мероприятий приводит к уверенному финансовому состоянию университета, что позволяет совершенствовать материально-техническую базу и повышать заработную плату работников.

В научной сфере в формировании инновационной инфраструктуры университета особую роль играет созданная научно-исследовательская часть. В 2017 году НИЧ исполнилось 30 лет. В выполнении научных исследований и осуществлении инновационной деятельности участвуют около 700 человек из числа профессорско-преподавательского состава, свыше 250 штатных научных и инженерно-технических работников, а также докторанты, аспиранты, магистранты и студенты. НИЧ БГУИР развивается и совершенствуется в соответствии с потребностями экономики в наукоемкой, инновационной продукции. По результатам работы в 2013, 2014, 2015 и 2016 годов БГУИР является победителем соревнований по достижению наилучших показателей в сфере социально-экономического развития среди организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, и в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь четыре года подряд был занесен на Республиканскую доску Почета.

По итогам 2016 года университет отмечен Грамотой Министерства образования в номинации «Лучший экспортер высокотехнологичных наукоемких товаров», а также подтвердил звание лауреата Премии правительства за достижение в области качества.

В настоящее время инфраструктура БГУИР позволяет в полной мере обеспечивать образовательную, научную и инновационную деятельность.

Как отметил Михаил Павлович в ходе своего выступления, проделанная работа является необходимой, но явно недостаточной для реализации стратегической цели создания модели «Университета 3.0» и развития ИКТ-образования.

В соответствии с поручением вице-премьера Республики Беларусь В.И. Жарко в университете в настоящее время разрабатывается Концепция развития образования в области информационно-коммуникационных технологий. В соответствии с разрабатываемой концепцией стратегической целью развития ИКТ-образования в Республике Беларусь является:

– обеспечение реального сектора экономики достаточным количеством ИКТ-специалистов, востребованных на рынке труда и способных решать задачи построения цифровой экономики Республики, квалификация которых отвечает требованиям общепризнанных мировых стандартов;

– создание условий для построения самовоспроизводящейся профессиональной ИКТ-среды на базе университетов модели 3.0.

По словам ректора, актуальной задачей является качественная разработка концепции и плана мероприятий по ее реализации, которые не только обеспечат достижение стратегической цели реформирования ИКТ-образования, но и позволят занять лидирующие позиции в мире в этой области, на основе совместной работы УВО, организаций и учреждений реального сектора экономики. При этом УВО как основные поставщики человеческих ресурсов для исследовательской, инновационной и производственной сфер должны модернизировать эту деятельность.

Разрабатываемый в БГУИР проект Концепции развития ИКТ-образования предполагает решение следующих стратегических задач:

– определение основных направлений развития ИКТ-образования в соответствии с современными мировыми тенденциями и перспективами их развития в сфере образовательных услуг на основе анализа и оценки его состояния в Республике Беларусь;

– разработка комплекса мероприятий по нормативно-правовому, кадровому, научно-методическому и научному обеспечению необходимых преобразований в ИКТ-образовании;

– пересмотр подходов к планированию и организации образовательного процесса УВО для реализации функций и задач, возлагаемых на университет 3.0 (интеграция образования, науки, инноваций);

– централизация реализации образовательных программ высшего образования II ступени (магистратура) на базе ведущих УВО с увеличением контрольных цифр приема с 7% до 20%;

– активное привлечение к проектированию программ ИКТ-образования и организации образовательного процесса научных организаций, учреждений и предприятий реального сектора экономики;

– создание широкого спектра ИКТ-образовательных программ совместно с администрацией и резидентами ПВТ;

– оптимизация перечня специальностей, разработка новых образовательных программ, учебно-программной документации, научно-методического обеспечения образовательного процесса не только на основе анализа современного состояния ИКТ-отрасли, но и с учетом перспектив ее развития;

– участие в международных программах «двойных дипломов», международных программах сетевого взаимодействия, обеспечивающих подготовку специалистов ИКТ-сферы;

– развитие многовекторной системы финансирования УВО, для поддержки существующих научных школ, в том числе выделение в УВО базового финансирования для их развития и поддержки;

– создание механизмов для реализации положений Декрета № 8, позволяющих администрации и резидентам ПВТ систематически финансировать: развитие материально-технической базы УВО; оплату труда ППС; проведение научно-исследовательских работ; функционирование бизнес-инкубаторов и других организаций, способствующих развитию ИКТ образования;

– совершенствование и развитие студенческих профессиональных инициатив, включая развитие стартапов, бизнес-инкубаторов;

– создание конкурентоспособных условий обучения (по сравнению с близлежащими странами) для привлечения наиболее сильных абитуриентов;

– повышение уровня владения разговорным английским языком студентами и преподавателями.

Планируется, что доработанный проект Концепции развития ИКТ-образования не позднее 8 февраля 2018 года будет представлен в Министерство образования, а также по согласованию с Министерством образования направлен на экспертизу в Министерство связи и информатизации, администрацию ПВТ, другие министерства и УВО.

Предполагается, что по согласованию с Правительством Республики Беларусь прошедшая экспертизу Концепция развития ИКТ-образования будет рассмотрена и утверждена на совместном заседании коллегии Министерства образования, коллегии Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и администрации ПВТ в марте 2018 года.

 

Идти в ногу, а лучше – опережать

Подытожил деятельность системы образования вице-премьер страны В.И. Жарко. В частности Василий Иванович затронул вопрос трудоустройства выпускников УВО:

 В этом году в УВО должна быть 100-процентное распределение. Никаких свободных дипломов как бы из-за отсутствия мест для трудоустройства быть не должно. Уже сейчас нужно начинать работу с заказчиками кадров, и каждый руководитель персонально должен за нее отвечать.

Вице-премьер отметил, что будет кардинально изменена система прогнозирования потребности в кадрах. Правительством принято постановление «О некоторых вопросах прогнозирования потребности экономики в кадрах».

 Согласно этому постановлению уже не УВО будут определять, кому и сколько человек набирать на обучение: потребность в кадрах будет формировать Министерство труда и социальной защиты совместно с Минэкономики и Минобразования с учетом потребности экономики, демографического прогноза и баланса трудовых ресурсов.

Василий Жарко отметил, что контрольные цифры приема должны быть сформированы до 1 марта:

 Каждая цифра должна быть обоснована. В связи с этим нужно вернуться к теме непрофильной подготовки. Министерству образования до 1 марта по каждому УВО нужно провести защиту специальностей и специализаций с учетом их профиля работы.

Также Василий Иванович считает необходимым отказаться от практики открытия модных специальностей:

 Надо осваивать новые перспективные направления подготовки. Наука и технологии не стоят на месте, и сфера образования должна идти в ногу с их развитием, а лучше  опережать.

Заместитель премьер-министра страны поручил до конца февраля выработать согласованное решение по срокам обучения в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

 Пересмотрите сроки обучения обратился к отраслевому министерству Василий Иванович.  Сегодня в одном УВО экономистов готовят 4,5 года, в других  4. Необходим единый стандарт подготовки для всех, политику в этом вопросе должно определять ведущее профильное УВО.

Вице-премьер заострил внимание и на некоторых организационных вопросах, на повышении ответственности и дисциплины на рабочих местах. В целом Василий Жарко отметил положительную динамику в развитии отечественной системы образования:

– У нас хорошие педагогические кадры, преподавательский корпус, и мы благодарны им за добросовестный труд!

 

Подготовлено пресс-службой

Использована информация сайта nastgaz.by

 

 

Факультет особого назначения

55 лет МРТИ-БГУИР

В 10-й раз зачитан Кодекc чести…

В 2004 году, в год 40-летия МРТИ-БГУИР, военный факультет нашего университета начал осуществлять подготовку кадровых офицеров для Вооруженных Сил и других силовых структур и ведомств Республики Беларусь. Также ведется обучение студентов по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса. За эти годы ВФ занял одно из лидирующих мест в системе военного образования страны. А недавно, 3 февраля в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны состоялся 10-й, юбилейный выпуск курсантов.

В этот день 34 лейтенанта – выпускники специальностей «Инфокоммуникационные технологии» и «Радиотехника» – возложили цветы у Стелы «Минск – город-герой». Затем церемония переместилась в здание музея.

От лица ректора и ректората БГУИР выпускников поздравила проректор по учебной работе Елена Николаевна Живицкая, отметив, что юбилейный, 10-й выпуск курсантов ВФ проходит в преддверии празднования 100-летия Вооруженных сил Республики Беларусь:

– Военный факультет – самый молодой в нашем университете, но несмотря на это он уже добился существенных успехов. Его студенты регулярно побеждают на смотрах-конкурсах военных факультетов и показывают высокую успеваемость по всем дисциплинам, активно участвуют в культурной жизни университета. По отзывам работодателей наши выпускники – одни из лучших инженерных военных кадров республики, так как в БГУИР они получают не только ценные профессиональные компетенции, но и развивают коммуникативные навыки и креативное мышление.

К выпускникам обратился проректор по воспитательной работе Дмитрий Федорович Кузнецов:

– БГУИР очень гордится своими выпускниками. Не каждому университету выпадает честь готовить офицеров. Хочется пожелать вам с гордостью нести службу, заботиться о своих подчиненных. Всех вам благ!

Молодым офицерам дало напутствие также руководство ВФ. Накануне выпуска начальник военного факультета, полковник Юрий Евгеньевич Кулешов дал комментарий для пресс-службы:

– Выпускники будут проходить службу непосредственно в радиотехнических войсках военно-воздушных сил и войсках противовоздушной обороны, в пограничной службе, в войсках связи. БГУИР – первый белорусский вуз, который перешел на двухуровневую систему подготовки специалистов 4+2. Ранее курсанты специальностей «Инфокоммуникационные технологии» и «Радиотехника» получали образование 4,5 года (в том числе и этот выпуск), а начиная с набора 2017 года срок обучения составляет 4 года

Церемония продолжилась клятвой выпускников на Кодексе чести офицера Вооруженных Сил. Затем офицерам торжественно вручили дипломы.

Желаем молодым офицерам высоко держать честь своего факультета и нашего МРТИ-БГУИР, приближающегося к 55-летнему юбилею!

Подготовлено пресс-службой

 

Войти в АйТи

2 из 45

Два инновационных проекта студентов БГУИР прошли на республиканский этап конкурса «100 идей для Беларуси»

 

1 февраля участники «100 идей для Беларуси» в Минске представили на городском этапе конкурса свои проекты: из 45 авторских разработок, 4 представлены студентами БГУИР и 1 учащимися МРК. Всего на городской этап поступило 152 заявки с проектами различной направленности.

На форум молодых инноваторов были приглашены представители Мингориспокома, Минского городского Совета депутатов, Национальной академии Беларуси, ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд», Союза предпринимателей и работодателей. В тот день в Центре информационно-коммуникационных технологий гостей встречала и знакомила с проектами «стоидейщиков» умная машина робот Илларий.

Участники отборочного тура презентовали и защитили перед экспертным советом свои идеи в области агропромышленных технологий и производства, медицины и фармации, архитектуры, био- и наноиндустрии, IT, защиты от чрезвычайных ситуаций и социальной сфере.

 

О проектах наших студентов

Проект Ивана Батурина Madeline это система подборки музыкального контента на основе психоанализа посредством прохождения цветового теста. С помощью оценки состояния пользователя данное программное обеспечение составляет музыкальный плейлист, который будет подходить под настроение пользователя.

Scrawless разработала группа студентов Дмитрий Кузьмич, Евгения Кравченко, Сергей Ралько, Алена Пашкевич, Денис Глебов. Это интернет-портал, созданный, чтобы помочь детям с нарушениями мелкой моторики (их в Беларуси их около 7 000) прорабатывать учебный материал и выполнять домашние задания. Scrawlless представляет собой веб-портал, где дети смогут считать «столбиком», строить геометрические чертежи и выполнять много других задач, ранее для них недоступных.

Проект «Беспилотные летательные средства специального назначения» Андрея Олешко, Дениса Бельского и Ильи Дятко создавался для слежения за людьми на водных объектах (заповедники, озера и т.д.): например, в зимнее время за теми, кто выходит на лед, а летом за браконьерами. Разработанная программа будет анализировать внешность и действия человека. Если оператор (в любой момент может перехватить управление) заметит что-то неладное, он оповестит соответствующие службы.

Бесконтактные весы Сергея Кравцова и Николая Лешкевича помогает облегчить взвешивание животных в сельском хозяйстве с помощью приложения на смартфоне. Оно сканирует животное, создает его трехмерную модель, а затем находит ее объем и площадь поверхности, по которым можно посчитать массу.

Проекты Madeline, «Беспилотные летательные средства специального назначения» и «Бесконтактные весы» готовились на базе бизнес-инкубатора БГУИР. На столичном этапе также был представлен проект учащихся МРК Кирилла Щербо и Даниила Кузьминова SmartyCount игра, которая развивает у детей внимательность, усидчивость, память, умение хорошо и быстро считать за кратчайшие сроки. Она помогает родителям и педагогам контролировать уровень развития детей.

 

А в итоге…

Победителей выбирали по 20 номинациям. Все участники, представившие свои проекты на городской выставке, получили сертификаты.

В категории «Студенты, курсанты, слушатели учреждений высшего образования» 3 место занял проект Scrawless, 2 место «Беспилотные летательные средства специального назначения». Победителем в этой категории стал проект «Энергоэффективное управление двигателем постоянного тока с использованием нечеткой логики» курсантов Белорусской государственной академии авиации.

По итогам городского этапа авторы 20 лучших проектов получат возможность представить свои разработки на республиканском уровне «100 идей для Беларуси».

 

Наталья Кудряшова, пресс-служба

 

Войти в АйТи

IT Practice: выигрывают все

1 февраля стартовал конкурс студенческих проектов IT Practice, организованный БГУИР и IT-компанией «СофтТеко».

Эксперты компании и представители вуза войдут в жюри конкурса.

Приглашаем студентов, желающих продемонстрировать

свои практические знания и опыт в разработке мобильных приложений!

 

Участникам предложено разработать приложение на одну из тем, которые отражают современные тренды:

Члены жюри оценят работоспособность, уникальность, коммерческую перспективность, функциональность и технологичность, а также дизайн пользовательского интерфейса и логичность структуры мобильных приложений студентов.

Победитель конкурса (1 место) получит приз – MacBook Pro, другим призерам будет предложена летняя стажировка с возможностью дальнейшего трудоустройства в «СофтТеко».

Заявки на участие в конкурсе принимаются с 1 февраля по 31 марта 2018 года. Для подачи заявки нужно заполнить анкету с кратким описанием проекта и начать работу над ним. После прохождения регистрации участникам необходимо предоставить скриншоты работающего приложения, исходный код и другие необходимые материалы – выслать на it.practice.softteco@gmail.com до 31 марта.

Очный финал и Церемония награждения победителей конкурса IT Practice состоится 20 апреля в БГУИР.

 – Нам интересно, каким технологиям и направлениям отдают предпочтение студенты в настоящее время. – рассказывает заместитель директора компании «СофтТеко» Сергей Зеневич. – Конкурсы и стажировки дают возможность начинающим разработчикам показать свои способности в реальных проектах. В «СофтТеко» работает много выпускников и студентов БГУИР и это сотрудники с высоким уровнем подготовки. Благодаря IT Practice выигрывают все: студенты получают опыт и возможность найти работу, компания шанс принять в команду отличных сотрудников.

Подобные конкурсы отличная возможность для студентов громко заявить о себе. Мы ожидаем от ребят высокого уровня проектов, интересных тем и качественной реализации. Не ограничивайтесь рамками общепринятого, – желает конкурсантам заместитель декана ФКСиС Ева Кукар. – Генерируйте и реализовывайте самые смелые свои идеи!

По вопросам участия в конкурсе обращайтесь: тел. +375 25 753 93 87 или на e-mail: speckor@bsuir.by

Подготовила Ольга НЕЛЮБОВИЧ,

пресс-служба

 

Социальная активность

Государство это МЫ

Мы делаем ВЫБОР

18 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА

состоятся Выборы депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать восьмого созыва

 

В помощь студентам – список избирательных участков для голосования в зависимости от места проживания.

 

Студенты, проживающие в общежитии №1 БГУИР:

Избирательный участок № 36,

Богдановичский избирательный округ № 45, ул. Я.Коласа, 28.

Тел. избирательного участка: +375 17 292 32 32.

 

Студенты, проживающие в общежитии №2 и №3 БГУИР:

Избирательный участок № 45,

Богдановичский избирательный округ № 45, ул. Л.Беды,4.

Тел.: +375 17 296 68 53.

 

Студенты, проживающие в общежитии № 4 БГУИР:

Избирательный участок № 36,

Дзержинский избирательный округ № 23, ул. Чюрлёниса, 5, общежитие № 1 УО «МГЛУ».

Тел.: +375 17 376 88 85

 

Иногородние студенты БГУИР, не проживающие в общежитии и зарегистрированные к учебному корпусу:

Избирательный участок № 40,

Богдановичский избирательный округ № 45, пр. Независимости, 62, МРК филиал УО «БГУИР»

Тел.: +375 17 292 42 87

 

Учащиеся УО БГУИР Филиал «МРК», проживающие в общежитии колледжа (ул. Ломоносова, 5):

Избирательный участок № 32,

Богдановичский избирательный округ № 45, ул. Я.Коласа, 47, корп. 2, ГУО «ЦДОДиМ «Светоч» г.Минска».

Тел.: 334 14 77.

 

 

«Горячая линия» по вопросам проведения выборов:

Тел. +375 17 293 23 68.

 

 

Безопасность и здоровье

«Безобидные» сосульки…

И снова в феврале при постоянных перепадах температур и обильных снегопадах крыши домов украшают «шапки» мокрого снега, наледи и сосульки. В морозно-ледяной период нужно быть очень внимательным, особенно, если находишься возле зданий, ведь периодически происходят оползни и падение сосулек с крыш. Во избежание неприятностей обращайте внимание на огороженные участки тротуаров и ни в коем случае не пересекайте опасные зоны.

Чаще всего сосульки образуются над водостоками, именно эти участки фасадов домов особенно опасны. Кроме того, обращайте внимание на обледенение тротуаров: большой слой льда на асфальте образуется именно под сосульками. Даже в том случае, когда ограждение отсутствует, следует соблюдать осторожность и по возможности не подходить близко к фасадам зданий.

Если вы идете по тротуару и слышите звук падающего снега или льда, ни в коем случае не останавливайтесь, не поднимайте голову и не отходите от здания. Наоборот, следует как можно быстрее прижаться к стене, чтобы укрытием послужил козырек крыши.

Если вы дорожите своим движимым имуществом, постарайтесь не парковать свой автомобиль в непосредственной близости от зданий, на крышах которых образовались сосульки и наледи.

Соблюдая безопасность и осторожность на улице, вы сохраните свое здоровье!

 

Татьяна Быченок,

специалист ГПиВО Советского РОЧС