архив
№19 от 14 октября 2002 г.
Магистрант - это звучит гордо!
Магистратура в БГУИР открылась год назад по 8 специальностям. Первыми счастливчиками, удостоившимися чести обучаться в ней, стали 11 студентов, которые за предыдущие пять лет обучения зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны работой в лабораториях, научными исследованиями, печатными трудами и выступлениями на конференциях. Не последнюю роль в конкурсном отборе сыграли и рекомендации комиссии по госэкзаменам.
По словам проректора по учебной работе Александра Александровича Хмыля, программа обучения магистрантов разрабатывалась на исключительно высоком уровне с использованием зарубежной практики учебных заведений Италии, Германии, Франции, Швеции, с которыми у БГУИР давние дружеские связи.
«Те знания, которые получили наши магистранты, позволят им с большей уверенностью стремиться к занятиям педагогической деятельностью - они прослушали курс «Педагогика высшей школы». Почувствовали вкус к научным исследованиям - в этом им помог курс «Основы научных исследований». На хорошем уровне требований сегодняшнего дня наши магистранты свободно разбираются в современных информационных технологиях.
У каждого из магистрантов изначально была сформирована тема магистерской диссертации, над которой они работали в течение всего года. Были и теоретические занятия, работа в лабораториях. Также большинство магистрантов предпочли не обойти своим вниманием и сдачу кандидатских экзаменов. Большинство из них собираются продолжить обучение в аспирантуре.
Александр Александрович отметил, что сегодня на государственном уровне разрабатывается Закон об этой категории выпускников: статус магистранта выше статуса обычного инженера, а это обязательно отразится, в свою очередь, на должности и зарплате. Многие предприятия, которые уже сегодня работают перспективами дня завтрашнего, требуют от своих сотрудников наличие академической или ученой степени. Так что, у сегодняшних выпускников-магистрантов - хорошие перспективы.
Церемония вручения дипломов магистрантам состоялась 24 сентября. Проходила она в особо торжественной обстановке Зала заседаний специализированных советов, где защищаются кандидатские и докторские диссертации, в присутствии ректора университета профессора Михаила Павловича Батуры, всех членов ректората, заведующих кафедрами.
Финальный аккорд для магистрантов первого выпуска прозвучал в теплой атмосфере хороших начинаний. Новоиспеченным магистрам технических и экономических наук ректор пожелал дальнейшей целеустремленности, чтобы девиз сегодняшнего дня - «обучение через всю жизнь» - вел их и дальше.
А потом, как коллеги с коллегами, молодые магистры пили чай со своим преподавателями, делились планами, мыслями, соображениями на счет дальнейшей работы.
Начиная с этого года, БГУИР увеличивает прием магистрантов. Сегодня наработанная база это позволяет. Конкурс уже в этом году составил приблизительно 60 человек на 40 мест и из года в год будет только расти. Потому как добрая слава о магистратуре - хорошем уровне организации учебного процесса - уже идет.
Свет знаний
Событие это по праву можно назвать революционным и знаменательным. Университет первым в республике внедряет в жизнь форму обучения по Интернету. Это был результат почти трёхлетнего упорного труда и подготовки, особенно интенсивной за последний год.
Программа, используемая для дистанционного обучения называется «Прометей». Думается, что это не случайно и символично. Как древнегреческий герой, подаривший людям огонь, наш Прометей дарит свет знаний.
Торжественное собрание открыл проректор по учебной работе Семён Петрович Кундас. Поздравив и традиционно пожелав успехов в учёбе, он отметил, что главное в дистанционной форме обучения - самостоятельная работа. А она, как известно, самая эффективная. Декан факультета заочного и дистанционного обучения Владимир Иванович Красовский рассказал о преимуществах новой формы обучения. Прежде всего это то, что знания к обучающемуся приходят в удобной форме и в удобное для него время. Первый набор студентов составил 59 человек. Возраст - от 17 до 50 лет. Для многих - это возможность получить второе и даже третье образование. Среди выбравших дистанционную форму обучения есть люди с определёнными физическими ограничениями. Традиционные формы обучения для них не приемлемы. Образование с помощью Интернета поможет им осуществить свою мечту. И это далеко не все преимущества.
Начальник центра дистанционного обучения Сергей Иванович Городко продолжил рабочую часть собрания. Очень подробно он разъяснил и продемонстрировал на экране как будет построена работа и общение при помощи Интернета. Отвечал на вопросы студентов. Например, как будет осуществляться контроль за знаниями? Прежде всего - это самоконтроль при помощи тестов и выполнения контрольных работ. Результаты тестирования будут фиксироваться в электронной зачетке. Приветствовал студентов от лица всех преподавателей Аксёнов Валерий Васильевич. Он заострил внимание присутствующих на определённых правилах этикета при работе в Интернете, призвав их не хулиганить в сети. Впрочем, эта проблема актуальна для всех, кто работает в Интернете.
В завершение собрания В.И. Красовский напутствовал всем присутствовавшим: «Дорогу осилит идущий». В настроении преподавателей и студентов чувствовалось волнение и осознание важности происходящего. Ребят пригласили получить учебники, вместившиеся на СD, и традиционные зачетки и студенческие билеты.
Казалось бы, простое дело: использовать Интернет для обучения. Но не случайно говорят, что всё гениальное - просто. Хочется пожелать факультету заочного и дистанционного обучения творческих успехов, терпения и настойчивости. Первым - всегда трудно. Но мука перемелется - и будет хлеб. Так гласит народная мудрость.
PS: более подробную информацию о дистанционной форме обучения вы можете получить на сайте
http://prometey.bsuir.by
т.237-37-42
Т.Н. Катульская
Колонка юриста
«В университете во всех структурных подразделениях проводится целенаправленная работа по приведению положений о структурных подразделениях, должностных инструкций и функциональных обязанностей работников в соответствие с действующим законодательством.
В структуре текста должностных инструкций работников из числа профессорско-преподавательского состава содержится указание о том, что указанные работники уполномочены в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
В связи с многочисленными обращениями сотрудников университета и неоднозначным толкованием указанного понятия редакция газеты обратилась к начальнику юридического отдела университета Мудрому Ивану Николаевичу, который разъяснил следующее.
С 1 января 2001 года вступил в силу новый Уголовный кодекс Республики Беларусь, в котором в пункте 3 части 4 статьи 4 к должностным лицам отнесены также и лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
12 ноября 2002 года Конституционный Суд Республики Беларусь рассмотрел вопрос о соответствии Конституции положения пункта 3 части четвёртой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нём практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий.
Конституционный Суд Республики Беларусь признал соответствующим Конституции Республики Беларусь положение пункта 3 части четвёртой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь, согласно которому к должностным лицам отнесены лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
Конституционный Суд в своём решении также отметил противоречивость судебной практики по привлечению к уголовной ответственности преподавателей высших и средних специальных учебных заведений в связи с получением ими вознаграждения за положительные оценки знаний студентов или учащихся на курсовых экзаменах и зачётах, когда в одних случаях они привлекаются к уголовной ответственности за получение взятки, а в других аналогичных ситуациях такие лица не рассматриваются как субъекты данного преступления.
Конституционным Судом обращено внимание Верховного Суда Республики Беларусь на необходимость обеспечения в пределах всего государства единого подхода к применению нормы пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь, имея в виду, что данная норма позволяет привлекать к уголовной ответственности преподавателей высших и средних специальных учебных заведений за получение ими незаконного вознаграждения от студентов или учащихся.
Верховному Суду Республики Беларусь также предложено привести свое постановление от 4 июня 1993 г. N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебными полномочиями, превышении власти или служебных полномочий, служебной халатности, должностном подлоге» в точное соответствие с положением пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Таким образом, содержащееся в структуре текста должностных инструкций работников из числа профессорского-преподавательского состава университета указание о том, что они уполномочены в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, отвечает требованиям законодательства, а поэтому в разделе должностной инструкции «Должностные обязанности» содержится обязанность работников из числа профессорско-преподавательского состава готовить и читать лекции, оценивать знания студентов на курсовых экзаменах и зачётах, то есть совершать юридически значимые действия.».
Начальник юридического отдела И. Н. Мудрый
Школа семинар
Семинар проводился в рамках проекта REASON (http://reason.imio.pw.edu.pl, национальный сайт от Беларуси http://reasonbel.by.ru) программы Европейской Комиссии «Information Society Technologies» (научный руководитель проекта от Беларуси - профессор кафедры микроэлектроники БГУИР Нелаев В.В.) В работе школы приняли участие более 80 ученых, аспирантов и инженеров из различных стран мира (Польши, Германии, Франции, Финляндии, Бельгии, Голландии, Швеции, Турции, Японии, США, Китая, Индии, Бразилии и др.), в том числе от Беларуси - ассистент кафедры микроэлектроники БГУИР Стемпицкий В. Р.
С лекциями выступили ведущие специалисты в области проектирования систем на кристаллах, профессора европейских, американских и японских университетов (Princeton University, Stanford University (США), IMEC (Бельгия), TIMA Laboratory (Франция), а также представители корпораций и предприятий, занимающихся производством микропроцессорных устройств и изделий микроэлектроники (Alcatel, Philips, Fujitsu, Tensilica, STMicroelectronics).
Основные проблемы, которые рассмотрены на семинаре:
- методы проектирования, тестирования и оптимизации многопроцессорных устройств;
- проектирование систем на кристаллах (Systems on Chip, SoC) и сетей на кристаллах (Network on Chip, NoC);
- инструменты и программные продукты для проектирования микропроцессоров и систем на кристаллах;
- применение языков высокого уровня в САПР микроэлектроники (VHDL, Verilog и др.);
- разработка и оптимизация компиляторов для проектирования микропроцессоров и логических устройств;
- проектирование процессоров для использования в мультимедийных устройствах, сетевых коммутаторах и пр.
Проектирование SoC в настоящее время чрезвычайно актуальная проблема. Тестирование разрабатываемых устройств в условиях промышленного производства на этапе проектирования и оптимизации не обязательно и требует лишь наличия персонального компьютера , а также знаний и опыта практического использования соответствующего software.
Версии библиотек, написанных на языке С++ для различных, в том числе и GNU компиляторов, например, SystemC, и исчерпывающая документация к software для проектирования SoC доступны в сети Интернет.
Все желающие могут ознакомиться с лекционными материалами школы, изложенными в 5-ти книгах. в лаб. 119/1 , e-mail: vstem@bsuir.by, тел. 88-90 Стемпицкий В.Р).
Отдых у "источника здоровья"
Огранизация полноценного и разнообразного отдыха сотрудников, особенно, в летние отпуска - одна из важнейших задач профкома университета. Нашим студентам и сотрудникам предоставлена замечательная возможность отдохнуть на спортивно-оздоровительной базе университета на Браславских озерах . Заинтересованность ректората, профкома и дирекции базы в улучшении условий для отдыха заметна. Очищенный от кустарника и засыпанный свежим песком пляж стал просторнее, отремонтированы домики, сделан душ и женский туалет, волейбольная площадка прямо на берегу озера, приобретено большое количество спортивного инвентаря. Оперативно и без проволочек решались вопросы размещения и внутренней жизни директором лагеря А.В.Кузьминым и его заместителем В.К.Асипчиком.
На высоком берегу озера, среди чистого соснового леса, в живописнейшем месте находится наша база. Сразу чувствуешь, как расширяет грудь от избытка кислорода, дыхание становится глубже и свободней. В 50 метрах - песчаный пляж и синяя гладь озера Дривяты. Живописные холмистые просторы дополняют красоту пейзажа. Место для отдыха и оздоровления - лучше и не придумать. Учитывая все эти возможности, мы сделали акцент на активный отдых, которому способствовало необыкновенно жаркое лето.
Всем известно, что именно движение является одним из факторов укрепления здоровья и воспроизводства жизненных сил. И на 3-ей смене помимо традиционных водных и солнечных ванн (купание и загар) отдыхающим был предоставлен широкий арсенал физкультурных услуг. Для сотрудников и членов их семей были организованы тренировки по настольному теннису, бадминтону, волейболу, дартингу, шахматам. Удачно был составлен и график пользования лодками: с утра они были у любителей рыбной ловли, а в остальное время хозяевами водных прогулок становились остальные отдыхающие. Многим пришлись по душе пешие прогулки по живописным холмам, которые стимулировали «подсевшие» дыхательную и сердечно-сусудистую системы организма. У тех, кто занимался в группе здоровья, день начинался с утренней гимнастики, воздушных и водных процедур на берегу озера и комплекса физических и дыхательных упражнений по системе «Бодифлекс». Все это закаляло, заряжало организм энергией и избавляло от накопившихся жировых отложений. Не уменьшалась очередь и в массажный кабинет, где сотрудников старались избавить от застаревших болячек: целлюлита, отложений солей (артроза), шлаков, сосудистых заболеваний и т.д. Замечательные впечатления оставила поездка в Слободку с посещением собора, маяка и вольера диких зверей. Поездку организовала А.П.Шокурова.
Ближе к вечеру, когда спадала жара, закипала спортивная жизнь. Отдыхающие заполняли спортивные площадки и задорно участвовали в спортивных состязаниях по настольному теннису, бильярду, дартингу, шахматам, волейболу. Технику и сноровку продемонстрировали проректор по учебной работе В.Е.Борисенко, доценты Н.Н.Третьякова (каф. высшей математики), Ю.И.Савилова (каф. физики), В.К.Асипчик (каф. физвоспитания), В.М.Алефиренко (каф.РЭС), бухгалтер Т.А.Коневцева и многие другие. Победители награждались призами (шоколадными конфетами) и грамотами. Лучшие спортивные результаты показали семьи Савиловых, Алефиренко, Коневцевых.
И в целом жизнь базы напоминала цех здоровья. Каждый занимался любимым делом, старался максимально использовать целительные силы природы этого уникального уголка нашей Беларуси. Примером может стать профессор В.Я.Аверьянов (ему 83 года) и золотым правилом для него были утренняя пробежка босиком и купание в холодной воде независимо от погоды. Утреннее и вечернее купание стало привычкой Н.Н. Третьяковой,А.П.Шокуровой, Е.И.Моргунской, В.К.Асипчика и др. Не упускали возможность встретить восход солнца на рыбалке В.Е.Борисенко и А.С.Коневцев. Ю.И.Савилова предпочитала прогулки на велосипеде, а Е.И.Моргунская с увлеченнием собирала целебные травы, щедро делясь рецептами их заготовки и применения. Каждый нашел свой интерес. Вечерами под звездным небом устраивались посиделки у костра, с неторопливыми беседами, вспоминали счастливые мгновения прошедшего дня. Часто разговоры переплетались с задушевными песнями под гитару. Отдых наполнялся эмоциями.
На душевном и эмоциональном подъеме у некоторых отдыхающих пробудились новые творческие способности. Так Н.Н.Третьякова могла за 15 минут нарисовать портрет. За смену она написала десятки работ и на конкурсе лучшего рисунка заняла 1 место. Лучший детский рисунок принадлежал Саше Мурашке, внучке профессора Ю.А.Харина. Второе место заняла Маша Орлова, внучка медсестры бассейна Н.И.Орловой. Третье место досталось рисунку Маякова Сережи из Новополоцка.
Быстро пролетело время. Мы сдружились, посвежели и полные сил и здоровья расставались с жемчужиной Браславского края. И только легкая грусть омрачала наше расставание. Но твердое желание вновь вернуться в этот замечательный уголок природы осталось у многих.
Я еще раз смог убедиться, что студенты БГУИР - самые лучшие: доброжелательные, умные, вдумчивые.... а сколько разных увлечений! Чуть ли не каждый второй играет на гитаре. За те 12 дней, что мы провели на Браславских озерах (я был в роли ответственного за отдых студентов), даже прошла моя хандра по поводу «судеб нации». Нет, есть у нас будущее, раз такие люди уже через пару лет станут специалистами.
Работы было много - провели соревнования по бадминтону, волейболу, настольному теннису, бильярду; был конкурс лучшего рисунка, вечер бардовской песни у костра, дискотека в последнюю ночь. Но зато и скучать не приходилось.
Первым, по-моему, был чемпионат по настольному теннису. Я чуть не опоздал к началу - мы поехали смотреть Камень желаний и не рассчитали время. Тогда меня пересадили на самую быстроходную лодку и двое ребят, наши лучшие рыбаки, Максим Алексеенко и Сергей Зинченко за 12 минут перебросили меня в лагерь через все озеро. Мы даже в конце смены им грамоты вручили: «За своевременную доставку Сан Саныча к месту соревнований». :-)
Да... первый блин всегда комом... Из заявленных 16 участников пришло только трое. Я уж подумал, что соревнование провалено, но потом народ как-то сам собой «подтянулся», и какой получился женский финал! Соперницы даже не могли толком размяться - за каждым их движением пристально следили полсотни пар глаз.
Финалистки предпочитали не рисковать и каждый розыгрыш длился несколько минут. Напряжение нарастало. Первый сет за Светой Волковец, второй - счет шел уже на больше-меньше - взяла Наташа Колосова (спортивная гордость 6-го домика). Я подумал, что ее парня нужно будет привязать к стулу веревками, если так пойдет и дальше, так он переживал.
Третий сет - никто не хочет уступать. Восемь - восемь. Девять - восемь. Девять - девять. Все перестали дышать. Десять - девять. Одно очко отделяет Свету от победы. Нервным, отчаянным движением она атакует справа - и победно вскидывает руки вверх - все. Она - чемпион!
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководство лагеря и прежде всего Асипчика Валерия Константиновича за понимание и помощь в проведении соревнований. Отдельное спасибо Плыганю Геннадию Афанасьевичу за науку организаторской работы, за терпение и поддержку.
***
...Природа на Браславах изумительная. Ее очарование полностью перевешивает мелкие бытовые неудобства. Большое озеро Дривяты окружает по берегам светлый сосновый лес. Когда спускаешься к озеру, чувствуешь сильный запах древесной смолы. Оранжевое солнце медленно заходит за крышу старого, почерневшего от времени деревянного дома. Будто и не было здесь никогда цивилизации.
Все озера в окрестностях Браслава соединены между собой протоками. Если долго плыть по узким, поросшим камышами каналам и вдруг неожиданно широко открывшейся глади озера, то можно найти Камень желаний. Это большая скала, подымающаяся со дна озера. Над водой виднеется только ее вершина - маленький островок камня. Если смотреть издалека, то кажется, что это чудо - камень стоит на воде. По поверью, (уж не знаю, древнему ли или студентами придуманному) если стать на него и загадать желание, оно обязательно сбудется. Что, конечно, мы все и сделали (см. фото).
***
Во время отдыха у нас была экскурсия в католический костел в Слободке, на гору Маяк - самую высокую точку Браславских озер, - и вольеры с дикими зверями. В заповеднике можно было увидеть волков, косуль, лис, кабанов и здоровенного медведя (не дай бог такого в лесу встретить).
Погода испортилась. Это был единственный ненастный день за все нашу смену. Небо заволокло тучами, начал накрапывать дождь. Но так было даже лучше. Когда мы приехали на гору Маяк и поднялись на двухэтажную не то беседку, не то пагоду, то даже дух захватило от открывающейся панорамы. Куда не повернись - озера, острова, покрытые лесом, снова озера - и так сколько охватывает взгляд... Густой туман, поднимающийся с поверхности озера, и зыбкая пелена дождя вызывали ощущение нереальности пейзажа, как если бы мы перенеслись на полотно художника-импрессиониста.
Очень интересным было посещение католического костела в Слободке. Он очень большой - гораздо больше «Красного» костела в Минске, - и это кажется почти невероятным, учитывая размеры Слободки.
Атмосфера в нем, величественная и спокойная, составляла столь разительный контраст с нашей веселой и суетной жизнью в лагере, что я даже написал маленький рассказ на эту тему.
ДЕВУШКА В КОСТЕЛЕ
Мы ввалились в костел шумной, искрящейся яркими фотовспышками толпой. Костел, казалось, снисходительно смотрел с высоты своих сводов на студентов, суетящихся между его колоннами.
Удивительно, но кроме нас в нем никого не было - ни священнослужителей, ни прихожан; одинокая девушка сидела сбоку от алтаря и перелистывала старинные книги. Мне захотелось побольше узнать о костеле и я подошел к ней:
- Скажите, сколько лет костелу?
- Его построили в начале века. В советское время он не мог работать, а сейчас вот снова... Это все недавние фрески...
У нее открытый, чистый взгляд; покой на лице; глаза светятся каким-то внутренним теплым светом. Все это так не похоже на то, что я видел в последние дни в лагере.
- Вы, наверное, католичка?
- Да.
Мы поговорили минут десять о христианстве и буддизме.
Прощаться было неудобно: ясно, что больше мы никогда не встретимся.
Чудо. Мягкий свет ее глаз остался со мной надолго после нашей мимолетной встречи.
***
Думаю, у нас у всех осталось теплое воспоминание об отдыхе на Браславских озерах. И не только потому, что погода стояла ясная и солнечная. Я нашел там новых друзей. Знаю, что многие ребята, познакомившись на Браславах, теперь встречаются и здесь, в Минске. А это значит - мы съездили не зря.
А. А. Мелещенко, ассистент кафедры информатики
Несколько слов о правилах хорошего тона, эстетике поведения и повседневном этикете
Можно ли стать воспитанным, выучив наизусть все пособия и учебники хорошего тона и все инструкции о том, где и как себя вести?
Думаю, простой зубрежкой этого не добиться. Ведь воспитание - процесс кропотливый, длительный и достаточно тонкий. Дома и в школе, в вузе и в обществе вообще им занимаются. Уходит на это не год и не два, а десятки лет. А если учесть, что нормы поведения складываются веками, а то и тысячелетиями (см. Библию), то в воспитанного человека вложены труд и опыт целых поколений. Отсюда логический вывод - воспитанный человек (даже без суммы специальных знаний) уже сам по себе стоит очень многого.
И до чего ж бывает обидно, если весь культурный капитал может быть невостребованным только из-за того, что некоторым членам нашего сообщества не привили элементарные нормы поведения в нем.
Замечу, что в 21-ом веке, когда коммуникабельность, то есть система общения, способность связи человека с человеком, необычайно возросла, выросло и значение культуры общения как личного, так и в Интернете...
Правила хорошего тона то же самое, что общий всем понятный язык. Достаточно бывает короткого разговора, чтобы определить какова степень образованности и культуры вашего собеседника. С умением вести себя в обществе дело обстоит точно так же. Понаблюдайте несколько минут за совершенно незнакомыми людьми, за их манерой поведения и это даст вам возможность создать об этих людях довольно точное представление.
Конечно, внешняя культура не может заменить культуры внутренней, т.е. культуры интеллекта.
И человек, впитавший в себя все премудрости этикета, зачастую оказывается ограниченным. Просто в таком случае внешний лоск служит лишь средством маскировки отсутствия культуры подлинной. А вот человек всесторонне образованный никогда не позволит себе в коллективе, в обществе, которое он уважает, нарушить правила приличия, правила общепринятого поведения.
А теперь перейдем от общего к частному. Поговорим о культуре в стенах БГУИР. В частности о бытовых ее проявлениях. Мы не будем отсылать вас изучать «Правила внутреннего распорядка» (хотя как говорит закон, незнание от ответственности не освобождает), просто хотим напомнить, что у каждого, кто трудится или учится в университете есть обязанности, как и права. Есть право учиться и работать, есть обязанности хранить традиции одного из лучших вузов республики. Не в традициях нашего вуза распивать пиво между лекциями, бросать окурки где не попадя, использовать ненормативную лексику, как на улице, так и в стенах университета, неуважительно относиться к женщинам и людям старшего возраста и многое другое.
Грубость, невоспитанность, неумение себя вести - это отсутствие элементарного самовоспитания и самодисциплины. Кстати, без последних и усвоение объема знаний по специальности обречено на провал.
Нет ничего проще, чем вести себя как принято, не доставляя хлопот себе и окружающим, и быть при этом внутренне свободным. Трудность состоит лишь в том, чтобы овладеть этой внутренней свободой, иными словами, хорошими манерами, а для этого надо уважать себя самого.
Хочется верить, что все-таки людей воспитанных, умеющих вести себя в обществе культурно, больше, чем сознательных и несознательных хамов и грубиянов.
Ура!!! Снова праздник!!!
Как известно, студентам не нужен повод для веселья, иногда веселимся просто так. Ведь жизнь —сплошной праздник! Ну, а когда речь идет о настоящих торжествах, то и разговора не может быть о скуке. И ничто не может помешать молодежи достойно отметить праздник. Надеемся, что День рождения экономического факультета будет одним из тех дней, которые не забывают.
А родились мы в октябре 1994 года. Путь создания был нелегким. Но этот путь пройден, и сейчас нужно стремиться только вперед. На факультете работают четыре кафедры: менеджмента, экономической информатики, иностранных языков №1 и экономики. Но обучение осуществляет преподавательский состав 20 кафедр университета. Наряду с изучением гуманитарных, социально-экономических, специальных экономических дисциплин мы получаем хорошую общеинженерную подготовку. Не секрет, что выпускники нашего университета очень ценятся, не исключение и выпускники экономического факультета. Тем более нашим лучшим студентам предоставляется возможность проходить стажировку за границей. А хороших студентов у нас много (успеваемость по университету самая высокая)! Поэтому наши выпускники, без сомнения, - мастера своего дела. А кому не нужны такие специалисты?
Можно сделать выводы: в замечательном вузе на замечательном факультете учатся замечательные студенты. Почему не повеселиться в честь того, что кому-то в голову пришла такая замечательная идея - «родить» экономический факультет!
Для создания праздничной атмосферы мы приложим максимум усилий. Будет потом приятно услышать слова о том, что праздник удался. Ведь праздновать будут не только экономисты, а весь университет! Потому что открытие нашего факультета поистине праздник. Вы только представьте БГУИР без экономики... Еще пару лет назад наш университет считался исключительно мужским вузом. А теперь посмотрите, сколько представительниц прекрасного пола, да еще каких! Так сказать, цветы в пустыне. И цветник разрастается, так как с каждым годом наш факультет растет и совершенствуется. Ведь все знают, что экономика - основа развития всех стран и народов, поэтому без нас - никуда. А раз никуда - значит праздновать и веселиться давайте вместе.
Хотя День рождения у нас 18 октября, праздновать мы начнем уже 16-го. Все дружно пойдем на дискотеку в клуб «Реактор». 17-го будет организован конкурс газет. Победителям, конечно, достанутся призы. Ну, а на 18-е придется самое приятное - торжественное награждение грамотами лучших студентов и, конечно, поздравления.
Накануне Дня рождения хотим пожелать всем преподавателям дальнейших успехов в научной и педагогической деятельности, а студентам быстрого творческого и профессионального роста.
К.Семенюк, студентка ЭФ, 2 курс
Магистрант - это звучит гордо!
Магистратура в БГУИР открылась год назад по 8 специальностям. Первыми счастливчиками, удостоившимися чести обучаться в ней, стали 11 студентов, которые за предыдущие пять лет обучения зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны работой в лабораториях, научными исследованиями, печатными трудами и выступлениями на конференциях. Не последнюю роль в конкурсном отборе сыграли и рекомендации комиссии по госэкзаменам.
По словам проректора по учебной работе Александра Александровича Хмыля, программа обучения магистрантов разрабатывалась на исключительно высоком уровне с использованием зарубежной практики учебных заведений Италии, Германии, Франции, Швеции, с которыми у БГУИР давние дружеские связи.
«Те знания, которые получили наши магистранты, позволят им с большей уверенностью стремиться к занятиям педагогической деятельностью - они прослушали курс «Педагогика высшей школы». Почувствовали вкус к научным исследованиям - в этом им помог курс «Основы научных исследований». На хорошем уровне требований сегодняшнего дня наши магистранты свободно разбираются в современных информационных технологиях.
У каждого из магистрантов изначально была сформирована тема магистерской диссертации, над которой они работали в течение всего года. Были и теоретические занятия, работа в лабораториях. Также большинство магистрантов предпочли не обойти своим вниманием и сдачу кандидатских экзаменов. Большинство из них собираются продолжить обучение в аспирантуре.
Александр Александрович отметил, что сегодня на государственном уровне разрабатывается Закон об этой категории выпускников: статус магистранта выше статуса обычного инженера, а это обязательно отразится, в свою очередь, на должности и зарплате. Многие предприятия, которые уже сегодня работают перспективами дня завтрашнего, требуют от своих сотрудников наличие академической или ученой степени. Так что, у сегодняшних выпускников-магистрантов - хорошие перспективы.
Церемония вручения дипломов магистрантам состоялась 24 сентября. Проходила она в особо торжественной обстановке Зала заседаний специализированных советов, где защищаются кандидатские и докторские диссертации, в присутствии ректора университета профессора Михаила Павловича Батуры, всех членов ректората, заведующих кафедрами.
Финальный аккорд для магистрантов первого выпуска прозвучал в теплой атмосфере хороших начинаний. Новоиспеченным магистрам технических и экономических наук ректор пожелал дальнейшей целеустремленности, чтобы девиз сегодняшнего дня - «обучение через всю жизнь» - вел их и дальше.
А потом, как коллеги с коллегами, молодые магистры пили чай со своим преподавателями, делились планами, мыслями, соображениями на счет дальнейшей работы.
Начиная с этого года, БГУИР увеличивает прием магистрантов. Сегодня наработанная база это позволяет. Конкурс уже в этом году составил приблизительно 60 человек на 40 мест и из года в год будет только расти. Потому как добрая слава о магистратуре - хорошем уровне организации учебного процесса - уже идет.
Свет знаний
Событие это по праву можно назвать революционным и знаменательным. Университет первым в республике внедряет в жизнь форму обучения по Интернету. Это был результат почти трёхлетнего упорного труда и подготовки, особенно интенсивной за последний год.
Программа, используемая для дистанционного обучения называется «Прометей». Думается, что это не случайно и символично. Как древнегреческий герой, подаривший людям огонь, наш Прометей дарит свет знаний.
Торжественное собрание открыл проректор по учебной работе Семён Петрович Кундас. Поздравив и традиционно пожелав успехов в учёбе, он отметил, что главное в дистанционной форме обучения - самостоятельная работа. А она, как известно, самая эффективная. Декан факультета заочного и дистанционного обучения Владимир Иванович Красовский рассказал о преимуществах новой формы обучения. Прежде всего это то, что знания к обучающемуся приходят в удобной форме и в удобное для него время. Первый набор студентов составил 59 человек. Возраст - от 17 до 50 лет. Для многих - это возможность получить второе и даже третье образование. Среди выбравших дистанционную форму обучения есть люди с определёнными физическими ограничениями. Традиционные формы обучения для них не приемлемы. Образование с помощью Интернета поможет им осуществить свою мечту. И это далеко не все преимущества.
Начальник центра дистанционного обучения Сергей Иванович Городко продолжил рабочую часть собрания. Очень подробно он разъяснил и продемонстрировал на экране как будет построена работа и общение при помощи Интернета. Отвечал на вопросы студентов. Например, как будет осуществляться контроль за знаниями? Прежде всего - это самоконтроль при помощи тестов и выполнения контрольных работ. Результаты тестирования будут фиксироваться в электронной зачетке. Приветствовал студентов от лица всех преподавателей Аксёнов Валерий Васильевич. Он заострил внимание присутствующих на определённых правилах этикета при работе в Интернете, призвав их не хулиганить в сети. Впрочем, эта проблема актуальна для всех, кто работает в Интернете.
В завершение собрания В.И. Красовский напутствовал всем присутствовавшим: «Дорогу осилит идущий». В настроении преподавателей и студентов чувствовалось волнение и осознание важности происходящего. Ребят пригласили получить учебники, вместившиеся на СD, и традиционные зачетки и студенческие билеты.
Казалось бы, простое дело: использовать Интернет для обучения. Но не случайно говорят, что всё гениальное - просто. Хочется пожелать факультету заочного и дистанционного обучения творческих успехов, терпения и настойчивости. Первым - всегда трудно. Но мука перемелется - и будет хлеб. Так гласит народная мудрость.
PS: более подробную информацию о дистанционной форме обучения вы можете получить на сайте
http://prometey.bsuir.by
т.237-37-42
Т.Н. Катульская
Колонка юриста
«В университете во всех структурных подразделениях проводится целенаправленная работа по приведению положений о структурных подразделениях, должностных инструкций и функциональных обязанностей работников в соответствие с действующим законодательством.
В структуре текста должностных инструкций работников из числа профессорско-преподавательского состава содержится указание о том, что указанные работники уполномочены в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
В связи с многочисленными обращениями сотрудников университета и неоднозначным толкованием указанного понятия редакция газеты обратилась к начальнику юридического отдела университета Мудрому Ивану Николаевичу, который разъяснил следующее.
С 1 января 2001 года вступил в силу новый Уголовный кодекс Республики Беларусь, в котором в пункте 3 части 4 статьи 4 к должностным лицам отнесены также и лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
12 ноября 2002 года Конституционный Суд Республики Беларусь рассмотрел вопрос о соответствии Конституции положения пункта 3 части четвёртой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нём практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий.
Конституционный Суд Республики Беларусь признал соответствующим Конституции Республики Беларусь положение пункта 3 части четвёртой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь, согласно которому к должностным лицам отнесены лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
Конституционный Суд в своём решении также отметил противоречивость судебной практики по привлечению к уголовной ответственности преподавателей высших и средних специальных учебных заведений в связи с получением ими вознаграждения за положительные оценки знаний студентов или учащихся на курсовых экзаменах и зачётах, когда в одних случаях они привлекаются к уголовной ответственности за получение взятки, а в других аналогичных ситуациях такие лица не рассматриваются как субъекты данного преступления.
Конституционным Судом обращено внимание Верховного Суда Республики Беларусь на необходимость обеспечения в пределах всего государства единого подхода к применению нормы пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь, имея в виду, что данная норма позволяет привлекать к уголовной ответственности преподавателей высших и средних специальных учебных заведений за получение ими незаконного вознаграждения от студентов или учащихся.
Верховному Суду Республики Беларусь также предложено привести свое постановление от 4 июня 1993 г. N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебными полномочиями, превышении власти или служебных полномочий, служебной халатности, должностном подлоге» в точное соответствие с положением пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Таким образом, содержащееся в структуре текста должностных инструкций работников из числа профессорского-преподавательского состава университета указание о том, что они уполномочены в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, отвечает требованиям законодательства, а поэтому в разделе должностной инструкции «Должностные обязанности» содержится обязанность работников из числа профессорско-преподавательского состава готовить и читать лекции, оценивать знания студентов на курсовых экзаменах и зачётах, то есть совершать юридически значимые действия.».
Начальник юридического отдела И. Н. Мудрый
Школа семинар
Семинар проводился в рамках проекта REASON (http://reason.imio.pw.edu.pl, национальный сайт от Беларуси http://reasonbel.by.ru) программы Европейской Комиссии «Information Society Technologies» (научный руководитель проекта от Беларуси - профессор кафедры микроэлектроники БГУИР Нелаев В.В.) В работе школы приняли участие более 80 ученых, аспирантов и инженеров из различных стран мира (Польши, Германии, Франции, Финляндии, Бельгии, Голландии, Швеции, Турции, Японии, США, Китая, Индии, Бразилии и др.), в том числе от Беларуси - ассистент кафедры микроэлектроники БГУИР Стемпицкий В. Р.
С лекциями выступили ведущие специалисты в области проектирования систем на кристаллах, профессора европейских, американских и японских университетов (Princeton University, Stanford University (США), IMEC (Бельгия), TIMA Laboratory (Франция), а также представители корпораций и предприятий, занимающихся производством микропроцессорных устройств и изделий микроэлектроники (Alcatel, Philips, Fujitsu, Tensilica, STMicroelectronics).
Основные проблемы, которые рассмотрены на семинаре:
- методы проектирования, тестирования и оптимизации многопроцессорных устройств;
- проектирование систем на кристаллах (Systems on Chip, SoC) и сетей на кристаллах (Network on Chip, NoC);
- инструменты и программные продукты для проектирования микропроцессоров и систем на кристаллах;
- применение языков высокого уровня в САПР микроэлектроники (VHDL, Verilog и др.);
- разработка и оптимизация компиляторов для проектирования микропроцессоров и логических устройств;
- проектирование процессоров для использования в мультимедийных устройствах, сетевых коммутаторах и пр.
Проектирование SoC в настоящее время чрезвычайно актуальная проблема. Тестирование разрабатываемых устройств в условиях промышленного производства на этапе проектирования и оптимизации не обязательно и требует лишь наличия персонального компьютера , а также знаний и опыта практического использования соответствующего software.
Версии библиотек, написанных на языке С++ для различных, в том числе и GNU компиляторов, например, SystemC, и исчерпывающая документация к software для проектирования SoC доступны в сети Интернет.
Все желающие могут ознакомиться с лекционными материалами школы, изложенными в 5-ти книгах. в лаб. 119/1 , e-mail: vstem@bsuir.by, тел. 88-90 Стемпицкий В.Р).
Отдых у "источника здоровья"
Огранизация полноценного и разнообразного отдыха сотрудников, особенно, в летние отпуска - одна из важнейших задач профкома университета. Нашим студентам и сотрудникам предоставлена замечательная возможность отдохнуть на спортивно-оздоровительной базе университета на Браславских озерах . Заинтересованность ректората, профкома и дирекции базы в улучшении условий для отдыха заметна. Очищенный от кустарника и засыпанный свежим песком пляж стал просторнее, отремонтированы домики, сделан душ и женский туалет, волейбольная площадка прямо на берегу озера, приобретено большое количество спортивного инвентаря. Оперативно и без проволочек решались вопросы размещения и внутренней жизни директором лагеря А.В.Кузьминым и его заместителем В.К.Асипчиком.
На высоком берегу озера, среди чистого соснового леса, в живописнейшем месте находится наша база. Сразу чувствуешь, как расширяет грудь от избытка кислорода, дыхание становится глубже и свободней. В 50 метрах - песчаный пляж и синяя гладь озера Дривяты. Живописные холмистые просторы дополняют красоту пейзажа. Место для отдыха и оздоровления - лучше и не придумать. Учитывая все эти возможности, мы сделали акцент на активный отдых, которому способствовало необыкновенно жаркое лето.
Всем известно, что именно движение является одним из факторов укрепления здоровья и воспроизводства жизненных сил. И на 3-ей смене помимо традиционных водных и солнечных ванн (купание и загар) отдыхающим был предоставлен широкий арсенал физкультурных услуг. Для сотрудников и членов их семей были организованы тренировки по настольному теннису, бадминтону, волейболу, дартингу, шахматам. Удачно был составлен и график пользования лодками: с утра они были у любителей рыбной ловли, а в остальное время хозяевами водных прогулок становились остальные отдыхающие. Многим пришлись по душе пешие прогулки по живописным холмам, которые стимулировали «подсевшие» дыхательную и сердечно-сусудистую системы организма. У тех, кто занимался в группе здоровья, день начинался с утренней гимнастики, воздушных и водных процедур на берегу озера и комплекса физических и дыхательных упражнений по системе «Бодифлекс». Все это закаляло, заряжало организм энергией и избавляло от накопившихся жировых отложений. Не уменьшалась очередь и в массажный кабинет, где сотрудников старались избавить от застаревших болячек: целлюлита, отложений солей (артроза), шлаков, сосудистых заболеваний и т.д. Замечательные впечатления оставила поездка в Слободку с посещением собора, маяка и вольера диких зверей. Поездку организовала А.П.Шокурова.
Ближе к вечеру, когда спадала жара, закипала спортивная жизнь. Отдыхающие заполняли спортивные площадки и задорно участвовали в спортивных состязаниях по настольному теннису, бильярду, дартингу, шахматам, волейболу. Технику и сноровку продемонстрировали проректор по учебной работе В.Е.Борисенко, доценты Н.Н.Третьякова (каф. высшей математики), Ю.И.Савилова (каф. физики), В.К.Асипчик (каф. физвоспитания), В.М.Алефиренко (каф.РЭС), бухгалтер Т.А.Коневцева и многие другие. Победители награждались призами (шоколадными конфетами) и грамотами. Лучшие спортивные результаты показали семьи Савиловых, Алефиренко, Коневцевых.
И в целом жизнь базы напоминала цех здоровья. Каждый занимался любимым делом, старался максимально использовать целительные силы природы этого уникального уголка нашей Беларуси. Примером может стать профессор В.Я.Аверьянов (ему 83 года) и золотым правилом для него были утренняя пробежка босиком и купание в холодной воде независимо от погоды. Утреннее и вечернее купание стало привычкой Н.Н. Третьяковой,А.П.Шокуровой, Е.И.Моргунской, В.К.Асипчика и др. Не упускали возможность встретить восход солнца на рыбалке В.Е.Борисенко и А.С.Коневцев. Ю.И.Савилова предпочитала прогулки на велосипеде, а Е.И.Моргунская с увлеченнием собирала целебные травы, щедро делясь рецептами их заготовки и применения. Каждый нашел свой интерес. Вечерами под звездным небом устраивались посиделки у костра, с неторопливыми беседами, вспоминали счастливые мгновения прошедшего дня. Часто разговоры переплетались с задушевными песнями под гитару. Отдых наполнялся эмоциями.
На душевном и эмоциональном подъеме у некоторых отдыхающих пробудились новые творческие способности. Так Н.Н.Третьякова могла за 15 минут нарисовать портрет. За смену она написала десятки работ и на конкурсе лучшего рисунка заняла 1 место. Лучший детский рисунок принадлежал Саше Мурашке, внучке профессора Ю.А.Харина. Второе место заняла Маша Орлова, внучка медсестры бассейна Н.И.Орловой. Третье место досталось рисунку Маякова Сережи из Новополоцка.
Быстро пролетело время. Мы сдружились, посвежели и полные сил и здоровья расставались с жемчужиной Браславского края. И только легкая грусть омрачала наше расставание. Но твердое желание вновь вернуться в этот замечательный уголок природы осталось у многих.
Я еще раз смог убедиться, что студенты БГУИР - самые лучшие: доброжелательные, умные, вдумчивые.... а сколько разных увлечений! Чуть ли не каждый второй играет на гитаре. За те 12 дней, что мы провели на Браславских озерах (я был в роли ответственного за отдых студентов), даже прошла моя хандра по поводу «судеб нации». Нет, есть у нас будущее, раз такие люди уже через пару лет станут специалистами.
Работы было много - провели соревнования по бадминтону, волейболу, настольному теннису, бильярду; был конкурс лучшего рисунка, вечер бардовской песни у костра, дискотека в последнюю ночь. Но зато и скучать не приходилось.
Первым, по-моему, был чемпионат по настольному теннису. Я чуть не опоздал к началу - мы поехали смотреть Камень желаний и не рассчитали время. Тогда меня пересадили на самую быстроходную лодку и двое ребят, наши лучшие рыбаки, Максим Алексеенко и Сергей Зинченко за 12 минут перебросили меня в лагерь через все озеро. Мы даже в конце смены им грамоты вручили: «За своевременную доставку Сан Саныча к месту соревнований». :-)
Да... первый блин всегда комом... Из заявленных 16 участников пришло только трое. Я уж подумал, что соревнование провалено, но потом народ как-то сам собой «подтянулся», и какой получился женский финал! Соперницы даже не могли толком размяться - за каждым их движением пристально следили полсотни пар глаз.
Финалистки предпочитали не рисковать и каждый розыгрыш длился несколько минут. Напряжение нарастало. Первый сет за Светой Волковец, второй - счет шел уже на больше-меньше - взяла Наташа Колосова (спортивная гордость 6-го домика). Я подумал, что ее парня нужно будет привязать к стулу веревками, если так пойдет и дальше, так он переживал.
Третий сет - никто не хочет уступать. Восемь - восемь. Девять - восемь. Девять - девять. Все перестали дышать. Десять - девять. Одно очко отделяет Свету от победы. Нервным, отчаянным движением она атакует справа - и победно вскидывает руки вверх - все. Она - чемпион!
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководство лагеря и прежде всего Асипчика Валерия Константиновича за понимание и помощь в проведении соревнований. Отдельное спасибо Плыганю Геннадию Афанасьевичу за науку организаторской работы, за терпение и поддержку.
***
...Природа на Браславах изумительная. Ее очарование полностью перевешивает мелкие бытовые неудобства. Большое озеро Дривяты окружает по берегам светлый сосновый лес. Когда спускаешься к озеру, чувствуешь сильный запах древесной смолы. Оранжевое солнце медленно заходит за крышу старого, почерневшего от времени деревянного дома. Будто и не было здесь никогда цивилизации.
Все озера в окрестностях Браслава соединены между собой протоками. Если долго плыть по узким, поросшим камышами каналам и вдруг неожиданно широко открывшейся глади озера, то можно найти Камень желаний. Это большая скала, подымающаяся со дна озера. Над водой виднеется только ее вершина - маленький островок камня. Если смотреть издалека, то кажется, что это чудо - камень стоит на воде. По поверью, (уж не знаю, древнему ли или студентами придуманному) если стать на него и загадать желание, оно обязательно сбудется. Что, конечно, мы все и сделали (см. фото).
***
Во время отдыха у нас была экскурсия в католический костел в Слободке, на гору Маяк - самую высокую точку Браславских озер, - и вольеры с дикими зверями. В заповеднике можно было увидеть волков, косуль, лис, кабанов и здоровенного медведя (не дай бог такого в лесу встретить).
Погода испортилась. Это был единственный ненастный день за все нашу смену. Небо заволокло тучами, начал накрапывать дождь. Но так было даже лучше. Когда мы приехали на гору Маяк и поднялись на двухэтажную не то беседку, не то пагоду, то даже дух захватило от открывающейся панорамы. Куда не повернись - озера, острова, покрытые лесом, снова озера - и так сколько охватывает взгляд... Густой туман, поднимающийся с поверхности озера, и зыбкая пелена дождя вызывали ощущение нереальности пейзажа, как если бы мы перенеслись на полотно художника-импрессиониста.
Очень интересным было посещение католического костела в Слободке. Он очень большой - гораздо больше «Красного» костела в Минске, - и это кажется почти невероятным, учитывая размеры Слободки.
Атмосфера в нем, величественная и спокойная, составляла столь разительный контраст с нашей веселой и суетной жизнью в лагере, что я даже написал маленький рассказ на эту тему.
ДЕВУШКА В КОСТЕЛЕ
Мы ввалились в костел шумной, искрящейся яркими фотовспышками толпой. Костел, казалось, снисходительно смотрел с высоты своих сводов на студентов, суетящихся между его колоннами.
Удивительно, но кроме нас в нем никого не было - ни священнослужителей, ни прихожан; одинокая девушка сидела сбоку от алтаря и перелистывала старинные книги. Мне захотелось побольше узнать о костеле и я подошел к ней:
- Скажите, сколько лет костелу?
- Его построили в начале века. В советское время он не мог работать, а сейчас вот снова... Это все недавние фрески...
У нее открытый, чистый взгляд; покой на лице; глаза светятся каким-то внутренним теплым светом. Все это так не похоже на то, что я видел в последние дни в лагере.
- Вы, наверное, католичка?
- Да.
Мы поговорили минут десять о христианстве и буддизме.
Прощаться было неудобно: ясно, что больше мы никогда не встретимся.
Чудо. Мягкий свет ее глаз остался со мной надолго после нашей мимолетной встречи.
***
Думаю, у нас у всех осталось теплое воспоминание об отдыхе на Браславских озерах. И не только потому, что погода стояла ясная и солнечная. Я нашел там новых друзей. Знаю, что многие ребята, познакомившись на Браславах, теперь встречаются и здесь, в Минске. А это значит - мы съездили не зря.
А. А. Мелещенко, ассистент кафедры информатики
Несколько слов о правилах хорошего тона, эстетике поведения и повседневном этикете
Можно ли стать воспитанным, выучив наизусть все пособия и учебники хорошего тона и все инструкции о том, где и как себя вести?
Думаю, простой зубрежкой этого не добиться. Ведь воспитание - процесс кропотливый, длительный и достаточно тонкий. Дома и в школе, в вузе и в обществе вообще им занимаются. Уходит на это не год и не два, а десятки лет. А если учесть, что нормы поведения складываются веками, а то и тысячелетиями (см. Библию), то в воспитанного человека вложены труд и опыт целых поколений. Отсюда логический вывод - воспитанный человек (даже без суммы специальных знаний) уже сам по себе стоит очень многого.
И до чего ж бывает обидно, если весь культурный капитал может быть невостребованным только из-за того, что некоторым членам нашего сообщества не привили элементарные нормы поведения в нем.
Замечу, что в 21-ом веке, когда коммуникабельность, то есть система общения, способность связи человека с человеком, необычайно возросла, выросло и значение культуры общения как личного, так и в Интернете...
Правила хорошего тона то же самое, что общий всем понятный язык. Достаточно бывает короткого разговора, чтобы определить какова степень образованности и культуры вашего собеседника. С умением вести себя в обществе дело обстоит точно так же. Понаблюдайте несколько минут за совершенно незнакомыми людьми, за их манерой поведения и это даст вам возможность создать об этих людях довольно точное представление.
Конечно, внешняя культура не может заменить культуры внутренней, т.е. культуры интеллекта.
И человек, впитавший в себя все премудрости этикета, зачастую оказывается ограниченным. Просто в таком случае внешний лоск служит лишь средством маскировки отсутствия культуры подлинной. А вот человек всесторонне образованный никогда не позволит себе в коллективе, в обществе, которое он уважает, нарушить правила приличия, правила общепринятого поведения.
А теперь перейдем от общего к частному. Поговорим о культуре в стенах БГУИР. В частности о бытовых ее проявлениях. Мы не будем отсылать вас изучать «Правила внутреннего распорядка» (хотя как говорит закон, незнание от ответственности не освобождает), просто хотим напомнить, что у каждого, кто трудится или учится в университете есть обязанности, как и права. Есть право учиться и работать, есть обязанности хранить традиции одного из лучших вузов республики. Не в традициях нашего вуза распивать пиво между лекциями, бросать окурки где не попадя, использовать ненормативную лексику, как на улице, так и в стенах университета, неуважительно относиться к женщинам и людям старшего возраста и многое другое.
Грубость, невоспитанность, неумение себя вести - это отсутствие элементарного самовоспитания и самодисциплины. Кстати, без последних и усвоение объема знаний по специальности обречено на провал.
Нет ничего проще, чем вести себя как принято, не доставляя хлопот себе и окружающим, и быть при этом внутренне свободным. Трудность состоит лишь в том, чтобы овладеть этой внутренней свободой, иными словами, хорошими манерами, а для этого надо уважать себя самого.
Хочется верить, что все-таки людей воспитанных, умеющих вести себя в обществе культурно, больше, чем сознательных и несознательных хамов и грубиянов.
Ура!!! Снова праздник!!!
Как известно, студентам не нужен повод для веселья, иногда веселимся просто так. Ведь жизнь —сплошной праздник! Ну, а когда речь идет о настоящих торжествах, то и разговора не может быть о скуке. И ничто не может помешать молодежи достойно отметить праздник. Надеемся, что День рождения экономического факультета будет одним из тех дней, которые не забывают.
А родились мы в октябре 1994 года. Путь создания был нелегким. Но этот путь пройден, и сейчас нужно стремиться только вперед. На факультете работают четыре кафедры: менеджмента, экономической информатики, иностранных языков №1 и экономики. Но обучение осуществляет преподавательский состав 20 кафедр университета. Наряду с изучением гуманитарных, социально-экономических, специальных экономических дисциплин мы получаем хорошую общеинженерную подготовку. Не секрет, что выпускники нашего университета очень ценятся, не исключение и выпускники экономического факультета. Тем более нашим лучшим студентам предоставляется возможность проходить стажировку за границей. А хороших студентов у нас много (успеваемость по университету самая высокая)! Поэтому наши выпускники, без сомнения, - мастера своего дела. А кому не нужны такие специалисты?
Можно сделать выводы: в замечательном вузе на замечательном факультете учатся замечательные студенты. Почему не повеселиться в честь того, что кому-то в голову пришла такая замечательная идея - «родить» экономический факультет!
Для создания праздничной атмосферы мы приложим максимум усилий. Будет потом приятно услышать слова о том, что праздник удался. Ведь праздновать будут не только экономисты, а весь университет! Потому что открытие нашего факультета поистине праздник. Вы только представьте БГУИР без экономики... Еще пару лет назад наш университет считался исключительно мужским вузом. А теперь посмотрите, сколько представительниц прекрасного пола, да еще каких! Так сказать, цветы в пустыне. И цветник разрастается, так как с каждым годом наш факультет растет и совершенствуется. Ведь все знают, что экономика - основа развития всех стран и народов, поэтому без нас - никуда. А раз никуда - значит праздновать и веселиться давайте вместе.
Хотя День рождения у нас 18 октября, праздновать мы начнем уже 16-го. Все дружно пойдем на дискотеку в клуб «Реактор». 17-го будет организован конкурс газет. Победителям, конечно, достанутся призы. Ну, а на 18-е придется самое приятное - торжественное награждение грамотами лучших студентов и, конечно, поздравления.
Накануне Дня рождения хотим пожелать всем преподавателям дальнейших успехов в научной и педагогической деятельности, а студентам быстрого творческого и профессионального роста.
К.Семенюк, студентка ЭФ, 2 курс