архив
№18 от 26 сентября 2002 г.
БГУИР - ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ!
Наверное, в глубине души каждый студент БГУИР любит столицу своей страны вне зависимости от того, где он родился. Ведь Минск обязательно одарит хорошими воспоминаниями и добрыми эмоциями всех.
Серпантин праздничных мероприятий закружил столицу в День города. Город пел, город танцевал, город светился праздничными огнями, даря хорошее настроение своим горожанам, несмотря на происки осенней непогоды. Коллектив БГУИР тоже приложил немало сил для создания действительно праздничной атмосферы.
Празднества открывались развернутой экспозицией и торжественным шествием всех районов города. Колону Советского района, в котором имеет честь быть «прописан» наш вуз, возглавляли студенты и преподаватели БГУИР. Право на такое доверие мы заслужили высокими показателями и плодотворной работой.
Дальше все значительные мероприятия происходили вокруг и непосредственно в синей палатке, где удобно расположилась экспозиция достижений нашего университета.
Заглянуть к нам на «огонек» желающих было много. Тем более, что красочная и оперативная рекламная продукция - газеты и буклеты - были тем самым «пропуском», пробуждающим настоящий интерес.
Возле широкого мультимедийного проектора собралось много любопытствующих, у которых возникло желание узнать и понять, что же такое настоящая студенческая жизнь: послушать выступление ректора - профессора М. П. Батуры, увидеть кадры видеохроники, снятые самими студентами. Парни и девушки, одетые в национальные костюмы, с удовольствием отвечали на все вопросы.
В первый же день городских гуляний наш стенд посетила делегация гостей во главе с мэром Минска Михаилом Яковлевичем Павловым. Экспозиция с нашими научными разработками вызвала у них живейший интерес. Но особое внимание мэр обратил на стенд, где были представлены всеволновые и милимметровые антенны. Ведь эта продукция действительно мирового качества и уровня вполне может претендовать на замещение на белорусском рынке аналогичной дорогостоящей продукции импортного производства.
Жизнь прекрасна и удивительна, особенно когда в наших сердцах есть место для приятных воспоминаний.
Юлия Терентьева
Не "Галочки" ради.
Любому студенту известно, что учебный процесс на протяжении пяти лет складывается из лекций, лабораторных и практических занятий, зачетов и экзаменов. У одних все идет гладко с первых дней учебы, у других же порой возникают проблемы, о которых не всегда можно сказать открыто. Чтобы посмотреть на жизнь в университете глазами студентов, руководство нашего вуза решило провести анкетирование пятикурсников (в нем приняли участие 720 студентов). С целью получить наиболее полную и достоверную информацию оно было анонимным и проходило уже после защиты дипломных проектов. И вот что из этого получилось.
Около 18% ответили, что уровень школьной подготовки не соответствует требованиям, предъявляемым в университете; 22% отметили недостаточную обеспеченность учебной и методической литературой (особенно по экономическим дисциплинам); 14% указали на низкий уровень оснащения техническими средствами при проведении лабораторных и практических занятий; 12% студентов считают, что объем изучаемого материала чрезвычайно велик (особенно по гуманитарным дисциплинам) Вместе с тем, 25 % всех опрошенных хотели бы на факультативных занятиях изучать современные информационные технологии, иностранные языки, программирование.
Удовлетворены ли наши студенты качеством преподавания? И да, и нет. Судите сами, половина всех опрошенных дали высокую оценку более чем 100 преподавателям, и примерно 50 преподавателей оставили у них неблагоприятное впечатление.
Но, как известно, учеба - это процесс двусторонний. С одной стороны - преподаватель, с другой - студент. И надо сказать, что очень многое зависит именно от второй стороны. К сожалению, как показало анкетирование, творчески относятся к учебе лишь 28 % студентов, 64% - выполняют только то, что требует преподаватель, 8% делают вид, что учатся.
В конце каждой анкеты содержались пожелания ректору, декану, заведующему выпускающей кафедрой. В основном, они сводились к следующему: чаще поощрять инициативных студентов; улучшить быт; открыть столовые в 4 и 5 корпусах; построить новое общежитие; обновить оборудование; включать в план обучения новые дисциплины; разрешить свободное посещение занятий.
Все анкеты были внимательно изучены, проанализированы и результаты обсуждены на ректорате и в деканатах. Конечно, многое из того, что хотели бы улучшить студенты, уже делается. Ежегодно открываются новые современные специальности, закупается оборудование ( а это в наше время ой как сложно дается!), обновляется библиотечный фонд. Но это не означает, что работа по всем направлениям не будет продолжена. Деканам поручено изучить вопрос о необходимости проведения дополнительных занятий по физике и математике, организации платных курсов по изучению иностранных языков и современных языков программирования и т.д. Следующее анкетирование предполагается провести в феврале 2003 года. Причем в нем примут участие не полько пятикурсники, но и студенты 3 курса.
Дополнительное образование с помощью современных технологий - это реально
Dinastea (греч.) - ряд поколений, передающих из рода в род мастерство, трудовые традиции.
Существует и в нашем вузе такой ряд поколений, которых объединяют не только родственные узы, но и «путевка в жизнь», которую им дал университет.
Об одной из таких династий я узнала случайно. На мероприятии, посвященном Дню Знаний, вышел из строя редакционный фотоаппарат. Мне ничего не оставалось, как обратиться за помощью к женщине, которая увлеченно фотографировала. В ответ услышала: «Для родного университета ничего не жалко - ни фотоаппарата, ни пленки».
Позже мы познакомились и разговорились. Добровольного фотографа зовут Татьяна Владимировна Авраменко. Она закончила наш вуз в 1979 году по специальности АСУ. По этой же специальности получил образование и ее муж, Михаил Михайлович. Научным руководителем его дипломного проекта был М.П.Батура. Сегодня Т.В.Авраменко - заместитель главного бухгалтера Технобанка, а ее муж - заместитель директора представительства российского предприятия в г. Минске по производству и продаже телекоммуникационного оборудования.
2002 год стал для семьи Авраменко знаменательным. Старший сын Алексей закончил БГУИР по той же специальности, что и родители, (теперь она называется АСОИ) и работает в отделе инновационных разработок в сфере образования ЦИИР БГУИР. Продолжая семейную традицию, в жены он выбрал себе однокурсницу Подлесных Наталью Ивановну (на центральном снимке). Ну а младший сын Александр только что поступил на ЭФ.
Мне стало любопытно, как же изменился наш университет за последние 20 лет и я спросила об этом у Татьяны Владимировны.
-Перемены значительные и к лучшему: это благоустройство территории, вокруг корпусов. В аудиториях чисто, красиво, новая мебель и что особенно радует - оснащенность новыми техническими средствами.
- Как на Ваш взгляд проходили и были организованы вступительные экзамены?
- Суперорганизация!!!
Я попросила пояснить.
- Прежде всего, это организация и информированность о всех этапах сдачи экзаменов, оперативность в подведении итогов и доведения результатов до сведения всех. Любую информацию: оценки, рейтинг абитуриентов узнать было легко. Внимательное и доброжелательное отношение работников приемной комиссии значительно облегчало стрессовое состояние детей и их родителей. Все понимали - решается судьба человека.
- А как Вам Посвящение первокурсников в студенты?
- Была тронута до слез. Да и не только я одна. Все организовано со вкусом, оригинально, продуманно. Даже скромный подарок очень кстати, ведь дорог не он, а внимание и теплота. Первый выпуск газеты «Импульс» и специальную страничку для первокурсников, сын Саша сразу оценил.
Татьяна Владимировна по-доброму позавидовала сыну: раньше такого не было. А благополучие свое семья Авраменко считает в немалой мере заслугой университета: в свое время сделали правильный выбор и сегодня уверены в себе и в судьбе своих детей. Университет дал им не только престижное образование, работу, но и помог создать семью. И благодарность их безмерна. А сколько таких династий БГУИР? Университет, в свою очередь, также благодарен за доверие, оказанное ему представителями таких династий. И сделает все возможное, чтобы его оправдать, а главное, поддержать и продолжить преемственность поколений БГУИР.
«Жить надо страстями...»так считает моя собеседница Нина Николаевна
Что знала я об этой женщине до встречи? Она - доцент кафедры Высшей математики. Увлекается живописью, танцами, пишет стихи.
Встреча с интересным человеком - какой журналист упустит такую возможность? И вот мы беседуем. Нина Николаевна оказалась пышноволосой блондинкой с приятной внешностью и красивой фигурой. Глаза светятся радостью жизни и веселым озорством.
Ее биография с одной стороны, типична для десятков тысяч выживших во время страшной войны, а с другой - неповторима, потому что героиня моего очерка - человек творческий, и творчество это проявляется во всем - от преподавания любимой математики до написания сценария пьесы.
В начале войны в семье военнослужащего родилась девочка. Уже тогда Ленинград сжимали тиски голода. Маму только что родившейся Нины врачи с великим трудом вырвали из лап смерти. Семью удалось эвакуировать. Сказочным везеньем было и то, что отец вернулся живым с войны.
Жизнь у военных - кочевая. Дальние провинциальные гарнизоны. Трудные бытовые условия. «Мое детство пришлось на тяжелые послевоенные годы, - вспоминает моя собеседница. - Бедность была страшная. Мама после войны была так слаба, что еле-еле держалась на этом свете... Где у ж было в то время заниматься нами - детьми?»
Да, многие послевоенные дети были предоставлены сами себе. Это сейчас есть музыкальные школы, спортивные секции, различные кружки по интересам... «Ничего такого в моем детстве не было»,- говорит Нина Николаевна.
Нет, кое-что было - страстное увлечение математикой. В десятом классе Нина записалась в школу юных математиков при БГУ (семья к тому времени перебралась в Минск). Решение математических задач стало наслаждением и наваждением. А решала их девочка на всех уроках, но учителя смотрели на это сквозь пальцы, они были мудры и понимали, что математика для нее - возможно, будущая профессия!
Так оно и оказалось. Нина поступила на матфак БГУ с первой попытки и с радостью окунулась в учебу. «Одна, но пламенная страсть» к математике подтолкнула к еще неизведанному - научным исследованиям. Застенчивая студентка долго не решалась попросить у любимого преподавателя тему исследований. На последнем курсе тема все же получена, за ней следует его предложение учиться в аспирантуре.
Еще несколько лет упорного труда, исследований - и вот готова кандидатская диссертация. «Но после защиты моя страсть к математике ушла, как вода в песок, - делится со мной Нина Николаевна. - Может это произошло просто из-за усталости?»
К тому времени у моей героини были любимый муж, семья (двое мальчишек, которых надо было поставить на ноги). Нужно было не только работать, вести хозяйство, но и ухаживать за больными родителями. Да и на работе загружали «на полную катушку» - олимпиады, конференции, создание контрольно-обучающей системы САОРЗ, выпуски стенгазеты. Ни на что серьезное (а наука - это серьезно!) времени и сил не оставалось.
Но чем труднее была жизнь, тем больше подключались у Нины Николаевны внутренние резервы. Не зря говорится, что у творческого человека талант многогранен. В этот период жизни у нее проснулась страсть другая - литературная. Появились первые стихи, юморески, даже был написан роман, который ждет еще своего опубликования. Ее статьи печатают в нашей многотиражке (тогда она называлась «Маяк»), в газетах «Знамя юности», «Во славу Родины»... Однажды позвонил сам Павел Якубович (ныне гл.редактор газеты «Советская Белоруссия»): «Приносите любой материал - я напечатаю». Сотрудничество с газетами продолжалось несколько лет.
Позднее доцент Третьякова создает вместе со своими студентами СТС - студенческую театральную студию, просуществовавшую два года. Находит для нее руководителя, студентку Академии искусств, которая помогает профессионально ставить спектакли. Нина Николаевна даже пишет сценарий пьесы, но поставить ее не успевает - театр развалился.
Но и это еще не все. Вы знаете, что у БГУИРа есть гимн, начинающийся словами « О, любимый мой БГУИР! » Вы уже догадались, что автор слов - Н.Н.Третьякова.
В 1980 г. Нину Николаевну направляют учиться на ФПК (для непосвященных - факультет повышения квалификации) на целых четыре месяца. А это - уйма свободного времени. Страсть к математике нахлынула вновь. В это время никакая сила не могла оторвать ее от работы. Через некоторое время стало ясно, что результатов достаточно, чтобы написать монографию. Муж и сыновья - с азартом поддержали ее в этом начинании, обещая набрать текст на компьютере. В БГУ признали, что ее результаты имеют уровень докторской диссертации. И Нина Николаевна взялась за написание книги.
Но почему? Ведь это - адский и напряженный труд. А для женщины, имеющей семью - втройне. «Во-первых, мне хотелось порадовать людей красивыми результатами, во-вторых, оставить о себе память. Кроме того, занятие любимым творческим делом наполняет жизнь особым содержанием, делает человека счастливым ».
И вот монография набрана на компьютере, но где взять сумасшедшие деньги на ее издание? Тут помог бог в образе двух ректоров: Ильина Виктора Макаровича и ректора Института Современных знаний Широкова Александра Михайловича.
Выход книги превзошел все ожидания автора и стал почти триумфальным. Прекрасные отзывы пришли не только из Минска, Москвы и Киева, но и из Японии, Германии, Болгарии, Кувейта. В Московском математическом институте им. Стеклова о ее книге было сказано: «Такие результаты составят честь любой работе».
В 1995 году Нина Николаевна участвует в конкурсе «Соросовские доценты», проводимом американским фондом Сороса, и, к своему удивлению, становится лауреатом этого конкурса. Все ее студенты при анонимном анкетировании оценивают высшими баллами уровень ее преподавания. Так она становится обладателем почетного диплома ISSEP и гранта. «Все-таки мои студенты чувствуют, что я обожаю свой предмет и очень люблю их», - говорит Нина Николаевна.
В 1999 году Международная Академия информационных технологий избирает Нину Николаевну Третьякову сначала своим членом-корреспондентом, а затем и академиком, тем самым признавая ее научные заслуги.
Но разве это все увлечения этой удивительной женщины?
Нет, нет и еще раз нет. Она обожает путешествия. До сих пор вспоминает свои поездки в Болгарию, гостеприимность и доброе к ней отношений местных жителей. В юности она с рюкзаком лазала по горам Кавказа, Крыма, Карпат, подымалась на Эльбрус, ездила в велопоход по Прибалтике, участвовала в зимнем лыжном походе по Витебскому краю. Увлечение танцами и живописью - еще одна сторона неуемной натуры нашего математика. О том, что может рисовать, она узнала в десятом классе. Взяла и довольно похоже срисовала из учебника литературы портреты всех писателей. Тетрадь с рисунками сразу же «свистнули», а так как на тот момент все затмила ее Величество Математика, то сей талант остался невостребованным. Зато сейчас он пробудился ото сна и вы можете увидеть плоды нового увлечения на страницах нашей газеты.
Вот так потрясающе интересно живет рядом с нами замечательный педагог, ученый, любимая жена, просто талантливый человек - Нина Николаевна Третьякова, которой мы от души желаем в канун ее Дня рождения новых творческих свершений, здоровья и, конечно, новых страстей!
Ведь по-другому эта женщина жить не может. Так дай ей Бог!
Навстречу ЮБИЛЕЮ
А что же кафедра иностранных языков?
Становление кафедры иностранных языков также относится к тому периоду. Одиннадцать преподавателей, в основном молодых, составляли штат кафедры, и весь груз ответственности за надлежащее обеспечение учебного процесса лег на их плечи, так как все «писалось с чистого листа». Готовились учебные пособия, проводились открытые занятия, студенческие научные конференции, олимпиады по иностранным языкам. Начали работать кружки иностранных языков, которые пользовались огромной популярностью у студентов.
Процесс совершенствования всей деятельности кафедры продолжила Н.И. Шавель, которая в 1967 году была избрана на должность заведующей. По ее инициативе при кафедре создается первый в городе Минске лингафонный кабинет, который в то время был большим подспорьем в организации самостоятельной работы студентов. Об использовании современных технологий в преподавании иностранных языков тогда еще и речь не шла, поэтому лингафонный кабинет был гордостью кафедры, ее «изюминкой». Шаг за шагом кафедра проходила этапы своего развития.
Из «первого призыва» до настоящего времени на кафедре продолжают успешно трудиться доценты Н.И. Шавель, Т.М. Имбро, ст. преподаватели Э.П. Трофимова, В.П.Киселева.
Какие изменения произошли на кафедре со времени ее создания?
Шло время, увеличивался набор студентов, и численность кафедры превысила 60 человек. В 1989 году кафедра делится на две.
В качестве структурного подразделения кафедра иностранных языков №1, которую возглавляет доцент Шелягова Т.Г., относится к экономическому факультету. В ее штате трудятся 11 доцентов, 4 ст. преподавателя, 27 преподавателей. Это взаимодополняющий сплав молодости и зрелости.
Молодые преподаватели, опираясь на опыт и поддержку старших, совершенствуют свои методические, педагогические навыки, стремятся к использованию всего нового, передового.
Какой язык является наиболее востребованным в настоящее время?
Специфика вуза определяет приоритет английского языка по отношению к другим иностранным языкам. Около 70% студентов ЭФ, ФРЭ, ФТК, ФКП изучают английский язык, что ни в коей мере не снижает значимость других языков в профессиональной подготовке специалиста, и они изучаются как в качестве основного иностранного языка, так и на различных факультативах.
Насколько хорошо оснащена кафедра в техническом плане?
Заботясь о качестве преподавания, кафедра постоянно совершенствует свою материальную базу, включающую 2 специальные лаборатории, аудио- видеотехнику, компьютеры и т.д.
Постоянный творческий поиск, стремление использовать новейшие достижения в области преподавания иностранных языков явились первым и единственным в Беларуси результатом внедрения в учебный процесс интенсивных методик.
Внимание!!! ИНТЕНСИВ
Интенсивные курсы в целом охватывают различные уровни языковой подготовки и позволяют привлечь к изучению иностранных языков широкий контингент учащихся. Такие курсы являются удачным дополнением традиционной системы обучения. Занятия проходят в специализированных лабораториях, в которых созданы необходимые условия для максимальной эффективности учебного процесса.
Учащиеся получают удовольствие от занятий и, как правило, пройдя обучение на одном интенсивном курсе, записываются на другие, стремясь использовать уникальные возможности, предоставляемые кафедрой.
Хочу быть переводчиком
Уже много лет на кафедре успешно работает студенческое бюро переводов (СБП). Занимаясь по особой программе, учащиеся имеют возможность повысить свой языковой уровень, приобрести устойчивые навыки работы с научной литературой и опыт переводческой деятельности. По окончании СБП студенты получают диплом референта-переводчика, подтверждающий их языковую подготовку, что в современном мире очень важно в трудовой карьере специалиста.
Отвечая на вызов времени, кафедра активно включилась в работу по созданию системы дистанционного обучения, которая позволит изучать иностранные языки с использованием самых передовых технологий. В центре такого процесса находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).
Созданный на кафедре коллектив авторов подготовил пакет материалов, включающий в себя программу, контрольные задания и методические указания по их выполнению, тесты для самоконтроля и конспект лекций.
В дальнейшем планируется организация полноценного общения с преподавателем и группой через Интернет, будут проводиться интерактивные конференции, семинары и т.д.
Что-то вы все о своем да о своем... О стране подумайте
В текущем учебном году для наиболее активных учащихся, желающих использовать дополнительные возможности, созданы платные курсы изучения иностранных языков, на которых обучение ведется по оригинальным фирменным учебникам страны изучаемого языка. Планируется расширение предоставления таких услуг для желающих изучить несколько иностранных языков с использованием различных методов обучения под руководством высококвалифицированных преподавателей кафедры.
Изучение иностранного языка - большой труд и в то же время увлекательное занятие, дополнительная нагрузка и в то же время интересный досуг. Здесь неуместны лень и легкомыслие, пропуски занятий и пренебрежительное отношение к заданиям.
6 ПИСЕМ ИЗ АМЕРИКИ
№1
Мое первое впечатление о Нью-Йорке — ужасно! Может это от того, что вечер был дождливый, а может от того, что глаза уже очень устали и не способны были воспринимать город квадратиками. Да, именно квадратиками. Все ровное, перпендикулярное и прямоугольное. И впечатление такое, будто едете вы по какому-то лабиринту тоннелей.
Нас встретили в аэропорту и привезли в Колумбийский университет. На следующий день после легкого завтрака, заполнения каких - то документов и лекции о сексуальных домогательствах (лучше бы они подсказали, где работу найти) мы должны были покинуть временный приют. Это утро произвело на меня неизгладимое впечатление. Ведь я и представить себе не могла, что рабочие программы у студентов всего мира пользуются такой популярностью. Только в Колумбийский университет их приезжает сотни. Каждый день.
Есть что-то незабываемо романтичное в том, как вы стоите перед картой США и увлеченно выбираете, куда же вам поехать. Есть только вы, чемоданы и огромная страна. Выбор пал на небольшой курортный городок в штате Нью-Джерси.
№2
Неделя проскочила незаметно. Занимаясь поиском работы и переваривая новые впечатления, не замечаешь, как бежит время.
Мы приехали в этот очаровательный городок уже в конце дня. Уставшие и измотанные, отправились на поиски жилья. И даже не знаю, что с нами было бы, если бы не маленькая сухонькая старушка, которой вздумалось поинтересоваться у двух девушек, что делают они посреди города с огромными чемоданами в руках. Думаю, подтолкнуло ее на это наше безнадежное выражение лица. Усадив нас в свою машину, она часа два колесила по улицам, помогая в наших поисках. Что ж мир не без добрых людей. Спасибо тебе, бабушка!
Поразительно сколько людей может вместиться в небольшой двухэтажный домик. Кроме нас здесь проживает еще человек тридцать, не считая хозяев. В комнатах по шесть человек. Двухэтажные кровати, почти вплотную придвинутые друг к другу, раковина и телевизор. Удобства на коридоре. Печально, скажете вы? А вот и нет, отвечу вам я.. Все тридцать человек - это веселые молодые люди от 19 до 28 лет, почти все русскоговорящие. И кого здесь только нет - и эстонцы, и латыши, и поляки, и белорусы, и литовцы, и болгары, и русские. Все это напоминает летний студенческий лагерь, с вечерними посиделками, ночными разговорами шепотом, шутками и смехом.
Одно омрачает наше существование - у большей половины моих новых друзей, как и у меня , все еще нет работы.
Жители этого маленького городка и сами удивляются: такого нашествия студентов, желающих подзаработать, еще не было. Работодатели нас уже узнают, и встречают не стандартной улыбкой, а печальным пожатием плечей. Что ж, может быть завтра .
№3
Еще вчера я считала себя работящей умницей, и вот сегодня ощущаю неудачницей. А я так старалась, продавала эти огромные сэндвичи, улыбалась, не ходила на перерывы. И вот оказывается , что пока я у них работала из кассы пропадали деньги. И , конечно, больше в моих услугах они не нуждаются.. Разговоров о том , чтобы заплатить мне за отработанные несколько дней, разумеется тоже не было. Лучше бы мне сказали , что у меня руки не из того места растут, нет способностей. И было бы ,может, не так обидно, если бы я и в самом деле «позаимствовала» сотню, другую.
С горя, отправилась с друзьями в парк развлечений. И вот тут я забыла обо всем. И было от чего. Вы не представляете как выгодно в Штатах быть русскоговорящим студентом! Ни в этот вечер, ни в последующие дни, проведенные в парке, мы, в отличие от американцев, не оставили там ни цента! А все оттого, что большинство работников в этом премилом заведении оказались нашими земляками. « Ты русский — проходи!» Так что пусть это будет нашей маленькой местью.
№4
Вот уже три недели прошло с тех пор , как я переехала. Теперь я живу и работаю в небольшом городке , недалеко от Бостона, ничем по сути не примечательном. Мы (шесть человек) снимаем двухэтажный дом, полностью меблированный и очень удобный. Работаем также вместе, в небольшом четырёхзвёздочном отеле.
Наши дни состоят из работы, похода в супермаркет и телевизора. Постепенно начинаем понимать, что большинство американцев проводят так всю свою жизнь. Здесь некуда пойти. На три небольших города, расположенных рядом, - два бара. Нам отчаянно скучно.
№5
Я все думала на чем держится отель, в котором мы работаем? Номера достаточно дорогие - в среднем 1000$ в сутки. Оказалось, что в эту местность на лето приезжает Бостонский Симфонический оркестр, и послушать его стекаются люди со всех уголков страны. И не удивительно. Ведь там выступают и такие знаменитости музыкального мира, как Мстислав Ростропович, Вадим Репин, Питер Соркин.
Вот и мы решили подняться над земными проблемами и послушать просто красивую музыку. Купив самые дешевые билеты, цена на которые на самом деле вовсе не мала, мы с благоговением прошли за ворота. То, что предстало моим глазам, ввергло меня в состояние шока. Концертный зал представляет собой полукруглый навес, под которым сцена и несколько рядов стульев. Естественным продолжением зрительного зала была огромная поляна, прямо под звездным небом. Основная часть любителей классической музыки находилась как раз там. Одни лежали, на предусмотрительно расстеленные пледы, другие сидели на удобных раскладных стульчиках. Но объединяло их одно—все они ели. Кто-то прямо на земле, а кто-то не поленился принести с собой столик. Повсюду слышались хлопки от раскупориваемых бутылок с вином, разговоры, приглушенный смех. Все это походило на веселый пикник, но уж никак не на концерт одного из самых сильных в мире оркестров.
№6
Отъезд через неделю. За это время толком ничего не произошло. Пару раз ездили посмотреть Бостон и Нью-Йорк, но задержаться там хотя бы на пару дней не смогли. От того и ощущение, будто посмотрели альбом с красочными рисунками.
Уезжать немного грустно и странно. Дом кажется каким-то нереальным. Ведь за эти три месяца мы прожили маленькую жизнь, столько переживаний, новых взглядов, самостоятельности, в конце концов. И в то же время неодолимо тянет назад. И каждый день, проведенный здесь дается с трудом. И чем ближе момент отъезда, тем меньше терпения. Как же хочется домой!
Ольга Усачева
Дополнительное образование с помощью современных технологий - это реально
С 1 октября факультет заочного и дистанционного обучения готовится принять студентов по новой форме - дистанционной. Какие же возможности предоставляются студентам традиционных форм обучения (дневной, вечерней) ?
Во-первых, можно получить параллельное образование по таким специальностям, как программное обеспечение информационных технологий; информационные технологии и управление в технических системах; информационные системы и технологии в экономике.
Во-вторых, возможно изучение отдельных дисциплин, включенных в рабочие учебные планы вышеуказанных специальностей и (или) повторное изучение дисциплины для углубления и расширения знаний по предмету с последующей аттестацией и получением сертификата. А это значит, что если у вас есть проблемы с высшей математикой, английским языком, инженерной и компьютерной графикой, физикой, алгоритмизацией и программированием, основами информатики и программирования, белорусским языком, логикой, химией, экономической теорией, историей Беларуси , то сотрудники центра дистанционного обучения БГУИР помогут решить их. Ведь, как известно, повторение - мать учения. Студенты, не упустите свой шанс!
В третьих, можно подготовить и сдать дисциплины, которые будут изучаться студентами в будущем. Это особенно удобно для студентов, которые планируют сдать экзамены или зачеты досрочно в текущем семестре по месту основного обучения. По результатам аттестации, предусмотренной учебными планами, выдается сертификат, который дает право вносить полученные оценки в учебную карточку студента.
Конечно, возможности широкие, но необходимо помнить, что реализовать их можно, если обучающийся будет стремиться к этому.
Желающих подать заявление ждут в к. 107а - корпус 3.
Контактный телефон 237-37-42.
ОСЕННИЙ МАРАФОН
Осенние листики вместо почтовых открыток с видами курортных городов - это тоже по-своему привлекательно. Но далеко не все жители нашей планеты готовы согласиться с этим. Среди нас по-прежнему много людей, для которых осень не столько «пора очей очарования», сколько «унылая». И осень для них традиционная пора депрессии.
Последствия пребывания в нехорошем настроении могут быть самыми разнообразными: начиная от разрыва некоторых дружеских связей и заканчивая плохими оценками по горячо любимым предметам. Поэтому с депрессией надо решительно бороться, а с осенью подружиться.
Существует масса проверенных временем способов не просто пережить осень, а прожить ее с удовольствием.
Для начала следует позаботиться о собственном здоровье . К примеру, клюквенный морс с большим количеством витамина С обеспечит нам устойчивость к простудным заболеваниям, шоколад и бананы содержат в себе полезные «вещества радости», как назвали их специалисты по рациональному питанию, жизненный оптимизм, который поможет не раскисать даже при самых стойких моросящих дождях.
Замечательно так же записаться на танцы, шейпинг, аэробику и бассейн - все, что способствует физической активности, быстро изгоняет дурные мысли и приукрашивает ваше тело.
Правильно организуйте свой досуг. Вместо того чтобы проводить вечера в одиночестве в мрачной комнате (кстати, почему бы вам не сменить там интерьерчик - выкрасить стены в ярко оранжевый цвет можно даже в общежитии. С согласия коменданта, конечно...), найдите себе дело по душе. Это могут быть языковые курсы или курсы игры на гитаре, разведение лиан в домашних условиях и общениe с коренными народами Севера - сейчас сезон и столбы буквально пестрят всевозможными «зазывалками». Кстати, обратите внимание на доску объявлений в родном вузе - там тоже много чего интересного.
А еще осенью здорово ходить в кино на комедии, гулять по парку, с целью сбора гербария и фотографий на память.
Да и про друзей лучше не забывать. Им ведь тоже необходимо ваше внимание!
Устройте дружескую вечеринку, испеките шарлотку (самый элементарный рецепт такой: стакан сахара, стакан муки, три яйца, пол ложки гашеной соды, все как следует взбить миксером или подручными средствами, свежие яблоки нарезать дольками, залить сверху тестом и в духовку!), соберите свою компанию и задайте тему для дружеской беседы «почему я люблю осень». Абсолютно четко убеждена: что-то новое для себя откроете не только в осени, но и в друзьях.
Ну, а самый действенный и проверенный способ в борьбе с осенней депрессией и страхами - хорошо учиться! Помогает абсолютно всем.
А КАК ВАМ ЛУЧШЕ ВСЕГО БОРОТЬСЯ С ОСЕННЕЙ ДЕПРЕССИЕЙ?!
1. Осень для вас - это...
А) Пора очей очарованья
Б) Просто очередной период года
В) Дождь, слякоть, тоска
2. Осенью лучше всего...
А) Гулять по парку, ходить в лес за грибами
Б) Работать, впрочем, как всегда
В) Запереться дома и никого не видеть, ничего не слышать
3. Когда полезнее всего пить горячее молоко?
А) Если пить, то только без пенки!
Б) Чем больше горячего молока, тем лучше
В) Осенью
А теперь РЕЗУЛЬТЫ:
Если у вас больше всего ответов А, то по жизни вы не сильно замутненный романтик, который умеет воспринимать и осень, как очередной дар жизни, а депрессии у вас, хоть и возникают, но бороться с ними вы уже давно научились самостоятельно или с помощью друзей. И в осенней погоде вы найдете свою прелесть, только не забывайте захватить с собой на прогулку зонтик!
Большинство ответов Б свидетельствуют о том, что человек вы крайне уравновешенный и по большому счету вам все ровно, что там происходит на улице, лишь бы у вас все были дома и все было хорошо. Горячее молоко, кстати, в одну минуту (пока кипит) способно вернуть вам то самое душевное равновесие.
Если вы упорно выбирали вариант В, то вышеприведенная публикация как раз для вас - возможно, именно из нее вы почерпнете достоверные сведения по борьбе с осенней хандрой. А еще в этом сезоне есть весьма популярная «фишка» — специально для тех, кто мечтает о душевной гармонии - занятия йогой. Может, следует попробовать?!
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ» И НАКАЗАНИЕ или о борьбе с курением!
Ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что в нашей стране курит почти треть населения в возрасте от 15 и старше. К сожалению, нашим здравоохранением еще не организовано и практически отсутствует реальная помощь желающим избавиться от никотиновой зависимости. Причины низкой эффективности лечения табакокурения на Западе и в нашей стране заключены в однобокости подхода к данной проблеме.
Сегодня в мире насчитывается до 120 способов лечения табачной зависимости (практически постоянно применяется около 40). Но ни один из них не является универсальным. Опыт показывает, что изолированное применение любого метода лечения - медикаментозного, иглорефлексотерапии, витаминов, биоэнергетики, лазероакупунктуры и др., - без психотерапии имеет недостаточный и кратковременный эффект. Многие курильщики считают, что раз они пришли лечиться, то этого уже достаточно. Ничего подобного. Желание полностью и навсегда покончить с курением - это непременное условие для избавления от табачной зависимости. Кроме того, успех лечения зависит от силы воли пациента Объясняется это тем, что эмоциональная привязанность человека к сигарете бывает настолько сильна, что отказ от курения порой равнозначен расставанию с близким другом. Для многих сигарета - это способ общения. Во время перекуров люди знакомятся, общаются. Поэтому, чтобы человек не чувствовал себя одиноким, неплохо себя зарекомендовала практика групповой психотерапии. Обычно за 2-3 недели происходит спад психического напряжения, идет переоценка будущей жизни без сигареты. В этот период необходимо продумать, чем отвлечь пациента, если у него после отказа от курения появилось ощущение душевной пустоты, потери чувства радости жизни, ее удовольствий. Так, популярный кинорежиссер Никита Михалков, который через все это прошел, говорит: «Чтобы бросить курить, надо осознать, что без этого можно жить и жить лучше». На вопрос - чем он заменил курение, ответил: «Спортом. У меня это теннис, футбол, плавание, бег».
И еще, бросить курить - это полдела, а вот не закурить в течение первых пяти лет, ни разу не поддаться автоматическому движению, рефлексу, бездумному желанию, особенно в период какой-то кризисной ситуации в жизни, - это вторая половина дела.
Желаем Вам поскорее завязать с этой вредной привычкой и ощутить вкус новой жизни!
БГУИР - ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ!
Наверное, в глубине души каждый студент БГУИР любит столицу своей страны вне зависимости от того, где он родился. Ведь Минск обязательно одарит хорошими воспоминаниями и добрыми эмоциями всех.
Серпантин праздничных мероприятий закружил столицу в День города. Город пел, город танцевал, город светился праздничными огнями, даря хорошее настроение своим горожанам, несмотря на происки осенней непогоды. Коллектив БГУИР тоже приложил немало сил для создания действительно праздничной атмосферы.
Празднества открывались развернутой экспозицией и торжественным шествием всех районов города. Колону Советского района, в котором имеет честь быть «прописан» наш вуз, возглавляли студенты и преподаватели БГУИР. Право на такое доверие мы заслужили высокими показателями и плодотворной работой.
Дальше все значительные мероприятия происходили вокруг и непосредственно в синей палатке, где удобно расположилась экспозиция достижений нашего университета.
Заглянуть к нам на «огонек» желающих было много. Тем более, что красочная и оперативная рекламная продукция - газеты и буклеты - были тем самым «пропуском», пробуждающим настоящий интерес.
Возле широкого мультимедийного проектора собралось много любопытствующих, у которых возникло желание узнать и понять, что же такое настоящая студенческая жизнь: послушать выступление ректора - профессора М. П. Батуры, увидеть кадры видеохроники, снятые самими студентами. Парни и девушки, одетые в национальные костюмы, с удовольствием отвечали на все вопросы.
В первый же день городских гуляний наш стенд посетила делегация гостей во главе с мэром Минска Михаилом Яковлевичем Павловым. Экспозиция с нашими научными разработками вызвала у них живейший интерес. Но особое внимание мэр обратил на стенд, где были представлены всеволновые и милимметровые антенны. Ведь эта продукция действительно мирового качества и уровня вполне может претендовать на замещение на белорусском рынке аналогичной дорогостоящей продукции импортного производства.
Жизнь прекрасна и удивительна, особенно когда в наших сердцах есть место для приятных воспоминаний.
Юлия Терентьева
Не "Галочки" ради.
Любому студенту известно, что учебный процесс на протяжении пяти лет складывается из лекций, лабораторных и практических занятий, зачетов и экзаменов. У одних все идет гладко с первых дней учебы, у других же порой возникают проблемы, о которых не всегда можно сказать открыто. Чтобы посмотреть на жизнь в университете глазами студентов, руководство нашего вуза решило провести анкетирование пятикурсников (в нем приняли участие 720 студентов). С целью получить наиболее полную и достоверную информацию оно было анонимным и проходило уже после защиты дипломных проектов. И вот что из этого получилось.
Около 18% ответили, что уровень школьной подготовки не соответствует требованиям, предъявляемым в университете; 22% отметили недостаточную обеспеченность учебной и методической литературой (особенно по экономическим дисциплинам); 14% указали на низкий уровень оснащения техническими средствами при проведении лабораторных и практических занятий; 12% студентов считают, что объем изучаемого материала чрезвычайно велик (особенно по гуманитарным дисциплинам) Вместе с тем, 25 % всех опрошенных хотели бы на факультативных занятиях изучать современные информационные технологии, иностранные языки, программирование.
Удовлетворены ли наши студенты качеством преподавания? И да, и нет. Судите сами, половина всех опрошенных дали высокую оценку более чем 100 преподавателям, и примерно 50 преподавателей оставили у них неблагоприятное впечатление.
Но, как известно, учеба - это процесс двусторонний. С одной стороны - преподаватель, с другой - студент. И надо сказать, что очень многое зависит именно от второй стороны. К сожалению, как показало анкетирование, творчески относятся к учебе лишь 28 % студентов, 64% - выполняют только то, что требует преподаватель, 8% делают вид, что учатся.
В конце каждой анкеты содержались пожелания ректору, декану, заведующему выпускающей кафедрой. В основном, они сводились к следующему: чаще поощрять инициативных студентов; улучшить быт; открыть столовые в 4 и 5 корпусах; построить новое общежитие; обновить оборудование; включать в план обучения новые дисциплины; разрешить свободное посещение занятий.
Все анкеты были внимательно изучены, проанализированы и результаты обсуждены на ректорате и в деканатах. Конечно, многое из того, что хотели бы улучшить студенты, уже делается. Ежегодно открываются новые современные специальности, закупается оборудование ( а это в наше время ой как сложно дается!), обновляется библиотечный фонд. Но это не означает, что работа по всем направлениям не будет продолжена. Деканам поручено изучить вопрос о необходимости проведения дополнительных занятий по физике и математике, организации платных курсов по изучению иностранных языков и современных языков программирования и т.д. Следующее анкетирование предполагается провести в феврале 2003 года. Причем в нем примут участие не полько пятикурсники, но и студенты 3 курса.
Дополнительное образование с помощью современных технологий - это реально
Dinastea (греч.) - ряд поколений, передающих из рода в род мастерство, трудовые традиции.
Существует и в нашем вузе такой ряд поколений, которых объединяют не только родственные узы, но и «путевка в жизнь», которую им дал университет.
Об одной из таких династий я узнала случайно. На мероприятии, посвященном Дню Знаний, вышел из строя редакционный фотоаппарат. Мне ничего не оставалось, как обратиться за помощью к женщине, которая увлеченно фотографировала. В ответ услышала: «Для родного университета ничего не жалко - ни фотоаппарата, ни пленки».
Позже мы познакомились и разговорились. Добровольного фотографа зовут Татьяна Владимировна Авраменко. Она закончила наш вуз в 1979 году по специальности АСУ. По этой же специальности получил образование и ее муж, Михаил Михайлович. Научным руководителем его дипломного проекта был М.П.Батура. Сегодня Т.В.Авраменко - заместитель главного бухгалтера Технобанка, а ее муж - заместитель директора представительства российского предприятия в г. Минске по производству и продаже телекоммуникационного оборудования.
2002 год стал для семьи Авраменко знаменательным. Старший сын Алексей закончил БГУИР по той же специальности, что и родители, (теперь она называется АСОИ) и работает в отделе инновационных разработок в сфере образования ЦИИР БГУИР. Продолжая семейную традицию, в жены он выбрал себе однокурсницу Подлесных Наталью Ивановну (на центральном снимке). Ну а младший сын Александр только что поступил на ЭФ.
Мне стало любопытно, как же изменился наш университет за последние 20 лет и я спросила об этом у Татьяны Владимировны.
-Перемены значительные и к лучшему: это благоустройство территории, вокруг корпусов. В аудиториях чисто, красиво, новая мебель и что особенно радует - оснащенность новыми техническими средствами.
- Как на Ваш взгляд проходили и были организованы вступительные экзамены?
- Суперорганизация!!!
Я попросила пояснить.
- Прежде всего, это организация и информированность о всех этапах сдачи экзаменов, оперативность в подведении итогов и доведения результатов до сведения всех. Любую информацию: оценки, рейтинг абитуриентов узнать было легко. Внимательное и доброжелательное отношение работников приемной комиссии значительно облегчало стрессовое состояние детей и их родителей. Все понимали - решается судьба человека.
- А как Вам Посвящение первокурсников в студенты?
- Была тронута до слез. Да и не только я одна. Все организовано со вкусом, оригинально, продуманно. Даже скромный подарок очень кстати, ведь дорог не он, а внимание и теплота. Первый выпуск газеты «Импульс» и специальную страничку для первокурсников, сын Саша сразу оценил.
Татьяна Владимировна по-доброму позавидовала сыну: раньше такого не было. А благополучие свое семья Авраменко считает в немалой мере заслугой университета: в свое время сделали правильный выбор и сегодня уверены в себе и в судьбе своих детей. Университет дал им не только престижное образование, работу, но и помог создать семью. И благодарность их безмерна. А сколько таких династий БГУИР? Университет, в свою очередь, также благодарен за доверие, оказанное ему представителями таких династий. И сделает все возможное, чтобы его оправдать, а главное, поддержать и продолжить преемственность поколений БГУИР.
«Жить надо страстями...»так считает моя собеседница Нина Николаевна
Что знала я об этой женщине до встречи? Она - доцент кафедры Высшей математики. Увлекается живописью, танцами, пишет стихи.
Встреча с интересным человеком - какой журналист упустит такую возможность? И вот мы беседуем. Нина Николаевна оказалась пышноволосой блондинкой с приятной внешностью и красивой фигурой. Глаза светятся радостью жизни и веселым озорством.
Ее биография с одной стороны, типична для десятков тысяч выживших во время страшной войны, а с другой - неповторима, потому что героиня моего очерка - человек творческий, и творчество это проявляется во всем - от преподавания любимой математики до написания сценария пьесы.
В начале войны в семье военнослужащего родилась девочка. Уже тогда Ленинград сжимали тиски голода. Маму только что родившейся Нины врачи с великим трудом вырвали из лап смерти. Семью удалось эвакуировать. Сказочным везеньем было и то, что отец вернулся живым с войны.
Жизнь у военных - кочевая. Дальние провинциальные гарнизоны. Трудные бытовые условия. «Мое детство пришлось на тяжелые послевоенные годы, - вспоминает моя собеседница. - Бедность была страшная. Мама после войны была так слаба, что еле-еле держалась на этом свете... Где у ж было в то время заниматься нами - детьми?»
Да, многие послевоенные дети были предоставлены сами себе. Это сейчас есть музыкальные школы, спортивные секции, различные кружки по интересам... «Ничего такого в моем детстве не было»,- говорит Нина Николаевна.
Нет, кое-что было - страстное увлечение математикой. В десятом классе Нина записалась в школу юных математиков при БГУ (семья к тому времени перебралась в Минск). Решение математических задач стало наслаждением и наваждением. А решала их девочка на всех уроках, но учителя смотрели на это сквозь пальцы, они были мудры и понимали, что математика для нее - возможно, будущая профессия!
Так оно и оказалось. Нина поступила на матфак БГУ с первой попытки и с радостью окунулась в учебу. «Одна, но пламенная страсть» к математике подтолкнула к еще неизведанному - научным исследованиям. Застенчивая студентка долго не решалась попросить у любимого преподавателя тему исследований. На последнем курсе тема все же получена, за ней следует его предложение учиться в аспирантуре.
Еще несколько лет упорного труда, исследований - и вот готова кандидатская диссертация. «Но после защиты моя страсть к математике ушла, как вода в песок, - делится со мной Нина Николаевна. - Может это произошло просто из-за усталости?»
К тому времени у моей героини были любимый муж, семья (двое мальчишек, которых надо было поставить на ноги). Нужно было не только работать, вести хозяйство, но и ухаживать за больными родителями. Да и на работе загружали «на полную катушку» - олимпиады, конференции, создание контрольно-обучающей системы САОРЗ, выпуски стенгазеты. Ни на что серьезное (а наука - это серьезно!) времени и сил не оставалось.
Но чем труднее была жизнь, тем больше подключались у Нины Николаевны внутренние резервы. Не зря говорится, что у творческого человека талант многогранен. В этот период жизни у нее проснулась страсть другая - литературная. Появились первые стихи, юморески, даже был написан роман, который ждет еще своего опубликования. Ее статьи печатают в нашей многотиражке (тогда она называлась «Маяк»), в газетах «Знамя юности», «Во славу Родины»... Однажды позвонил сам Павел Якубович (ныне гл.редактор газеты «Советская Белоруссия»): «Приносите любой материал - я напечатаю». Сотрудничество с газетами продолжалось несколько лет.
Позднее доцент Третьякова создает вместе со своими студентами СТС - студенческую театральную студию, просуществовавшую два года. Находит для нее руководителя, студентку Академии искусств, которая помогает профессионально ставить спектакли. Нина Николаевна даже пишет сценарий пьесы, но поставить ее не успевает - театр развалился.
Но и это еще не все. Вы знаете, что у БГУИРа есть гимн, начинающийся словами « О, любимый мой БГУИР! » Вы уже догадались, что автор слов - Н.Н.Третьякова.
В 1980 г. Нину Николаевну направляют учиться на ФПК (для непосвященных - факультет повышения квалификации) на целых четыре месяца. А это - уйма свободного времени. Страсть к математике нахлынула вновь. В это время никакая сила не могла оторвать ее от работы. Через некоторое время стало ясно, что результатов достаточно, чтобы написать монографию. Муж и сыновья - с азартом поддержали ее в этом начинании, обещая набрать текст на компьютере. В БГУ признали, что ее результаты имеют уровень докторской диссертации. И Нина Николаевна взялась за написание книги.
Но почему? Ведь это - адский и напряженный труд. А для женщины, имеющей семью - втройне. «Во-первых, мне хотелось порадовать людей красивыми результатами, во-вторых, оставить о себе память. Кроме того, занятие любимым творческим делом наполняет жизнь особым содержанием, делает человека счастливым ».
И вот монография набрана на компьютере, но где взять сумасшедшие деньги на ее издание? Тут помог бог в образе двух ректоров: Ильина Виктора Макаровича и ректора Института Современных знаний Широкова Александра Михайловича.
Выход книги превзошел все ожидания автора и стал почти триумфальным. Прекрасные отзывы пришли не только из Минска, Москвы и Киева, но и из Японии, Германии, Болгарии, Кувейта. В Московском математическом институте им. Стеклова о ее книге было сказано: «Такие результаты составят честь любой работе».
В 1995 году Нина Николаевна участвует в конкурсе «Соросовские доценты», проводимом американским фондом Сороса, и, к своему удивлению, становится лауреатом этого конкурса. Все ее студенты при анонимном анкетировании оценивают высшими баллами уровень ее преподавания. Так она становится обладателем почетного диплома ISSEP и гранта. «Все-таки мои студенты чувствуют, что я обожаю свой предмет и очень люблю их», - говорит Нина Николаевна.
В 1999 году Международная Академия информационных технологий избирает Нину Николаевну Третьякову сначала своим членом-корреспондентом, а затем и академиком, тем самым признавая ее научные заслуги.
Но разве это все увлечения этой удивительной женщины?
Нет, нет и еще раз нет. Она обожает путешествия. До сих пор вспоминает свои поездки в Болгарию, гостеприимность и доброе к ней отношений местных жителей. В юности она с рюкзаком лазала по горам Кавказа, Крыма, Карпат, подымалась на Эльбрус, ездила в велопоход по Прибалтике, участвовала в зимнем лыжном походе по Витебскому краю. Увлечение танцами и живописью - еще одна сторона неуемной натуры нашего математика. О том, что может рисовать, она узнала в десятом классе. Взяла и довольно похоже срисовала из учебника литературы портреты всех писателей. Тетрадь с рисунками сразу же «свистнули», а так как на тот момент все затмила ее Величество Математика, то сей талант остался невостребованным. Зато сейчас он пробудился ото сна и вы можете увидеть плоды нового увлечения на страницах нашей газеты.
Вот так потрясающе интересно живет рядом с нами замечательный педагог, ученый, любимая жена, просто талантливый человек - Нина Николаевна Третьякова, которой мы от души желаем в канун ее Дня рождения новых творческих свершений, здоровья и, конечно, новых страстей!
Ведь по-другому эта женщина жить не может. Так дай ей Бог!
Навстречу ЮБИЛЕЮ
А что же кафедра иностранных языков?
Становление кафедры иностранных языков также относится к тому периоду. Одиннадцать преподавателей, в основном молодых, составляли штат кафедры, и весь груз ответственности за надлежащее обеспечение учебного процесса лег на их плечи, так как все «писалось с чистого листа». Готовились учебные пособия, проводились открытые занятия, студенческие научные конференции, олимпиады по иностранным языкам. Начали работать кружки иностранных языков, которые пользовались огромной популярностью у студентов.
Процесс совершенствования всей деятельности кафедры продолжила Н.И. Шавель, которая в 1967 году была избрана на должность заведующей. По ее инициативе при кафедре создается первый в городе Минске лингафонный кабинет, который в то время был большим подспорьем в организации самостоятельной работы студентов. Об использовании современных технологий в преподавании иностранных языков тогда еще и речь не шла, поэтому лингафонный кабинет был гордостью кафедры, ее «изюминкой». Шаг за шагом кафедра проходила этапы своего развития.
Из «первого призыва» до настоящего времени на кафедре продолжают успешно трудиться доценты Н.И. Шавель, Т.М. Имбро, ст. преподаватели Э.П. Трофимова, В.П.Киселева.
Какие изменения произошли на кафедре со времени ее создания?
Шло время, увеличивался набор студентов, и численность кафедры превысила 60 человек. В 1989 году кафедра делится на две.
В качестве структурного подразделения кафедра иностранных языков №1, которую возглавляет доцент Шелягова Т.Г., относится к экономическому факультету. В ее штате трудятся 11 доцентов, 4 ст. преподавателя, 27 преподавателей. Это взаимодополняющий сплав молодости и зрелости.
Молодые преподаватели, опираясь на опыт и поддержку старших, совершенствуют свои методические, педагогические навыки, стремятся к использованию всего нового, передового.
Какой язык является наиболее востребованным в настоящее время?
Специфика вуза определяет приоритет английского языка по отношению к другим иностранным языкам. Около 70% студентов ЭФ, ФРЭ, ФТК, ФКП изучают английский язык, что ни в коей мере не снижает значимость других языков в профессиональной подготовке специалиста, и они изучаются как в качестве основного иностранного языка, так и на различных факультативах.
Насколько хорошо оснащена кафедра в техническом плане?
Заботясь о качестве преподавания, кафедра постоянно совершенствует свою материальную базу, включающую 2 специальные лаборатории, аудио- видеотехнику, компьютеры и т.д.
Постоянный творческий поиск, стремление использовать новейшие достижения в области преподавания иностранных языков явились первым и единственным в Беларуси результатом внедрения в учебный процесс интенсивных методик.
Внимание!!! ИНТЕНСИВ
Интенсивные курсы в целом охватывают различные уровни языковой подготовки и позволяют привлечь к изучению иностранных языков широкий контингент учащихся. Такие курсы являются удачным дополнением традиционной системы обучения. Занятия проходят в специализированных лабораториях, в которых созданы необходимые условия для максимальной эффективности учебного процесса.
Учащиеся получают удовольствие от занятий и, как правило, пройдя обучение на одном интенсивном курсе, записываются на другие, стремясь использовать уникальные возможности, предоставляемые кафедрой.
Хочу быть переводчиком
Уже много лет на кафедре успешно работает студенческое бюро переводов (СБП). Занимаясь по особой программе, учащиеся имеют возможность повысить свой языковой уровень, приобрести устойчивые навыки работы с научной литературой и опыт переводческой деятельности. По окончании СБП студенты получают диплом референта-переводчика, подтверждающий их языковую подготовку, что в современном мире очень важно в трудовой карьере специалиста.
Отвечая на вызов времени, кафедра активно включилась в работу по созданию системы дистанционного обучения, которая позволит изучать иностранные языки с использованием самых передовых технологий. В центре такого процесса находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).
Созданный на кафедре коллектив авторов подготовил пакет материалов, включающий в себя программу, контрольные задания и методические указания по их выполнению, тесты для самоконтроля и конспект лекций.
В дальнейшем планируется организация полноценного общения с преподавателем и группой через Интернет, будут проводиться интерактивные конференции, семинары и т.д.
Что-то вы все о своем да о своем... О стране подумайте
В текущем учебном году для наиболее активных учащихся, желающих использовать дополнительные возможности, созданы платные курсы изучения иностранных языков, на которых обучение ведется по оригинальным фирменным учебникам страны изучаемого языка. Планируется расширение предоставления таких услуг для желающих изучить несколько иностранных языков с использованием различных методов обучения под руководством высококвалифицированных преподавателей кафедры.
Изучение иностранного языка - большой труд и в то же время увлекательное занятие, дополнительная нагрузка и в то же время интересный досуг. Здесь неуместны лень и легкомыслие, пропуски занятий и пренебрежительное отношение к заданиям.
6 ПИСЕМ ИЗ АМЕРИКИ
№1
Мое первое впечатление о Нью-Йорке — ужасно! Может это от того, что вечер был дождливый, а может от того, что глаза уже очень устали и не способны были воспринимать город квадратиками. Да, именно квадратиками. Все ровное, перпендикулярное и прямоугольное. И впечатление такое, будто едете вы по какому-то лабиринту тоннелей.
Нас встретили в аэропорту и привезли в Колумбийский университет. На следующий день после легкого завтрака, заполнения каких - то документов и лекции о сексуальных домогательствах (лучше бы они подсказали, где работу найти) мы должны были покинуть временный приют. Это утро произвело на меня неизгладимое впечатление. Ведь я и представить себе не могла, что рабочие программы у студентов всего мира пользуются такой популярностью. Только в Колумбийский университет их приезжает сотни. Каждый день.
Есть что-то незабываемо романтичное в том, как вы стоите перед картой США и увлеченно выбираете, куда же вам поехать. Есть только вы, чемоданы и огромная страна. Выбор пал на небольшой курортный городок в штате Нью-Джерси.
№2
Неделя проскочила незаметно. Занимаясь поиском работы и переваривая новые впечатления, не замечаешь, как бежит время.
Мы приехали в этот очаровательный городок уже в конце дня. Уставшие и измотанные, отправились на поиски жилья. И даже не знаю, что с нами было бы, если бы не маленькая сухонькая старушка, которой вздумалось поинтересоваться у двух девушек, что делают они посреди города с огромными чемоданами в руках. Думаю, подтолкнуло ее на это наше безнадежное выражение лица. Усадив нас в свою машину, она часа два колесила по улицам, помогая в наших поисках. Что ж мир не без добрых людей. Спасибо тебе, бабушка!
Поразительно сколько людей может вместиться в небольшой двухэтажный домик. Кроме нас здесь проживает еще человек тридцать, не считая хозяев. В комнатах по шесть человек. Двухэтажные кровати, почти вплотную придвинутые друг к другу, раковина и телевизор. Удобства на коридоре. Печально, скажете вы? А вот и нет, отвечу вам я.. Все тридцать человек - это веселые молодые люди от 19 до 28 лет, почти все русскоговорящие. И кого здесь только нет - и эстонцы, и латыши, и поляки, и белорусы, и литовцы, и болгары, и русские. Все это напоминает летний студенческий лагерь, с вечерними посиделками, ночными разговорами шепотом, шутками и смехом.
Одно омрачает наше существование - у большей половины моих новых друзей, как и у меня , все еще нет работы.
Жители этого маленького городка и сами удивляются: такого нашествия студентов, желающих подзаработать, еще не было. Работодатели нас уже узнают, и встречают не стандартной улыбкой, а печальным пожатием плечей. Что ж, может быть завтра .
№3
Еще вчера я считала себя работящей умницей, и вот сегодня ощущаю неудачницей. А я так старалась, продавала эти огромные сэндвичи, улыбалась, не ходила на перерывы. И вот оказывается , что пока я у них работала из кассы пропадали деньги. И , конечно, больше в моих услугах они не нуждаются.. Разговоров о том , чтобы заплатить мне за отработанные несколько дней, разумеется тоже не было. Лучше бы мне сказали , что у меня руки не из того места растут, нет способностей. И было бы ,может, не так обидно, если бы я и в самом деле «позаимствовала» сотню, другую.
С горя, отправилась с друзьями в парк развлечений. И вот тут я забыла обо всем. И было от чего. Вы не представляете как выгодно в Штатах быть русскоговорящим студентом! Ни в этот вечер, ни в последующие дни, проведенные в парке, мы, в отличие от американцев, не оставили там ни цента! А все оттого, что большинство работников в этом премилом заведении оказались нашими земляками. « Ты русский — проходи!» Так что пусть это будет нашей маленькой местью.
№4
Вот уже три недели прошло с тех пор , как я переехала. Теперь я живу и работаю в небольшом городке , недалеко от Бостона, ничем по сути не примечательном. Мы (шесть человек) снимаем двухэтажный дом, полностью меблированный и очень удобный. Работаем также вместе, в небольшом четырёхзвёздочном отеле.
Наши дни состоят из работы, похода в супермаркет и телевизора. Постепенно начинаем понимать, что большинство американцев проводят так всю свою жизнь. Здесь некуда пойти. На три небольших города, расположенных рядом, - два бара. Нам отчаянно скучно.
№5
Я все думала на чем держится отель, в котором мы работаем? Номера достаточно дорогие - в среднем 1000$ в сутки. Оказалось, что в эту местность на лето приезжает Бостонский Симфонический оркестр, и послушать его стекаются люди со всех уголков страны. И не удивительно. Ведь там выступают и такие знаменитости музыкального мира, как Мстислав Ростропович, Вадим Репин, Питер Соркин.
Вот и мы решили подняться над земными проблемами и послушать просто красивую музыку. Купив самые дешевые билеты, цена на которые на самом деле вовсе не мала, мы с благоговением прошли за ворота. То, что предстало моим глазам, ввергло меня в состояние шока. Концертный зал представляет собой полукруглый навес, под которым сцена и несколько рядов стульев. Естественным продолжением зрительного зала была огромная поляна, прямо под звездным небом. Основная часть любителей классической музыки находилась как раз там. Одни лежали, на предусмотрительно расстеленные пледы, другие сидели на удобных раскладных стульчиках. Но объединяло их одно—все они ели. Кто-то прямо на земле, а кто-то не поленился принести с собой столик. Повсюду слышались хлопки от раскупориваемых бутылок с вином, разговоры, приглушенный смех. Все это походило на веселый пикник, но уж никак не на концерт одного из самых сильных в мире оркестров.
№6
Отъезд через неделю. За это время толком ничего не произошло. Пару раз ездили посмотреть Бостон и Нью-Йорк, но задержаться там хотя бы на пару дней не смогли. От того и ощущение, будто посмотрели альбом с красочными рисунками.
Уезжать немного грустно и странно. Дом кажется каким-то нереальным. Ведь за эти три месяца мы прожили маленькую жизнь, столько переживаний, новых взглядов, самостоятельности, в конце концов. И в то же время неодолимо тянет назад. И каждый день, проведенный здесь дается с трудом. И чем ближе момент отъезда, тем меньше терпения. Как же хочется домой!
Ольга Усачева
Дополнительное образование с помощью современных технологий - это реально
С 1 октября факультет заочного и дистанционного обучения готовится принять студентов по новой форме - дистанционной. Какие же возможности предоставляются студентам традиционных форм обучения (дневной, вечерней) ?
Во-первых, можно получить параллельное образование по таким специальностям, как программное обеспечение информационных технологий; информационные технологии и управление в технических системах; информационные системы и технологии в экономике.
Во-вторых, возможно изучение отдельных дисциплин, включенных в рабочие учебные планы вышеуказанных специальностей и (или) повторное изучение дисциплины для углубления и расширения знаний по предмету с последующей аттестацией и получением сертификата. А это значит, что если у вас есть проблемы с высшей математикой, английским языком, инженерной и компьютерной графикой, физикой, алгоритмизацией и программированием, основами информатики и программирования, белорусским языком, логикой, химией, экономической теорией, историей Беларуси , то сотрудники центра дистанционного обучения БГУИР помогут решить их. Ведь, как известно, повторение - мать учения. Студенты, не упустите свой шанс!
В третьих, можно подготовить и сдать дисциплины, которые будут изучаться студентами в будущем. Это особенно удобно для студентов, которые планируют сдать экзамены или зачеты досрочно в текущем семестре по месту основного обучения. По результатам аттестации, предусмотренной учебными планами, выдается сертификат, который дает право вносить полученные оценки в учебную карточку студента.
Конечно, возможности широкие, но необходимо помнить, что реализовать их можно, если обучающийся будет стремиться к этому.
Желающих подать заявление ждут в к. 107а - корпус 3.
Контактный телефон 237-37-42.
ОСЕННИЙ МАРАФОН
Осенние листики вместо почтовых открыток с видами курортных городов - это тоже по-своему привлекательно. Но далеко не все жители нашей планеты готовы согласиться с этим. Среди нас по-прежнему много людей, для которых осень не столько «пора очей очарования», сколько «унылая». И осень для них традиционная пора депрессии.
Последствия пребывания в нехорошем настроении могут быть самыми разнообразными: начиная от разрыва некоторых дружеских связей и заканчивая плохими оценками по горячо любимым предметам. Поэтому с депрессией надо решительно бороться, а с осенью подружиться.
Существует масса проверенных временем способов не просто пережить осень, а прожить ее с удовольствием.
Для начала следует позаботиться о собственном здоровье . К примеру, клюквенный морс с большим количеством витамина С обеспечит нам устойчивость к простудным заболеваниям, шоколад и бананы содержат в себе полезные «вещества радости», как назвали их специалисты по рациональному питанию, жизненный оптимизм, который поможет не раскисать даже при самых стойких моросящих дождях.
Замечательно так же записаться на танцы, шейпинг, аэробику и бассейн - все, что способствует физической активности, быстро изгоняет дурные мысли и приукрашивает ваше тело.
Правильно организуйте свой досуг. Вместо того чтобы проводить вечера в одиночестве в мрачной комнате (кстати, почему бы вам не сменить там интерьерчик - выкрасить стены в ярко оранжевый цвет можно даже в общежитии. С согласия коменданта, конечно...), найдите себе дело по душе. Это могут быть языковые курсы или курсы игры на гитаре, разведение лиан в домашних условиях и общениe с коренными народами Севера - сейчас сезон и столбы буквально пестрят всевозможными «зазывалками». Кстати, обратите внимание на доску объявлений в родном вузе - там тоже много чего интересного.
А еще осенью здорово ходить в кино на комедии, гулять по парку, с целью сбора гербария и фотографий на память.
Да и про друзей лучше не забывать. Им ведь тоже необходимо ваше внимание!
Устройте дружескую вечеринку, испеките шарлотку (самый элементарный рецепт такой: стакан сахара, стакан муки, три яйца, пол ложки гашеной соды, все как следует взбить миксером или подручными средствами, свежие яблоки нарезать дольками, залить сверху тестом и в духовку!), соберите свою компанию и задайте тему для дружеской беседы «почему я люблю осень». Абсолютно четко убеждена: что-то новое для себя откроете не только в осени, но и в друзьях.
Ну, а самый действенный и проверенный способ в борьбе с осенней депрессией и страхами - хорошо учиться! Помогает абсолютно всем.
А КАК ВАМ ЛУЧШЕ ВСЕГО БОРОТЬСЯ С ОСЕННЕЙ ДЕПРЕССИЕЙ?!
1. Осень для вас - это...
А) Пора очей очарованья
Б) Просто очередной период года
В) Дождь, слякоть, тоска
2. Осенью лучше всего...
А) Гулять по парку, ходить в лес за грибами
Б) Работать, впрочем, как всегда
В) Запереться дома и никого не видеть, ничего не слышать
3. Когда полезнее всего пить горячее молоко?
А) Если пить, то только без пенки!
Б) Чем больше горячего молока, тем лучше
В) Осенью
А теперь РЕЗУЛЬТЫ:
Если у вас больше всего ответов А, то по жизни вы не сильно замутненный романтик, который умеет воспринимать и осень, как очередной дар жизни, а депрессии у вас, хоть и возникают, но бороться с ними вы уже давно научились самостоятельно или с помощью друзей. И в осенней погоде вы найдете свою прелесть, только не забывайте захватить с собой на прогулку зонтик!
Большинство ответов Б свидетельствуют о том, что человек вы крайне уравновешенный и по большому счету вам все ровно, что там происходит на улице, лишь бы у вас все были дома и все было хорошо. Горячее молоко, кстати, в одну минуту (пока кипит) способно вернуть вам то самое душевное равновесие.
Если вы упорно выбирали вариант В, то вышеприведенная публикация как раз для вас - возможно, именно из нее вы почерпнете достоверные сведения по борьбе с осенней хандрой. А еще в этом сезоне есть весьма популярная «фишка» — специально для тех, кто мечтает о душевной гармонии - занятия йогой. Может, следует попробовать?!
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ» И НАКАЗАНИЕ или о борьбе с курением!
Ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что в нашей стране курит почти треть населения в возрасте от 15 и старше. К сожалению, нашим здравоохранением еще не организовано и практически отсутствует реальная помощь желающим избавиться от никотиновой зависимости. Причины низкой эффективности лечения табакокурения на Западе и в нашей стране заключены в однобокости подхода к данной проблеме.
Сегодня в мире насчитывается до 120 способов лечения табачной зависимости (практически постоянно применяется около 40). Но ни один из них не является универсальным. Опыт показывает, что изолированное применение любого метода лечения - медикаментозного, иглорефлексотерапии, витаминов, биоэнергетики, лазероакупунктуры и др., - без психотерапии имеет недостаточный и кратковременный эффект. Многие курильщики считают, что раз они пришли лечиться, то этого уже достаточно. Ничего подобного. Желание полностью и навсегда покончить с курением - это непременное условие для избавления от табачной зависимости. Кроме того, успех лечения зависит от силы воли пациента Объясняется это тем, что эмоциональная привязанность человека к сигарете бывает настолько сильна, что отказ от курения порой равнозначен расставанию с близким другом. Для многих сигарета - это способ общения. Во время перекуров люди знакомятся, общаются. Поэтому, чтобы человек не чувствовал себя одиноким, неплохо себя зарекомендовала практика групповой психотерапии. Обычно за 2-3 недели происходит спад психического напряжения, идет переоценка будущей жизни без сигареты. В этот период необходимо продумать, чем отвлечь пациента, если у него после отказа от курения появилось ощущение душевной пустоты, потери чувства радости жизни, ее удовольствий. Так, популярный кинорежиссер Никита Михалков, который через все это прошел, говорит: «Чтобы бросить курить, надо осознать, что без этого можно жить и жить лучше». На вопрос - чем он заменил курение, ответил: «Спортом. У меня это теннис, футбол, плавание, бег».
И еще, бросить курить - это полдела, а вот не закурить в течение первых пяти лет, ни разу не поддаться автоматическому движению, рефлексу, бездумному желанию, особенно в период какой-то кризисной ситуации в жизни, - это вторая половина дела.
Желаем Вам поскорее завязать с этой вредной привычкой и ощутить вкус новой жизни!