архив
№16 от 13 сентября 2003г.
Примите поздравление
В адрес коллектива БГУИР поступило поздравление с началом нового учебного года от главы администрации Советского района Валерия Ивановича Пинчука.
- Поздравляю весь профессорско-преподавательский состав, всех студентов БГУИР с началом нового учебного года. Искренне желаю процветания и успехов в учебе, творческого роста, поиска, новаторства, высокого профессионализма. Пусть наступающий учебный год будет плодотворным и результативным. Благополучия вам и вашим семьям.
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, БРСМ!
Александр Бабицкий: «Настоящий лидер должен «болеть» идеями».
Возможности самореализации у каждого свои. Кто-то играет на баяне, а кто-то в теннис...
А кто-то состоит в молодежной организации. Такой, например, как Белорусский республиканский союз молодежи. О последних событиях из жизни этой организации нам рассказал секретарь БРСМ по вопросам школьной и учащейся молодежи Александр Бабицкий:
* 6 сентября прошлого года состоялся объединительный съезд Белорусского патриотического союза молодежи и Белорусского союза молодежи. Две самые крупные молодежные организации на тот момент в нашей республике решили консолидировать свои усилия по воспитанию молодежи, формированию гражданского самосознания.
* На мой взгляд это объединение (и время это доказало) стало очень правильным и логичным. Эти организации, одна из которых правопреемник Ленинского коммунистического союза молодежи - организация с огромными традициями и опытом работы, и БПСМ, обладающий сильным кадровым потенциалом и интересными программами, смогли совершить самоорганизацию системы. Теперь, когда между ними исчезла конкуренция, началась конструктивная работа на благо молодежи, нашего общества в целом. Сейчас мы подводим итоги работы за год. В ближайшее время состоится республиканский семинар, на который будут приглашены лидеры районных организаций БРСМ. Он даст старт новым интересным проектам, которые разрабатываются на высшем уровне. Сейчас мы делаем упор на работу с учащейся, студенческой молодежью. Планируем в течение года провести цикл семинаров-тренингов, которые помогут молодым людям, членам нашей организации, приобрести навыки лидера. Любая организация одним из приоритетов своей работы, на мой взгляд, должна ставить подготовку и взращивание собственных кадров. Конечно, есть формальные и неформальные лидеры, но истинный должен пройти все ступеньки роста в своей организации. Он должен «болеть» идеями организации, принимать ее смысл, его «я» как личности становится составной частью организации. Такой лидер необходим объединению, которое хочет быть сильным. Сейчас мы подводим итоги летней вторичной занятости — тоже важный аспект в нашей работе с молодежью. У нас создан Республиканский Центр творческой и научной молодежи. Направление его работы — оказание поддержки тем, кто пытается себя проявить в творчестве или науке. Совет центра, в который вошли представители творческих союзов страны, разрабатывает программы для талантливой молодежи. И это только начало интереснейшей жизни в нашей организации!
Юлия ТерентьеваС ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, БРСМ! #2
Начиная с ноября месяца 2002г. в университете начала свою деятельность первичная организация ОО БРСМ. Ребята взялись за решение основных молодёжных проблем: вторичная занятость студентов в свободное от учёбы время, организация летних студенческих строительных отрядов, организация отдыха и досуга, развитие студенческого самоуправления в университете, внедрение обучающих семинаров для актива университета по программе «Лидер».
На 1 сентября 2003г. численность членов ОО «БРСМ» БГУИР составляет 405 человек, в состав которых входят не только студенты, но и сотрудники университета. Если ты молод, полон сил и желаний сделать нашу жизнь лучше, то БРСМ - это то, что тебе нужно.
Игорь Фролов,секретарь ПО ОО БРСМ БГУИР
Кто на новенького?
День 31 августа навсегда останется в памяти сотен молодых людей. Для кого-то яркими разноцветными шариками, отпущенными в небо в знак прощания с детством, для кого-то - огнем искрящихся фейерверков, а для кого-то - запахом свежей типографской краски новых студенческих билетов. Но как бы это ни было, для них, первокурсников, это был особый день, первый в их взрослой жизни. Открылись двери в новый таинственный и загадочный мир знаний, несравнимо увлекательный и, конечно же, нелегкий.
Каждый внимал советам ректора, деканов и профессоров, с интересом вслушивался в напутствие старшекурсников, которые на своем примере доказывали, что талантливый человек, талантлив во всем. Они не только в совершенстве владеют компьютерной грамотой, но еще и прекрасно поют, танцуют, сочиняют стихи. Нам есть чему у них поучиться! Когда-то и они также как мы стояли на этом стадионе, всматривались в лица будущих сокурсников, пытаясь угадать в их внешности черты характера, знакомились с ректором, проректорами, слушали первые лекции, писали лабы... - все, что нам еще предстоит.
Передавая эстафетный факел знаний, пятикурсники предупредили нас, что будет тяжело, много труда и усилий придется приложить, чтобы удостоиться звания «Выпускник БГУИР». На что мы, первокурсники, отвечаем: «Мы не боимся трудностей и добьемся поставленной цели!»
Вика Коховец,студентка 1 курса ФИТУ
Круто ты попал в БГУИР
Говорят, если ты не был студентом, то не жил, ведь студенчество - пора новых свобод и возможностей, ответственности и первых самостоятельно принятых решений. Это начало взрослой жизни. Тем более волнительным и радостным оно кажется для первокурсников.
Несколько из них согласились поделиться своими впечатлениями о церемонии посвящения в студенты БГУИР, первом дне занятий, преподавателях, рассказать о том, почему они выбрали именно этот вуз и, что в них изменилось после того, как они стали студентами.
Нина Жибуль, ЭФ, гр.371502
— Мне очень понравилась церемония посвящения в студенты БГУИР. Просто не ожидала такого уовня организации праздника. Впечатлила пиротехника. Но больше всего запомнилось как дети танцевали латино-американский танец. Это было супер! Я сама долгое время занималась танцами, и меня просто поразил их высокий профессиональный уровень. Очень развеселила песня «Круто , ты попал!» В общем, мне все понравилось.
Первый учебный день не принес никаких неожиданностей, потому что я его представляла именно таким, каким он был.
Если говорить о преподавателях, то мне они показались очень серьезными людьми. Особое впечатление произвел преподаватель истории Беларуси Евгений Константинович Новик. Человек хоть и серьезный, но веселый. Я отметила его шутки на лекции.
Став студенткой, я почувствовала себя взрослой. Я поняла, что все теперь серьезно, ведь быть студенткой - большая ответственность. Надо много работать, чтобы добиться успеха. Начался новый этап жизни. Наверное, самый интересный. И я не жалею, что поступила в БГУИР, хотя пока трудно судить о правильном выборе. Учиться здесь трудно, но, как говорят, «тяжело в учении, легко в бою».
Михаил Загоровский, ЭФ
— На церемонии посвящения в студенты я отметил, в первую очередь, содержательное выступление А.В.Медведя. А первый учебный день запомнился тем, что я опоздал на первую лекцию на 5 минут, был слегка испуган историей Беларуси. Что касается преподавателей, по слухам,очень интересным должен быть преподаватель высшей математики В.Г.Шилкин, что подтвердила егоудачная первая лекция. Еще узнал, что у Е.К. Новика почти невозможно получить зачет «автоматом»
Я не жалею о том, что поступил именно в этот вуз, хотя свой выбор сделал лишь за неделю до подачи заявления. На мое решение повлияло и то, что БГУИР был в первом потоке и, что в нем есть экономический факультет.
Лидия Матвеева, ЭФ — Саму церемонию посвящения в студенты мне видно не было из-за стоявших передо мной студентов.
Но и первокурсники меня интересовали не меньше. Хотелось и на других посмотреть, и себя показать. Но помнится, парень в песне позабыл слова.
Когда первый раз в первый день учебы вошла в аудиторию, подумалось: «Какие все взрослые!» А еще запомнилось, как преподавательница после объяснения матриц сказала: « Будем писать по ним тест...»
Вообще мне понравилась преподаватель ОИиВТ Е.Н.Живицкая и преподаватель экономической теории И.С.Светлицкий.
Хоть я и стала студенткой, но во мне ничего не изменилось. Очень радуюсь, что учусь именно в БГУИР. И если бы даже была возможность поступить в другой вуз на бюджетную основу, я бы, наверное, не пошла, потому что такую специальность, как моя (инженер-программист-экономист) не дает ни один вуз Беларуси.
Петр Войт, ЭФ
— На церемонии посвящения в студенты мне больше всего понравился «рэперский» танец. Их движения были симметричными и грациозными. Постановка танца была мастерская. А еще поразило знамя университета своей традиционностью. В первый день занятий на ОИ иВТ, услышал от своих бывших одноклассников: «Куда мы попали? Мы же хотели быть экономистами!» Очень понравилось то, что в нашей группе из 26 человек - 20 девушек. Произвел впечатление преподаватель с кафедры физкультуры, который проводил собрание, его уместные шутки делали информацию приятной для всех студентов. И как будущему маркетологу, запомнился преподаватель истории Беларуси Е.К.Новик, предлагающий купить свою книгу, неакцентированный, но весьма настойчивый, стиль ее рекламы.
Поступать в БГУИР мне посоветовали мои учителя. Руководство этого вуза всегда в курсе происходящих событий, что помогает готовить высококвалифицированных специалистов, которые будут востребованы в будущем. Ия решил,буду учить высшую математику, ОИ иВТ, только ради того, чтоб быть студентом. Не очень приятно, если ты стал студентом — и потеряешь это звание. Ведь в этом случае теряешь смысл жизни, по крайней мере, наближайшие 5 лет.
Павел Завадский, ФКСиС
— Вальс и фейерверк — два, пожалуй, самых ярких впечатления от церемонии посвящения в студенты. В первый день на лекции по высшей математике нас сразу стали «загружать» матрицами. Невольно подумал: «Попали!». Неудивительно, что курс аналитической геометрии и линейной алгебры называют «могила». Удивился, что в нашей группе только 5 человек из Минска.
Выбрал БГУИР из-за лестных отзывов о нем студентов 3 и 4 курсов. Они же говорили, что на 1 и 2 курсах будет тяжело. Потом пойдет как по маслу.
Если честно, то я очень изменился после того, как стал студентом БГУИР. Но это трудно передать словами. Скорее всего, я чувствую гордость за то, что учусь в престижном вузе.
Елена Капштык, ЭФ
— Церемония посвящения в студенты запомнилась огромным количеством людей. Не ожидала, что будет такое фейерическое шоу. Первый день запомнился знакомством с однокурсниками. Преподавательским составом. Теперь в моей жизни появилось еще очень много интересных людей. Еще больше захотелось ходить в университет. Огорчает лишь то, чтовпереди нас ждет очень много зачетов и экзаменов. А для бывших школьников, это, сами понимаете, не очень привычно.
Став студенткой, я как-то сразу ощутила себя взрослой. Даже сестра этозаметила. Пару дней назад сказала: « Мы уже и драться с тобой как раньше не будем». Я стала более спокойной, рассудительной к людям и не нервничаю по пустякам.
1 курс ЭФ
Теперь у профессоров секретов нет
4 сентября в стенах университета впервые проходило настоящее ток-шоу под названием: «Хочешь быть профессором - будь им!». Организаторы мероприятия не скрывали волнения: а вдруг студенты не придут - испугаются - или профессорский состав будет не в том настроении? К счастью, все прошло на ура и, надо полагать, повторится еще не раз. Были и каверзные вопросы, и смешные, оригинальные ответы. А самое главное - теплая, доверительная атмосфера, которая вытеснила волнение в первые же минуты. Отснять событие пожаловало местное телевидение. Ведущие, студентка 3 курса экономического факультета Екатерина Семенюк и председатель СНТО, профессор Виктор Федорович Алексеев, представили старожилов науки и ток-шоу началось...
Микрофон накалился докрасна. Студенты подогревали его щекотливыми вопросами, а преподаватели старались как можно откровеннее на них отвечать. Это вам не подготовленная с вечера лекция, хотя, не буду отрицать, было очень интересно. Оказалось, профессора не только умные собеседники, но еще и люди с чувством юмора.
Первый вопрос был о том, как профессора все же стали профессорами, как «докатились» до такой жизни? Биографии сменяли друг друга. Рассказ начинали со школьной скамьи, затем с восторгом описывали студенческое житие, любимых преподавателей и, наконец, профессорский диплом. вспоминались и курьезы... Одной такой историей поделился проректор по учебной работе, профессор Александр Александрович Хмыль. Случилось, его пригласили в Пекин прочитать лекцию и в самый последний момент сообщили, что никто из переводчиков придти не может. Пришлось ему всю ночь переводить текст на английский. «Благо английский не китайский», - смеется профессор Владимир Васильевич Голенков, заведующий кафедрой интеллектуальных информационных технологий, увлеченный идеей искусственного интеллекта, с интересом препарировал мозги трупов вместе с друзьями - студентами мединститута. А вам слабо?
Ради учебы приходилось многим жертвовать. Например, заведующий кафедрой Электронных вычислительных машин, профессор Рауф Хосровович Садыхов ушел с головой в науку, так и не получив мастера спорта по настольному теннису.
Не обошлось и без вопросов об отношении к противоположному полу. Но и про «это» профессора говорили охотно. Теперь всем известно, что Виктор Евгеньевич Борисенко, профессор, проректор по учебной работе, познакомился со своей будущей женой в стройотряде. А А.А.Хмыль начал встречаться с будущей супругой, когда ему было 17, а ей - 15 лет. Так что, бытующий среди студентов миф о том, что профессорами становятся люди с не сложившейся личной жизнью, не подтвердился. Зато на вопрос симпатичной студентки: легко ли быть женой профессора? - все были единодушны: «Не дай Бог!»
Время летело. Расходиться не хотелось. Разоткровенничавшись, профессора признались: общение с молодежью - не просто способ передачи накопленных знаний, а возможность отсрочить старость и оставаться как можно дольше молодым.
Научно-преподавательский состав пожелал ребятам упорно трудиться, ко всему прикладывая творчество. Только тогда появится желание сделать что-нибудь новое, интересное - а именно с этого начинается настоящий профессор.
Дарья Солдатова,студентка 2 курса факультета журналистики БГУ
Приятно пообедать
Лето закончилось... Снова кутерьма домашних дел, монотонность будней, отлаженный ритм нашей специфичной работы. Спешим выпустить номер для первокурсников к 1 сентября. Уточняем полезную информацию, творим, боимся сорвать выпуск. Некогда даже сходить в столовую. О времени обеда вспоминаем лишь, когда очередной посетитель редакции недоуменно вопрошает: «А вы и в обед работаете?» Пожимаем плечами: «Для нас это в порядке вещей». Наконец-то, облегченно вздыхаем, сдав диапозитивы в типографию. Все, вроде успели вовремя. Следующая рабочая неделя в более менее нормальном темпе. Тут вспоминаем и о чашке горячего кофе, и об отложенных на потом делах (написать заявление, заплатить за учебники, заплатить в кассу за занятия аэробикой...), и о столовой...
Время обеда подходит к концу, берем кошельки и дружно отправляемся поесть. Еще успеем. Привычно заходим в столовую и сразу замечаем перемены, стало как-то светлее, уютнее. Ага, стулья появились новые, красивые, занавески, что ли тоже другие. Очередь, правда, непривычно отсутствует. Только несколько студентов с разносами и ни одного преподавателя. Здороваемся с кассиром, весело поздравляем с началом учебного года. Вскользь обмениваемся новостями. И с удивлением узнаем, что долгожданный и еще при предыдущем проректоре по экономике громко обсуждавшийся обеденный зал для преподавателей, оказывается, уже функционирует! Мы, конечно, сразу же спешим его посетить. Переступив порог - слегка столбенеем. «Ну ничего себе!!!», - на вздохе произносим в унисон.
Небольшой квадратный зал. Пять столиков на четверых диагонально заполняют пространство. Современного дизайна стулья с высокими спинками гостеприимно приглашают присесть. Глаза, наконец, останавливаются на симпатичном букете искусственных цветов в вазочке на столе, белоснежных салфетках в салфетнице, ароматно попахивающем нарезанном тонкими ломтиками хлебе в плетеных хлебницах, меню... Читаем ассортимент, цены. Выбираем салат «На скорую руку», по куску печенки без гарнира, и по стакану вишневого сока. По залу, как метеор, носится обаятельная официантка, рассчитывая одних, принимая заказ у других, унося в то же время грязную посуду и подавая горячие блюда. Ну, просто чудеса какие-то! И как у нее все так быстро получается? В общем, за 20 минут мы вкусно перекусили в приятной обстановке обеденного зала, восседая на удобных стульях, восхищенно обсуждая эту приятную неожиданность, и даже успели сделать несколько снимков.
P.S. Кстати, ассортимент блюд и цены в преподавательском зале и в столовой одинаковы. Но как приятно, что не надо стоять в общей очереди, нервничать, что не успеваешь поесть до начала очередной пары, или до конца обеденного перерыва из-за огромной очереди студентов, да и слегка отдохнуть, пока не подадут заказанные тобой блюда.
Приятная новость, приятная атмосфера, приятное обслуживание и приятный аппетит, какой мы и желаем друг другу каждый раз перед приемом пищи. Желаем приятного аппетита и тем, кто еще посетит обеденный зал для преподавателей в столовой 2-го учебного корпуса и удостоверится, что все, о чем я написала - правда!
Наталья СоловейЧто нам стоит дом построить...
теперь могут смело утверждать студенты нашего университета, трудившиеся этим летом в стройотряде.
Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь.
Мы целый год мечтаем об отпуске, о лете, строим планы, а 99 бойцов нашего стройотряда решили поработать. Конечно, перемена занятий - это тоже отдых. Но не будем лукавить, для нас всех работа - это прежде всего необходимость зарабатывать себе на жизнь. Некоторым бывает везет, когда работа доставляет еще и удовольствие. Так что же дал трудовой семестр нашим студентам в материальном плане? Зарплата их составила в среднем 270 тысяч рублей в месяц. Это совсем неплохо при отсутствии квалификации и высокого разряда. А в моральном плане - это чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, а его ничем не измерить. Придирчиво осматривая комнаты, отремонтированные ребятами, я удивлялась достаточно высокому качеству их работы. Все же это студенты, в будущем они станут программистами, инженерами. Держать в руках шпатель или малярный валик, это вам не кнопку мышки или «клавы» перебирать. А потому поинтересовалась: «А может вам эта работа больше нравится, чем будущая карьера инженера? Эта работа проще, не надо над книжками корпеть, глаза из-за монитора плакать не будут, да и зарплата, наверное, не меньше. Рябята из бригады №13 (бригадир Алексей Иосько) хором ответили: «Нет! Поработать летом, заработать, отдохнуть от компа, учебников, физически окрепнуть - это да! Но всю жизнь это делать - нет. Мы творческие люди. Однообразность труда нас утомляет. Мы ничего не имеем против рабочих специальностей, они необходимы, но это не для нас. Теперь мы иначе взглянули на наше будущее, на учебу в университете и с еще большим энтузиазмом будем овладевать знаниями».
Дело - частное, польза - общая
Очевидно, что работа в ССО пошла на пользу нашим ребятам: и деньги заработали, и новой специальностью овладели, и в правильности выбора утвердились. Ну, а для нас какая польза, для университета? С этим вопросом я обратилась к заместителю проректора по ремонту и эксплуатации зданий В.П.Можейко.
- Однозначно, что польза большая. Судите сами: за период с 7.07.03 г. по 23.08.03 г. стройотрядовцы выполнили объем работ в три раза больший, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отремонтировано 67 аудиторий, 37 коридоров, холлов и фойе, места общего пользования, привели в порядок 49 кухонь 2-го общежития. А главное, качество выполненных работ - на 10 баллов. А если сравнить с работами подрядчиков (их разряд предполагает более высокую оплату труда), стройотрядовцы были не хуже, а зачастую, даже лучше!
Действительно, если не видно разницы, то зачем платить больше?
НОТ как по нотам
Каждый фронт выполненных работ ежедневно оценивался. Непосредственно руководила и выставляла отметки ССО начальник ЭТУ Э.А.Левкова. Женщина она серьезная , поблажек никому не было, да это и не требовалось. Я попросила взглянуть на «дневник успеваемости» бойцов стройотряда - сплошные «отл». Конечно, для того, чтобы все было так классно, пришлось немало потрудиться накануне. Был сформирован штаб по проведению ремонтных работ, который возглавил проректор по ремонту и эксплуатации зданий В.Н.Новик. В него вошли практически все представители инженерно-технических служб. Прежде всего был разработан график ремонтных работ по корпусам и общежитиям.
До начала работ стройотрядовцы прошли обучение малярным и штукатурным работам, был проведен тщательный инструктаж по технике безопасности и как результат, ни одной производственной травмы. Отдел капитального строительства разработал методику оплаты труда стройотрядовцев, форма оплаты - сдельно-премиальная. Может потому ребята и трудились на славу, не считаясь со временем. Принимался во внимание не только объем выполненных работ, но и качество. Ребята исправно получали инструмент, стройматериалы, а потому простоев не было. Временами, правда, случались казусы, которые больше вызывали смех. Однажды ребятам выдали перчатки только для левой руки, а другой бригаде - только для правой. Кроме того, между бригадами было развернуто негласное соревнование. Его критериями стали своевременное выполнение, качество, экономное расходование материалов, соблюдение техники безопасности, и, конечно, культура производства. Кстати, о последней, у многих еще жив стереотип работы на стройке: сплошные перекуры, карты, горячительные напитки. Нам это надо?! Потому ничего такого и не было. Трудовое воспитание - неотъемлемая часть воспитательного процесса любого учебного заведения. Деятельность стройотряда, как нельзя лучше реализовала эту задачу, В этом году впервые студенческий строительный отряд сформировал и возглавил секретарь БРСМ БГУИР Игорь Фролов. Все стройотрядовцы - члены БРСМ.
Нам хуже не надо, нам надо лучше!
Ребята сделали большое дело, и оно действительно достойно похвалы, но вы, верно, задаетесь вопросом «Неужто обошлось без ложки дегтя?!» Вот и я задала этот вопрос ребятам. И все, как один, с обидой в голосе пеняли на электриков, которые в поисках неисправности электропроводки вскрыли свежеоштукатуренную и покрашенную стену в ком.404 1-го корпуса. Надо сказать, что и меня это покоробило. А ребятам каково?! Возник сразу ряд вопросов: как же так можно?! Почему работа электриков не предшествовала работе маляров и штукатуров? Ведь был план и график работ. Восточная мудрость гласит: «Чтобы узнать правду, надо выслушать другую сторону». Свои объяснения представил главный энергетик университета С.К.Пронин
- Когда ставили светильники, перегорел провод, скрытый в стене. Надо было обязательно заделать обрыв. У нас не было другого выхода, как сделать вскрытие. Я понимаю чувства ребят, и готов принести им свои извинения.
Как говорится, кто не работает, тот не ошибается. А работа электриками этим летом была проведена немалая. Например, силами всего шести электриков было заменено около 500 светильников, проведен ряд других электротехнических работ. Сейчас, на первый взгляд, рано думать о ремонте летом 2004 года. Но может сани надо готовить летом?
Молодо - не зелено
Стало мне любопытно, как оценили труд наших стройотрядовцев те, для кого ремонт делался.
В.В.Иванов, инженер кафедры СИУТ.
- Ребята просто молодцы, трудолюбивые, аккуратные в работе, с временем личным не считались, работали до позднего вечера. И какие замечательные светлые аудитории и лаборатории теперь у нас.
Отдел кадров сотрудников (ком.315)
- Ремонтом очень довольны. Посмотрите, как аккуратно поклеены обои, а ведь ребята не профессионалы.
И.А.Великопольский, инженер по пожарной безопасности.
- Золото, а не работники. Трудолюбие, качество, исполнительность - вот, что их отличает от стройотрядов других вузов, с которыми я работал. Подрядчикам дали фору однозначно.
Н.Д.Болдышева, инженер кафедры РЭС
- Так, как проводился ремонт в этом году, у нас еще не было: оперативность, высокое качество, слаженность в работе студентов, сотрудников кафедры, инженерно-иехнических служб. Наша лаборатория (ком.415) не ремонтировалась капитально с 1964 года. Фронт работ был большой и сложный. А теперь - картинка, а не аудитория. Мы искренне благодарим стройотрядовцев за их работу.
Родина должна знать своих героев.
Работали отлично все, но лучшими из лучших были названы Евгений Жук, Павел Могилевец, Сергей Соловьев, Дмитрий Пашковский, Андрей Тур, Максим Линич, Михаил Клочко, Алексей Богданович, Николай Дымович.
Как нельзя лучше подходят и для наших стройотрядовцев слова А.Твардовского:
«Труд делает человека красивым, а ловкость и умение в физической работе особо украшают интеллигентного человека, сообщают ему черту какого-то хорошего демократического благородства».
Поздравляем юбиляров!
Машковича Александра Ивановича, заведующего учебной лаборатории,
Маноцкову Зинаиду Тимофеевну, инженера,
Собчука Николая Сергеевича, старшего преподавателя
Юрцева Олега Анатольевича, профессора,
Навошу Адама Имполитовича, доцента,
Жаврид Галину Алексеевну, старшего инспектора учебного отдела,
Михнюк Надежду Семеновну, преподавателя
Грищенко Антонину Ивановну, главного библиотекаря,
Молчанова Анатолия Павловича, инженера-электрика,
Ходасевича РеональдаГригорьевича, доцента,
Королева Алексея Ивановича, доцента,
Литвинович Клару Родионовну, доцента,
Пупкевича Павла Алексеевича, доцента,
Бельского Леонида Петровича, доцента,
Губанову Елену Вацлавовну, кассира,
Комличенко Валентину Сергеевну, ассистента,
Каминского Бориса Иосифовича, инженера,
Гуревич Леду Александровну, лифтера,
Жеребятьева Владимира Ивановича, доцента,
Овсянникова Виталия Афанасьевича, доцента
Геннадий Римский продолжает удивлять
Университет информатики и радиоэлектроники, в прошлом МРТИ, станет отныне еще более известным и популярным. Именно этому вузу посвятил свое поэтическое произведение - роман в стихах «Поэзия науки» - член-корреспондент НАН Беларуси, бывший профессор и заведующий кафедрой, член Союза белорусских писателей, поэт, переводчик, прозаик Геннадий Васильевич Римский. Роман увидел свет в одном из лучших литературных издательств «Беларускі кнігазбор». Это издательство выпустило уже вторую посмертную книгу Г.Римского, первой же была красивая и ставшая библиографической редкостью «Антология белорусской лирикиXIX - XX веков» в его переводах.
Над романом Г.Римский работал на протяжении 1995 - 1999 гг. Писал урывками, в промежутках между многочисленными делами и заботами (помимо чтения лекций, заведовал лабораторией в Академическом институте, руководил отделом ВАК). Писал везде, где только позволяли условия: на даче, отдыхе, в поездках и даже во время стационарного лечения, демонстрируя в таких экстремальных условиях поразительную работоспособность, сочинив за день, например, рекордное число строф - 12 по 16 строк. Перечитайте их: ни тени уныния, упадка духа, наоборот, оптимистичные жизнеутверждающие стихи, написанные порой под капельницей.
Завязка романа состоит в неожиданном безосновательном уходе главного героя, кандидата технических наук Корсакова из академического института в учебный. Это повлияло на весь ритм жизни, во многом перевернуло ее. Происходит адаптация к новым условиям, задачам, ибо психологически непросто сменить должность завлаба, главную в научной организации, на должность рядового доцента. Читатель окунется в атмосферу учебного процесса в вузе, научного поиска, в молодежную среду, в заботы и хлопоты преподавателей. Описан более чем десятилетний период жизни доцента, в котором чередовались лекции, решение непростых научных проблем, внедрение, публикации, доклады, проекты, программы, стихи. Корсаков достигает в науке осязаемых результатов и теоретических и прикладных, чему в немалой степени способствовала научная стажировка в США, где его научный поиск поддержал выступающий с лекциями в Америке знаменитый советский математик академик Л.С.Понтрягин.
Докторская диссертация Корсакова оказалась цельной и оригинальной: теория, расчет, программный комплекс, приложение на заводах, КБ, НИИ. И тем не менее, в процессе ее обсуждения и защиты герою приходится отстаивать свою правоту в горячей полемике, заинтересованной, неформальной, глубокой. Аналогичная дискуссия - атрибут, присутствующий не всегда на защитах диссертаций, как и полный зал.
Сделанное Г. Римским поражает неисчерпаемостью души, беспредельностью человеческих возможностей. Автор ушел от нас, а произведения его остаются. И хочется думать, нужны людям, ибо эти произведения и его роман, в частности, прошли через его сердце. Адресуется роман сердцу, душе, уму читателя, на его страницах не вымученный герой, а настоящий интеллектуал, широко образованный, гармоничный человек, лишенный зашоренности, идеологических догм. У Корсакова развитый художественный вкус, душевная чуткость, пристрастие к поэзии («в тетрадь с обложкою старинной» он заносит свои стихи).
Автору романа удается изящно раскрыть суть и методы решений сложной научной проблемы:
Мне удалось найти подходы
К решенью комплекса задач
Алгебраической природы...
Я обнаружил точный ключ
К разгадке тайны Галуа,
И уравнений ряд сперва
Я получил, а вслед за ними
С корнями справился другими.
Читатель получает ясное представление о мире чисел, уравнений и их корней, годографов и теорем, о «четкости мысли», «стройности и красоте математических начал», «цепи формул, выводов и схем».
Роман захватывает жизненной правдой, биением авторской мысли, мелодичностью, хорошим слогом. В нем столько светлого, доброго, чистого! Он отражает вечное, дорогое, самое близкое: родную землю, любимый край - и рисует прекрасный поэтический лик Беларуси. Не сосчитать стихов и строк, посвященных воспеванию, восславлению Беларуси, ее природы и людей.
Край поэтический, открытый,
Край удивительных легенд.
Людьми и богом позабытый
В один неправедный момент...
В период пребывания Корсакова в США возвышенные слова о Беларуси и семье звучат очень часто.
Хотя роман многоплановый, обсуждаются серьезные темы, читается он легко, захватывающе. Прочитываешь его за несколько вечеров, а то и быстрее. Это настоящий роман по охвату действительности во времени и пространстве, масштабности проблематики, глубине размышлений о смысле и ценностях жизни, о судьбах дорогой для него Беларуси и России-матери (Г.Римский родом из Сталинграда).
На Волге детство, Сталинград,
Сорок второго года ад,
Урал и Минск послевоенный,
И Питер с Гатчиной почтенной...
Роман в стихах Г.Римского носит явные следы автобиографичности. Персонажи его не придуманы, они взяты из реальной жизни. Сотрудники БГУИР без особого труда могут узнать в некоторых персонажах бывших руководителей, заведующих отделами, кафедрами, деканов. Однако давайте вслед за Майном Ридом, английским писателем, автором увлекательных романов «Всадник без головы», «Оцеола, вождь семинолов», «Квартеронка», «Смертельный выстрел» и др., скажем: «Читатель! Перед тобой роман и ничего более, не считай автора книги его героем».
Н.П.СавикПоложение о предоставлении образовательных услуг на платной основе
23 июня 2003 года ректором университета утверждено Положение о предоставлении образовательных услуг на платной основе.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании», Указами Президента Республики Беларусь от 23.08.1996 № 320 «Об увеличении приёма студентов в государственные высшие учебные заведения» и от 30.08.2000 № 472 «О дополнительных мерах по развитию высшего образования в Республике Беларусь», постановлением Совета Министров республики Беларусь от 11.08.1999 № 1254 «О мерах по социальной защите малообеспеченных граждан», «Положением о порядке получения второго высшего образования в высших учебных заведениях Республики Беларусь», утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.1997 № 699, Уставом Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (далее - БГУИР) и определяет порядок и условия обучения в БГУИР слушателей, студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов (далее - обучаемые) на платной основе.
1.2. Настоящее Положение распространяется на граждан Республики Беларусь и на лиц, к ним приравненных в правах на получение образования в Республике Беларусь.
1.3. Обучение на платной основе иностранных граждан регламентирует «Положение об обучении в Республике Беларусь иностранных граждан», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2002 № 1171.
1.4. БГУИР предоставляет следующие образовательные услуги на платной основе:
- подготовка к поступлению в высшие учебные заведения
- получение высшего образования по аккредитованным в БГУИР специальностям - бакалавриат, подготовка дипломированного специалиста (инженера), магистратура
- повторное обучение при получении высшего образования
- обучение для ликвидации академической задолженности или расхождений в учебных планах при переводе в БГУИР из других учебных заведений и внутри БГУИР с одной специальности на другую и с одной формы обучения на другую
- отработка практических занятий с использованием компьютерных рабочих мест и лабораторных работ, пропущенных без уважительной причины
- получение второго, третьего и т.д. высшего образования в соответствии с «Положением о порядке получения второго высшего образования в высших учебных заведениях Республики Беларусь», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.1997 № 699
- обучение по определенной дисциплине с выдачей сертификата оценки знаний
- обучение в аспирантуре и докторантуре
- соискательство ученой степени кандидата, доктора наук
- повышение квалификации и переподготовка руководителей и специалистов
- дополнительное образование - получение дополнительной специальности на базе высшего образования.
2. Порядок и условия платного обучения
2.1. Для обучения на платной основе БГУИР заключает с обучаемым или с обучаемым и юридическим лицом, берущим на себя обязательства по оплате затрат на обучение, договор (контракт) на полный период обучения.
2.2. Договор регистрируется в соответствующем подразделении, ведущем обучение на платной основе.
2.3. Заключенный договор и настоящее Положение являются основными документами, регламентирующими взаимоотношения сторон в процессе обучения.
2.4. Денежные средства, полученные в качестве оплаты за обучение, расходуются в соответствии со сметой, утверждаемой ректором БГУИР в установленном порядке.
3. Права и обязанности обучаемых
3.1. Обучаемые на платной основе, имеют те же права и несут такие же обязанности, что и обучающиеся за счет средств государственного бюджета, за исключениями, установленными законодательством.
3.2. Стипендия обучающимся на платной основе назначается в том случае, если она включена в стоимость обучения или предусмотрена целевыми добровольными взносами коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и отдельных граждан.
3.3. Граждане Республики Беларусь, обучающиеся на платной основе, и лица, приравненные к ним по условиям обучения, обеспечиваются общежитием на общих основаниях с лицами, обучающимися за счет средств государственного бюджета.
3.4. Условия обеспечения общежитием иностранных граждан определяются заключенным с ними договором (контрактом).
3.5. Обучаемые на платной основе имеют право на перевод на обучение за счет средств государственного бюджета и на снижение оплаты за обучение при выполнении условий, предусмотренных настоящим Положением.
4. Обязательства и права БГУИР в отношении обучаемых
4.1. БГУИР осуществляет платное обучение на основании действующих образовательных стандартов и программ, обеспечивая условия для получения знаний, умений, навыков, установленных для соответствующего уровня подготовки и специальности. По окончании обучения обучаемому выдается документ об образовании установленного образца.
4.2. Обучающиеся на платной основе, допустившие просрочку платежа, могут быть не допущены к сдаче очередной сессии.
4.3. Обучающийся на платной основе может быть отчислен из БГУИР в следующих случаях:
- по собственному желанию обучаемого
- за академическую неуспеваемость
- за нарушение условий договора
- в связи с переводом в другое учебное заведение
- по состоянию здоровья на основании справки ВКК
- за систематические нарушения учебной дисциплины и Правил внутреннего распорядка БГУИР
- в связи с предоставлением документов с заведомо недостоверными сведениями.
5. Зачисление на обучение на платной основе
5.1. На платную подготовку к поступлению в высшие учебные заведения принимаются лица, имеющие необходимый уровень предшествующего образования и успешно прошедшие вступительные испытания и конкурсный отбор.
5.2. На обучение на платной основе для получения определенного уровня высшего образования по избранной специальности принимаются лица, успешно прошедшие вступительные испытания и конкурсный отбор, на основании заявления и решения приемной комиссии БГУИР.
5.3. Прием в аспирантуру, докторантуру и зачисление соискателей ученой степени кандидата, доктора наук на платной основе производятся в соответствии с действующими положениями и распространяются на лиц, зачисленных сверх плана.
5.4. Для переподготовки и получения дополнительной специальности на платной основе зачисляются лица, имеющие необходимый уровень предшествующего образования, соответствующий условиям приема и прошедшие вступительные испытания, если таковые установлены Правилами приема.
5.5. Сроки и условия приема на обучение на платной основе определяются Порядком приема в БГУИР, действующим в текущем году.
5.6. Зачисление в число слушателей, студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов и соискателей производится приказом ректора БГУИР после оплаты первого взноса, размер и сроки внесения которого определяются договором (контрактом).
5.7. Восстановление в число студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов лиц, отчисленных из БГУИР или другого вуза, производится при наличии вакантных мест на платную форму обучения.
5.8. При переводе студента, обучающегося на платной основе с одной специальности на другую или с одной формы обучения на другую, с ним заключается новый договор, который содержит предусмотренные для данной специальности или формы обучения условия, действующие на момент перевода.
6. Размер и порядок оплаты
6.1. Стоимость обучения граждан Республики Беларусь и лиц, к ним приравненных по условиям получения образования в Республике Беларусь, устанавливается дифференцированно в зависимости от профиля подготовки, формы обучения, основания для зачисления абитуриента согласно настоящему Положению, с учетом экономически обоснованных затрат и спроса на получение конкретных образовательных услуг.
6.2. Стоимость обучения иностранных граждан, а также лиц без гражданства, определяется индивидуально с учетом действующих международных обязательств Республики Беларусь.
6.3. Размер оплаты за учебный год и за отдельные образовательные услуги устанавливаются приказом ректора БГУИР. Порядок расчетов и ответственность за просрочку оплаты обучения (пеня) устанавливаются в договоре, заключаемом БГУИР и обучаемым.
6.4. При наличии задолженности по оплате за обучение сумма произведенного платежа погашает прежде всего пеню, а в оставшейся части - основную сумму долга.
6.5. При изменении нормативно-правовых актов Республики Беларусь, определяющих размеры заработной платы и начислений на нее, и индексации расходов, необходимых для обеспечения обучения, корректируется стоимость обучения и производится перерасчет и доплата за соответствующий период обучения.
6.6. Лицам, имеющим стаж работы в БГУИР не менее одного года, на период последующей работы и обучения в БГУИР устанавливается скидка со стоимости обучения:
- работающим на полную ставку и более - в размере 50 %
- работающим на половину ставки - в размере 25 %
- работающим на четверть ставки - в размере 12,5 % .
Данная льгота распространяется также на детей сотрудников и супругов сотрудников БГУИР, имеющих стаж работы в БГУИР не менее одного года, на период их последующей работы в БГУИР.
6.7. В случае отчисления обучаемого из БГУИР действие договора прекращается и уплаченные за обучение деньги не возвращаются.
6.8. Оплата за обучение не взимается за период академического отпуска по состоянию здоровья.
6.9. В случае прерывания обучения по уважительной причине (академический отпуск, и др.) произведенная ранее оплата за обучение учитывается при дальнейших расчетах за обучение.
7. Снижение оплаты за обучение и перевод на бюджетную форму обучения
7.1. При зачислении на очное обучение абитуриентов, набравших полупроходной балл на вступительных испытаниях, но не прошедших по конкурсу на бюджетную форму обучения, на первый учебный семестр им устанавливается снижение оплаты в размере 50 % от стоимости обучения. Данная льгота сохраняется и на второй учебный семестр при условии успеваемости обучаемого на «отлично», «отлично» и «хорошо» при среднем балле 4,5 и выше. После этого срока вступают в силу другие условия, предусмотренные настоящим Положением.
7.2. При зачислении на очное обучение абитуриентов, набравших на вступительных испытаниях до одного балла меньше полупроходного балла, им устанавливается снижение оплаты в размере 25 % от стоимости обучения. Данная льгота сохраняется и на второй учебный семестр при условии успеваемости обучаемого на «отлично», «отлично» и «хорошо» при среднем балле 4,5 и выше. После этого срока вступают в силу другие условия, предусмотренные настоящим Положением.
7.3. Ректор по представлению декана факультета имеет право снижать плату за обучение на последующий семестр студентам, успевающим на «отлично», «отлично» и «хорошо» при среднем балле за учитываемый период 4,5 и выше:
в течение двух последних семестров - в размере 25 %
в течение четырех и более последних семестров - в размере 50 %.
Успевающим студентом является студент, который не имеет академической задолженности на момент окончания экзаменационной сессии или индивидуального срока, установленного деканом факультета.
7.4. Ректор по представлению декана факультета имеет право снижать на 75 % плату за обучение студентам, успевающим на «отлично» в течение шести и более семестров.
7.5. Обучающимся на платной основе в БГУИР мастерам спорта международного класса, мастерам спорта и кандидатам в мастера спорта, успевающим в учебе и регулярно (не менее 3-х раз в год) отстаивающим спортивную честь БГУИР на республиканских и международных соревнованиях, на очередной семестр по решению ректората БГУИР может предоставляться 50 % скидка в оплате обучения.
7.6. На основании решения ректората БГУИР ректор имеет право снижать оплату за обучение на величину до 25 % стоимости обучения на последующий семестр только дополнительно к другим снижениям студентам, имеющим значительные достижения в научно-исследовательской работе (выступления на республиканских и международных конференциях, публикации в научно-технических изданиях, заявки на патенты и т.д.), победителям республиканских и международных соревнований по профессиональным дисциплинам (программирование, физика, математика и др.), активным общественным деятелям (члены Совета университета и Советов факультетов, члены студенческого профкома университета и факультетов, руководители БРСМ университета и факультеттов), руководителям студенческой художественной самодеятельности и КВН БГУИР.
7.7. Лицам, отнесенным местными исполнительными и распорядительными органами к категории малообеспеченных в соответствий с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1254 от 11.08.1999, ректор имеет право снизить оплату за обучение до уровня себестоимости.
7.8. В случае двух и более оснований для снижения оплаты за обучение реализуется одно из них, предоставляющее наибольшее снижение. Дополнительно учитывается лишь снижение, предусмотренное п. 7.5 настоящего Положения.
7.9. Ректор по представлению декана факультета может осуществлять перевод студентов, обучаемых на платной основе, на освободившиеся на данном факультете места для обучения за счет средств государственного бюджета. Обязательным условием такого перевода является успеваемость на «отлично», «отлично» и «хорошо» при среднем балле 4,5 и выше на протяжении двух последних семестров. При наличии нескольких претендентов на одно вакантное бюджетное место приоритет отдается обучаемому, имеющему наиболее высокий средний балл за весь период обучения в БГУИР, а при одинаковом среднем балле (в пределах одной десятой доли балла) учитывается также участие в научно-исследовательской работе, общественной жизни, спортивных и культурных мероприятиях, и другие обстоятельства. Перевод осуществляется, прежде всего, в пределах освободившихся мест на конкретном факультете на определенном курсе и преимущественно по определенной специальности.
7.10. Перевод магистрантов, аспирантов, докторантов на освободившиеся места для обучения за счет средств государственного бюджета осуществляется ректором по представлению руководителя соответствующего учебного подразделения с учетом их текущей успеваемости и результативности выполнения научно-исследовательской работы.
7.11. Перевод на обучение за счет средств государственного бюджета или снижение оплаты за обучение осуществляется по результатам очередной экзаменационной сессии. Для этого обучаемый в письменном заявлении на имя ректора БГУИР указывает обстоятельства, позволяющие ему претендовать на перевод на обучение за счет средств государственного бюджета или на снижение оплаты. Заявление подается декану факультета, по представлению которого оно выносится на рассмотрение в ректорат. Окончательное решение принимается ректором БГУИР.
7.12. При переводе обучающегося на платной основе с одной формы обучения на другую ранее принятое решение о снижении оплаты за обучение утрачивает силу. Возможность снижения оплаты в этом случае рассматривается с учетом новых обстоятельств обучения.
7.13. В расчет среднего балла входят оценки по всем экзаменам, дифференцированным зачетам, курсовым проектам и курсовым работам за анализируемый период.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в силу с 1 июля 2003 г. С этой даты «Положение о подготовке специалистов за оплату», утвержденное ректором БГУИР 29 июня 2001 г., утрачивает силу.
8.2. Принятие решений по особым обстоятельствам, не предусмотренным настоящим Положением, осуществляет ректорат БГУИР на основании законодательства Республики Беларусь.