архив
№15 от 14 сентября
Последний день августа, ясный и солнечный, стал истинным праздником для тех, кто с честью выдержал нелегкое, пожалуй, первое в своей жизни серьезное испытание. Остались позади все волнения, тревога родителей и основной вопрос близких и друзей: поступил?
31 августа 2001 года состоялось торжественное посвящение в студенты и это событие останется в памяти первокурсников навсегда.
Мы верим, чтo ты, первокурсник, достойно пронесешь факел знаний к вершинам науки
Перед собравшимися первокурсниками с напутственным словом выступили ректор университета, профессор М.П.Батура; заведующий кафедрой электронной техники и технологий, дважды лауреат Государственной премии Республики Беларусь А.П.Достанко; заведующий межвузовской кафедрой спортивного совершенствования, трехкратный Олимпийский чемпион А.В.Медведь; академик НАН Беларуси, Чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь в странах Бенилюкса В.А Лабунов; выпускник кафедры микроэлектроники, президент правления Приорбанка С.А.Костюченко, председатель Совета ветеранов, генерал-майор в отставке А.Н. Быков. Ребята получили также родительское благословение: «Научитесь радоваться каждому дню, любите свою будущую специальность, будьте благодарны преподавателям, которые будут рядом с вами, не забывайте родителей, уважайте друг друга».
Наш университет молод, молоды и его традиции, которые создавались трудом всего коллектива. Получая студенческий билет, вы получаете право хранить и преумножать традиции.
В жизни каждый человек делает много осознанных и правильных шагов. Вот и вы поступили в один из самых престижных вузов нашей республики - университет информатики и радиоэлектроники. Здесь вы получите знания, которые ценятся во всем мире. Сможете не только учиться, но и двигать вперед науку. Не упускайте возможности, которые вам предоставляет университет:
стать студентами мирового масштаба
изучить несколько иностранных языков
заниматься физкультурой и спортом.
За годы пребывания в нашем университете вам предстоит написать свою студенческую страничку, так пусть же через пять лет у вас будет хотя бы 2 томика прекрасных воспоминаний о студенческой жизни.
Какой первокурсник 2001 года?...
Сейчас о нем можно судить лишь по результатам вступительных экзаменов. Он только еще вошел в стены вуза и делает первые шаги по трудной стезе студенчества. С некоторыми первокурсниками побеседовал наш корреспондент.
Дима Воробьев поступил на факультет компьютерного проектирования.
-Я окончил Минскую школу №52. В 7 классе серьезно увлекся компьютером и, чтобы расширить свои знания, пришел во Дворец детей и молодежи, где с отличием закончил курсы компьютерного программирования. Мне очень нравится писать разные программы. По-моему, сейчас слово за техникой, поэтому и выбрал этот вуз.
Максим Базилевский окончил гуманитарную лингвистическую гимназию в Солигорске. Средний балл аттестата 4,7. Владеет английским и французским языками.
-Не задумываясь, подал документы в БГУИР. Считаю, что дальнейшее развитие техники целиком зависит от компьютеров. А экономика помогает развитию процесса. Очень нравится работать с компьютерами, а БГУИР - единственный вуз, где объединены техника и экономика. Да и многие знакомые рекомендовали БГУИР, как самый престижный технический университет. Я успешно прошел тестирование, сдал экзамен по математике и русскому языку. Горжусь, что стал студентом экономического факультета.
Мария Виноградова окончила Борисовскую Белорусскую гимназию с золотой медалью.
- Поступила на экономический факультет, потому что считаю экономику наукой, необходимой всем и всегда.
Мечтает окончить университет с отличием, а для этого придется приложить «максимум старания».
Максим Поляков и Дима Уманев закончили СШ №52 г. Минска. Учились в параллельных классах, правда, Максим - в лицейском. Теперь оба стали студентами факультета компьютерного проектирования. Диме повезло чуть меньше, он - на платном обучении. Компьютер у него с детства, поэтому и выбор будущей профессии определен уже давно. Максим же первым сдавал экзамен по русскому языку, получил 4,5. Этого оказалось достаточным для его зачисления. «Правда, - поделился секретом Максим, - я больше хотел на ФКСиС, чтобы быть ближе к программированию, но испугался: проходной здесь был уж слишком велик 5,0 (т.е. зачисляли только медалистов)». Несмотря на это, студент рад, что за его учебу не придется платить родителям. И, может быть, сбудется его мечта: они подарят ему компьютер.
Оба студента самым серьезным образом настроены на учебу. «Наступила компьютерная эра, и нам нельзя отставать от времени. Поэтому и выбрали БГУИР. Знаем, что учиться будет нелегко. Но это и понятно: без труда в жизни ничего не достичь».
Доклад ректора
Уважаемые коллеги!
Прошедший учебный год был особенным для коллектива нашего университета. Переход от ХХ к ХХI веку - от века атомной энергетики к веку глобальной информатизации - накладывает отпечаток на деятельность БГУИР, который призван готовить специалистов в области информатики, радиоэлектроники, телекоммуникации и других смежных направлений. С учетом этих обстоятельств в прошлом учебном году разработан ряд основополагающих документов, регламентирующих деятельность университета.
Активно и напряженно функционировал наш высший орган управления - Совет университета, на котором рассмотрены важнейшие вопросы развития БГУИР. На базе его решений произведены некоторые структурные изменения. Управление информатизации преобразовано в Центр информатизации и инновационных разработок. В УМУ создан редакционно-издательский отдел. В начале года мы вынуждены были сменить руководство Спецфакультета. На его базе создан Институт переподготовки и повышения квалификации кадров в области информатики и радиоэлектроники.
По решению Совета в этом году впервые проводился набор студентов на новую специальность «Информационные системы и технологии в экономике».
Проделана большая работа по открытию в университете магистратуры. С 1 октября 2001г. предполагается начать подготовку магистрантов по очной и заочной форме обучения.
На заседаниях Совета рассмотрены также вопросы, относящиеся к работе НИЧ, отдельных факультетов и кафедр, других подразделений.
Оптимизирована структура научно-методического совета университета. На его заседаниях рассмотрены базовые и рабочие учебные планы специальностей, учебные программы дисциплин, обсуждались новые технологии в обучении. В прошлом учебном году разработаны и утверждены Министерством образования 72 учебные программы по всем общенаучным и общепрофессиональным дисциплинам специальностей БГУИР, входящих в УМО вузов по образованию в области электрорадиотехники и информатики. В этом учебном году предстоит активно поработать над подготовкой типовых программ по специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций.
Большое внимание ректорат и научно-методический совет, УМУ университета уделяют обеспечению учебного процесса учебной, методической, справочной литературой. В 2000 - 2001 годах в фонд библиотеки закуплено около 9000 книг. На ротапринте издано 267 учебно-методических работ, общим объемом 767 печатных листов, на 2002 год запланировано издать 198 работ объемом 424 печатных листа. В числе изданных нами изданий - 18 учебных и учебно-методических пособий с грифом Министерства образования и Центра учебной книги и средств обучения. Приятно отметить, что впервые подготовлено 15 электронных учебных пособий. Хорошо идет работа по плану издания учебно-методической литературы на ФИТиУ - это единственный факультет, где не было «должников». Нет замечаний по изданиям к ФДПиПО, а среди кафедр - к кафедре иностранных языков №1. Следует активизировать контроль по выполнению издательского плана на факультетах ФКСиС, ФТК и ЭФ.Перерегистрирована лицензия университета на полиграфическую деятельность и получена лицензия на издательскую деятельность. Это открывает новые возможности для дополнительного издания методических разработок, в том числе и на коммерческой основе. УМУ, библиотеке следует шире популяризировать изданные учебно-методические разработки сотрудников университета в газете «Импульс», в электронной сети.
По решению Министерства образования на базе нашего университета в мае 2001 г. проведена Республиканская научно-методическая конференция «Проблемы и пути развития высшего технического образования». Опубликованы материалы в 2-х частях, в которые вошли 210 тезисов докладов и сообщений. Живой интерес вызвала проведенная в ходе работы конференции выставка обучающе-информационных продуктов и учебно-методической литературы, авторами которой являются сотрудники БГУИР.
В университете продолжалось использование и развитие передовых технологий обучения: рейтинговой системы всесторонней оценки деятельности студентов, дистанционного образования, внедрения в учебный процесс элементов научных исследований.
Значительные результаты достигнуты в укреплении учебно-лабораторной базы. За счет бюджетного и внебюджетного финансирования было приобретено в 2000 году и первом полугодии 2001 года компьютерной и другой дорогостоящей техники на общую сумму, эквивалентную 201 тысяче долларов.
Особое внимание уделялось дальнейшему совершенствованию воспитательной и информационно-пропагандистской работы. Для этого на каждой профилирующей кафедре введена должность заместителя заведующего по информационно-воспитательной работе. Был организован семинар кураторов учебных групп и воспитателей общежитий. В помощь кураторам подготовлено методическое пособие «Будем знакомы», разработан «Дневник куратора». Организовано информирование студентов через локальную телевизионную сеть Студенческого информационно-развлекательного центра.
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в БГУИР стало развитие студенческого самоуправления.
По инициативе органов студенческого самоуправления и при поддержке ректората создана общественная комиссия по контролю за работой комбината питания, организованы отряды общественного порядка во всех учебных корпусах, введена в строй компьютерная сеть в общежитии №2, возродился КВН в стенах нашего университета.
В общежитии № 2 открыт психолого-адаптационный центр.
Заметна в университете культурно-массовая и спортивная работа. За прошлый учебный год два коллектива - вокальный ансамбль и студия бального танца удостоены звания лауреатов народного творчества, подготовлено 4 мастера спорта, 14 спортсменов-разрядников, университет занял третье место в республиканских студенческих играх.
Главным итогом нашей многогранной учебно-воспитательной работы является выпуск и трудоустройство инженеров.
В 2001 году выпущено 1154 молодых специалиста (в 2000 году - 1059). Работали 22 Государственные экзаменационные комиссии по 16 специальностям.
1013 человек (87.8 %) защитились на «хорошо» и «отлично», из них только на «отлично» 567 человек; 78 студентов получили дипломы с отличием; 120 выпускников рекомендованы ГЭК для поступления в аспирантуру.
Все дипломные проекты выполнены с использованием вычислительной техники, многие реально внедрены в производство.
Руководство дипломным проектированием и рецензирование проектов было обеспечено квалифицированными специалистами, имеющими большой опыт научной и производственной деятельности.
Многие дипломные проекты выполнены по тематике, связанной с проводимыми в БГУИР научно-исследовательскими работами, направлены на совершенствование учебно-лабораторной базы, некоторые дипломники имеют научные публикации по темам дипломных проектов.
Распределение выпускников 2001 года прошло при большой заинтересованности предприятий Беларуси в наших молодых специалистах. 754 выпускника, что составляет 92.4 %, получили рабочие места. Заявки на 379 мест, из которых 280 минских, остались неудовлетворенными. Наибольшим спросом пользуются выпускники факультета компьютерных систем и сетей.
Однако нельзя за хорошими итоговыми результатами не видеть наших издержек, просчетов и недостатков. Еще не сложилась четкая и действенная система контроля за качеством проведения всех видов учебных занятий. Слишком много пропусков без уважительных причин, по существу не налажен их учет. Нередки случаи антиобщественного поведения студентов в университете, нарушения норм проживания в общежитиях и правонарушений в общественных местах. За год получено около 25 сообщений из милиции о задержании студентов университета в пьяном виде.
Как следствие, слишком много отчислений из университета. Так, за предыдущий учебный год отчислено с дневных факультетов 324 человека, с вечернего - 66, и с заочного факультета - 188. Более половины отчисленны за академическую неуспеваемость, причем большинство из них те, кто обучается за оплату. Здесь есть поле деятельности для проректоров по учебной работе, деканов факультетов, заведующих кафедрами.
Коротко о работе по профориентации и итогах набора на первый курс.
В университете создан и набирает силу Центр профориентации молодежи. В марте 2001г. проведены Дни открытых дверей.
В этом году БГУИР принял участие в организации «Телетестинга» и централизованного тестирования.
В централизованном тестировании по стандартной методике, приняли участие: по русскому языку - 252 человека, по физике - 594 , по математике - 1571, по белорусскому языку - 302 человека. В настоящее время имеются все предпосылки для организации централизованного тестирования в пределах Республики Беларусь, что позволит значительно упростить процедуру организации, проверки результатов и выдачи сертификатов.
В мае 2001 года проведены предметные олимпиады по физике и математике. Из общего количества победителей олимпиад, каждый четвертый победитель - слушатель наших подготовительных курсов.
В этом году в БГУИР сложился самый высокий конкурс среди вузов республики - 5.2 человека на место.
На первый курс зачислено: на дневные факультеты - 950 студентов по госбюджету, 630 - на платной основе; на вечерний факультет - 95 по бюджету, 50 - за оплату; на заочный факультет - 185 по бюджету и 160 за оплату.
Таким образом, в университете в 2001/2002 учебном году будет заниматься 8950 студентов из них на платной основе 2800, т.е. 31 %.
В связи с увеличением контингента студентов дневной формы обучения проведен анализ эффективности использования площадей университета и общеуниверситетский аудиторный фонд пополнен 6 аудиториями. Но этих аудиторий (а их сегодня 80) недостаточно, поэтому пришлось увеличить число занятий, проводимых по субботам, и фактически отказаться от предоставления студентам этого дополнительного выходного дня. В начале 2001 года было проверено состояние учебных аудиторий, лабораторий, компьютерных классов и других помещений, определен объем ремонтных работ. Во время летних каникул проведены основные ремонтные работы силами впервые сформированных студенческих строительных отрядов. Всего отремонтировано 33 общеуниверситетских аудитории, включая 4 чертежных зала.
Уважаемые коллеги! Нашим университетом взят курс на комплексную информатизацию всех видов деятельности.В сжатой форме можно сформулировать следующие направления: реорганизация инфраструктуры специализированных подразделений и их комплектование квалифицированными кадрами; совершенствование вычислительной сети вуза; концептуальное моделирование объектов информатизации; системное проектирование комплексов задач и информационной системы в целом.
Для реализации этих задач в состав ректората введена штатная должность проректора по учебной работе, которому поручено курировать весь комплекс вопросов, связанных с информатизацией в университете.
Закуплено и установлено дополнительное сетевое оборудование, новое сетевое программное обеспечение и два специализированных сервера, предназначенных для повышения качества связи с Интернет и организации работы с большими базами данных.
Закуплена партия современных персональных ЭВМ для учебного процесса, научной работы и для прикладных разработок по линии информатизации различных сфер деятельности БГУИР (планируемая сумма затрат на эти цели в 2001 г. 200 тыс. долларов) В вычислительном центре вместо ранее использовавшейся установлена более современная большая ЭВМ класса Main Frame.
Утверждена концепция интегрированной информационной системы (ИИС) БГУИР.
Несколько ранее была разработана концепция создания и развития дистанционного обучения в университете.
В качестве стратегического способа информатизации БГУИР предложено использование Web-технологий и создание Intranet-системы с возможностями выхода в Internet. К настоящему времени разработана и находится в опытной эксплуатации новая версия Web-сайта университета.
В рамках принятой концепции ведется информатизация библиотеки. Согласно договору БГУИР с Научно-инженерным предприятием «Информационные технологии» НАН Беларуси внедряется разрабатываемая данным предприятием интегрированная корпоративная библиотечная система с Internet-доступом к информационным ресурсам.
В вузе имеется достаточно много подсистем, разработанных в предыдущие годы (кадры, бухгалтерия, приемная комиссия и т.д.). Интеграция имеющихся задач реализуется посредством создания информационных «шлюзов» и организации периодического обмена данных между локальными базами и главной базой данных интегрированной информационной системы.
Однако в информатизации БГУИР существует ряд проблем из-за недостаточной системной проработки вопросов комплексной информатизации сферы образования в целом. Большая надежда возлагается на Государственную программу создания образовательной сети «БЕЛНЕТ», в разработке которой приняли активное участие специалисты нашего университета.
В связи с недостаточным бюджетным финансированием используются дополнительные источники, включая внебюджетное финансирование; внешние средства по государственным заказам и международным проектам; помощь спонсоров.
Для решения проблемы кадров к работам привлекаются преподаватели кафедр, студенты, а также выпускники вуза прошлых лет. Кроме того, изыскиваются возможности целевой адресной финансовой помощи наиболее ценным специалистам за конкретные важные этапы работ. В частности, университет принимает активное участие в качестве одного из учредителей в формировании ассоциации «Инфопарк БГУ», через которую планируется выполнение зарубежных заказов по разработке программного обеспечения с льготным налогообложением.
Ведутся переговоры с государственными Internet-провайдерами, и в первую очередь с руководством Unibel и Белтелеком, о возможности увеличения для БГУИР пропускной способности приемо-передающих каналов выхода в Internet и снижения тарифов оплаты за их использование. Прорабатывается вопрос о приобретении по льготным ценам канала с пропускной способностью 10 Мбит.
Следует отметить активную работу в области информатизации университета директора ЦИИР доцента Ломако А.В., начальника отдела сетевых технологий и дистанционного обучения Жаврида Ю.Л., заведующего кафедрой ИИТ Голенкова В.В., декана ФЗО Красовского В.И.
Важную роль в развитии нашего университета как высшего учебного заведения университетского типа играет научно-исследовательская деятельность, которая в последние годы проводится достаточно успешно. На сегодняшний день общий объем выполняемых НИР составляет 5.2 млрд. руб., причем по-прежнему высокой (75%) сохраняется доля внебюджетного финансирования. Следует отметить, что по этим показателям наш университет уже несколько лет подряд лидирует среди вузов и научных организаций республики.
В университете проводятся исследования по 348 темам, включая 194 госбюджетные темы целевого финансирования, 6 тем, финансируемых Фондом информатизации, и 32 - Фондом фундаментальных исследований, 62 хозяйственных договора, 16 зарубежных контрактов и 38 НИР, выполняемых во второй половине дня профессорско-преподавательским составом, а также докторантами, аспирантами и студентами. Университет участвует в выполнении двух международных программ (INTAS, COPERNICUS), 27 государственных, межвузовских и отраслевых программ. Из средств государственного бюджета наибольший объем работ финансируется Министерством образования - 742.6 млн. руб. и Фондом информатизации - 120 млн. руб. Объем работ, выполняемых за счет внебюджетных средств, составляет 3.9 млрд. руб., из них 3.4 млрд. руб. (87.2%) приходится на долю зарубежных контрактов.
На протяжении нескольких лет мы проводим маркетинг наших технологий, приборов и устройств на рынках Вьетнама, Сирии, Египта, Объединенных Арабских Эмиратов. В этом году мы достигли существенных результатов в продвижении на Египетский рынок систем и компонентов современной компьютерной технологии вибромониторинга механизмов с вращательным принципом действия, разрабатываемых в НИЛ 6.2 (зав. лабораторией Костюк С.Ф.). В итоге подписан Меморандум с Холдинговой компанией, которая входит в структуру Министерства энергетики АРЕ и курирует работу всех энергетических предприятий Египта.
В результате конкурса, объявленного в рамках Европейской программы «Технологии информационного общества», БГУИР включен в число соисполнителей проекта, посвященного научным исследованиям и обучению в области проектирования систем на кристаллах. Участниками проекта являются около 20 университетов и научных организаций Европы. Научным руководителем со стороны Республики Беларусь является доцент кафедры микроэлектроники Нелаев В.В.
Всего за истекший период этого года 142 экспоната были представлены на различных выставках и ярмарках, по результатам участия в которых университет отмечен двумя дипломами и Почетным сертификатом.
Значительный интерес у отечественных потребителей вызывают разработанные в НИЛ 5.3 (научный руководитель Лыньков Л.М., заведующий лабораторией Давыдов Г.В.) радиопоглощающие материалы на основе трикотажных полотен, устройство защиты речевой информации, ресурсосберегающие хладоновые системы охлаждения технологических жидкостей. Большим спросом на внутреннем рынке по-прежнему пользуется уже упомянутый вибродиагностический комплекс «Лукомль», которым оснащены практически все крупнейшие ТЭЦ нашей республики и начинается его внедрение на предприятиях малой энергетики. По заказу Министерства связи Республики Беларусь в НИЛ 1.7 (заведующий лабораторией Мордачев В.И.) выполняется большой объем работ по планированию и распределению радиочастотного ресурса и обеспечению электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств.
Общий объем хоздоговорных работ в интересах предприятий республики увеличился по сравнению с прошлым годом в 2.5 раза и составил 549.9 млн.руб.
Отрадно, что реальный вклад наших ученых в развитие промышленности республики и создание конкурентоспособной импортозамещающей продукции отмечен двумя Государственными премиями (профессоры Карпович С.Е. и Кундас С.П.).
В этом году сформированы и направлены на конкурс Минобразования проекты трех межвузовских программ: «Мониторинг» (научный руководитель Муравьев В.В.), «Электродинамика» (научный руководитель Кураев А.А.), «Телекоммуникации» (научный руководитель Конопелько В.К.). Впервые подготовлена и представлена на конкурс внутривузовская программа «Радиоизмерительные устройства и диагностические системы» (научный руководитель Гусинский А.В.), 19 проектов направлено на конкурс для включения в государственные программы фундаментальных исследований и 28 - в межвузовские программы. В целом бюджетная заявка университета на 2002 год включает 1.22 млрд. руб. на финансирование фундаментальных и поисковых исследований и 270 млн. руб. на приобретение уникального измерительного оборудования. Но даже если эти средства будут выделены в полном объеме, их явно недостаточно для обеспечения полноценного функционирования научно-исследовательских подразделений. Без развития инновационной деятельности и притока внебюджетных средств научные исследования просто начнут сворачиваться.
К сожалению, мы должны констатировать, что уже много лет внебюджетное финансирование НИР обеспечивается и поддерживается одними и теми же коллективами под руководством профессоров В.В. Муравьева, В.А. Сокола, доцентов Э.А. Бакановича, А.В. Гусинского, заведующих лабораториями Ю.П. Воробьева, А.В. Рубаника, В.И. Мордачева, С.Ф. Костюка.
Не в полной мере реализован потенциал ряда лабораторий, которые уже много лет выполняют значительные объемы фундаментальных исследований за счет средств государственного бюджета. Это НИЛ 3.1 (заведующий лабораторией Петровский А.А.), НИЛ 3.3 (Ярмолик В.Н.), НИЛ 3.6 (Садыхов Р.Х.), НИЛ 7.1 (Колосов С.В.). Здесь есть что представить международным исследовательским центрам, а также отечественным и зарубежным потребителям. Именно на приведение в соответствие статуса научных подразделений объемам и эффективности выполняемых работ направлена структурная реорганизация НИЧ, в результате которой 5 научно-исследовательских лабораторий и 4 группы расформированы, и 6 НИЛ преобразованы в исследовательские группы.
Сейчас надо делать не только, да даже и не столько, что умеешь и делал всегда, а то, что востребовано на рынке.
Какие же видятся пути решения этих проблем?
1. Повысить уровень НИР и отдачу от НИР можно, если научные работники будут иметь достойную оплату труда. Сейчас такие возможности есть.
2. Надо сделать все возможное, чтобы наши ученые имели хорошие условия труда, техническое и информационное обеспечение, комфортно оборудованное рабочее место.
3. В современных условиях наиболее перспективным является временное объединение имеющегося потенциала и возможностей различных организаций (вузов, институтов НАНБ, отраслевых НИИ, промышленных предприятий) в рамках временного научного коллектива для решения конкретных вопросов.
4. Надо искать новые применения своим знаниям и умениям. Причем, поскольку рынок новых технологий в республике очень узкий, надо ориентироваться на зарубежные рынки (Россия, Китай, Индия, Сирия и т.д.).
Однако, делая любые преобразования, надо исходить из того, что развитие любых форм научной деятельности в вузе, коммерциализация научных исследований должны способствовать постоянному совершенствованию учебного процесса на базе использования научных достижений.
Международное сотрудничество осуществлялось по трем основным направлениям:
- в рамках договоров и личных контактов сотрудников с вузами и фирмами зарубежных стран в области образования и науки;
- командирование сотрудников и студентов университета для прохождения научных стажировок, на научную работу, включенное обучение студентов;
- участие сотрудников университета в международных конференциях, симпозиумах, выставках.
В настоящее время университет имеет 16 договоров о сотрудничестве с вузами и научными организациями Германии, Франции, Италии, Португалии, Польши, Австрии, КНР, Украины, России, Словакии, Монголии.
Наибольшую активизацию в прошедшем учебном году получило сотрудничество с университетом г. Вупперталь (Германия) и Высшей технической школой г. Миттвайда (Германия).
Так, в рамках новой рабочей программы с университетом г. Вупперталь проведены 2 научных семинара (один в БГУИР, с участием в нем представительной делегации из Вупперталя, второй - в Вуппертале с участием в нем ведущих ученых БГУИР). В результате этих мероприятий установлены прочные контакты по 6 научным и учебно-методическим направлениям, определены пути совместного участия в международных научных проектах, обмена студентами и преподавателями. Немецкой стороной уже приглашены на учебу 2 студента БГУИР, профессор В. Н. Ярмолик в Вупперталь в качестве гастпрофессора.
В 2000 и 2001 годах по различным видам командировок в страны дальнего зарубежья и СНГ выезжало 211 человек.
Университет посетили более 20 делегаций зарубежных стран.
В БГУИР обучалось 18 граждан из зарубежных стран и более 125 студентов из стран СНГ. В настоящее время прорабатывается проект об обучении в университете 30 вьетнамских студентов, имеются предложения и из других стран.
Наибольшую активность в сотрудничестве с зарубежными партнерами проявляют кафедры ПОИТ, высшей математики, ЭВС, ЭТТ, ЭВМ, МЭ, руководители ряда НИЛ.
Позвольте остановиться на ключевой проблеме, от решения которой во многом зависит успех во всех сферах деятельности, на проблеме кадров.
Обучение студентов осуществляет квалифицированный профессорско-преподавательский состав численностью 693 штатных преподавателя, 324 (47 %) из них имеют ученые степени и звания, в том числе 49 докторов и 275 кандидатов наук. В соответствии с решением Совета университета преподаватели без ученой степени, имеющие большой педагогический опыт и научно-методические работы, могут претендовать на должности старших преподавателей.
Общая численность работающих в университете - 1840 человек, значительная часть из них - пенсионеры. Проблема кадров обсуждалась на Совете университета в мае 2001 года, была разработана программа по привлечению к работе молодых преподавателей и сотрудников. Эта программа начала выполняться. В августе-сентябре 2001 года ожидается прибытие на работу в университет 58 наших выпускников, в ноябре - 18 человек, закончивших аспирантуру.
Основной проблемой системы подготовки научно-педагогических кадров является резкое падение числа защит диссертационных работ, хотя число аспирантов, окончивших обучение с одобрением и рекомендацией к защите диссертаций, достигает 60 %.
Проректору по научной работе, деканам факультетов, заведующим кафедрами, зав. аспирантурой и докторантурой в кратчайшие сроки необходимо проанализировать эффективность работы научных руководителей с аспирантами и не поручать руководство аспирантами научным руководителям, у которых низкая эффективность работы.
Говоря о кадрах, следует отметить и моральный аспект. В июне прошлого учебного года в наш университет Министерством образования направлено письмо с информацией о том, что по «Горячей телефонной линии» второго Всебелорусского народного собрания поступили два критических замечания по БГУИР из-за якобы имевших место фактов вымогательства преподавателями университета денег у студентов при сдаче экзаменов и защите дипломных проектов. В связи с этим Министерством было предложено провести в университете социологические исследования среди выпускников по данным вопросам. Данные проведенного анкетирования показывают, что часть студентов всех факультетов отмечает имевшие место факты дачи денег или подарков при сдаче экзаменов и зачетов. Есть в анкетах и фамилии некоторых преподавателей. Дело чести коллектива БГУИР исключить появление такой информации в адрес преподавателей университета. В анкетах студентов-выпускников есть также много предложений по улучшению организации учебного процесса, отмечены лучшие преподаватели, и преподаватели, о которых у студентов сложилось неблагоприятное впечатление. Анкетирование студентов станет систематическим и охватит студентов всех курсов.
Наконец, о спортивно-оздоровительном комплексе «Браславские озера», функционирующем с 1988 г. За это время там отдохнуло несколько тысяч студентов и сотрудников. Объединив бюджетные и внебюджетные средства, мы сумели за последние несколько лет существенно обновить материальную базу комплекса. В этом году отремонтированы домики, приобретен хозяйственный инвентарь, смонтирована и функционирует душевая установка, закончена отделка двух помещений повышенной комфортности, где можно отдыхать на протяжении всего года.
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами информацией о финансировании БГУИР.
Общий объем финансирования в 2001 году, утвержденный по смете, составляет около 3.9 млрд. рублей при наших потребностях по проекту сметы в 5 млрд., т.е. 71.3 % от потребности. В связи с этим университет изыскивает внебюджетные источники. Так, за 2000 год все доходы по этим источникам составили 1 млрд. 51 млн. рублей, причем около 660 млн. рублей - за счет платного обучения. Для увеличения притока внебюджетных средств БГУИР сдает в аренду не используемые в учебном процессе помещения. Для этих целей создан отдел арендных и договорных отношений. По состоянию на 1 июля 2001 г. сдано в аренду 1940 кв. м. площади. Арендная плата за месяц составляет около 10 тыс. долларов США.
Основные направления использования внебюджетных средств: фонд зарплаты - 32.4%, приобретение оборудования - 17.0 %, канцелярские расходы - около 10 %, капитальный ремонт - около 10 %, прочие текущие расходы - остальная часть.
Ректорат уделяет первостепенное внимание росту заработной платы работников университета. Если за 2000 год среднемесячная зарплата по университету составляла 66.8 тыс. рублей, а профессорско-преподавательского состава - 85.5 тыс., то в июне 2001 года за счет бюджета и внебюджета среднемесячная зарплата по БГУИР - 140.8 тыс. рублей, в том числе у ППС - 168.8 тыс. рублей. Кстати замечу, что 5 наших сотрудников (Алишев Я.В., Карпович С.Е., Кураев А.А., Образцов С.Н., Чердынцев В.А.) по решению Совета университета представлены для установления надбавки за выдающийся вклад в развитие высшего образования.
О многих проблемах и путях их решения я уже говорил при рассмотрении отдельных сторон нашей деятельности. Остановлюсь лишь на главных задачах в новом учебном году.
В 2001/02 учебном году нам предстоит динамичная работа по всем направлениям.
По организации учебно-воспитательного процесса:
- необходимо определиться и открыть подготовку специалистов еще по одной новой специальности, как мы это делали в последние годы;
- приступить к разработке образовательных стандартов второго поколения и новых учебных планов специальностей на их основе;
- проректорам по учебной работе создать действенную систему контроля за качеством проведения всех видов занятий и воспитательных мероприятий, за использованием в процессе обучения новейших технологий;
- первому проректору взять под контроль работу и оказать помощь в становлении Института переподготовки и повышения квалификации кадров в области информатики и радиоэлектроники.
По проведению научных исследований:
- руководству НИЧ осуществить конкретные меры по стимулированию исследований, направленных на получение конечного результата, на использование достижений НИР в учебном процессе;
- проректору по научной работе взять под особый контроль предконтрактную проработку проектов в Индии, КНР, Италии, Германии, где в этом году завершаются контракты, и активизировать освоение новых рынков для реализации нашей научно-технической продукции;
принять окончательное решение по статусу и дальнейшей работе НИК кафедры ЭТТ.
По подготовке и использованию кадров:
- необходимо осуществить реализацию программы привлечения на работу молодых специалистов, развернуть подготовку магистров, в том числе и для БГУИР, повысить эффективность работы аспирантуры и докторантуры;
- необходимо на всех уровнях пересмотреть резерв на замещение должностей, постоянно работать с ним и периодически рассматривать эти вопросы на заседаниях Совета университета и советов факультетов;
- проректорам и деканам факультетов следует усилить контроль за выполнением решений руководства университета в соответствии с распределением обязанностей;
- требуется произвести укрепление кадрами ряда подразделений университета: эксплуатационно-техническое управление, отдел охраны труда, штаб гражданской обороны и другие. Довожу до вашего сведения, что 27 августа назначен на должность проректора по строительству и эксплуатации зданий Новик Валерий Владимирович.
По информатизации:
- на всех факультетах пересмотреть содержание дисциплин с целью их компьютеризации;
- провести на должном уровне международную конференцию по дистанционному образованию и внедрить элементы дистанционного обучения на заочном факультете;
- проректорам по учебной работе в течение учебного года проанализировать эффективность использования в учебном процессе вычислительной техники.
По строительству и ремонту:
- создать постоянно действующие ремонтные бригады;
- закончить ремонт бассейна и столовой № 92;
- продолжить строительство СКТБ с ОП, в 2002 году закончить строительство его вводной части.Недавно опубликована Концепция «Образование в Республике Беларусь на рубеже столетий», в которой определяются и перспективы развития системы высшего образования.
Новая структура высшего образования будет включать новые ступени - бакалавриат и магистратуру. При этом будет сохранена система подготовки специалистов с высшим образованием. Получат развитие интенсивные методы обучения, система рейтинговой оценки знаний и аттестации студентов, основанные на использовании новейших информационных технологий, дистанционное обучение.
Решению этих задач будут способствовать: поддержка системы на основе поэтапного повышения прямого бюджетного финансирования, создание условий для привлечения в сферу образования внебюджетных средств, повышение социального статуса работников образования.
От редакции. Ну вот, подведены итоги, намечены задачи и перспективы. Теперь всем нам надо приниматься за дела.
На пороге нового учебного года
Ну вот, закончились отпуска у преподавателей, отгуляли свои каникулы студенты. И хоть жара в этом году стоит невыносимая, а лето, кажется, не собирается уходить, однако, на деревьях где-нигде уже появляются желтые листья, хозяйки вовсю занимаются заготовками овощей и закатками фруктов, дети собираются в школу... А это значит, что осень на носу. Не за горами и начало учебных занятий в нашем университете. Что же нового могут увидеть студенты, перешагнув университетский или общежитский порог? А нового немало. Совершенно неузнаваем вход-крыльцо во 2-й корпус. Новые ступеньки, закругленная форма крыльца, с двух сторон - необычного дизайна массивные цветочницы для клумб. Шикарные входные двери. Пол в тамбуре из мраморных плит. Над входом красуется отреставрированный козырек со встроенными потолочными светильниками. Дорожка и площадка перед корпусом ровненько залита новым асфальтом. Все лето здесь трудилась специализированная бригада. Сейчас завершенная работа радует глаз. В этом корпусе - приемная комиссия. И именно с этого, теперь уже нового порога, у абитуриентов все начинается. Еще отремонтированы поточные аудитории, во 2 и 5 корпусах заканчивается ремонт туалетов, продолжаются ремонтные работы в бассейне. Теперь кое что о «хлебе насущном», т.е. о питании. В столовой общежития №1 заканчивается капитальный ремонт. При помощи общественного объединения «Социальная защита» в ней установлено новое технологическое оборудование. С этим же объединением подписан контракт об обеспечении студентов полноценным питанием по минимальной наценочной категории и о скидке 50% стоимости обедов для 100 наименее обеспеченных студентов, а также о предоставлении рабочих мест для студентов университета. За счет средств университета заканчиваются косметические ремонты столовых в общежитии №2, во втором учебном корпусе и в буфетах. Для них закуплены кассовые аппараты и проводится замена устаревшего технологического оборудования. А чтобы можно было перехватить свежую вкусную булочку в перерыве между лекциями, на базе кондитерского цеха столовой при общежитии №2 будет создана розничная торговая сеть по продаже кондитерских изделий во всех корпусах. Что же касается «второго родного дома», то бишь общежитий, и здесь проведена большая работа: отремонтированы места общего пользования и душевые, налажена пожарная сигнализация, газовые плиты заменены электрическими. Наконец-то закуплена новая мебель и постельные принадлежности. Все существовавшие замечания санстанции и пожарного надзора устранены. И, как сами понимаете, на все это затрачены деньги немалые и вовсе не лишние (241 млн. внебюджетных и 108 млн. рублей бюджетных средств). Со своей стороны администрация сделала и делает все, чтобы в университете студент мог достойно учиться, а в общежитии ему было уютно жить. Пользуйтесь, пожалуйста, учитесь, живите. Но только уж берегите, относитесь с любовью к своему университету, уважайте труд и заботу о вас. Но снова возникает возмутительное непонимание со стороны студентов. Был такой договор у ректората с проживающими в общежитии студентами: жильцы до 15 августа произведут своими силами косметический ремонт своих же комнат (кое-где переклеят обои, подкрасят, подремонтируют). Одним словом, создадут сами для себя если не комфорт, то хотя бы уют. И что же, комиссия ничего подобного в некоторых комнатах не обнаружила. В них почти все осталось без изменений. Мало того, беспорядка еще добавилось. А на свежевыкрашенных стенах кое-где уже появляются неприглядные надписи. Но всякому терпению приходит конец. Теперь ректорат намерен самым строгим образом наказывать любую наглость и хамство. Приказ ректора о выселении из общежития последует за малейшее нарушение правил проживания, материальный ущерб или несоответствующее поведение. Тем более, что желающих жить в общежитии во много раз больше, чем мест в них. А ведь всего-то бережное отношение студентов к материальным ценностям помогло бы сэкономить средства, которые можно было бы использовать по другому назначению, например, приобрести на них новый компьютер. Если же студенты не станут нарушать элементарных правил, то и администрации не придется применять к ним экстренные меры. В этом случае обе стороны окажутся лишь в выигрыше..
31 августа 2001 года состоялось торжественное посвящение в студенты и это событие останется в памяти первокурсников навсегда.
Мы верим, чтo ты, первокурсник, достойно пронесешь факел знаний к вершинам науки
Перед собравшимися первокурсниками с напутственным словом выступили ректор университета, профессор М.П.Батура; заведующий кафедрой электронной техники и технологий, дважды лауреат Государственной премии Республики Беларусь А.П.Достанко; заведующий межвузовской кафедрой спортивного совершенствования, трехкратный Олимпийский чемпион А.В.Медведь; академик НАН Беларуси, Чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь в странах Бенилюкса В.А Лабунов; выпускник кафедры микроэлектроники, президент правления Приорбанка С.А.Костюченко, председатель Совета ветеранов, генерал-майор в отставке А.Н. Быков. Ребята получили также родительское благословение: «Научитесь радоваться каждому дню, любите свою будущую специальность, будьте благодарны преподавателям, которые будут рядом с вами, не забывайте родителей, уважайте друг друга».
Наш университет молод, молоды и его традиции, которые создавались трудом всего коллектива. Получая студенческий билет, вы получаете право хранить и преумножать традиции.
В жизни каждый человек делает много осознанных и правильных шагов. Вот и вы поступили в один из самых престижных вузов нашей республики - университет информатики и радиоэлектроники. Здесь вы получите знания, которые ценятся во всем мире. Сможете не только учиться, но и двигать вперед науку. Не упускайте возможности, которые вам предоставляет университет:
стать студентами мирового масштаба
изучить несколько иностранных языков
заниматься физкультурой и спортом.
За годы пребывания в нашем университете вам предстоит написать свою студенческую страничку, так пусть же через пять лет у вас будет хотя бы 2 томика прекрасных воспоминаний о студенческой жизни.
Какой первокурсник 2001 года?...
Сейчас о нем можно судить лишь по результатам вступительных экзаменов. Он только еще вошел в стены вуза и делает первые шаги по трудной стезе студенчества. С некоторыми первокурсниками побеседовал наш корреспондент.
Дима Воробьев поступил на факультет компьютерного проектирования.
-Я окончил Минскую школу №52. В 7 классе серьезно увлекся компьютером и, чтобы расширить свои знания, пришел во Дворец детей и молодежи, где с отличием закончил курсы компьютерного программирования. Мне очень нравится писать разные программы. По-моему, сейчас слово за техникой, поэтому и выбрал этот вуз.
Максим Базилевский окончил гуманитарную лингвистическую гимназию в Солигорске. Средний балл аттестата 4,7. Владеет английским и французским языками.
-Не задумываясь, подал документы в БГУИР. Считаю, что дальнейшее развитие техники целиком зависит от компьютеров. А экономика помогает развитию процесса. Очень нравится работать с компьютерами, а БГУИР - единственный вуз, где объединены техника и экономика. Да и многие знакомые рекомендовали БГУИР, как самый престижный технический университет. Я успешно прошел тестирование, сдал экзамен по математике и русскому языку. Горжусь, что стал студентом экономического факультета.
Мария Виноградова окончила Борисовскую Белорусскую гимназию с золотой медалью.
- Поступила на экономический факультет, потому что считаю экономику наукой, необходимой всем и всегда.
Мечтает окончить университет с отличием, а для этого придется приложить «максимум старания».
Максим Поляков и Дима Уманев закончили СШ №52 г. Минска. Учились в параллельных классах, правда, Максим - в лицейском. Теперь оба стали студентами факультета компьютерного проектирования. Диме повезло чуть меньше, он - на платном обучении. Компьютер у него с детства, поэтому и выбор будущей профессии определен уже давно. Максим же первым сдавал экзамен по русскому языку, получил 4,5. Этого оказалось достаточным для его зачисления. «Правда, - поделился секретом Максим, - я больше хотел на ФКСиС, чтобы быть ближе к программированию, но испугался: проходной здесь был уж слишком велик 5,0 (т.е. зачисляли только медалистов)». Несмотря на это, студент рад, что за его учебу не придется платить родителям. И, может быть, сбудется его мечта: они подарят ему компьютер.
Оба студента самым серьезным образом настроены на учебу. «Наступила компьютерная эра, и нам нельзя отставать от времени. Поэтому и выбрали БГУИР. Знаем, что учиться будет нелегко. Но это и понятно: без труда в жизни ничего не достичь».
Доклад ректора
Уважаемые коллеги!
Прошедший учебный год был особенным для коллектива нашего университета. Переход от ХХ к ХХI веку - от века атомной энергетики к веку глобальной информатизации - накладывает отпечаток на деятельность БГУИР, который призван готовить специалистов в области информатики, радиоэлектроники, телекоммуникации и других смежных направлений. С учетом этих обстоятельств в прошлом учебном году разработан ряд основополагающих документов, регламентирующих деятельность университета.
Активно и напряженно функционировал наш высший орган управления - Совет университета, на котором рассмотрены важнейшие вопросы развития БГУИР. На базе его решений произведены некоторые структурные изменения. Управление информатизации преобразовано в Центр информатизации и инновационных разработок. В УМУ создан редакционно-издательский отдел. В начале года мы вынуждены были сменить руководство Спецфакультета. На его базе создан Институт переподготовки и повышения квалификации кадров в области информатики и радиоэлектроники.
По решению Совета в этом году впервые проводился набор студентов на новую специальность «Информационные системы и технологии в экономике».
Проделана большая работа по открытию в университете магистратуры. С 1 октября 2001г. предполагается начать подготовку магистрантов по очной и заочной форме обучения.
На заседаниях Совета рассмотрены также вопросы, относящиеся к работе НИЧ, отдельных факультетов и кафедр, других подразделений.
Оптимизирована структура научно-методического совета университета. На его заседаниях рассмотрены базовые и рабочие учебные планы специальностей, учебные программы дисциплин, обсуждались новые технологии в обучении. В прошлом учебном году разработаны и утверждены Министерством образования 72 учебные программы по всем общенаучным и общепрофессиональным дисциплинам специальностей БГУИР, входящих в УМО вузов по образованию в области электрорадиотехники и информатики. В этом учебном году предстоит активно поработать над подготовкой типовых программ по специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций.
Большое внимание ректорат и научно-методический совет, УМУ университета уделяют обеспечению учебного процесса учебной, методической, справочной литературой. В 2000 - 2001 годах в фонд библиотеки закуплено около 9000 книг. На ротапринте издано 267 учебно-методических работ, общим объемом 767 печатных листов, на 2002 год запланировано издать 198 работ объемом 424 печатных листа. В числе изданных нами изданий - 18 учебных и учебно-методических пособий с грифом Министерства образования и Центра учебной книги и средств обучения. Приятно отметить, что впервые подготовлено 15 электронных учебных пособий. Хорошо идет работа по плану издания учебно-методической литературы на ФИТиУ - это единственный факультет, где не было «должников». Нет замечаний по изданиям к ФДПиПО, а среди кафедр - к кафедре иностранных языков №1. Следует активизировать контроль по выполнению издательского плана на факультетах ФКСиС, ФТК и ЭФ.Перерегистрирована лицензия университета на полиграфическую деятельность и получена лицензия на издательскую деятельность. Это открывает новые возможности для дополнительного издания методических разработок, в том числе и на коммерческой основе. УМУ, библиотеке следует шире популяризировать изданные учебно-методические разработки сотрудников университета в газете «Импульс», в электронной сети.
По решению Министерства образования на базе нашего университета в мае 2001 г. проведена Республиканская научно-методическая конференция «Проблемы и пути развития высшего технического образования». Опубликованы материалы в 2-х частях, в которые вошли 210 тезисов докладов и сообщений. Живой интерес вызвала проведенная в ходе работы конференции выставка обучающе-информационных продуктов и учебно-методической литературы, авторами которой являются сотрудники БГУИР.
В университете продолжалось использование и развитие передовых технологий обучения: рейтинговой системы всесторонней оценки деятельности студентов, дистанционного образования, внедрения в учебный процесс элементов научных исследований.
Значительные результаты достигнуты в укреплении учебно-лабораторной базы. За счет бюджетного и внебюджетного финансирования было приобретено в 2000 году и первом полугодии 2001 года компьютерной и другой дорогостоящей техники на общую сумму, эквивалентную 201 тысяче долларов.
Особое внимание уделялось дальнейшему совершенствованию воспитательной и информационно-пропагандистской работы. Для этого на каждой профилирующей кафедре введена должность заместителя заведующего по информационно-воспитательной работе. Был организован семинар кураторов учебных групп и воспитателей общежитий. В помощь кураторам подготовлено методическое пособие «Будем знакомы», разработан «Дневник куратора». Организовано информирование студентов через локальную телевизионную сеть Студенческого информационно-развлекательного центра.
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в БГУИР стало развитие студенческого самоуправления.
По инициативе органов студенческого самоуправления и при поддержке ректората создана общественная комиссия по контролю за работой комбината питания, организованы отряды общественного порядка во всех учебных корпусах, введена в строй компьютерная сеть в общежитии №2, возродился КВН в стенах нашего университета.
В общежитии № 2 открыт психолого-адаптационный центр.
Заметна в университете культурно-массовая и спортивная работа. За прошлый учебный год два коллектива - вокальный ансамбль и студия бального танца удостоены звания лауреатов народного творчества, подготовлено 4 мастера спорта, 14 спортсменов-разрядников, университет занял третье место в республиканских студенческих играх.
Главным итогом нашей многогранной учебно-воспитательной работы является выпуск и трудоустройство инженеров.
В 2001 году выпущено 1154 молодых специалиста (в 2000 году - 1059). Работали 22 Государственные экзаменационные комиссии по 16 специальностям.
1013 человек (87.8 %) защитились на «хорошо» и «отлично», из них только на «отлично» 567 человек; 78 студентов получили дипломы с отличием; 120 выпускников рекомендованы ГЭК для поступления в аспирантуру.
Все дипломные проекты выполнены с использованием вычислительной техники, многие реально внедрены в производство.
Руководство дипломным проектированием и рецензирование проектов было обеспечено квалифицированными специалистами, имеющими большой опыт научной и производственной деятельности.
Многие дипломные проекты выполнены по тематике, связанной с проводимыми в БГУИР научно-исследовательскими работами, направлены на совершенствование учебно-лабораторной базы, некоторые дипломники имеют научные публикации по темам дипломных проектов.
Распределение выпускников 2001 года прошло при большой заинтересованности предприятий Беларуси в наших молодых специалистах. 754 выпускника, что составляет 92.4 %, получили рабочие места. Заявки на 379 мест, из которых 280 минских, остались неудовлетворенными. Наибольшим спросом пользуются выпускники факультета компьютерных систем и сетей.
Однако нельзя за хорошими итоговыми результатами не видеть наших издержек, просчетов и недостатков. Еще не сложилась четкая и действенная система контроля за качеством проведения всех видов учебных занятий. Слишком много пропусков без уважительных причин, по существу не налажен их учет. Нередки случаи антиобщественного поведения студентов в университете, нарушения норм проживания в общежитиях и правонарушений в общественных местах. За год получено около 25 сообщений из милиции о задержании студентов университета в пьяном виде.
Как следствие, слишком много отчислений из университета. Так, за предыдущий учебный год отчислено с дневных факультетов 324 человека, с вечернего - 66, и с заочного факультета - 188. Более половины отчисленны за академическую неуспеваемость, причем большинство из них те, кто обучается за оплату. Здесь есть поле деятельности для проректоров по учебной работе, деканов факультетов, заведующих кафедрами.
Коротко о работе по профориентации и итогах набора на первый курс.
В университете создан и набирает силу Центр профориентации молодежи. В марте 2001г. проведены Дни открытых дверей.
В этом году БГУИР принял участие в организации «Телетестинга» и централизованного тестирования.
В централизованном тестировании по стандартной методике, приняли участие: по русскому языку - 252 человека, по физике - 594 , по математике - 1571, по белорусскому языку - 302 человека. В настоящее время имеются все предпосылки для организации централизованного тестирования в пределах Республики Беларусь, что позволит значительно упростить процедуру организации, проверки результатов и выдачи сертификатов.
В мае 2001 года проведены предметные олимпиады по физике и математике. Из общего количества победителей олимпиад, каждый четвертый победитель - слушатель наших подготовительных курсов.
В этом году в БГУИР сложился самый высокий конкурс среди вузов республики - 5.2 человека на место.
На первый курс зачислено: на дневные факультеты - 950 студентов по госбюджету, 630 - на платной основе; на вечерний факультет - 95 по бюджету, 50 - за оплату; на заочный факультет - 185 по бюджету и 160 за оплату.
Таким образом, в университете в 2001/2002 учебном году будет заниматься 8950 студентов из них на платной основе 2800, т.е. 31 %.
В связи с увеличением контингента студентов дневной формы обучения проведен анализ эффективности использования площадей университета и общеуниверситетский аудиторный фонд пополнен 6 аудиториями. Но этих аудиторий (а их сегодня 80) недостаточно, поэтому пришлось увеличить число занятий, проводимых по субботам, и фактически отказаться от предоставления студентам этого дополнительного выходного дня. В начале 2001 года было проверено состояние учебных аудиторий, лабораторий, компьютерных классов и других помещений, определен объем ремонтных работ. Во время летних каникул проведены основные ремонтные работы силами впервые сформированных студенческих строительных отрядов. Всего отремонтировано 33 общеуниверситетских аудитории, включая 4 чертежных зала.
Уважаемые коллеги! Нашим университетом взят курс на комплексную информатизацию всех видов деятельности.В сжатой форме можно сформулировать следующие направления: реорганизация инфраструктуры специализированных подразделений и их комплектование квалифицированными кадрами; совершенствование вычислительной сети вуза; концептуальное моделирование объектов информатизации; системное проектирование комплексов задач и информационной системы в целом.
Для реализации этих задач в состав ректората введена штатная должность проректора по учебной работе, которому поручено курировать весь комплекс вопросов, связанных с информатизацией в университете.
Закуплено и установлено дополнительное сетевое оборудование, новое сетевое программное обеспечение и два специализированных сервера, предназначенных для повышения качества связи с Интернет и организации работы с большими базами данных.
Закуплена партия современных персональных ЭВМ для учебного процесса, научной работы и для прикладных разработок по линии информатизации различных сфер деятельности БГУИР (планируемая сумма затрат на эти цели в 2001 г. 200 тыс. долларов) В вычислительном центре вместо ранее использовавшейся установлена более современная большая ЭВМ класса Main Frame.
Утверждена концепция интегрированной информационной системы (ИИС) БГУИР.
Несколько ранее была разработана концепция создания и развития дистанционного обучения в университете.
В качестве стратегического способа информатизации БГУИР предложено использование Web-технологий и создание Intranet-системы с возможностями выхода в Internet. К настоящему времени разработана и находится в опытной эксплуатации новая версия Web-сайта университета.
В рамках принятой концепции ведется информатизация библиотеки. Согласно договору БГУИР с Научно-инженерным предприятием «Информационные технологии» НАН Беларуси внедряется разрабатываемая данным предприятием интегрированная корпоративная библиотечная система с Internet-доступом к информационным ресурсам.
В вузе имеется достаточно много подсистем, разработанных в предыдущие годы (кадры, бухгалтерия, приемная комиссия и т.д.). Интеграция имеющихся задач реализуется посредством создания информационных «шлюзов» и организации периодического обмена данных между локальными базами и главной базой данных интегрированной информационной системы.
Однако в информатизации БГУИР существует ряд проблем из-за недостаточной системной проработки вопросов комплексной информатизации сферы образования в целом. Большая надежда возлагается на Государственную программу создания образовательной сети «БЕЛНЕТ», в разработке которой приняли активное участие специалисты нашего университета.
В связи с недостаточным бюджетным финансированием используются дополнительные источники, включая внебюджетное финансирование; внешние средства по государственным заказам и международным проектам; помощь спонсоров.
Для решения проблемы кадров к работам привлекаются преподаватели кафедр, студенты, а также выпускники вуза прошлых лет. Кроме того, изыскиваются возможности целевой адресной финансовой помощи наиболее ценным специалистам за конкретные важные этапы работ. В частности, университет принимает активное участие в качестве одного из учредителей в формировании ассоциации «Инфопарк БГУ», через которую планируется выполнение зарубежных заказов по разработке программного обеспечения с льготным налогообложением.
Ведутся переговоры с государственными Internet-провайдерами, и в первую очередь с руководством Unibel и Белтелеком, о возможности увеличения для БГУИР пропускной способности приемо-передающих каналов выхода в Internet и снижения тарифов оплаты за их использование. Прорабатывается вопрос о приобретении по льготным ценам канала с пропускной способностью 10 Мбит.
Следует отметить активную работу в области информатизации университета директора ЦИИР доцента Ломако А.В., начальника отдела сетевых технологий и дистанционного обучения Жаврида Ю.Л., заведующего кафедрой ИИТ Голенкова В.В., декана ФЗО Красовского В.И.
Важную роль в развитии нашего университета как высшего учебного заведения университетского типа играет научно-исследовательская деятельность, которая в последние годы проводится достаточно успешно. На сегодняшний день общий объем выполняемых НИР составляет 5.2 млрд. руб., причем по-прежнему высокой (75%) сохраняется доля внебюджетного финансирования. Следует отметить, что по этим показателям наш университет уже несколько лет подряд лидирует среди вузов и научных организаций республики.
В университете проводятся исследования по 348 темам, включая 194 госбюджетные темы целевого финансирования, 6 тем, финансируемых Фондом информатизации, и 32 - Фондом фундаментальных исследований, 62 хозяйственных договора, 16 зарубежных контрактов и 38 НИР, выполняемых во второй половине дня профессорско-преподавательским составом, а также докторантами, аспирантами и студентами. Университет участвует в выполнении двух международных программ (INTAS, COPERNICUS), 27 государственных, межвузовских и отраслевых программ. Из средств государственного бюджета наибольший объем работ финансируется Министерством образования - 742.6 млн. руб. и Фондом информатизации - 120 млн. руб. Объем работ, выполняемых за счет внебюджетных средств, составляет 3.9 млрд. руб., из них 3.4 млрд. руб. (87.2%) приходится на долю зарубежных контрактов.
На протяжении нескольких лет мы проводим маркетинг наших технологий, приборов и устройств на рынках Вьетнама, Сирии, Египта, Объединенных Арабских Эмиратов. В этом году мы достигли существенных результатов в продвижении на Египетский рынок систем и компонентов современной компьютерной технологии вибромониторинга механизмов с вращательным принципом действия, разрабатываемых в НИЛ 6.2 (зав. лабораторией Костюк С.Ф.). В итоге подписан Меморандум с Холдинговой компанией, которая входит в структуру Министерства энергетики АРЕ и курирует работу всех энергетических предприятий Египта.
В результате конкурса, объявленного в рамках Европейской программы «Технологии информационного общества», БГУИР включен в число соисполнителей проекта, посвященного научным исследованиям и обучению в области проектирования систем на кристаллах. Участниками проекта являются около 20 университетов и научных организаций Европы. Научным руководителем со стороны Республики Беларусь является доцент кафедры микроэлектроники Нелаев В.В.
Всего за истекший период этого года 142 экспоната были представлены на различных выставках и ярмарках, по результатам участия в которых университет отмечен двумя дипломами и Почетным сертификатом.
Значительный интерес у отечественных потребителей вызывают разработанные в НИЛ 5.3 (научный руководитель Лыньков Л.М., заведующий лабораторией Давыдов Г.В.) радиопоглощающие материалы на основе трикотажных полотен, устройство защиты речевой информации, ресурсосберегающие хладоновые системы охлаждения технологических жидкостей. Большим спросом на внутреннем рынке по-прежнему пользуется уже упомянутый вибродиагностический комплекс «Лукомль», которым оснащены практически все крупнейшие ТЭЦ нашей республики и начинается его внедрение на предприятиях малой энергетики. По заказу Министерства связи Республики Беларусь в НИЛ 1.7 (заведующий лабораторией Мордачев В.И.) выполняется большой объем работ по планированию и распределению радиочастотного ресурса и обеспечению электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств.
Общий объем хоздоговорных работ в интересах предприятий республики увеличился по сравнению с прошлым годом в 2.5 раза и составил 549.9 млн.руб.
Отрадно, что реальный вклад наших ученых в развитие промышленности республики и создание конкурентоспособной импортозамещающей продукции отмечен двумя Государственными премиями (профессоры Карпович С.Е. и Кундас С.П.).
В этом году сформированы и направлены на конкурс Минобразования проекты трех межвузовских программ: «Мониторинг» (научный руководитель Муравьев В.В.), «Электродинамика» (научный руководитель Кураев А.А.), «Телекоммуникации» (научный руководитель Конопелько В.К.). Впервые подготовлена и представлена на конкурс внутривузовская программа «Радиоизмерительные устройства и диагностические системы» (научный руководитель Гусинский А.В.), 19 проектов направлено на конкурс для включения в государственные программы фундаментальных исследований и 28 - в межвузовские программы. В целом бюджетная заявка университета на 2002 год включает 1.22 млрд. руб. на финансирование фундаментальных и поисковых исследований и 270 млн. руб. на приобретение уникального измерительного оборудования. Но даже если эти средства будут выделены в полном объеме, их явно недостаточно для обеспечения полноценного функционирования научно-исследовательских подразделений. Без развития инновационной деятельности и притока внебюджетных средств научные исследования просто начнут сворачиваться.
К сожалению, мы должны констатировать, что уже много лет внебюджетное финансирование НИР обеспечивается и поддерживается одними и теми же коллективами под руководством профессоров В.В. Муравьева, В.А. Сокола, доцентов Э.А. Бакановича, А.В. Гусинского, заведующих лабораториями Ю.П. Воробьева, А.В. Рубаника, В.И. Мордачева, С.Ф. Костюка.
Не в полной мере реализован потенциал ряда лабораторий, которые уже много лет выполняют значительные объемы фундаментальных исследований за счет средств государственного бюджета. Это НИЛ 3.1 (заведующий лабораторией Петровский А.А.), НИЛ 3.3 (Ярмолик В.Н.), НИЛ 3.6 (Садыхов Р.Х.), НИЛ 7.1 (Колосов С.В.). Здесь есть что представить международным исследовательским центрам, а также отечественным и зарубежным потребителям. Именно на приведение в соответствие статуса научных подразделений объемам и эффективности выполняемых работ направлена структурная реорганизация НИЧ, в результате которой 5 научно-исследовательских лабораторий и 4 группы расформированы, и 6 НИЛ преобразованы в исследовательские группы.
Сейчас надо делать не только, да даже и не столько, что умеешь и делал всегда, а то, что востребовано на рынке.
Какие же видятся пути решения этих проблем?
1. Повысить уровень НИР и отдачу от НИР можно, если научные работники будут иметь достойную оплату труда. Сейчас такие возможности есть.
2. Надо сделать все возможное, чтобы наши ученые имели хорошие условия труда, техническое и информационное обеспечение, комфортно оборудованное рабочее место.
3. В современных условиях наиболее перспективным является временное объединение имеющегося потенциала и возможностей различных организаций (вузов, институтов НАНБ, отраслевых НИИ, промышленных предприятий) в рамках временного научного коллектива для решения конкретных вопросов.
4. Надо искать новые применения своим знаниям и умениям. Причем, поскольку рынок новых технологий в республике очень узкий, надо ориентироваться на зарубежные рынки (Россия, Китай, Индия, Сирия и т.д.).
Однако, делая любые преобразования, надо исходить из того, что развитие любых форм научной деятельности в вузе, коммерциализация научных исследований должны способствовать постоянному совершенствованию учебного процесса на базе использования научных достижений.
Международное сотрудничество осуществлялось по трем основным направлениям:
- в рамках договоров и личных контактов сотрудников с вузами и фирмами зарубежных стран в области образования и науки;
- командирование сотрудников и студентов университета для прохождения научных стажировок, на научную работу, включенное обучение студентов;
- участие сотрудников университета в международных конференциях, симпозиумах, выставках.
В настоящее время университет имеет 16 договоров о сотрудничестве с вузами и научными организациями Германии, Франции, Италии, Португалии, Польши, Австрии, КНР, Украины, России, Словакии, Монголии.
Наибольшую активизацию в прошедшем учебном году получило сотрудничество с университетом г. Вупперталь (Германия) и Высшей технической школой г. Миттвайда (Германия).
Так, в рамках новой рабочей программы с университетом г. Вупперталь проведены 2 научных семинара (один в БГУИР, с участием в нем представительной делегации из Вупперталя, второй - в Вуппертале с участием в нем ведущих ученых БГУИР). В результате этих мероприятий установлены прочные контакты по 6 научным и учебно-методическим направлениям, определены пути совместного участия в международных научных проектах, обмена студентами и преподавателями. Немецкой стороной уже приглашены на учебу 2 студента БГУИР, профессор В. Н. Ярмолик в Вупперталь в качестве гастпрофессора.
В 2000 и 2001 годах по различным видам командировок в страны дальнего зарубежья и СНГ выезжало 211 человек.
Университет посетили более 20 делегаций зарубежных стран.
В БГУИР обучалось 18 граждан из зарубежных стран и более 125 студентов из стран СНГ. В настоящее время прорабатывается проект об обучении в университете 30 вьетнамских студентов, имеются предложения и из других стран.
Наибольшую активность в сотрудничестве с зарубежными партнерами проявляют кафедры ПОИТ, высшей математики, ЭВС, ЭТТ, ЭВМ, МЭ, руководители ряда НИЛ.
Позвольте остановиться на ключевой проблеме, от решения которой во многом зависит успех во всех сферах деятельности, на проблеме кадров.
Обучение студентов осуществляет квалифицированный профессорско-преподавательский состав численностью 693 штатных преподавателя, 324 (47 %) из них имеют ученые степени и звания, в том числе 49 докторов и 275 кандидатов наук. В соответствии с решением Совета университета преподаватели без ученой степени, имеющие большой педагогический опыт и научно-методические работы, могут претендовать на должности старших преподавателей.
Общая численность работающих в университете - 1840 человек, значительная часть из них - пенсионеры. Проблема кадров обсуждалась на Совете университета в мае 2001 года, была разработана программа по привлечению к работе молодых преподавателей и сотрудников. Эта программа начала выполняться. В августе-сентябре 2001 года ожидается прибытие на работу в университет 58 наших выпускников, в ноябре - 18 человек, закончивших аспирантуру.
Основной проблемой системы подготовки научно-педагогических кадров является резкое падение числа защит диссертационных работ, хотя число аспирантов, окончивших обучение с одобрением и рекомендацией к защите диссертаций, достигает 60 %.
Проректору по научной работе, деканам факультетов, заведующим кафедрами, зав. аспирантурой и докторантурой в кратчайшие сроки необходимо проанализировать эффективность работы научных руководителей с аспирантами и не поручать руководство аспирантами научным руководителям, у которых низкая эффективность работы.
Говоря о кадрах, следует отметить и моральный аспект. В июне прошлого учебного года в наш университет Министерством образования направлено письмо с информацией о том, что по «Горячей телефонной линии» второго Всебелорусского народного собрания поступили два критических замечания по БГУИР из-за якобы имевших место фактов вымогательства преподавателями университета денег у студентов при сдаче экзаменов и защите дипломных проектов. В связи с этим Министерством было предложено провести в университете социологические исследования среди выпускников по данным вопросам. Данные проведенного анкетирования показывают, что часть студентов всех факультетов отмечает имевшие место факты дачи денег или подарков при сдаче экзаменов и зачетов. Есть в анкетах и фамилии некоторых преподавателей. Дело чести коллектива БГУИР исключить появление такой информации в адрес преподавателей университета. В анкетах студентов-выпускников есть также много предложений по улучшению организации учебного процесса, отмечены лучшие преподаватели, и преподаватели, о которых у студентов сложилось неблагоприятное впечатление. Анкетирование студентов станет систематическим и охватит студентов всех курсов.
Наконец, о спортивно-оздоровительном комплексе «Браславские озера», функционирующем с 1988 г. За это время там отдохнуло несколько тысяч студентов и сотрудников. Объединив бюджетные и внебюджетные средства, мы сумели за последние несколько лет существенно обновить материальную базу комплекса. В этом году отремонтированы домики, приобретен хозяйственный инвентарь, смонтирована и функционирует душевая установка, закончена отделка двух помещений повышенной комфортности, где можно отдыхать на протяжении всего года.
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами информацией о финансировании БГУИР.
Общий объем финансирования в 2001 году, утвержденный по смете, составляет около 3.9 млрд. рублей при наших потребностях по проекту сметы в 5 млрд., т.е. 71.3 % от потребности. В связи с этим университет изыскивает внебюджетные источники. Так, за 2000 год все доходы по этим источникам составили 1 млрд. 51 млн. рублей, причем около 660 млн. рублей - за счет платного обучения. Для увеличения притока внебюджетных средств БГУИР сдает в аренду не используемые в учебном процессе помещения. Для этих целей создан отдел арендных и договорных отношений. По состоянию на 1 июля 2001 г. сдано в аренду 1940 кв. м. площади. Арендная плата за месяц составляет около 10 тыс. долларов США.
Основные направления использования внебюджетных средств: фонд зарплаты - 32.4%, приобретение оборудования - 17.0 %, канцелярские расходы - около 10 %, капитальный ремонт - около 10 %, прочие текущие расходы - остальная часть.
Ректорат уделяет первостепенное внимание росту заработной платы работников университета. Если за 2000 год среднемесячная зарплата по университету составляла 66.8 тыс. рублей, а профессорско-преподавательского состава - 85.5 тыс., то в июне 2001 года за счет бюджета и внебюджета среднемесячная зарплата по БГУИР - 140.8 тыс. рублей, в том числе у ППС - 168.8 тыс. рублей. Кстати замечу, что 5 наших сотрудников (Алишев Я.В., Карпович С.Е., Кураев А.А., Образцов С.Н., Чердынцев В.А.) по решению Совета университета представлены для установления надбавки за выдающийся вклад в развитие высшего образования.
О многих проблемах и путях их решения я уже говорил при рассмотрении отдельных сторон нашей деятельности. Остановлюсь лишь на главных задачах в новом учебном году.
В 2001/02 учебном году нам предстоит динамичная работа по всем направлениям.
По организации учебно-воспитательного процесса:
- необходимо определиться и открыть подготовку специалистов еще по одной новой специальности, как мы это делали в последние годы;
- приступить к разработке образовательных стандартов второго поколения и новых учебных планов специальностей на их основе;
- проректорам по учебной работе создать действенную систему контроля за качеством проведения всех видов занятий и воспитательных мероприятий, за использованием в процессе обучения новейших технологий;
- первому проректору взять под контроль работу и оказать помощь в становлении Института переподготовки и повышения квалификации кадров в области информатики и радиоэлектроники.
По проведению научных исследований:
- руководству НИЧ осуществить конкретные меры по стимулированию исследований, направленных на получение конечного результата, на использование достижений НИР в учебном процессе;
- проректору по научной работе взять под особый контроль предконтрактную проработку проектов в Индии, КНР, Италии, Германии, где в этом году завершаются контракты, и активизировать освоение новых рынков для реализации нашей научно-технической продукции;
принять окончательное решение по статусу и дальнейшей работе НИК кафедры ЭТТ.
По подготовке и использованию кадров:
- необходимо осуществить реализацию программы привлечения на работу молодых специалистов, развернуть подготовку магистров, в том числе и для БГУИР, повысить эффективность работы аспирантуры и докторантуры;
- необходимо на всех уровнях пересмотреть резерв на замещение должностей, постоянно работать с ним и периодически рассматривать эти вопросы на заседаниях Совета университета и советов факультетов;
- проректорам и деканам факультетов следует усилить контроль за выполнением решений руководства университета в соответствии с распределением обязанностей;
- требуется произвести укрепление кадрами ряда подразделений университета: эксплуатационно-техническое управление, отдел охраны труда, штаб гражданской обороны и другие. Довожу до вашего сведения, что 27 августа назначен на должность проректора по строительству и эксплуатации зданий Новик Валерий Владимирович.
По информатизации:
- на всех факультетах пересмотреть содержание дисциплин с целью их компьютеризации;
- провести на должном уровне международную конференцию по дистанционному образованию и внедрить элементы дистанционного обучения на заочном факультете;
- проректорам по учебной работе в течение учебного года проанализировать эффективность использования в учебном процессе вычислительной техники.
По строительству и ремонту:
- создать постоянно действующие ремонтные бригады;
- закончить ремонт бассейна и столовой № 92;
- продолжить строительство СКТБ с ОП, в 2002 году закончить строительство его вводной части.Недавно опубликована Концепция «Образование в Республике Беларусь на рубеже столетий», в которой определяются и перспективы развития системы высшего образования.
Новая структура высшего образования будет включать новые ступени - бакалавриат и магистратуру. При этом будет сохранена система подготовки специалистов с высшим образованием. Получат развитие интенсивные методы обучения, система рейтинговой оценки знаний и аттестации студентов, основанные на использовании новейших информационных технологий, дистанционное обучение.
Решению этих задач будут способствовать: поддержка системы на основе поэтапного повышения прямого бюджетного финансирования, создание условий для привлечения в сферу образования внебюджетных средств, повышение социального статуса работников образования.
От редакции. Ну вот, подведены итоги, намечены задачи и перспективы. Теперь всем нам надо приниматься за дела.
На пороге нового учебного года
Ну вот, закончились отпуска у преподавателей, отгуляли свои каникулы студенты. И хоть жара в этом году стоит невыносимая, а лето, кажется, не собирается уходить, однако, на деревьях где-нигде уже появляются желтые листья, хозяйки вовсю занимаются заготовками овощей и закатками фруктов, дети собираются в школу... А это значит, что осень на носу. Не за горами и начало учебных занятий в нашем университете. Что же нового могут увидеть студенты, перешагнув университетский или общежитский порог? А нового немало. Совершенно неузнаваем вход-крыльцо во 2-й корпус. Новые ступеньки, закругленная форма крыльца, с двух сторон - необычного дизайна массивные цветочницы для клумб. Шикарные входные двери. Пол в тамбуре из мраморных плит. Над входом красуется отреставрированный козырек со встроенными потолочными светильниками. Дорожка и площадка перед корпусом ровненько залита новым асфальтом. Все лето здесь трудилась специализированная бригада. Сейчас завершенная работа радует глаз. В этом корпусе - приемная комиссия. И именно с этого, теперь уже нового порога, у абитуриентов все начинается. Еще отремонтированы поточные аудитории, во 2 и 5 корпусах заканчивается ремонт туалетов, продолжаются ремонтные работы в бассейне. Теперь кое что о «хлебе насущном», т.е. о питании. В столовой общежития №1 заканчивается капитальный ремонт. При помощи общественного объединения «Социальная защита» в ней установлено новое технологическое оборудование. С этим же объединением подписан контракт об обеспечении студентов полноценным питанием по минимальной наценочной категории и о скидке 50% стоимости обедов для 100 наименее обеспеченных студентов, а также о предоставлении рабочих мест для студентов университета. За счет средств университета заканчиваются косметические ремонты столовых в общежитии №2, во втором учебном корпусе и в буфетах. Для них закуплены кассовые аппараты и проводится замена устаревшего технологического оборудования. А чтобы можно было перехватить свежую вкусную булочку в перерыве между лекциями, на базе кондитерского цеха столовой при общежитии №2 будет создана розничная торговая сеть по продаже кондитерских изделий во всех корпусах. Что же касается «второго родного дома», то бишь общежитий, и здесь проведена большая работа: отремонтированы места общего пользования и душевые, налажена пожарная сигнализация, газовые плиты заменены электрическими. Наконец-то закуплена новая мебель и постельные принадлежности. Все существовавшие замечания санстанции и пожарного надзора устранены. И, как сами понимаете, на все это затрачены деньги немалые и вовсе не лишние (241 млн. внебюджетных и 108 млн. рублей бюджетных средств). Со своей стороны администрация сделала и делает все, чтобы в университете студент мог достойно учиться, а в общежитии ему было уютно жить. Пользуйтесь, пожалуйста, учитесь, живите. Но только уж берегите, относитесь с любовью к своему университету, уважайте труд и заботу о вас. Но снова возникает возмутительное непонимание со стороны студентов. Был такой договор у ректората с проживающими в общежитии студентами: жильцы до 15 августа произведут своими силами косметический ремонт своих же комнат (кое-где переклеят обои, подкрасят, подремонтируют). Одним словом, создадут сами для себя если не комфорт, то хотя бы уют. И что же, комиссия ничего подобного в некоторых комнатах не обнаружила. В них почти все осталось без изменений. Мало того, беспорядка еще добавилось. А на свежевыкрашенных стенах кое-где уже появляются неприглядные надписи. Но всякому терпению приходит конец. Теперь ректорат намерен самым строгим образом наказывать любую наглость и хамство. Приказ ректора о выселении из общежития последует за малейшее нарушение правил проживания, материальный ущерб или несоответствующее поведение. Тем более, что желающих жить в общежитии во много раз больше, чем мест в них. А ведь всего-то бережное отношение студентов к материальным ценностям помогло бы сэкономить средства, которые можно было бы использовать по другому назначению, например, приобрести на них новый компьютер. Если же студенты не станут нарушать элементарных правил, то и администрации не придется применять к ним экстренные меры. В этом случае обе стороны окажутся лишь в выигрыше..