Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

№11 от 5 апреля 2005 г.



Где высоко стоит наука, там высоко стоит человек

Тот, кто уже встал на стезю науки, должен помнить, что путь этот нелегок — добыча новых знаний сродни поиску алмазов. Даже самые удачные научные судьбы складываются из преград, бессонных ночей, ошибок. Не сразу приходит и признание.

Наука и молодость не могут существовать одна без другой. Молодость науки — это, прежде всего, смелость в постановке новых целей, отвага в их достижении и методах осуществления. Это ярко продемонстрировали выпускники нашего университета магистранты: Светлана Гончарова,Ольга Мельгуй, аспирант Сергей Шкред став победителями Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь 2004 года. Они разные и сферы их научных интересов не совпадают, но упорная работа на результат и увлеченность своим делом — то общее, что делает их похожими.


15 марта 2005 года в нашем университете состоялось торжественное награждение Лауреатов Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь 2004 года. В конкурсе приняло участие 2288 человек.

Участие и победа в этом научном состязании, несомненно, станут стартовой площадкой для новых открытий, формирования научных школ. Министр образования Республики Беларусь А. М.Радьков отметил, что БГУИР как место проведения этого форума выбран неслучайно. Здесь сформировались известные в республике и за ее пределами научные школы, солидная материально-техническая база и как итог — хорошие результаты в подготовке специалистов и научных кадров для всех отраслей народного хозяйства.

Прогресс в науке — дело государственное

От имени депутатского корпуса собравшихся приветствовал заместитель Председателя постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу И.В.Котляров. детский садик монтессори Он подчеркнул, что этот праздник — залог и свидетельство того, что молодые ученые будут идти вперед. Обещая поддержку их благим устремлениям, Игорь Васильевич признался, что парламентарии в долгу перед высшей школой и наукой - закон о высшем образовании пока не принят. Но значимым событием может стать закон «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности». Он создаст новые условия для работы и оплаты труда ученых. Разрабатывается закон об интеллектуальной собственности.

Наша наука на правильном пути!

Уверен в этом Первый заместитель Председателя Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь А.А.Афанасьев. Поздравляя своих юных коллег с почетной наградой, отметил, что наука — как спорт, требует полной отдачи и не терпит перерывов, ей посвящают всю жизнь.

Заместитель Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси А.И.Лесникович в своем приветствии подчеркнул, что это торжество не парадное мероприятие, а своего рода демонстрация заинтересованности страны в развитии талантов нашей молодежи. В свою очередь, НАН делает все возможное для поддержки молодых ученых: выделяются гранты для магистрантов, аспирантов, докторантов, действует Совет молодых ученых. Призывая к тесному сотрудничеству, А.И.Лесникович сообщил, что планируется проведение конкурса на лучшую работу молодых ученых и студентов.

На этот форум съехалась талантливая молодежь из всех регионов республики. Многие впервые посетили наш университет. «Вы — будущая элита страны! И не сомневайтесь, — убежденно говорил ректор БГУИР, профессор, д.т.н. М.П.Батура. Как радушный хозяин он пригласил продолжить занятия наукой в стенах нашей альма-матер. Для этого у нас есть великолепные условия: магистратура по 18 специальностям, аспирантура — по 30, издается журнал «Доклады БГУИР».

Начинать научную деятельность надо как можно раньше и не беда, если нет опыта. Гораздо важнее воспитать в себе любознательность, которая со временем превратится в жажду научного познания.

Татьяна Катульская



На контроле — успеваемость

Первые итоги текущей успеваемости обсуждались на одном из последних ректоратов. Параметрами, определяющими состояние дел, стали: сравнительная характеристика успеваемости с предыдущим периодом, пропуск занятий, работа профессорско-преподавательского состава, комплекс воспитательных мероприятий, направленных на повышение эффективности работы.

Отчет деканов стал не формальной констатацией фактов и цифр, а вскрыл ряд проблем, наметил методы их решения.

Общий недостаток — стало снижение успеваемости после зимней сессии на 1—2 курсах. Возможно виной — самоуспокоенность студентов: легко сдали первую сессию — не будет проблем и со второй. Однако нагрузка возрастает, а учебный материал усложняется. Ситуация усугубляется пропусками занятий. Этой проблеме ректор уделил первостепенное внимание. Безусловно, посещение лекций зависит, прежде всего, от самого студента, его ответственности и серьезного отношения к учебе. Но есть категория, которую необходимо контролировать и направлять, как говорится, на путь истинный. Именно от реакции преподавателя на отношение студента к учебе зависят успеваемость и посещаемость занятий, уверен Михаил Павлович Батура. Один, уделив несколько минут перед лекцией, отметит всех отсутствующих по своим спискам, заодно сверив с данными старосты группы. Другой, на этом не остановится и на следующем занятии обязательно разберется в причинах отсутствия. Третий, начинает работу в аудитории именно с «группы риска», уделяя им особое внимание, потому что для него важно, чтобы в знаниях студента не было «белых пятен». Многие осуществляют проверку знаний, проводя микроконтрольные. Главное — не быть равнодушным. Сложная ситуация сложилась на 4 курсе ИЭФ: произошло снижение успеваемости. Одна из причин — в жестком, но оправданном подходе оценки знаний студентов. Выход был найден. За короткий период успели внедрить так называемый менеджмент качества по курсовому проектированию, приемлемый для всех факультетов. Этот универсальный подход обеспечивает более четкую систему, когда аттестация работы происходит поэтапно и в результате, курсовой проект выполняется с начала семестра, что, безусловно, повышает его уровень.

У преподавателей большой арсенал методов повышения качества учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, это индивидуальная работа с неуспевающими, дополнительные занятия, консультации, тесный контакт с родителями. На вооружении всех деканатов — рейтинговая система, информация об успеваемости обязательно вывешивается на всеобщее обозрение. Как крайняя мера наказания и в назидание другим — отчисление неуспевающих.

Особое внимание ректор заострил на активизации работы кураторов, так как именно на 1-2 курсах возникает немало проблем.

При обсуждении вопросов успеваемости обнаружилась нехватка учебников по некоторым дисциплинам. В качестве решения проблемы было предложено использовать возможности электронной библиотеки, в частности сканирование текста.

Сегодня в университете насчитывается 80% успевающих студентов, это немало. Однако, по мнению ректора, эту цифру можно увеличить. Главное, использовать все рычаги, правильно организовать работу. Учитывая, что основной процент неуспевающих составляют платники, особое внимание следует уделить качеству абитуриента. К нам должны приходить лучшие и, возможно, сле

 



Встреча на ФКП

2 марта 2005 года состоялась встреча ректора университета, профессора, доктора технических наук М.П.Батуры со студентами ФКП. Такие мероприятия уже стали не только доброй традицией, но одной из эффективных форм идейно-воспитательной работы в университете. Состоявшийся диалог позволил узнать о проблемах, волнующих наших студентов, выявить круг их интересов, мировосприятие и настроение. С неподдельным интересом был воспринят студентами доклад ректора о политике университета, его магистральных целях, планах, в которых студентам отводится главенствующая роль.Общежитие - дом родной

«Планируется ли строительство нового общежития»?

Вопрос традиционно задаваемый на всех встречах. На этот раз ректор уверенно ответил: «Да». Осуществлять строительство общежития на 300 комфортабельных мест будет ЗАО «Автопривал».

В последнее время новые магазины на любой вкус появляются, как грибы после дождя. Потому нелогичен был вопрос, заданный студентами:

«Почему в общежитии запрещают продажу продуктов, ведь это так удобно».

Но у общежития иное назначение и выполнять функции магазина не имеем права, — считает ректор. Кроме того, рядом с общежитием работают две столовые и несколько продовольственных магазинов.

По мнению Чехова, в человеке все должно быть прекрасно. Согласны с ним и наши студенты, задавшие вопрос:

«Правомерно ли запрещать пользовать утюгами и другими электроприборами в общежитии»?

Ректор проявил солидарность со студентами: молодые люди должны быть опрятными, ведь по одежке встречают. Но пользоваться утюгом лучше в специально отведенных комнатах. А вот использование тепло- и водонагревательных приборов пожарные службы запрещают.

Нельзя ли отменить отработки или продлить время их выполнения после 17.00 ?

Где, как не в общежитии, студент может реализовать свою давнюю мечту о студенческом самоуправлении, позаботившись о комфортабельных условиях проживания. По мнению Михаила Павловича, в отработках реализовывается один из важнейших принципов воспитания молодого человека — трудовой. Безусловно, трудиться на благо свое и общежития студенты должны в удобное для них время.

Неприкосновенность жилища, невмешательство в частную жизнь — одно из важнейших прав человека. Потому резонно прозвучал вопрос:

«Имеет ли право администрация студгородка открывать двери проживающих в их отсутствие своим ключом?

Ректор посоветовал воздержаться от такой практики, отметив, что в чрезвычайной обстановке это бывает необходимо.

Есть или не есть?

Почти по-гамлетовски поставили вопрос студенты о работе и питании в наших столовых. Прием пищи сродни ритуалу — он должен быть спокойным и приятным. Однако в наших столовых он далек от совершенства. Пугают то запахи, то содержимое котлет, да и не дешев наш студенческий общепит. Ректор эту проблему взял на заметку. Подчеркнув, что комиссии по питанию и студенческому профкому необходимо ужесточить контроль за работой столовых. В то же время студенты интересовались,

как продлить время работы столовой, а также наладить ее работу в субботу?

«И запахи не помеха», — с иронией заметил ректор, обещая рассмотреть и это предложение.

Красиво жить не запретишь

Нашим студентам присуща тяга ко всему новому, высокотехнологичному.

Заинтересовались они пластиковыми студенческими билетами, такими, как в БГУ.

Однако стоит этот документ 27400 руб. Зная не понаслышке, какой размах принимает утеря обычных студенческих билетов, всем это слишком дорого обойдется.

В университете создана отличная спортивная база и в планах — новые проекты. Но, как известно, предела совершенству нет. Вот студенты и предложили построить переход соединяющий 2-й корпус и спорткомплекс.

А почему не все остальные корпуса? Наверное, это не плохо было бы. Да только денег больших стоит. Так может лучше тренажерные залы обновить, инвентарь купить. А тот, кто так любит спорт, преодолеет 20 метров по свежему воздуху.

Нашим студентам присуще чувство юмора, и это здорово, но, может, они и не шутили, когда попросили дополнительную комнату для себя рядом с деканатом ФКП.

Изможденные долгим ожиданием в очереди за разрешением на пересдачу студенты только что не лежат рядом с деканатом. Наверное, готовы и ночевать, только вот деканат не вокзал и зал ожидания не предусмотрен. Так что, учись студент!

Непростая жизнь у студента: и стипендия маленькая и экзамены сложные, а тут еще трудно припарковать машину, особенно возле 1-го и 2-го корпусов.

Ректор напомнил, что университету и прилегающим застройкам более 40 лет. И о паркингах тогда не знали, строительство их не планировали. Однако ректор обещал подумать над решением этой проблемы.

Опять был поднят вопрос об оборудовании места для курения.

А нам это надо? Не враги же мы сами себе. Пора кончать с дурными привычками. К тому же специальные места для курения обходятся недешево.

Забыв народную мудрость о том, что тот, кто рано встает... студенты высказали пожелание, чтобы занятия начинались не в восемь, а в восемь тридцать. Однако решение этого вопроса не в компетенции руководства университета, а Мингорисполкома, который и устанавливает время начала занятий во всех учебных заведениях города.

Сокровищница знаний

«Почему запись в Национальную библиотеку осуществляется только с третьего курса»?

Ректор так прокомментировал эту ситуацию. В Минске 30 вузов и принять всех студентов для библиотеки не представляется возможным. К счастью, у БГУИР в этом плане отличные перспективы. В этом году в университете открылась электронная библиотека на 24 места и уже есть предварительная договоренность с директором строящейся Национальной библиотеки о том, что посредством оптоволоконной связи мы будем иметь доступ к ресурсам нашей национальной сокровищницы знаний.

А некоторым студентам не хватает литературы, в том числе, и художественной. Весьма похвальная тяга к знаниям. Михаил Павлович уверен, что электронная библиотека восполнит этот пробел. Кроме того, университет ежегодно закупает литературу приблизительно на 65 млн. рублей.

Научно-технический прогресс совершенствует учебный процесс

Несмотря на то, что в университете функционируют 14 компьютерных классов, студенты высказали пожелания увеличить их число и поинтересовались, нельзя ли взять на вооружение и компьютерные диапроекторы. Ректор напомнил, что 4 аудитории 3-го корпуса уже оборудованы этой техникой. Планируется увеличить их число. А также аудитории будут оснащаться новыми микрофонами, досками.

Ученье — свет

Может ли выпускник БГУИР продолжить обучение за рубежом сразу после получения диплома и как в этом случае быть с распределением?

Ректор подробно разъяснил: «Если студент обучался на платной основе, то от распределения он освобожден и вправе выбирать по желанию место работы. Что касается бюджетной формы обучения, то в новом проекте закона о высшем образовании выпускник обязан отработать 2 года по распределению и 3 года на любом предприятии Беларуси.

Волнует наших студентов и возможность получить в БГУИР второе образование.

Сделать это можно без проблем. Ректор пояснил, что если первое образование получено на бюджетной основе, то второе будет платным. Если ситуация обратная, то получить второе образование на бюджетной основе можно, поступая в университет по конкурсу.

Не остались безучастными и преподаватели к проблеме повышения качества знаний, задав вопрос:

«Не страдает ли качество образования при увеличении числа студентов, обучающихся на платной основе»?

Ректор М.П.Батура подчеркнул, что университет обязан реализовывать одно из важнейших демократических прав — право на образование. Кроме того, это один из наших источников денежных поступлений. Ведь бюджетного финансирования бывает недостаточно для осуществления ряда новых проектов.

Дело не в деньгах, а в их количестве...

Традиционно на всех встречах задается вопрос о размерах стипендии. Студенты обижаются и недоумевают:

«Почему она меньше, чем в ряде вузов нашего города»?

Ректор объяснил, что только в четырех вузах размер стипендии выше, поскольку они являются ведущими в национальной системе образования. Чтобы достичь этого статуса, нам необходимо соответствие ряду критериев. Одна из проблем — увеличение числа профессоров среди преподавательского корпуса. Решать эту проблему придется именно молодым. Так что впору подумать о науке, уважаемые студенты.

Готовь сани летом...

Пожаловались студенты и на то, что в ряде аудиторий холодно.

Интересовались, планируется ли замена оконных блоков во втором общежитии. Ректор заверил, что поэтапно такая работа будет вестись. 1 млрд.300 млн. руб. потребуется для решения этой проблемы во втором общежитии.

Поток вопросов был нескончаем, но, безусловно, диалог состоялся. Студенты были услышаны и поняты руководством университета. Это поможет в дальнейшем скорректировать планы учебно- воспитательного процесса. В свою, очередь студенты увидели, что для ректора, администрации университета нет мелочей, если речь идет о повышении качества знаний и условий жизни, учебы студента. Встреча продемонстрировала готовность обеих сторон к конструктивному диалогу.

 



Мистер БГУИР 2005

И наступит свет, и придет весна, и будет конкурс, и в конце останется только ОДИН. Из 12 самых достойных, самых смелых, мужественных и талантливых в равном соперничестве определится Лучший — Мистер БГУИР!

Кто же они, эти таинственные Черные Лошадки, почему решили принять участие в данном проекте?

Почебут Максим Валентинович, ФИТиУ
Родился 13 октября 1983 г. в г. Мосты
Знак Зодиака — Весы.
«Захотелось еще раз выйти на сцену вместе с танцевальным коллективом ФИТиУ».
О себе: «Увлекаюсь танцами абсолютно разных стилей. Равнодушен к карьере. В людях ценю доверие и дружбу. Себя считаю человеком целеустремленным».
Мечта: «Любимая жена и дружная семья».

Кавунов Максим Петрович, ИЭФ
Родился 8 апреля 1986 г. на Витебщине. Знак Зодиака-Овен.
«Я поступаю так не для того, чтобы быть лучшим, но чтобы стать лучше! И к тому же, это прекрасная возможность заняться собой, привести себя в хорошую форму и таким образом «не ударить в грязь лицом».
О себе: «Я реалист и для меня счастье — это всего лишь иллюзия, но я все же верю, что оно есть и постоянно его ищу. В музыке особых предпочтений нет, но в душе считаю себя рэппером. Увлекаюсь баскетболом с 6-го класса. Изредка пишу стихи, люблю готовить. Фаталист, но все же считаю, что для достижения успеха надо действовать!»
Мечта: «Счастье для себя и других».
О девушках: «Мое сердце пока свободно...»

Соснин Кирилл Евгеньевич, ИЭФ
Родился 31 августа 1986 г. в городе Барановичи. Знак Зодиака —Дева.
«Предпочитаю динамичный образ жизни, а проект Мистер БГУИР для меня — очередная возможность хорошо провести время».
О себе: «7 лет обучался бальным танцам, принимал участие в показательных выступлениях юных вокалистов в родном городе. Неравнодушен к иностранным языкам—неоднократно принимал участие в научных конференциях по английскому языку. Увлекаюсь настольным теннисом, волейболом».
О девушках: «В жизни для меня главное — хорошая семья и здоровье. А для создания счастливого брака я жду умную, умеющую слушать и красивую девушку».

Степанов Александр Сергеевич, ФТК
Родился 25 декабря 1985 г. в г.Минске. Знак Зодиака —Козерог.
Почему решил принять участие в данном проекте?
«Не смог устоять перед уговорами одногруппниц и согласился поучаствовать».
О себе: «Очень нравится футбол. Люблю читать книги, слушать музыку. Карьера для меня — способ потешить самолюбие. Для реализации своих планов не остановлюсь ни перед чем».
О девушках: «Девушка должна быть честной и не совсем глупой».

Крашенин Владимир Петрович, магистратура
Родился 20 августа 1982 г. Знак Зодиака—Лев
Почему решил принять участие в данном проекте?
«Я считаю это интересным и к тому же, хочется попробовать свои силы, показать себя».
О себе: «Маленькие жизненные неудачи не мешают реализовывать большинство своих способностей и оставаться настоящим ЧЕЛОВЕКОМ. В этом мне помогает настойчивость, расчётливость, целеустремлённость и, конечно же, хорошее отношение к людям. Мои увлечения не имеют границ, но особенно нравится волейбол и танцы»
О девушках: «Я вижу человека таким, какой он есть. Другое дело, когда кто-то тебе подходит, а кто-то нет..»

Лихемович Андрей Николаевич,ФРЭ
Родился 1 июля 1985 г. Знак Зодиака—Рак.
Люблю соревноваться и вообще положительно отношусь к подобного рода конкурсам».
О себе: «Увлекаюсь азартными играми, танцами, футболом, баскетболом, бильярдом и музыкой. В жизни всего добиваюсь сам при помощи своей настойчивости, самоуверенности. Каждый день стараюсь прожить ярко и красиво».
Мечта: «Не стареть и не умирать» (тоже мне горец!)

Ямовенко Анатолий Юрьевич, ФКП (известен под псевдонимом Хмара А.Ю.)
Родился 4 мая 1985 г. Знак Зодиака—Телец.
«Представляю свой факультет по совету культорга Боровик Алены».
О себе: «Всегда стремлюсь к совершенству, поэтому у меня широкий круг интересов. Занимался акробатикой, балетом, бальными танцами, тайским боксом, прыжками с парашютом. Еще пишу стихи и песни, а последние 4 месяца учусь играть на гитаре».
Мечта: «Прожить жизнь ярко и испытать состояние невесомости».

Мисеюк Евгений Валерьевич, ФКП
Родился 17 марта 1986г. в г. Минске. Знак Зодиака —Рыбы.
Почему решил принять участие в данном проекте?
«Чтоб себя показать и на других посмотреть!»
О себе: «Увлекаюсь цирковым искусством, музыкой и туризмом. Всегда стремлюсь двигаться вперед несмотря ни на какие трудности. В людях ценю честность, справедливость, доброту, ум и отзывчивость».
Мечта: «Быть счастливым и никогда не знать огорчений!»

Немков Василий Сергеевич, ФТК
Родился 29 июля 1986 г. в г.Владивостоке. Знак Зодиака—Лев.
Почему решил принять участие в данном проекте?
«Девушки уговорили!»
О себе: «В Беларуси живу уже 10 лет. Страна нравится. Увлекаюсь баскетболом и программированием, люблю читать книги и слушать музыку. В сущности я — человек независимый, поэтому стараюсь по жизни никому не подчиняться».
О девушках: «В девушках ценю ум, привлекательность и женственность».

Теплоухов Никита Сергеевич, ФКСиС
Родился 13 июня 1986 г. Знак Зодиака — Близнецы.
«Захотелось представить любимый факультет!» (какая оригинальность;)))
О себе: «Для меня в жизни главное независимость, в людях — юмор и «серые клеточки». Главный жизненный принцип: делать все, чтобы не жалеть, что что-то там не успел. Для достижения своих целей предпочитаю использовать «метод перебора» и «быстрой сортировки».
О девушках: Своей мечтой и идеалом женской красоты Никита признает Дж.Лопез.

Климовец Андрей Николаевич, ФИТиУ
Родился в 1986 г. в г. Иваново.
«Моей натуре присущи разносторонние интересы, и еще в детстве проявилась любовь к сцене»
О себе: «Я — очень добрый и весёлый человек. Имею музыкальное образование, люблю играть на гитаре и являюсь участником рок-группы. Так же неравнодушен к творчеству во всех сферах его проявления. По отношению к карьере придерживаюсь нейтральной позиции, называемой «золотой серединой».
О девушках: «Мечтаю о красивой, умной, доброй».

Ну что ж, итоги подведены. Добрые молодцы боролись честно, достойно и красиво. И победил сильнейший. И да прибудет с вами сила джедайская и в завтрашнем дне.

Пашковская Марина, Н.А.А.



ВОПРОС — ОТВЕТ

1.Зачем нам комендант?

Смеркалось. В маленькой комнате собралась небольшая компания близких друзей (человек 10). Милые беседы на повышенных тонах, приятные мелодии, доносящиеся из-за дверей комнаты, — ну чем не повод заглянуть на огонек, а точнее яркий свет лампочки мощностью 100 Вт ?! Вот и заглядывает горячо «любимый» комендант в сопровождении ОМОДа на эти «скромные» посиделки. А тут еще переполненная мусорка...И несутся вслед коменданту самые лучшие пожелания и комплименты....

Но стоит ли так горячиться? Может, комендант — это не издержка бюрократизма, а жизненная необходимость? Ведь на коменданта возлагаются такие функции, как организация мероприятий по улучшению благосостояния общежития, контроль состояния жилищного фонда и соблюдения проживающими в общежитии правил внутреннего распорядка. Для выполнения возложенных на него функций комендант общежития обязан:

1. Контролировать состояния жилищного фонда в том числе: освяещения, систем отопления, пожаротушения, водоснабжения и при необходимости вызова или уведомления соответствующих служб.

2. Организовывать проведение уборки и следить за соблюдением чистоты во внутренних помещениях общежития и прилегающих территорий.

3. Организовывать текущий ремонт жилых помещений и блоков силами студентов, контролировать качество его проведения, участвовать в комиссии по приемке ремонтных работ, проводимых в общежитии.

4. Организовывать выполнение работ по подготовке общежития и эксплуатации в осенне-зимний период.

5. Организовывать вселение-выселение студентов в соответствии с действующими правилами.

6. Контролировать соблюдение проживающими в общежитии правил эксплуатации электротехнических (в т.ч. электроплит),сантехнических устройств, содержание жилых, бытовых помещений, мест общего пользования в соответствии с санитарными нормами, а также выполнение правил внутреннего распорядка.

Как видите, уважаемые жильцы общежития, все действия коменданта направлены на то, чтобы ваше проживание было более комфортным и уютным, а общага, как говорится, была в полном смысле «нашим домом — нашей крепостью»!

2. Почему бюджетники платят профвзносы больше платников ?

Этот вопрос частенько возникает у студентов, обучающихся на бюджетной основе. Ответ на него можно найти в Уставе Белорусского профсоюза работников образования и науки, где сказано, что профсоюзный взнос у студентов составляет 1% от стипендии ежемесячно. Но так как не все студенты, а в частности платники, получают стипендию, было принято решение взимать профсоюзные взносы с платников в виде конкретной суммы, а именно: в размере 1% от базовой величины, установленной Советом Министров, что сегодня составляет 24000 рублей. Следовательно, со студентов, обучающихся на платной основе, взимается профвзнос в размере 240 рублей в месяц или 1200 рублей в семестр.

Конечно, существует некоторое различие в размерах профвзносов платников и бюджетников, но этот вопрос решен не до конца, поэтому подвергается частому пересмотру. Было предложено взимать профвзносы с платников в размере 1% от стоимости обучения, но так как обучение нынче не дешево, то и сумма профвзноса получается значительной, поэтому этот вариант естественно был отклонен. Рассматривался вариант взимания профвзносов с бюджетников в размере 1% от троичной стипендии, для того чтобы профвзносы бюджетников и платников были относительно равны, но и этот вариант находится в процессе разработки.

Самым оптимальным вариантом показался тот, который сейчас применяется на практике.

Morskaia, Kamelia



Науки все важны

О том, что БГУИР крупный научный центр знают все. И штудируют тут не только электронику и математику, а и гуманитарные дисциплины.

Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, доктор исторических наук, профессор Е.К.Новик по праву считает, что кафедра по кадровому составу — одна из лучших в университете и среди соответствующих кафедр вузов Беларуси. Там работают четыре доктора наук, профессора, четырнадцать кандидатов наук, доцентов и восемь преподавателей. Они дают глубокие знания по «Истории Беларуси», «Политологии», «Социологии», «Экономической социологии», спецкурсу «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Во втором семестре 2003/04 учебного года введен курс «Основы идеологии белорусского государства». Профессора, доценты и преподаватели данной дисциплины прошли обучение в Республиканском институте высшей школы. В центре внимания преподавателей и студентов постоянно находятся проблемы белорусской модели социально-экономического развития и слагаемые белорусской экономической модели. Актуальной является тема «Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь». Однако, как отметил Е.К.Новик, не всегда обеспечивается новый, высокий уровень научного обобщения фактов, процессов и явлений общественной жизни Беларуси. Иногда дублируется учебный материал. Часть студентов не проявляет особого интереса и плохо посещает занятия.

В быстро меняющемся калейдоскопе политических событий каждый должен хорошо ориентироваться, поэтому кафедра гуманитарных дисциплин занимается еженедельным информированием студентов о важнейших событиях, происходящих в стране и мире. Все факты анализируются и до студентов доводится их глубинная сущность.

История Беларуси, материалы о современном положении в мире очень важны. Без этих знаний стать высокообразованным человеком невозможно. А значит, студентам университета следует более серьезно подходить к изучению гуманитарных дисциплин. Одной информатикой и физикой «сыт» не будешь.

Владимир Старостенко



С историей на «ты»

К обеспечению достойного звучания одного из значимых когда-то лозунгов советской государственности «Никто не забыт, ничто не забыто» в постсоветской действительности можно отнести рассмотрение одного из вопросов мартовской повестки дня заседания Совета факультета информационных технологий и управления «О работе кафедры гуманитарных дисциплин по постановке курса «Основы идеологии белорусского государства» и спецкурса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)». После активного дискуссионного обсуждения Совет принял решение организовать в апреле-мае 2005 года в общежитиях университета лекторий, посвященный 60-летию Победы. Для проведения занятий по спецкурсу «Великая Отечественная война советского народа» привлекать ее участников. Деканату и кафедре гуманитарных дисциплин принять дополнительные меры по завершению работы над созданием качественных учебно-методических материалов с тем, чтобы они были глубокими по содержанию и в максимальной мере учитывали особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин в технических высших учебных заведениях.Реализация этих решений Совета будет способствовать развитию среди студенчества чувства гордости за великий подвиг советского народа.

Ольга Свентицкая, 3 курс ФКП
— По предмету «История Беларуси» на первом курсе получила «пятерку» по пятибальной системе. Особо запомнился период Великой Отечественной войны. У нас был «сильный» преподаватель, который показывал ход боевых действий на различных схемах и картах.

Дмитрий Солонович, 2 курс ФРЭ
— Каждый житель страны должен гордиться тем, что он — гражданин Республики Беларусь, а значит, должен знать историю.

Сергей Матюшенко, 2 курс ФРЭ
— Экзамен по «Истории Беларуси» у меня был первым в стенах БГУИР. На втором курсе изучали «Историю Великой Отечественной войны». Я серьезно занимался темой патриотического подполья на территории Минска, оккупированного немцами. Посетил музей истории Великой Отечественной войны. Был на экскурсии по местам действий подпольщиков в белорусской столице.

История — уникальная гуманитарная наука, которая приближает ко дню сегодняшнему давно канувшие в лету события. Знакомит с фигурами политической сцены прошлых веков. Историю надо знать и любить. Опыт прошлого позволит не совершать ошибок в будущем.

 



К 60-летию Великой Победы

Октябрь,1
В Ленинграде произведено третье снижение продовольственных норм по карточкам

Октябрь,15
ГКО принял постановление об эвакуации Москвы

Октябрь, 27
В «Правде опубликовано сообщение: за три месяца на Южном Урале построены крупные заводы — черной металлургии, металлоконструкций, автомобильной промышленности

Октябрь 30 — 31
Началась героическая оборона Севастополя сухопутными войсками и силами Черноморского флота, продолжавшаяся до 4 июля 1942 года

Октябрь
Авиация противника совершила на Москву 31 налет, в которых участвовало 2000 самолетов; 278 из них сбито, 72 прорвались к городу

Ноябрь, 20
В Ленинграде произведено снижение продовольственных норм по карточкам: 250 г хлеба на рабочую карточку, 125 г — на карточку служащего, детскую и иждивенческую. Наступил период голодной блокады Ленинграда

Ноябрь, 21
В «Правде» опубликовано сообщение: за время войны высшие учебные заведения СССР выпустили 170 тысяч специалистов во всех областях науки и техники

Ноябрь, 22
Вступила в действие ледовая трасса «Дорога жизни»

Ноябрь, 23
Противник захватил Клин, Солнечногорск, Яхрому, Красную Поляну; до Москвы оставалось около 30 км

Декабрь, 5
Началось контрнаступление советских войск под Москвой — Московская наступательная операция

Декабрь
В Белоруссии действовало 56 партизанских бригад

Декабрь, 16
Завершилась Елецкая операция: советские войска продвинулись на 80 — 100 км, нанесли существенное поражение 2-й немецкой армии

Декабрь, 30
Закончилась Ленинградская оборонительная операция: советские войска продвинулись на 100 —120 км, сорвали планы врага по созданию 2-го кольца окружения Ленинграда

(Продолжение следует)



С юбилеем!

Художественная самодеятельность университета — одна из лучших среди столичных вузов. А начиналось все в далеком 1975 году. С того времени его бессменным директором является Екатерина Федосеевна Салата. На ее памяти сотни и сотни студентов университета, чей артистический талант раскрылся именно здесь. А недавно в актовом зале второго корпуса прошел торжественный концерт, посвященный 30-летию студклуба БГУИР. На юбилей пригласили ректора университета М.П.Батуру, проректора А.А.Хмыля, представителей райисполкома... И все они отметили плодотворную работу коллектива. Наградой за это стали почетные грамоты и благодарности. Потом выступили лучшие коллективы. Присутствующие в зале пришли в восторг от народного вокального ансамбля «Тутэйшыя», танцевально-спортивного клуба «Танго», оркестровой группы ансамбля «Гаманіна», коллектива брэйк-данса. Необычно и приятно было видеть на сцене представителей самодеятельности университета разных лет. На юбилей пригласили ансамбль народного танца «Світанак». Его участники закончили наш вуз 20 лет назад. Выступил коллектив выпускников 90-х. Они продемонстрировали великолепную подготовку и отменное художественное мастерство. Молодцы! Несмотря на занятось и дела семейные, не забывают они родной вуз. По-прежнему ценят идеалы своей молодости, помнят и любят студклуб. Не забыли про наших «самодейников» и их коллеги из других вузов белорусской столицы. В концерте приняли участие представители студклубов БГУ, БНТУ и клуба «Цума».

Студенческая самодеятельность имеет особый колорит. Она проникнута ароматом молодости и свежестью идей студмолодежи. Вот потому вечера в БГУИР интересны и увлекательны. Представители нашей самодеятельности могут дать фору многим профессиональным артистам и исполнителям. Однако в актовом зале были свободные места. После мероприятия мы попытались выяснить причину. В основном студенты ссылались на то, что не знали. А ведь объявления были вывешены заранее во всех корпусах. Значит, дело в другом. Давайте вместе попытаемся разобраться, почему мы упускаем возможность побывать на концертах. Ведь те, кто на них бывет единодушны: приятные впечатления от мероприятий в памяти остаются надолго.

Владимир Старостенко



Поздравляем юбиляров!

Ильина Виктора Макаровича, профессора
Кучинскую Наталью Сергеевну, ст. преподавателя
Муху Владимира Степановича, зав. кафедрой
Емеличеву Валентину Сергеевну, доцента
Бордусова Сергея Валентиновича, профессора
Малыхину Галину Ивановну, зав. кафедрой
Борисенко Олега Федоровича, доцента
Зацепина Евгения Николаевича, доцента
Кожушко Лидию Леонидовну, ст. преподавателя
Ярмолика Владимира Ивановича, проректора по экономике
Попейко Наталью Робертовну, начальника отдела ДО
Лещенко Григория Илларионовича, зав. учебной лабораторией
Белошицкого Анатолия Павловича, доцента
Последович Николая Романовича, доцента
Хомича Анатолия Николаевича, инженера

 



Праздник факультета

Все началось утром. В холле второго корпуса студентам предлагали завязать глаза и нарисовать какое-либо животное. И они старательно «водили» фломастерами на листах бумаги. Звучала рок-музыка. Во второй половине дня в этом же холле по пути в актовый зал прошли розыгрыши и лотерея. А ближе к вечеру состоялся праздничный концерт. На нем все факультеты вуза представили свои программы. Вечером в студенческом кафе «8 корпус» выступили рок-группы «Черная дыра», «Республика четырех», «КМС» и «Ганджубас энд компани». После была дискотека. Студентов собралось много. Во время дискотеки, каждые пять минут они сканировали: «ФКП! ФКП! ФКП!» Так проходил День факультета компьютерного проектирования. Мероприятие получилось радостным, веселым и интересным.

Самая большая ценность ФКП — его студенты: умные, трудолюбивые и жизнерадостные. Удачи им во всем! Пусть они будут конструкторами не только по специальности, но и по делам. Они помогут сделать XXI век мирным, интересным и благополучным.

Владимир Старостенко