Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

№1 от 7 февраля 2003 г.




За порогом жизни

Наркотики - это общее название группы различных препаратов, производство, продажа, хранение и употребление которых регулируется специальным законом.

Наркомания - это заболевание , возникающее в результате применения наркотиков. Оно характеризуется возникновением зависимости от наркотика, которое проявляется в необходимости его постоянного приема и приводит к постепенной психической и физической деградации личности.

Кто становится наркоманом?

По подсчетам шведских ученых, существует по крайней мере 43 различных теории, объясняющие, почему некоторые люди становятся наркоманами.

Нейрофизиологи давно подозревали, что должно быть биологическое объяснение наркозависимости, связанное с работой систем мозга, отвечающих за чувство удовлетворения. Предложена теория, в соответствии с которой возникновение удовлетворения зависит от концентрации веществ-медиаторов, дофамина и эндорфинов, а их количество резко меняется под действием наркотиков. Вместе с этим изменяется и психическое состояние.

Возникновение зависимости

Несмотря на то, что большинство веществ, вызывающих зависимость, не похожи друг на друга по химической структуре, они имеют одно общее свойство - способность вызывать сильные положительные эмоции. Поэтому, в конечном счете, желание употреблять их может вытеснить побуждение к любой деятельности, даже жизненно необходимой. Эксперименты с крысами и шимпанзе доказывают, что свободный доступ к некоторым видам наркотиков приводит к злоупотреблению, которым животные способны довести себя до смерти. Они перестают искать пищу, заботиться о своем потомстве и даже защищаться от врагов.

То же самое происходит с людьми.

При систематическом употреблении наркотиков организм требует все большей дозы, потому что снижается так называемый «порог чувствительности» к воздействию наркотика, и для получения прежних ощущений необходима новая доза, больше прежней. Но возможности организма не безграничны и смертность среди наркоманов превышает смертность от любого хроническо го заболевания (исключая опухоли).

Здоровый образ жизни никак не сочетается с употреблением наркотиков. Однако жизнь есть жизнь, каждый может оказаться в ситуации, когда приходится делать выбор, потому скажите решительное «нет» наркотикам.

Как это сделать?
1. Хорошо знать, чего ты хочешь и чего не хочешь делать.
2. Не скрывать это от других.
3. Точно знать, что твои желания не причинят вреда другим людям.
4. Знать, что у тебя есть право говорить «нет», где и когда сочтешь нужным это сделать.

Число людей, употребляющих наркотики постоянно растет. Наибольшему риску вовлечения в наркозависи мость подвергаются молодые люди.

Поскольку организм человека беззащитен перед действием наркотиков, общество взяло на себя защиту своих граждан от наркомании путем реализации ряда социальных мер, в первую очередь, юридических. Еще в 1987 году в Саудовской Аравии была введена смертная казнь за торговлю наркотиками. Кювейт и Объединенные Арабские Эмираты тоже ужесточили наказание за торговлю наркотиками - вплоть до смертной казни. Согласно законодательства Республики Беларусь уголовным преступлением считается незаконное изготовление, приобретение, перевозка или пересылка наркотического вещества с целью сбыта или их сбыт. За эти преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

Анатолий:
«Мне 23 года. Учился в школе, потом 3 года в училище. Там все и началось. Свой первый косяк анаши выкурил в 15 лет. Потом начал колоться. Некоторое время - эйфория, все вокруг прекрасно. Но часов через 10-12 наступает дичайшая депрессия, полное опустошение. Люди, которых готов был расцеловать, внезапно кажутся ублюдками. Даже воздух и стены вокруг становятся серыми, пустыми и зловещими.

Я «присел на винт» с первого укола на 5 лет. От «винта» нет физических ломок. Но есть дикая непреодолимая психологическая зависимость.

Единственная проблема - стало не хватать денег. Одно время я даже покрадывал. До сих пор не понимаю, каким чудом не угодил в тюрьму... Сейчас самому не верится, какими ужасными способами я тогда добывал деньги.

Потом я попал в больницу - в реанима цию с передозом.

В 23 года у меня не осталось своих зубов, вся челюсть вставная - кальция не было в организме. Та же проблема почти у всех моих друзей. У меня гепатит В и С, не могу некоторые продукты есть - сразу начинает тошнить. В мои планы входит дожить хотя бы до 30-40 лет, но я не знаю, удастся ли.

Говорят, наркоманы не боятся умереть. Это до поры до времени. Торчишь, вроде кайф, а на самом деле кайфа-то из 5-6 лет, которые торчишь, хватает на год, остальное - боль и угрызения совести за то, что ты делаешь с собой и с близкими».





Колонка юриста

Всякий раз, когда на скамье подсудимых оказывается молодой человек, тем более студент, возникает озабоченность не только у него, его родителей и близких ему людей, но и у общества.

Как выработать в сознании каждого иммунитет на отказ от употребления наркотических средств и психотроп ных веществ, наносящих ущерб здоровью, на отказ от совершения противоправных деяний, связанных с оборотом наркотиков, зависит от осознания важности этого вопроса.

Для этого следует разъяснить отдельные положения Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или прересылка наркотических средств , психотропных веществ наказывается штрафом или арестом на срок от 3 до 6 месяцев, или ограничени ем свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет.

Изготовление наркотиков - это получение наркотичес ких веществ в процессе переработки сырья или полуфабри катов. Изготовление наркотиков отдельными гражданами с целью сбыта, или без таковой всегда является незакон ным. Согласно существующим положениям наркотические вещества (лекарства) отпускаются гражданам только в лечебных целях на основании врачебного рецепта установ ленной формы. Приобретение таких веществ иным путем (покупка, получение через обмен, принятие в качестве дара и др.) является незаконным.

Хранением наркотиков считается фактическое обладание ими. При этом не имеет значение, находятся ли вещества у виновного, в его жилище или другом известном ему месте.

Под перевозкой наркотиков понимают их перемещение в иное место при помощи транспортных средств. Если для такого перемещения используется почта, имеет место пересылка наркотиков. Не имеет значения, кто осуществляет перевозку или пересылку - их владелец или лицо, действующее по его поручению.

Сбыт наркотиков - возмездная или безвозмездная передача их другим лицам (продажа, обмен, дарение и др.). За сбыт наркотиков несут ответственность и те лица, которым эти вещества отпущены на законном основании для лечебной цели, а они передают их, в свою очередь, другим лицам.

Уголовно-наказуемым является и склонение к потребле нию наркотических веществ (оно наказывается лишением свободы на срок до 5 лет). Склонить к потреблению наркотиков означает вызвать или укрепить у лица решимость потребить это вещество. Не имеет значения, каким путем виновный склонил потерпевшего к потреблению: уговорил или заставил, рассказал об ощущениях или выдал наркотичес кое вещество за иное и путем обмана достиг того, что потерпевший принял наркотик и т.д. Склонение к потреблению наркотиков двух или более лиц, либо несовершеннолетнего влечет лишение свободы на срок от 3 до 10 лет.

Строгие меры ответственности предусмотрены за хищение наркотических веществ.

Организация или содержание притонов для потребления наркотиков или предоставление помещения для этих же целей наказывается лишением свободы на срок до 7 лет.

Законом предусмотрено, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, освобождается от уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку или пересылку этих средств. Законом установлено, что лицо, добровольно обратившееся в медицинское учреждение за оказанием лечебной помощи в связи с потреблением наркотиков в немедицинских целях, освобождается от уголовной ответственности.






Белорусский Красный Крест

- член Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Эта организация оказывает помощь жертвам вооруженных конфликтов и катастроф, одиноким инвалидам и престарелым, участвует в организации помощи населению в экстремальных ситуациях и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Источником финансирова ния этой организации являются добровольные пожертвова ния. В организацию Общества Красного Креста Советского района постоянно обращают ся нищие, бездомные, одинокие, которым оказывается посильная материальная, гуманитарная, медицинская помощь.

Находясь в тяжелейшем финансовом положении, не имея дотаций от правительства на реализацию программы помощи населению, президиум районной организации просит организовать сбор пожертво ваний.

Желающие принять участие в этой акции могут обращать ся в ауд.413 учебного корпуса № 2.





Пора подвести итоги. Победителями смотра-конкурса стали...

В 2002 году выпущено 1243 инженера, защищено 2 докторские и 20 кандидатских диссертаций, издано 12 монографий, 34 учебника и учебных пособия, 124 учебно-методических пособия, для учебного процесса приобретено 92 персональные ЭВМ, поставлено и модернизировано более 80 лабораторных работ. В университете открыты 4 новые учебные специальности, осуществлен первый выпуск 6 магистров по 6 специальностям. Успешно выполнялись научные исследования по 394 темам на общую сумму 5,64 млрд. руб., в том числе по 18 международным контрактам, 50 научно-техническим программам и 98 хозяйственным договорам. По результатам учебной, методической и научной работы опубликовано 887 статей и сделан 741 доклад на научно-технических конференциях, получено 10 патентов на изобретения. На различного рода выставках было представлено 183 экспоната. На базе университета организована работа 5 международных конференций. К научной работе активно привлекались студенты. Ими сделано 1160 докладов на СНТК и более 100 работ представлено на республиканский смотр-конкурс. Открыт Центр дистанционного обучения и начата подготовка специалистов по дистанционной форме обучения.

Все это нашло отражение в итогах смотра-конкурса за 2002 год, в котором приняли участие все кафедры и структурные подразделения университета.

Среди факультетов и кафедр
1 место - ФТК;
2 - ФКП;
3 - ФКСиС;

среди профилирующих кафедр
1 место - кафедра электронной техники и технологий;
2 - кафедра метрологии и стандарти зации;
3 - кафедра экономической информатики;

среди специальных кафедр
1 место - кафедра антенн и устройств СВЧ;
2 - кафедра электроники;
3 - кафедра теоретических основ электротехники;

Cреди общеобразовательных кафедр
1 место - кафедра химии;
2 - кафедра высшей математики;
3 - кафедра физики.

Среди структурных подразделений

Центр информатизации и инноваци онных разработок

1 группа
1 место - отдел информационных технологий;
2 - отдел интегрированных автоматизированных систем;
3 - отдел сетевых информационных технологий и дистанционного обучения ВЦ.

2 группа
1 место - отдел технического обеспечения средств вычислительной техники и сетей ЭВМ;
2 - лаборатория материально-техни ческого обеспечения ВЦ;
3 - отдел системного и прикладно го программного обеспечения ВЦ.

Учебно-методическое управление

1 группа
1 место - редакционно-издательский отдел;
2 - учебный отдел;
3 -лаборатория методического обеспечения учебного процесса.

2 группа
1 место - учебный телецентр;
2 - учебная АТС;
3 - лаборатория по ремонту РЭА.

3 группа (библиотека)
1 место - отдел обслуживания;
2 - отдел справочно-библиографичес кой и информационной работы;
3 - отдел автоматизации.

Бухгалтерия

1 место - группа расчета заработной платы;
2 - группа материалов;
3 - группа расчета стипендии.

Отделы по ремонту зданий и капиталь ного строительства

2 место - отдел капитального строительства;
3 - отдел по ремонту зданий.

Эксплутационно-техническое управление

1 место - учебный корпус № 1;
2 - учебный корпус № 3;
3 - учебный корпус № 4.

Среди сотрудников структурных подразделений

Бригада слесарей- сантехников
2 место - Никифоров А.Ф., слесарь;
3 - Калечиц В.П., слесарь.

Бригада электромонтеров
1 место - Ерошкин Г.В., электромон тер;
2 - Никонов М.Н., электромонтер;
3 - Шуман И.М., электромонтер.

Отдел кадров
1 место - Лукашонок В.Н., ст. инспектор;
2 - Малиева Е.В., ст. инспектор;
3 - Тимошина Т.И., ст. инспектор.

Планово-финансовый отдел
1 место - Тышкевич Г.А., ведущий экономист;
2 - Дубова И.Г., зам. начальника ПФО;
3 - Керницкая Е.П., экономист 2 категории.

Отдел документационного обеспечения
1 место - Игисинова И.Н., переводчик;
2 - Белоус Л.П., ст. инспектор;
3 - Пасканова И.В., ст. инспектор.

Студгородок
1 место - Гайдук Т.Н., зам. директора по АХР;
2 - Денисик И.В., воспитатель общежития № 2.

Отдел материально-технического снабжения

1 место - Антоненко В.Б., начальник отдела.

УВРМ

1 место - Дивинская Е.И., зам. начальника УВРМ;
2 - Карпович Е.Б., социальный педагог;
3 - Рак Т.В., методист.

Факультет заочного и дистанционного обучения

1 место - Разумейчик В.В., диспетчер;
2 - Зайцева В.П., методист;
3 - Карпучек Т.М., методист.

ФДПиПО

1 место - Борисенко О.Ф., преподаватель математики;
2 - Филинова Н.Н., методист;
3 - Копко Т.Н., ст. инспектор.





Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» объявляет конкурс на замещение должностей:

- доцентов кафедр: информатики (1), электронно -вычислительных средств (2), радиотехнических систем (1), программного обеспечения информационных технологий (2);
- старших преподавателей: кафедры радиотехнических устройств (1), межвузов ской кафедры спортивного совершенствования (1);
- ассистентов кафедр: информатики (2), высшей математики (1), сетей и устройств телекоммуникаций (3), экономической информатики (1), производственной и экологической безопасности (2), электронно-вычислительных средств (1), систем телекоммуникаций (1), радиотехнических устройств (1):
- преподавателя кафедры физического воспитания (1).

Срок подачи заявлений на конкурс один месяц со дня опубликования объявления. Наш адрес: г. Минск, ул. П. Бровки, 6.





Считать недействительными...

утерянные студенческие билеты на имя: Морковской И.В. (№171501), Ноконова С.С. (№900211-11), Урбанович Н.В. (№226098), Жакова Т.А. (№171503), Кулика О.А. (№271502), Парафенюк И.Н. (№871503), Гречухиной Е.Н. (№871502), Полтовец Е.Н. (№272202), Огиевича А.С.(№840101), Рутман Е.Ю. (№171503), Хмельникова Д.А. (№840103), Якубовича А.В. (№№871503), Яцкевич И.С. (№601502), Дривени С.П., Мистейки О.В. (№072201), Копытова А.В. (№151003), Аляскиной Е.Н.(№771502), Филиппова В.В. (№900402), Гарастюка Н.Н. (№041201), Гофштейна А.М. (№040103), Лобко А.Б. (№771501), Найбук М.Н. (№841201), Пучко В.И. ( (№771501), Малевич О.А. (№940104), Балдовского Е.А. (№951001), Горидовича А.А. (№640104), Дубовика Р.А. (№940102), Мельниковой Е.Н.(№871505), Мороза И.А. (№850502), Тарасевич М.В. (№-71504), Фенчук Е.С. (№801403), Галайко А.В. (№000501), Кошмак М.С. (№072201), Новицкого Д.В. (№072201).

зачетные книжки на имя: Карповича В.А. (№050503), Буяльского А.Н. (№050505), Жукова А.Н. (№900201-11), Харитон Д.В. (№900201-27), Мистейки О.В. (№072201), Гофштейна А.М. (№040103), Чернявской Н.А. (№700501), Сухоросова А.Д. (№871503), Коника А.Л. (№172201), Камаева А.В. (№841202).





Нужны ли будут кошельки?

Понятие «платежные пластиковые карточки» все прочнее входит в наш быт. Так или иначе, но все мы уже пользуемся ими. Это и телефонные, и для проезда в метро, и карточки для расчета за бензин. Не так давно мы «познакоми лись» и с банковскими.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь одобрена Программа поэтапного внедрения системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек на территории нашей республики. По международной статистике, 90% от общего объема платежей приходится именно на них. Они позволяют без лишних хлопот оплачивать товары и услуги по безналичному расчету, пользоваться традиционными банковскими услугами, включая расчетно-кассовое обслужива ние, оплату коммунальных услуг, выдачу наличных денег, перечисление средств. Удобно это тем, что в день зарплаты можно пополнить свой карт-счет, переведя деньги с текущего счета, или снять свой заработок в любом банкомате, специально оборудованном пункте или любом филиале банка в удобное для себя время. Если деньги какое-то время не востребованы - на них начисляют проценты.

В чем же экономический эффект внедрения данной Программы?

Прежде всего, средства населения будут привлечены в банки и, соответственно, в экономику республики. Увеличится доля платежей в общем платежном обороте региона, а также скорость проведения платежей. Уменьшится оборот бумажных платежных документов и упростится процедура предоставления потребительского кредита. Число же банковских услуг, предоставля емых клиентам, увеличится, а качество обслуживания станет лучше.

В Программе примут участие все предприятия, организации, учреждения, предприятия торговли и сервиса, банки и администрации районов. Многие из них уже охотно применяют технологию зарплатного обслуживания работников на основе карточек.

Вскоре и мы получим возможность ощутить преимущества получения заработной платы и расчетов посредством маленьких пластико вых четырехугольничков. Смотришь, и не нужно станет носить толстые кошельки. А для начала система будет внедрена и опробована на экономическом факультете.





Космические темпы профессора Баранова

2002 год для факультета компьютерного проектирова ния оказался очень удачным. Судите сами. Доценту кафедры электронной техники и технологии Владимиру Леонидовичу Ланину установлена персональная надбавка за выдающийся вклад в развитие высшего образования. А Александру Александровичу Петровскому заведующему кафедрой электронно-вычислительных средств и Валентину Владими ровичу Баранову профессору кафедры электронной техники и технологии за достижение выдающихся результа тов в сфере профессиональной деятельности назначена стипендия Президента Республики Беларусь.


Люди всегда тянутся к звездам: одни о них лишь робко мечтают, другие заглядываются, но есть и такие, которые помогают человечеству реально приблизиться к далекому и прекрасному. Одним из них можно по праву назвать профессора Валентина Владимировича Баранова. Он автор и соавтор более 200 опубликован ных научных и учебно-методических работ, в том числе 3 монографий, 6 брошюр, 73 авторских свидетельств на изобретения и патентов. Им переведена с английского и опубликована в 1986 г. в Москве издательством «Мир» монография по силицидам, в 2002 г. под его редакцией издана монография по технологии микромонтажа интегральных схем, сделано более 50 докладов на международных и региональных научных конференциях, причём на 5 международных конференциях (Норвегия, США, Голландия, Франция, Германия) он выступал в качестве приглашённого докладчика, а труды конференций опубликованы на русском, английском, немецком и китайском языках. Работая профессором в течение почти 30 лет на одной кафедре - электронной техники и технологии, Валентин Владимирович в настоящее время читает лекции студентам по 5 дисциплинам, является ответственным по научной работе на кафедре, руководит рядом крупных научных проектов.

Результаты научных исследований Баранова и возглавляемого им коллектива научно-исследовательской лаборатории внедрены в серийное и массовое производство более 60 типов изделий твёрдотельной электроники и микроэлектроники с общим объёмом выпуска свыше 5 млрд. штук. Эти изделия использованы в радиоэлек тронных и вычислительных комплексах космических кораблей «Союз», «Буран», аппаратуре специального назначения. А еще они получили применение в телевидении, технике связи, автоматике, поставляются за рубеж - в Италию, Словакию, США, Индию, Китай, страны Юго-Восточной Азии. Только в 2002 г. объём поставок приборов серии SB в страны дальнего зарубежья превысил 1,5 млн. долларов США.





МНОГООБРАЗИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ УМА И РУК ДОЦЕНТА ЛАНИНА

Когда студент, готовясь к занятиям, а тем более к зачетной сессии, берет в руки учебное пособие или учебник, он не всегда обращает внимание на то, чьему авторству принадлежит источник знания. И все же он не может быть не благодарен сочинителям — ведь от точности изложения и правильности формулировок зависит понимание сути.

Владимиру Леонидови чу Ланину — доценту кафедры электронной техники и техноло гии, кандидату технических наук каждый год искреннее спасибо говорят не только 280 человек с разных курсов, но и студенты, работающие по научной тематике в его учебной лаборатории и пишущие дипломные проекты под его руководством.

В 2002 году ему, лауреату премии Совета Министров Республи ки Беларусь, автору 30 учебных пособий и методических разработок, 125 статей и докладов, имеющему 23 патента и авторских свидетельства, была установлена персональная надбавка за выдающийся вклад в развитие высшего образования. Его работа была высоко оценена государством.

Владимир Леонидович принадлежит к числу людей, твердо уверенных, что мелочей, особенно в образовательном процессе, быть не может: им были разработаны, апробированы и внедрены в учебный процесс компьютерные методики моделирования и оптимизации технологических процессов производства радиоэлектрон ных средств, образовательный стандарт и учебный план по специальности «Проектирование и производство радиоэлектрон ных средств». Невозможно не обратить внимание на его личный вклад в проведение научных исследований по активации процессов монтажа радиоэлек тронных устройств и внедрения полученных результатов в учебный процесс и производство по программе «Пучковые взаимодействия».

А учебником «Технология радиоэлектронных устройств и автоматизация производства», написанным им в соавторстве с другими коллегами, уже заинтересовались не только Полоцкий университет и белорусские колледжи (радиотехнический, связи, авиационный), но и российские вузы — в Таганроге и Санкт-Петербурге.

Рассказывая о работе, проделанной за прошлый год, Владимир Леонидович особый акцент сделал на возобновление работы учебно-научно-произ водственной ассоциации нашего университета, Минского производственного объединения вычислительной техники, Института физики твердого тела НАН Беларуси и учебной лаборатории на базе сборочно-мон тажного производства МПОВТ.

— В подготовке молодых специалистов нашего профиля уровень технической оснащенности важен так, как, пожалуй, ни в какой другой специальности университета. Ведь мы должны обучать с перспективой развития производства на 5-10 лет вперед. Но это сопряжено с очень большими финансовыми затратами. Есть только один достойный вариант — поддерживать тесные связи непосред ственно с профильным производ ством. Для Минского производ ственного объединения вычислительной техники интерес к УНПА проявляется в курсе на кадровое омоложение, положительных тенденциях в развитии имиджа, делового авторитета для будущих молодых специалис тов. Учебная лаборатория на базе сборочно-монтажного производ ства становится точкой приложения ума и рук студентов старших курсов специальности «Проектирование и производство РЭС» и молодых специалистов. Многие ребята, проходившие на 4-5 курсе практику на МПОВТ, работают там на половину ставки во время, удобное для них. Для этого предприятия, производяще го АТС, электронные блоки управления для автомобилей МАЗ, очень важно привлечь свежую молодую инженерную мысль.

Владимир Леонидович признался, что в этом году его также ждет много работы: необходимо закончить докторскую диссертацию...
Пожелаем ему успехов!





Возвращение УНПА

Осенью 2001 года по инициативе лауреата Ленинской премии СССР, профессора Ю.В. Карпиловича была вновь создана учебно-научно-производственная ассоциация (УНПА) БГУИР-Институт физики твердого тела НАН Беларуси -УП Минское производственное объединение вычислительной техники. Основной целью создания УНПА явилась необходимость улучшения качества подготовки специалистов, совместное проведение научно-исследова тельских работ в рамках государственных научно-технических программ и внедрение их результатов в производство.

В рамках УНПА реализован план мероприя тий, который включал:
- организацию студенческих бригад по сборке и монтажу электронной аппаратуры для получения практических навыков и оказание помощи в выполнении производственных планов;
- разработку учебно-методического обеспече ния для учебной лаборатории;
- организацию и проведение производственной и преддипломной практик студентов;
- выполнение курсовых и дипломных проектов по тематике производства современных электрон ных модулей;
- проведение ознакомительных экскурсий для студентов 1 курса;
- выполнение совместных научно-исследова тельских работ в рамках государственных программ.

Студенческую бригаду на базе 4 курса ФКП специальности «Проектирование и производство РЭС» кафедра ЭТТ сформировала в октябре 2001 года. В ее состав вошли В.Зинченко, А.Дискант, А.Метлицкий, Д.Харецкий, В.Меркулов, А.Хилькевич, О.Азарчик , А. Галицкий, В. Шерешик, Д. Клюкин, Ю. Апанасевич, Д.Коцуба. Студенты под руководством мастера работали 4 дня в неделю монтажниками и слесарями - сборщиками на участке сборки микромодулей АТС «Бета» с поверхностным монтажом. Как отметил руководитель ПМЭ А. М. Яскович : «Современная техническая база дает молодежи возможность успешно работать над учебными темами. Создана специальная лаборатория, оборудованы рабочие места. В работе студентов есть польза и для предприятия. Во-первых, это реклама УП «МПОВТ», развитие нашего имиджа, делового авторитета. Во-вторых, мы получаем базу для подготовки молодых кадров. Присутствие в коллективе молодежи создает благоприятный микроклимат. Ветераны стараются работать лучше, показывают пример новичкам. Курс на кадровое омоложение приобретает реальное наполнение».

Лучшими специалистами по установке и пайке поверхностно-монтируемых элементов и контактов, по словам мастера Валентины Демьянов ны Косаревой, стали студенты О.Азарчик, А.Галицкий, Д.Клюкин, Д. Харецкий, А.Хилькевич. Студент В. Меркулов настолько четко отработал свою операцию, что смог выполнить 7 норм за половину смены. Им выполнен реальный курсовой проект по сборке электронного модуля и разработано предложение по доработке конструкции оснастки для данной операции. Ю.Апанасевич провел исследования свойств паяльных паст с целью минимизации дефектов инфракрас ной пайки. Студенты А.Дискант и В. Шерешик приглашены на работу на данное предприятие после окончания университета.

В январе 2000 г. была организована учебная лаборатория для проведения занятий по дисциплине «Технология РЭУ и автоматизация производства». Поставлено 4 новых лабораторных работы по технологии поверхностного монтажа с использованием действующего технологическо го оборудования.

По тематике поверхностного монтажа студентами выполнено 3 дипломных проекта, которые защищены с оценками «хорошо» и «отлично».

Помимо учебной работы в рамках УНПА проводились совместные научные исследования по проблеме разработки технологии лазерной микросварки контактных групп микрореле. Тематика работ отвечала государственной программе импортозамещения. В результате создана технология микросварки электрических соединений под воздействием импульсов лазерного излучения с выходной энергией 0,15-2 Дж, что позволяет формировать соединение при диаметре пятна излучения 0,5 мм.

Таким сотрудничеством довольны не только работники предприятия, но и студенты. Так, А Дронь (гр. 810204) отметил, что знакомство с оборудованием и новейшими технология ми повысило интерес к изучаемому предмету. «Мы увидели действующее производство, - сказал он, - ощутили практическое применение своих знаний. Условия для проведения занятий были хорошими. Отчеты по лабораторным работам оформляли на компьютерах типа Pentium III и распечатывали на лазерных принтерах».

В. Л. Ланин, доцент кафедры ЭТТ





Круглый стол с острыми углами

«Насколько ясно люди понимают свои ошибки, видно из того, что, рассказывая о своем поведении, они всегда умеют выставить его в благородном свете».
(Ф. Ларошфуко)

Недавнее заседание Совета по воспитательной работе незаметно превратилось в «Круглый стол». За ним собрались представители УВРМ, профкома студентов, БРСМ, ОМОД, деканатов и студгородка. На повестке дня стоял вопрос: «Воспитательная работа в общежитиях университета». С докладом выступил зам. директора студгородка по информационно-воспитательной работе А.Л. Луговцов. Только виновников «торжества», так сказать, объектов воспитания я не узрела. А приглашены были все: студсоветы двух общежитий, старосты этажей. Я специально выяснила причины отсутствия: уехал домой, готовился к экзаменам, заболел, проспал. В другой ситуации - это уважительная причина. Но в нашем случае, когда в общежитии столько проблем, - это «детский лепет на лужайке».

«Наибольший соблазн преступления заключается в расчете на безнаказанность» (Цицерон)

Несмотря на то, что определенная воспитательная работа проводится, в общежитии №2 уничтожено 5 информационных стендов стоимостью приблизительно 500 тысяч рублей. Студенты, конечно, деньги собрали и новые стенды купили. Но полмиллиона выброшено «на ветер». Дурной пример, как известно, заразителен. В общежитии № 1 тоже разбили стенд, повредили пожарный щит. Я уж не говорю о постоянно бьющихся стеклах. Конечно, акты вандализма возмущают, но еще большее недоумение вызывает тот факт, что все эти безобразия происходят с молчаливого согласия других. Неужели лучше безропотно платить и морально и материально за «фокусы» других. С жизненной позицией «моя хата с краю» вам никогда не сделать общежитие родным домом. Общага останется общагой.
«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер)

То, что отработки в общежитии № 1 стали притчей во языцах давно известно. И мы об этом неоднократно писали. И все же, отработки - это наказание или трудовое воспитание? Может быть стоит заменить их полноценным дежурством на этаже? Мы уверенны, ребята это предложение приняли бы. У большинства к отработкам отношение как к чему-то постыдному и унизительному, хотя, по большому счету, делают они это только для себя.

Начальник УВРМ Д.Ф. Кузнецов вынес на обсужде ние принципиальный для студентов вопрос - самоуправ ление. Ребята хотят быть хозяевами в общежитии, чтобы с ними считались и уважали. Было предложено создать правовую комиссию, которая выработала бы единые требования к студентам со стороны деканатов, студгородка, УВРМ, профкома. Эти меры могли бы способствовать защите прав студентов.

Даже самая маленькая власть - это большая ответствен ность и работа, которой, похоже, молодые люди опасают ся. А потому и неудивительным было предложение зам. декана ФКСиС А.В. Будника о ликвидации студсовета в общежитии. Зачем дублировать уже имеющееся самоуправление на факультете? И он прав: формальный студсовет никому не нужен.

«Всякий разумный человек наказывается не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы его не совершали впредь»
(Сенека, римский философ)

Подводя итоги заседания, проректор по учебной работе Александр Александрович Хмыль подчеркнул, что студент - центральная фигура в университете. Вся наша работа направлена на создание нормальных условий для учебы, работы и отдыха молодежи.

Но тот, кто много отдает душевных и физических сил, вправе рассчитывать на отдачу. А она, к сожалению, бывает неадекватной: распитие спиртных напитков, драки, хулиганство. Например, в общежитии №2 девушка «прошла» вахту в большом рюкзаке за плечами у молодого человека. Взрослые люди, студенты одного из престижных вузов, будущие строители информационного общества, ну как вас понять?! На снисхождение, оправдание, на то, что «спустим на тормозах» - не рассчитывайте. Ведь, смолчав, усугубляешь преступление.

Александр Александрович пообещал студентам защиту от попыток администрации студгородка управлять студенческим самоуправлением.

Но на этом мирные инициативы не закончились. Было предложено отказаться от выставления оценок за санитарное состояние комнат. При этом плохих комнат быть не должно, а значит, и грязнули там жить не могут.

Требует решения и вопрос отработок. Какими они будут, будут ли заменены полноценным дежурством на этаже зависит от решения студсоветов общежитий.

Воспитатели в общежитии должны быть в курсе всех событий: как учится студент, чем живет, увлекается. Они должны сотрудничать с деканатами факультетов, с кураторами. Однозначно, это не должен быть цербер. Это должен быть добрый, честный, вниматель ный человек, способный сплотить вокруг себя молодежь, увлечь интересным делом.

В конечном итоге, все происходящее в общежитии, зависит от проживающих там. И только тогда, когда у вас, ребята, будет настоящий коллектив, как сейчас говорят «команда», вы сможете чего-то добиться и отстоять свои права. «Мы верим только в тех, кто верит в себя», так сказал непревзойденный дипломат, Талейран. Потому наши пожелания: верьте в себя. И у вас все получится.





Свободные и справедливые выборы - опора демократии.


В свободном демократическом государстве власть правительства зависит исключительно от согласия с теми, кем управляют. Именно выборы являются главным механиз мом превращения этого согласия во власть правительства. Но демократия сама по себе и выборы еще не гарантируют ничего. Управление народа и народом значит, что граждане свободного общества должны взять на себя задачу самоуправления.

В наш бурный век централизованное управление делами государства обязательно сочетается с местным управлением, под которым принято понимать управленческую деятельность в местной территориальной единице. Согласно ст.117 Конституции Республики Беларусь «местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального обществен ного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах». Долг каждого - принять участие в выборах.





Эниология, что это?

За последние 20 лет интенсивное развитие получила такая область знаний, как эниология. Энио - первые буквы фразы «Энергоинформационный обмен». В эниологии рассматривается широкий круг задач, связанных с взаимодействием биологических систем, объектов косной природы, космических и земных излучений, процессов, объектов и систем, созданных деятельностью человека, на квантовом, волновом уровне. Основополагающие принципы этих взаимодействий разработаны и изложены в научных трудах К.Циолковского, В.Вернадского, Н.Чижевского.

Наиболее важны положения:
-все объекты природы (биологической и косной) имеют энерго-полевую структуру и способны излучать колебания;
-все, что создано руками человека, также имеет энергополевую структуру;
-Вселенная - это взаимопро никновение мириадов разновидно стей энергий и полей, взаимодей ствие между которыми носит характер информационного обмена;
-вся жизнедеятельность человека протекает в условиях непрерывного энергоинформационного взаимодействия окружающей среды как с позитивными, так и с негативными проявлениями;
-особенностью полей и излучений, создаваемых объектами природы, является наличие в них составляющих, природа которых недостаточно изучена ввиду их высокой проникающей способности (хрональные, торсионные, лептонные, виртуальные и др.);
- энергополевые образования сопровождают все явления и процессы.

Исходя из перечисленных положений можно утверждать, что энергоинформационная характеристика объектов, систем, процессов, явлений, образований различного характера позволяет проследить причинные связи, порождающие те или другие проявления. Знание причинных связей, в свою очередь, оптимизирует принятие решений в созидательной деятельности человека, уменьшая ошибки, ведущие к негативному исходу. Можно привести несколько примеров, в которых эниологический подход способен коренным образом улучшить жизнь человека, гармонизировать общество, решить острые энергети ческие и экологические проблемы.

На сегодняшний день основные энергетические потребности на нашей планете вырабатываются тепловыми системами, сжигающими уголь, газ, нефтепродукты, древесину. Этот путь привел не только к истощению природных ресурсов, но и к резкому ухудшению среды обитания человека. Поэтому поиск новых экологически чистых источни ков энергии - это поиск путей выживания. Космическое простран ство насыщено энергетическими вибрациями различного характера, в том числе, создаваемые солнечным излучением. Расчеты показали, что если бы удалось выделить всю энергию из объема, ограниченного оболочкой электрической лампочки, то ее было бы достаточно, чтобы вскипятить все океаны и моря на нашей планете. Как извлечь энергию пространства? Оказывается, в прошлом на нашей планете были цивилизации, которые владели этой технологией. Существуют сотни книг, описывающих цивилизацию атлантов. В них упоминается способ извлечения и накопления энергии пространства с помощью специально выращенных кристалли ческих структур. В наше время есть множество доказательств способно сти объемных геометрических фигур аккумулировать энергию определенного характера. На основе этих фигур создаются источники излучений, выполняющих как позитив ную функцию, так и негативную (психотронные генераторы). В частности, у нас в республике проводится работа по созданию опытных образцов так называемого «контурного генератора», извлекающего энергию пространства и преобразу ющего ее в электрическую. В Москве, в Центре плазмы при бывшем институте народного хозяйства им. Плеханова была разработана методика получения «самовозбуждаю щейся плазмы», которая непосред ственно извлекала энергию из пространства и являлась при этом источником электрического тока.

В качестве примера энергоин формационного воздействия можно назвать патогенные излучения, создаваемые локальными участка ми Земли. Причинами появления патогенных излучений являются либо нарушения структурного характера в глубинах земной поверхности (больные точки земли) - геопатогенные зоны, либо техническая деятельность человека - технопато генные зоны. В народе их часто называют «гиблыми местами». Размеры «гиблых мест» могут достигать от нескольких десятков сантимет ров до нескольких сотен метров. Под воздействием патогенного излучения у человека учащается пульс, изменяется давление крови. Может появиться аритмия сердца, изменяется энергетика основных меридианов тела, биохимический состав крови и электросопротивле ние кожи, нарушается нормальный ритм работы эндокринной системы и т.д. Длительное пребывание человека в зоне действия патогенных излучений часто приводит к возникновению онкологических заболеваний. Патогенные зоны и излучения пагубно действуют на все объекты живой природы. У коров, например, эти излучения вызывали мастит, лейкоз, туберкулез, снижали удои, повышали содержание бактерий в молоке. Негативно воспринимаются эти излучения плодовыми деревьями и кустарника ми, овощными культурами. Патогенные излучения влияют на прочность кирпичных кладок и железобетонных сооружений. Приводят к разрывам газо- и нефтепроводов, усиливают коррозию трубопроводов и снижают надежность канализа ционных устройств. Они сокраща ют срок эксплуатации различных агрегатов, машин, приборов, систем и т.д. Патогенные излучения, практически не ослабляясь, пронизыва ют все этажи любого многоэтаж ного здания, не экранируясь.

Сегодня созданы приборы для обнаружения патогенных зон. Пока в полной мере выявлять и классифицировать их могут только опытные лозоходцы или операторы биолокации (доуинга). Наиболее эффективно нейтрализовать негативное действие патогенных излучений можно с помощью объемных геометрических фигур, в частности, пирамид.

При строительстве жилых и административных зданий не только важно правильно выбрать место строительства, но и проекты форм здания и комнат. Популярные у проектировщиков «прямоугольные параллелепипеды», взаимодействуя с пространственными (космически ми) излучениями, концентрируют внутри определенные виды вибраций в виде эллипсоидных образований, которые негативно влияют на здоровье человека, вызывая быструю утомляемость, усталость. Наиболее простой способ борьбы с таким видом энергоинформацион ного воздействия - не допускать прямых углов между стенами (искажать их круглыми предметами). Одна и та же мебель, расставленная в комнате в одном варианте, обеспечит комфорт, а в другом - дискомфорт. Это еще один пример энергоинформаци онного взаимодействия мебели с геометрией комнаты.

Феномен человека всегда находился в поле внимания философов, психологов, социологов, биологов, физиков и исследователей других направлений в силу его неисчерпа емости. С точки зрения энергоин формационных характеристик человек - уникальное создание. Вокруг него наиболее ярко выражены семь энергетических оболочек (полей), отражающих все виды его жизнедеятельности. В первом приближении их можно объединить по следующим состояниям: физиоло гическое (физическое), эмоциональ ное, интеллектуально-духовное.

У гармоничного, здорового человека нет противоречий между указанными состояниями, а, следовательно, полями, отражающими эти состояния. Энергоинформаци онное поле такого человека имеет эллипсоидную форму с ярко выраженными границами и спектром.

Исследования физического поля человека, проводимые в Институте радиотехники и электроники (Москва), показали, что человек излучает все виды колебаний, которые способны фиксировать современные измерительные приборы, весь радиодиапазон - инфракрасный, ультрафиолетовый и видимый спектры, а также излучения радиацион ного характера (человек-микро косм).

При нарушении гармонии между вышеуказанными тремя состояниями на полевом эллипсоиде проявляются: выпуклости, впадины, неровности, разорванность линий, нечеткость спектров. Нарушения в энергоинформационной структуре приводит к ухудшению на физиологическом (клеточном) уровне, что может быть причиной заболеваний.

Основные факторы нарушения гармонии:
-неправильный образ жизни человека;
-причинно-следственные связи наследственного (генного) характера;
-энергоинформационное насилие над человеком.

В первом случае, человек сам создает себе болезни, выбрав неправедный образ жизни. Во втором - болезни наследства (болезни наказания, кармические болезни). В третьем - наведенные болезни (болезни насилия).

На современном этапе особенно обострились болезни, вызванные энергоинформационным насилием над человеком. Статистика показывает, что примерно 60-85% всех проблем со здоровьем у людей приходятся из-за нарушений, связанных с насилием на энергетическом уровне. Но и сам человек, в какой-то степени, виновен, что допустил это насилие. Из-за снижения энергети ческого потенциала человека резко падает эффективность медикамен тозного лечения, фитотерапии, рефлексотерапии.

Такие болезни, как «синдром хронической усталости», «черного столба» носят энергетический характер. Некоторые ученые медико-био логического направления онкологию и СПИД во многом связывают с нарушением в организме на энергети ческом уровне.

Много интересных публика ций посвящено энергоинформа ционным взаимодействиям в животном и растительном мире. Они доказывают большую роль эмоциональности в жизни растений и животных.

Энергоинформационный подход успешно решает задачи подбора кадров для выполнения определенной работы, создания творческого коллектива, оптимизации в выборе направлений в работе, информационной поддержки бизнеса в кризисных ситуациях, прогнозирования различных ситуаций и т.д.

Э.М.Карпушкин, Т.Н.Катульская





Постоянно в поиске

Александр Александрович Петровский, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой электронных вычислительных средств - известный ученый в области проектирования проблемно-ориентиро ванных средств вычислительной техники реального времени для задач цифровой обработки сигналов. Его научные труды, в которых предлагаются алгоритмы обработки речевых и аудио сигналов, развиты математические основы построения процессоров с динамичес ки реконфигурируемой архитек турой, имеют огромное значение.

Постоянно находясь в поиске новых эффективных образовательных и воспитательных технологий, он умеет работать со студентами и сотрудниками. Учебный план специальности «Электронные вычислительные средства», организация и оснащение оборудованием учебных лабораторий по микропроцессор ным устройствам и автоматиза ции проектирования ЭВС - результаты его труда.

Более 300 научных работ, монография, 3 учебных пособия, энциклопедия по радиоэлектро нике (в соавторстве), 16 авторских свидетельств на изобретения и статьи в отечественных и международных изданиях - это тоже результат его деятельности. Им подготовлено 8 кандидатов технических наук. Созданная под его руководством и при его непосредственном участии цифровая система управления стендовыми испытаниями изделий новой техники на пространственно -многомерные случайные вибрации удостоена Серебряной медали ВДНХ СССР, а многоканаль ный анализатор спектра - Золотой медали ВДНХ СССР.

Он - инициатор и непосред ственный участник заключения договоров о научно-методическом сотрудничестве с университетами Германии, Франции, Китая, Польши. В рамках Европейской программы TEMPUS Александр Александрович создал образовательный центр «Восток» для совместного обучения белорусских, немецких и французских студентов.

Стажировался в Великобрита нии в Роял Холловэй и Империал колледжах Лондонского университета, повышал квалификацию по научной работе в Аахенском техническом университете (Германия), работал в Университе те прикладных наук (г. Миттвайда, Германия) в качестве гость-профессора.

За высокие научные и педагогические результаты А.А.Петров скому назначена стипендия Президента Республики Беларусь.

Многие начинали свое восхождение в науке со студенческой скамьи МРТИ. Но далеко не всем им удалось достигнуть таких результатов. И дело не только в счастливой звезде, под которой родился, но в целеустремленности, влюбленности в свое дело и упорном многолетнем труде, без которого не осилить ни один рубеж.

Недавно друзья, коллеги, соратники и ученики поздравили Александра Александровича Петровского с юбилеем.

Пусть с опозданием, но мы присоединяемся к их поздравлениям и желаем ему дальнейших творческих удач, вдохновения, неиссякаемых жизненных сил, здоровья, оптимизма и огромного человеческого счастья.