архив
№1 от 26 января 2004 г.
Десятки не только первокурсникам
Оценка уровня знаний, практических профессиональных умений и навыков студентов теперь будет производиться по 10-балльной шкале. Минимально необходимой отметкой для продолжения обучения является четыре.
1. При назначении стипендий студентам, снижении оплаты за обучение, переводе студентов с платной формы обучения на бюджетную будет использоваться переводная шкала оценки знаний из десятибалльной системы в четырехбалльную.
9 (девять) |
|
7 (семь) 6 (шесть) |
|
4 (четыре) |
|
2 (два) 1 (один) |
2. Учебная стипендия студентам, знания которых оценивались по десятибалльной системе, при отсутствии оценок 3, 2, 1 в экзаменационной сессии назначается с учетом среднего балла успеваеамости:
- не ниже 5,0 — для обучающихся по техническим специальностям;
- не ниже 5,5 — для обучающихся по экономическим специальностям.
3. Значение повышающих коэффициентов для установления размера учебных стипендий определяется в соответствии с Инструкцией о порядке назначения и выплаты стипендий высших учебных заведений № 33/27/18 от 23.03.2001г. после перевода полученных оценок из десятибалльной системы в четырехбалльную.
4. При рассмотрении вопросов снижения оплаты за обучение или перевода с платной формы обучения на бюджетную студентов, знания которых оценивались в десятибалльной системе, полученные оценки переводятся в четырехбалльную систему и решение по указанным вопросам принимается в соответствии с Положением о предоставлении образовательных услуг на платной основе № 02-02 от 27.06.2003г.
5. При возвращении из академических отпусков и восстановлении студентов в группы набора 2003 года и последующих лет перевод оценок, полученных по четырехбалльной системе в десятибалльную систему оценки знаний осуществляться по следующей шкале.
Обретение национальной государственности
Белорусская ССР как суверенное национальное государство была образована 1 января 1919 года. Своим рождением она обязана Великой Октябрьской социалистической революции.
Образование БССР — не единовременный акт, а результат весьма длительного процесса, берущего начало на рубеже двух столетий у истоков надвигавшейся тогда в России революционной бури. Особенно стремительно шло развитие событий, приведших к обретению белорусским народом национальной государственности, в период после победы Октябрьской революции и триумфального шествия по стране Советской власти.
Как только было получено известие о победе вооруженного восстания в Петрограде, президиум Минского Совета издал приказ №1, в котором объявил о переходе всей власти в Минске и его окрестностях в руки Советов. В течение октября—ноября Советская власть была установлена во всех губернских и уездных городах, а в январе 1918 года она утвердилась на всей территории Белоруссии. Однако в связи с захватом немецкими кайзеровскими войсками ее значительной части процесс советизации был приостановлен. Но уже сразу после изгнания оккупантов с захваченной ими территории этот процесс был продолжен. Встал как вполне назревший и актуальный вопрос об образовании суверенного белорусского государства на советской политической основе.
30 декабря 1918 года в Смоленске открылась YI Северо-Западная конференция РКП/б/. Поскольку на ней были представлены все имевшиеся на территории Белоруссии коммунистические организации, конференция постановила переименовать себя в I съезд КП/б/Б. Съезд принял историческое решение о создании БССР. Было образовано Временное революционное рабоче-крестьянское правительство Белоруссии во главе с Д.В.Желуновичем.
1 января 1919 года опубликован Манифест Временного рабоче-крестьянского правительства о провозглашении Белорусской Советской Социалистической Республики. 5 января правительство из Смоленска переезжает в Минск, который с того времени становится столицей Белорусской ССР. 2-3 февраля 1919 года в Минске состоялся I Всебелорусский съезд Советов. Он законодательно оформил создание БССР, принял ее первую конституцию, избрал Центральный Исполнительный Комитет и Совет народных комиссаров.
Путь, пройденный Белоруссией и другими советскими республиками за 70 лет существования СССР, — это целая эпоха. История не знала столь стремительного взлета от состояния вековой отсталости к могуществу современной великой державы с высочайшим уровнем культуры, высокими темпами производства и постоянно растущим благосостоянием народа.
Отмечая сегодня 85-летие БССР и сравнивая нынешнюю обстановку в республике с той ситуацией, в которой происходило образование Белорусской и других советских республик, мы видим много общего. Как и тогда, на территории многих бывших советских республик идет гражданская война. Как и тогда, экономика всех этих республик разрушена до основания. Как и тогда, местные националисты и их западные репетиторы стремятся оторвать народы национальных республик от братского русского народа. Как и тогда, трудящиеся Беларуси и рядя других стран СНГ решительно выступают за сохранение и укрепление традиционных связей с Россией, за воссоздание единого Союзного государства.
Сегодня человечество буквально балансирует на грани войны, за которой его ждут глобальные потрясения, всеобщий хаос. В этих условиях мы обязаны придать новый импульс неоправданно затянувшемуся процессу воссоединения Беларуси и России. Одновременно надо учитывать и совершенно конкретные действия американо-натовской военщины, тот факт, что Североатлантический военный блок не только не расформирован, а всемерно укрепляется и зловеще движется на восток, выходит на границы Беларуси и России. Создается весьма опасная ситуация. В этих условиях Беларусь и Россия должны решительно противостоять экспансии НАТО, противопоставить ей самое прямое и непосредственное сотрудничество в военной области, в выработке совместных мер по укреплению обороноспособности.
Все мы — единомышленники. Однако одного единства взглядов недостаточно. Необходимо единство практических действий по реализации этих взглядов, по претворению в жизнь тех рекомендаций и установок, которые содержатся в документах Первого съезда народов Союзного государства, выступлениях Президента Республики Беларусь по вопросам интеграции и укрепления экономических, политических и культурных связей с бывшими советскими республиками.
Нет сомнения в том, что все честные граждане Беларуси, будучи настоящими патриотами своей Родины, останутся и впредь верными славным традициям советской государственности, братской дружбы и интернационального единства народов. Они знают, что подлинно национальные идеи являются в то же время и подлинно интернациональными. Именно на этих принципах была построена и наша Беларусь. Президент нашей республики А.Г.Лукашенко в приветствии состоявшемуся в марте прошлого года Первому съезду народов Союзного государства Беларуси и России сказал: «Многовековое прошлое нас сближает, будущее должно нас сплотить». Любая страна становится богаче и прекраснее, если сердца ее народов согреты любовью и дружбой к другим народам.
Алексей Быков,генерал-майор, член республиканского совета ветеранов
Экзаменационная «лихорадка»
Сессия, как эпидемия гриппа, к которой лучше подготовиться заранее и встретить во всеоружии. Ну, а для тех, кого она застает врасплох, экзамен — безвыигрышная лотерея. О том, как проходил «мозговой штурм», мы делимся своими наблюдениями.
«Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду — это философия»
Три века назад это сказал Вольтер, но и сегодня убеждаешься в его правоте. Студенты нашего вуза единодушно признают экзамен по философии одним из самых сложных. Это — проблема всех технических вузов, где отношение к философии, как правило, скептическое. А, между прочим, уважаемые студенты, само слово «философия» придумал Пифагор, Александра Македонского воспитал и обучил Аристотель, самые выдающиеся физики и математики были философами.
Вот и студенты гр.250502 ФКСиС сдали экзамен по философии хорошо (преподаватель И.Ф.Габрусь), как и два предыдущих: физику и программирование. И проблем особых не было, на лекции ходили, конспекты вели, задания выполняли. Кстати, успехи свои ребята этой группы связывают и с работой куратора А.И.Земцовой, органично сочетающей не только постоянный контроль за дисциплиной и успеваемостью, но и совместные походы в театр, музеи. А в умело организованном коллективе каждый работает на каждого.
Среди студентов гр.221701 ФИТиУ царило минорное настроение и было от чего впасть в отчаяние — и часа не прошло, а уже две «2», студенты, отлично успевающие по другим предметам, получили тройки. Стеная и томясь в очереди за своим билетом, то и дело восклицали:
— Ну зачем нам, скажите, философия?
— И как вы будете изучать предмет Искусственный интеллект?! — В сердцах воскликнул профессор Ю.А.Харин, так и не услышав вразумительного ответа о различиях между сознанием и мышлением. И. Кант оказался философом Эпохи Возрождения. Какой уж тут «чистый» и «практический» разум?!
Вот, говорят, человек делает работу, а работа делает человека. А если студент ничего не делает, лекции посещает плохо? То и результаты — плачевные.
А ведь философия — наука, которая в постоянном поиске путей к гармонии человека и природы, личности и общества... Это волнует человечество уже ни одно тысячелетие и не важно, Средние это века, или век информационных технологий. Философия, по мнению Эпикура, ищет не истину, а искусство жить. Разве не к этому мы стремимся?
Буря в стакане Н2О
Химия — наука сложная и получить зачет или сдать экзамен по этому предмету для нашего студента — сплошное «хождение по мукам».
- Пять, шесть раз сдаем зачет, к экзаменам не допускают,— причитала группа студентов ФКСиС, стоя у дверей деканата.
- Мы же светлое будущее программирования, крутые хакеры и властелины сети, нам для программирования не таблицу Менделеева надо знать, а двоичную систему счисления.
А здесь вы, ребята, не правы, вся наша жизнь — сплошная химия и не одним компьютером жив человек, ученые установили, что даже любовь — химическая реакция. Беседую с преподавателями. И оказывается, что зачеты и экзамены по химии можно сдавать быстро и безболезненно, даже «автоматом». Например, в гр.351005 ФКСиС их получило 90% (преподаватель И.А.Забелина, куратор С.М.Остархова).
Но лучше один раз увидеть... Студенты гр.312602 ФКП сдавали экзамен заведующему кафедрой химии И.В.Боднарю. Все остались живы и здоровы. Оценки только хорошие и отличные.
Так как же сделать химию своей союзницей? А всего- то надо:
1. Посещать лекции (1 раз в 2 недели).
2. Выполнить и защитить 4 лабораторные работы, выучить и сдать в любое удобное время в течение семестра одну (!) тему и подготовиться к экзамену.
Высшая математика — самый трудный предмет всех времен и народов, так считают студенты.
На деле все оказалось не так страшно: на экзамене спокойная деловая обстановка. И хотя «автоматов» на вооружении математиков нет, студенты и без них хорошо сдают. Например, в гр.210801, 210702 ФКП (преподаватель Н.С.Щедрова) 25% сдали математику на «отлично». Первокурсники гр.311101 ФКП сдавали экзамен преподавателю О.Ф.Борисенко. Вот уж действительно, на экзамен, как на праздник. Сияющие лица, уверенные ответы студентов, экзаменатор, чутко внимающий им. Попробуй тут не сдай высшую математику на «хорошо» и «отлично».
Как повысить КПД
В учебном процессе для повышения его результативности, необходимо максимально использовать возможности, знания, интересы студентов. Своим мнением, как сделать учебный процесс более творческим, поделился бывший декан факультета радиотехники и электроники В.Л.Бусько. «Упор делается на самостоятельную работу, преподаватель должен умело направлять студентов. В соответствии с требованиями времени меняются технологии проведения лабораторных работ. В дальнейшем планируем реконструировать весь учебный процесс, использовать элементы дистанционного обучения, право студента выбирать лектора».
Не об этом ли мечтает студент?
Мечты сбываются, если вовремя выполнять все задания и десять «автоматов» по основам алгоритмизации и программированию в гр.342802 ФРЭ тому подтверждение.
Всевидящее око
Шпаргалки — зло вечное, так считают преподаватели и ведут с ними борьбу: отнимают, ставят двойки, отчисляют. Всевидящее око экзаменатора следит за каждым взглядом, движением студента. В БГУ даже издали приказ, который гласит, что за списывание на контрольной, зачете, экзамене — отчисление. А вот наш преподаватель В.Г.Шилкин уверенно заявил: «У меня не списывают». И оказался прав.Студент экономического факультета, частый гость редакции, поведал такую историю. Идет экзамен по высшей математике. Вдруг преподавателя срочно вызывают в деканат.В это время в аудиторию врывается«добрый самаритянин» и кричит: «Списывайте скорее, Шилкин — в деканате». А списывать-то не из чего, шпор никто не делал. Владимир Григорьевич, как рентген высвечивает все твои знания. Преподаватель строгий, оценками не балует, но студенты ценят его профессионализм и чувство юмора.
Татьяна КатульскаяПоздравляем юбиляров!
Антонову Татьяну Ивановну, воспитателя общежития №1
Бычковскую Галину Васильевну, ведущего инженера
Жук Татьяну Леонидовну, дежурную
Крыжановского Доремидонта Владимировича, доцента
Парфенкова Владимира Яковлевича, доцента
Свиридо Нелли Станиславовну, уборщика
Шикову Целину Станиславовну, методиста
Гарбуз Софию Андреевну, коменданта
Исайчук Ольгу Макаровну, дежурную
Карпушкина Эдуарда Михайловича, доцента
Минченко Леонида Ивановича, заведующего кафедрой
Молочко Александру Павловну, доцента
Беккер Янину Францевну, старшего инспектора
Гончарова Ивана Яковлевича, сторожа
Левкову Эмму Антоновну, начальника ЭТУ
Золоторонок Алексея Сигизмундовича, уборщика
Ерошина Игоря Владиславовича, ведущего инженера
Натычко Нину Петровну, уборщика
Попова Эдуарда Гавриловича, доцента
Рожанского Виктора Борисовича, старшего преподавателя
Гараймович Валентину Андреевну, гардеробщика
Теплякову Галину Леонидовну, старшего преподавателя
Николаеву Зою Максимовну, уборщика
Олехновича Евгения Анатольевича, доцента
Вместе весело шагать в год грядущий
В общежитии №1 традиционно все студенты готовились к встрече самых больших праздников: Нового года и Рождества Христова. Заранее был объявлен конкурс на лучшее оформление этажей, лучший поздравительный плакат. Все готовились к показательному смотру. Этажи выглядели сказочно.
3,9 и 10-й этажи под руководством Андрея Преткеля представили музыкальное шоу «Новогодние братья оленей». Всех развлекали Дед Мороз и Снегурочка. Томаш Лапинский запечатлел праздник на фотопленке.
Огромное спасибо участникам: Андрею Преткелю, Саше Косову, Максиму Дадычину, Ирине Козырь, Вадиму Прудникову, Елене Сикорской, Диме Румбергу, Албше Ивлиеву, Татьяне Дронкиной, Марине Коваленя. Особая благодарность Деду Морозу — Денису Пинченко и Снегурочке — Анне Кухоревой, неизменному фотографу Томашу Лапинскому, художникам — Саше Богдановичу и Наташе Пинчук.
«Защиту» 2,4,5 и 6-го этажей взяли на себя студенты: Екатерина Ситкевич, Юлия Михеева, Андрей Колосок, Виталий Папко, Наташа Рабцевич, Александр Ронжин. Разыграли сценку с участием сказочных героев Емели, Бабы Яги с ее необычной избушкой-чумом.
Все веселились от души.
воспитатели общежития №1
Признание в любви
— Что Вам?
—Листик формата А3.
— Вам что?
—Листик формата А3...
—Вы что, не можете сразу на всю группу купить?..
На нас злятся продавцы, но мы должны... У нас первая пара — «начерталка» и мы, полусонные, топаем в универ, гордо неся с собой этот самый формат А3.
Мы сосредоточенно пытаемся внушить себе, что яркая линия на плоской доске на самом деле — невидимая, что инопланетное сочетание разноцветных кривых — это вам не просто так! — перед нами несчастная сфера, проткнутая гадкой призмой... Да-а, несладко...
Отмучившись у доски с гигантским циркулем и линейкой, мы выводим в журнале препода собственной рукой «плюсик» и под аккомпанимент добродушного «молодец» садимся на место. Но в сон уже не клонит.
Он помог нам выжить, этот добрый дяденька-преподаватель. Это он сумел активно зажечь в нас искорку стремления к знаниям, как никто, умел подсказать, где нужно «радоваться», а где «сдаваться». Мы безумно были благодарны ему за гуманитарную помощь бедным студентам в виде примеров чертежей из прошлых лет. И за спасительные консультации по любым вопросам... А еще была его вкусная шоколадка в светлый праздник...
Теперь все это позади, мы завершили свой тернистый путь в НГ и ИГ и радуемся, уже без Ваших, А.А., подсказок, но вместе с Вами. Нам ведь всем было интересно учиться у Вас, а Вам, хочется верить, было радостно нас, таких неуклюжих, учить.
Спасибо Вам за Ваше долготерпение и доброе к нам отношение. Пусть и дальше Вас ждет цветная, как эти мелки, жизнь. Пусть Ваша душа остается такой же широкой и непроецируемой. Это очень надо будущим первокурсникам. И не расставайтесь со своими постулатами: «Я троек не ставлю», «Эта наука полезна всем — она учит думать».
СПАСИБО!! :)))
БЫТЬ ИЛИ КУРИТЬ? (СПОСОБ ПРЕКРАТИТЬ КУРЕНИЕ, МИНИМИЗИРУЮЩИЙ ОПАСНОСТЬ РЕЦИДИВА)
Стайка разнополых подростков-учеников без верхней одежды сгрудилась за углом школьного здания. Заметно дрожа от холода, они с нетерпением перенимают друг у друга долгожданную быстро кончающуюся сигарету.
Воспитательницы детского сада в белых халатах, укрывшись за строением трансформаторной подстанции от прямых взглядов руководства и воспитуемых, довольно театрально курят каждая свою отдельную сигарету.
Совсем не заботясь о театральности (впрочем, как знать?), молоденькая особа под строевой шаг своего явно делового перемещения по уличному тротуару подобно пароходу былых времен ритмично выпускает клубы дыма от выкуриваемой при любой погоде сигареты.
Студенты и сотрудники университета — кто в верхней одежде, а кто и без, разместившись перед входами учебных корпусов («На крыльце курить запрещается!»), курят кому что бог послал. Мостовая у них под ногами (не при дамах будет сказанo) сплошь покрыта окурками и продуктами естественного при курении слюновыделения.
В самых различных помещениях вуза (чего грех таить?) с неизбежными издержками в части пожарной безопасности и санитарии его сотрудники нет-нет да и покуривают: никотиновый голод — тоже не тетка.
Ну, ни это ли все — «Живи со вкусом!»?
Вместе с тем, в настоящее время найдется не очень много людей, которые наивно полагают, что курение вполне безобидно. Напротив, практически каждому известно, о чем «Минздрав предупреждает...».
Кроме того:
- курить финансово накладно (за деньги, которые курильщик тратит в месяц на сигареты не самого высокого качества, можно приобрести, например, три компакт-диска с современными пакетами компьютерных программ или в течение всего месяца каждый день лакомиться пирожными);
- далеко не каждое табачное изделие соответствует хвалебным характеристикам, щедро размещенным на его упаковке; в нынешней «цивилизации» не исключено применение добавок к табаку, стимулирующих привыкание к курению;
- курильщики испытывают массу неудобств из-за вынужденных мер по ограничению мест и времени, отводимых для курения, — где они эти комнаты для курения?;
- в среде действительно цивилизованных людей курить давно немодно и даже неприлично.
Отчего же воз табакокурения и ныне там? Об этом нужен отдельный разговор, и не он является предметом данной статьи.
Излагаемые здесь соображения адресуются тем, кто лично (как, в свое время, и сам автор) ощутил настоятельную необходимость прекратить курение.
А сделать это оказывается очень и очень непросто
Глубоким заблуждением является представление о том, что справиться с никотиновой зависимостью можно с помощью одной силы воли. Те, кто так считает, видимо, забыли о шутливом изречении Марка Твена: «Нет ничего проще, как бросить курить. Я сам бросал раз двадцать».
При укоренившейся никотиновой зависимости в организме курильщика самым существенным образом изменяются физиологичекие и психические процессы. Выправить эти изменения, опираясь только на силу воли, нереально.
Да и кому нужна такая жизнь, которая в записных книжках Ильи Ильфа обрисована записью: «Двадцать лет он не курил и все двадцать лет ему каждый день и час нестерпимо хотелось закурить!».
Те, кто удерживается от курения с помощью воли, постоянно жестоко страдают. Поэтому когда им говорят — «Не будешь курить и дальше, проживешь на 7 лет больше, чем при курении», то они с ужасом спрашивают: «Что? Еще целых 7 лет не курить?!»
Да, курение крайне желательно прекратить. Но достигнуть этого любой ценой было бы определенно неразумно.
Ниже описан лично опробованный способ прекращения курения, минимизирующий опасность рецидива.
Автор курил двадцать лет
Как выяснилось со временем, организм ему достался крайне склонный к развитию никотиновой зависимости. Курить нравилось. Осчастливить человечество своим долгожительством и демонстрацией отменного здоровья замыслов не было.
Однако, когда для курения стало не хватать двух пачек сигарет в день, стало ясно, что на извечный гамлетовский вопрос в сложившейся ситуации ответ содержался, скорее всего, во второй части самого вопроса.
Перспектива «не быть» пока мало увлекала.
С другой стороны, повторить подвижничество упомянутого И. Ильфом персонажа не было ни желания, ни возможности. Постоянное насилие над собой оказалось решительно неприемлемым.
Пришлось искать свой путь
Описываемый ниже способ оказался рабочим. Совершенно безбедно не курю более 25 лет. Теперь уже и не помню — когда забыл о том, что курил.
Обретя личную свободу, никогда не ленился поделиться опытом с другими. В результате у меня есть и достигшие успеха последователи.
Итак, что нужно сделать
1. Принять твердое личное решение прекратить курение (а не вынужденно согласиться с требованием или соображениями других). Четко зафиксировать в сознании и даже сказать об этом вслух (не на публику), что лично Вам это по целому ряду причин необходимо, полезно, выгодно, целесообразно.
Ни в коем случае не давать никаких клятв и зароков, т.к. от их психологической тирании больше вреда, чем пользы.
2. Не курить. — Бросить курить, не бросая, к сожалению, невозможно. Ненужно выбрасывать и делать недоступными сигареты, спички — запретный плод слаще. Пусть он всегда будет в принципе доступен. Но не следует и искушать себя демонстративным провоцирующим раскладыванием курева на видном месте. Живите проще — без манерности.
3. От неизбежного дискомфорта из-за никотинного голодания организованно уворачиваться, отвлекаться, искусственно создавать другие источники удовольствий. Предусмотрительно избегать ситуаций, которые могли бы создавать предпосылки к отдельным закуриваниям.
При разовых срывах ни в коем случае не бранить себя за непоследовательность, слабоволие и т.п.
В то же время крайне необходимо со всей строгостью и принципиальностью негативно охарактеризовать само действие — обращение к куреву. Найти возможность сказать вслух что-то типа: « Это очень скверно, что пришлось закурить. Это мне урок. Я сделаю все, чтобы подобное более не случилось». Не делать из происшедшего трагедии, рассматривать его как рабочий момент.
С «внутренним голосом» ни в какие дискуссии не вступать! Пусть говорит что угодно. Стараться заниматься только «делом», а не этим голосом, хотя это и очень непросто. Чрезвычайно важно быть в этом отношении последовательным при любых обстоятельствах и самых скромных достигнутых результатах.
4. В случаях, когда опасность рецидива была самой реальной и, все же, удалось удержаться от очередного закуривания, необходимо самым выразительным и четким образом похвалить себя. По возможности вслух «поликовать», поощрить свое достижение чем-то приятным.
Здесь потребуется личная изобретательность в изыскании средств вызова положительных эмоций при самых разных жизненных обстоятельствах.
Кому-то будет довольно воскликнуть вслух или внутренне — «Ну, ты и молодчина!».
Кому-то было бы хорошо доставить себе удовольствие любимым соком или пирожным (желательно, чтобы в этом случае «рояль случайно оказался в кустах»).
С учетом жизненной важности «стратегической» цели (надежно прекратить курение) простительно польстить своему неизбежно имеющемуся в той или иной мере тщеславию, словами типа: «Вот видишь, — ты способен на то, что не всем под силу!»
Короче, «ликование» требует личной организации и предусмотрительности. Необходимо намеренно буквально провоцировать хотя бы суррогат ощущения комфорта от, пусть маленькой, но победы!
Внутреннему голосу, который обязательно будет ехидничать над вашими акциями и пока не вполне соответствующим действительности ощущением удовлетворенности, не отвечать.
5. По позициям 2-4 работать постоянно, не впадая в расстройство от срывов и наращивая ликование по случаю побед.
И, о чудо!
А на самом деле вовсе не чудо, а закономерная работа теории И.П.Павлова об образовании условных рефлексов и формировании временных связей.
Так вот: и, о чудо — однажды, когда Вы очередной раз не закурите в ситуации, где рецидив был весьма возможен, Вы вдруг на самом деле ощутите какое-то удовлетворение, подобие удовольствия, комфорта, т.е. что-то эмоционально позитивное.
В это ощущение нужно буквально вцепиться. Подкрепить его чем-то объективно приятным. По возможности вслух восхититься и собой, и происшедшим. «Поликовать» вовсю! (см. позицию 4). Поступать так при всех победах.
Вот и все! — Не унывать из-за срывов и ликовать при победах. И все получится! Вам курение станет ненужным! Оно просто перестает для Вас существовать. Опасность рецидива практически отсутствует, т.к. за ненужной вещью никто не потянется.
Вы свободны! — Не требуется терпеть, делать постоянные усилия, чтобы удержаться от возврата к курению. Какие радость и легкость на душе!
Образующееся при этом отношение к курению и курильщикам остается самым ровным. Характер прекратившего курение изложенным способом не деформируется в противоположность тем, кто изо всех сил держится на воле. Их курильщики и табачный дым раздражают, т.к. провоцируют желание закурить. Большинство из них рано или поздно вернется к куреву, т.к. жизненные процессы мощнее любой воли и однажды создастся такая ситуация, в которой бывший курильщик на все махнет рукой!
Дорогу осилит идущий
Повторимся: не бросая, бросить курить невозможно. Но бросить любой ценой — нам это не нужно!
Описанный способ свободен от издержек, сопутствующих голому воздержанию. Он изменяет отношение к ранее вожделенному объекту, делая его просто ненужным, не представляющим личного интереса.
По существу Вы становитесь другим человеком. Вам более не требуется постоянно работать на воздержание от курения.
Успеха Вам! Он обязательно придет, если практиковать предлагаемые действия достаточное время, затраты которого у каждого разные.
Кто знает — сколько лично Вам необходимо времени для выработки условного рефлекса?
А держаться на воле всю оставшуюся жизнь разве привлекательней?
Ориентироваться следует на то, что основные трудности кончатся через пару-тройку недель. А увидеть во сне, что Вы закурили, Вы может и через год, и через три года. Не пугайтесь и не впечатляйтесь. Как и происки внутреннего голоса пустите это мимо своего внимания.
Разве Вы не знаете, что для устранения привычки нужны не меньшие затраты психических усилий и времени, чем те, которые привели к ее формированию? А сколько Вы курили?
Никотин очень сильное средство, самым существенным образом меняющее биохимические процессы в организме. Вернуть их к исходной природной норме мгновенно невозможно.
Большинство курящих будущих мам не ведают, что первые полгода их новорожденный будет внешне немотивированно плакать. Бабки-няньки, умудренные откровениями из нынешних с попугайно расцвеченными обложками коммерческих изданий, будут искусно выискивать потусторонние мистические причины «хвори» младенца. А ларчик, как и всегда, открывается просто. — Напичканный за 9 месяцев в утробе матери никотином организм ребенка неистово требует «закурить», т.к. через молоко матери и другие продукты получить привычную «пайку» невозможно.
Ничего, Малыш, — потерпи! Вот подрастешь маленько, и продвинутые приятели, страстно рвущиеся в «Эуропу и цивилизацию», помогут тебе. «Острословы» поведают, что «Куренье — свет, а не куренье — тьма», что «Закуренье — мать ученья» и что не курит только конь на распространенной масштабной рекламе заморских сигарет. — Так ведь что с него взять, хоть он тоже заморский?
А, может быть, все же по-другому?
Если не курил — ни в коем случае не начинай! Ты ведь не знаешь какой тебе достался организм — склонный к зависимости от никотина или нет?
А если уж куришь, то оставь это как можно скорее! Не предлагай попробовать закурить не курящим.
И пусть природа делает свое дело, а мы будем жить с нею в согласии!
Как хорошо не курить! Радость!
старший научный сотрудник
Приказ ректора БГУИР
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и письмом Министерства образования Республики Беларусь от 10.11.2003 №20-14/90 «Об упорядочении выдачи разрешений на выезд студенческой молодежи на работу за границей» издан приказ ректора БГУИР, который гласит:
1. Выезд за границу может быть согласован только студентам дневной формы обучения, обучающимся по индивидуальным учебным планам или пользующимся правом свободного посещения учебных занятий и имеющим высокую успеваемость и примерное поведение.
2. Деканам факультетов дневной формы обучения по состоянию на начало очередного учебного семестра определять состав студентов дневной формы обучения, претендующих на обучение по индивидуальным учебным планам или на право свободного посещения учебных занятий, и оформлять соответствующее решение распоряжением по факультету.
3. В случае несогласованного с деканом выезда на работу за границу и невозвращения студента к началу очередного учебного семестра такой студент отчисляется из университета как нарушивший учебную дисциплину и Правила внутреннего распорядка университета или за академическую неуспеваемость (в зависимости от фактически допущенного нарушения).
Замещение должностей
Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» объявляет конкурс на замещение должностей:
- заведующих кафедрами: теоретических основ электротехники, философии, высшей математики, физики, сетей и устройств телекоммуникаций;
- профессоров кафедр: радиотехнических систем (1), электронных вычислительных машин (0,75), высшей математики (1), сетей и устройств телекоммуникаций (1);
- доцентов кафедр: радиоэлектронных средств (2), электронной техники и технологии (1), производственной и экологической безопасности (1), вычислительных методов и программирования (1,5), радиотехнических систем (1), радиотехнических устройств (1), антенн и устройств СВЧ (1), программного обеспечения информационных технологий (0,5), философии (2), высшей математики (2), физики (5), информатики (1), систем телекоммуникаций (3), сетей и устройств телекоммуникаций (1), метрологии и стандартизации (2), физвоспитания (1);
- старших преподавателей кафедр: инженерной графики (1), вычислительных методов и программирования (1), микроэлектроники (1), экономической информатики (0,5);
- ассистентов и преподавателей кафедр: производственной и экологической безопасности (1), информационных технологий автоматизированных систем (1), вычислительных методов и программирования (2), теоретических основ электротехники (3), микроэлектроники (1), электронных вычислительных машин (1), программного обеспечения информационных технологий (1,5), высшей математики (2), информатики (1), систем телекоммуникаций (1), сетей и устройств телекоммуникаций (1,5), экономической информатики (2), интеллектуальных информационных технологий (1), инженерной графики (1), иностранных языков №2 (1), физвоспитания (3), менеджмента (2), иностранных языков №1 (4), экономики (3).
Срок подачи заявлений на конкурс один месяц со дня опубликования объявления.
Наш адрес: г.Минск, ул. П.Бровки, 6
Праздник нашей гордости и славы. К 60-летию освобождения Беларуси
Ветераны... Глядя на седину наших бабушек и дедушек, трудно представить их молодыми. А еще сложнее понять, какое испытание им пришлось вынести. Вместо музыки — взрывы, а вместо цветов — винтовки.
Они сражались за нас, за наше будущее. И теперь мы безмерно благодарны им за их мужество и стойкость.
Все больше лет проходит, все реже мы вспоминаем о войне, все меньше, к сожалению, остается ветеранов. Но мы помним, помним их подвиг и вновь несем им тюльпаны 9 мая.
Спасибо вам, дорогие ветераны, за Победу.
Дима Румберг, студент ФКСиС
3 июля 1944 года над столицей Беларуси вместе с утренней зарей взвились пронесенные через огонь сражений красные флаги Победы. Их водружение над городом Минском символизировало долгожданное освобождение белорусской земли от фашистских оккупантов. Освобождение — это не только изгнание немецких солдат с нашей родной земли. Освобождение — это избавление народа от угрозы его физического уничтожения.
Эта угроза висела над ним дамокловым мечом в течение трех лет фашистской оккупации. В случае полной реализации чудовищного гитлеровского плана две трети белорусского населения, т.е. 6,3 млн. человек, были бы уничтожены. За время оккупации гитлеровцы успели истребить 1,5 млн. граждан республики и более 800 тыс. военнопленных. На оккупированной территории было создано 260 лагерей смерти, разрушено 209 городов и районных центров, около 5 тыс. сел и деревень, 10 тыс. промышленных предприятий. 380 граждан республики, в основном молодежи, было угнано в Германию. Многие из них никогда больше не увидели родной земли.
Идеологические диверсанты клевещут на белорусский народ, договариваются до того, что в годы оккупации белорусы, якобы, не боролись против фашистского нашествия, а «смиренно терпели пинки и подзатыльники», шли на унижения во имя того, чтобы уцелеть и выжить. В их рассуждениях проводится мысль, что даже в условиях оккупации люди жили нормальной жизнью: растили детей, воспитывали их, работали в колхозах... Чем не пропаганда той самой формулы, которая гласит: «если бы победили немцы, то мы бы жили лучше».
К чести белорусского народа, он не унизился, не опустился на колени перед ненавистными оккупантами, а с первых дней фашистского нашествия встал на путь решительной борьбы за свободу и независимость — сначала в оборонительных боях сорок первого, потом в наступательных операциях сорок четвертого.
В освобождении Беларуси особое место занимает Белорусская наступательная операция «Багратион», которая, по оценке военных специалистов, является лучшей по замыслу и осуществлению операцией второй мировой войны. Ее огромное военно-стратегическое и общественно-политическое значение состояло еще и в том, что она завершилась полным освобождением Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и выходом советских войск к границам фашистской Германии. Белорусская операция была не только лучшей, но и одной из труднейших. На территории Беларуси гитлеровцы создали сильную, глубокоэшелонированную линию обороны (глубиной до 270 км). Сосредоточили на ней мощную группировку войск (более 1,2 млн. человек, 65 дивизий). Назвали ее «Фатерланд».
Операция продолжалась с 23 июня до 28 июля. Уже в первый день 23 июня после мощной артиллерийской подготовки перешли в наступление главные силы 1-го Прибалтийского, 2-го и 3-го Белорусских фронтов. На следующий день начали наступать войска 1-го Белорусского фронта. На 3-й день операции войсками 1-го Прибалтийского и двух Белорусских фронтов в районе Витебска были обнаружены пять немецких дивизий. Утратив надежду на прорыв, 27 июня немцы сложили оружие. Вслед за этим 29 июня войска 1-го Белорусского фронта совместно с моряками Днепровской флотилии окружили и полностью уничтожили Бобруйскую группировку противника в составе шести дивизий и овладели Бобруйском.
Покончив с немецкими группировками под Витебском, Оршей, Могилевом и Бобруйском, советские войска приступили к решению задачи по окружению и разгрому 100-тысячной группировки противника в районе Минска. На рассвете 3 июля передовые части и соединения 3-го Белорусского фронта вышли на восточные и северные окраины белорусской столицы. А днем в город с юга вступили войска 1-го Белорусского фронта. К исходу дня Минск был очищен от фашистов. Этот день вошел в историю как день освобождения Советской Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. 11 июля разгром войск противника, оказавшихся в минском «котле», был окончательно завершен. Враг потерял 70 тыс. убитыми, 35 тыс. были взяты в плен, в том числе 12 генералов. Продолжая стремительное наступление, наши войска в июле освободили города Молодечно, Лиду, Новогрудок, Слоним, Пинск, Волковыск, Гродно... 28 июля — Брест. Фашистские оккупанты были полностью изгнаны с белорусской земли.
Белорусская наступательная операция дала тысячи и тысячи примеров массового героизма и мужества советских воинов, партизан и подпольщиков, сражавшихся за освобождение Беларуси. Приведу некоторые примеры.
Поистине бессмертен подвиг рядового Юрия Смирнова. 24 июня 1944 года в бою у д. Шалашино Дубровенского района Витебской области в составе танкового десанта вместе с другими бойцами он прорвался в тыл противника. Тяжело раненный попал в плен. Несмотря на зверские пытки, не выдал врагу военной тайны. Герою-комсомольцу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
3 июля в бою у Острошицкого городка группа автоматчиков и артиллеристов во главе с лейтенантом Борисом Михайловым отрезала путь отступления вражеской колонне, при этом отбила несколько атак противника. Бойцы противотанковой батареи и автоматчики уничтожили 2 самоходных орудия, 60 автомашин, 12 мотоциклов, много живой силы противника. Лейтенант Михайлов погиб в этом бою. Похоронен в Минске, на военном кладбище. Его именем названа одна из главных улиц столицы.
В боях за город Борисов совершил подвиг танковый экипаж лейтенанта Павла Рака. 29 июня их танк проскочил по заминированному мосту в город. Через считанные секунды после этого мост был взорван. Остальные танки остались на восточном берегу Березины. В течение 16 часов вел экипаж неравный бой. И только после того, как немцы двинули против одинокого советского танка несколько своих танков, они смогли одержать над ним победу. Всем членам экипажа — лейтенанту П.Н.Раку, сержантам А.А.Петряеву и А.И. Данилову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Замечательный образец верности патриотическому долгу проявил в боях за освобождение Беларуси ее славный сын Петр Куприянов, повторивший подвиг Александра Матросова. Отважный воин посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. А его именем названа одна из улиц города Минска.
Большую роль в освобождении Беларуси сыграли партизаны. Партизанское движение имеет многолетнюю, можно сказать, многовековую историю. Наверно, нет в мире другой страны и другого народа, где бы были столь велики и глубоки традиции всенародного партизанского движения. Не даром же наша республика снискала себе славу партизанской республики.
В годы оккупации в Беларуси действовали 1255 партизанских отрядов, в которых сражались 374 тысячи бойцов. С конца 1943 года партизаны контролировали 60% оккупированной территории республики.
Многие поколения наших потомков будут вечно благодарны народам других братских республик, чьи сыновья и дочери помогали белорусскому народу в борьбе с фашизмом.
Славная традиция братства, дружбы и взаимопомощи братских республик Беларуси и России продолжается сегодня. Ярким проявлением этого является нынешнее торгово-экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество наших народов в рамках договоренностей о создании Союзного государства. Как и в былые годы, это сотрудничество осуществляется не только на республиканском, но и, прежде всего, на межрегиональном уровне. Все более усиливающееся взаимовыгодное сотрудничество нашей республики с братской Россией, как и с другими странами СНГ, дает свои положительные результаты.
Алексей Быков,генерал-майор, участник боев на территории Беларуси, член Президиума правления минской областной организации «Знание».
Мальчишки страну заслонили собой
Все дальше в глубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет и всегда будет жить слава о подвигах и мужестве тех, кто защищал Родину, спас мир от фашистского порабощения, отстоял светлое будущее человечества. Среди них Япанче Вагизович Алишев, доктор технических наук, академик Белорусской инженерной академии, академик Международной академии организационных и управленческих наук, инженер-полковник в отставке, профессор кафедры систем телекоммуникаций.
Незванной гостьей постучалась война в двери миллионов советских людей и семью Алишевых. Осенью 1942 года Япанче было 17 лет. Военное положение Советского Союза было трудным и опасным. Фашисты оккупировали огромные территории и вышли к Сталинграду, где разворачивались главные сражения. «Ни шагу назад!» — гласил приказ № 227. Советская Армия понесла большие потери, требовалось ее пополнение. « Военком собрал 800 ребят 16—17- ти лет, откровенно признался, что не может призвать нас по возрасту, только добровольно. И я поднял руку», — вспоминает Япанче Вагизович.
Он был направлен в военно-авиационную школу пилотов и через полтора года ускоренной подготовки попал на фронт. Командир эскадрильи обратился к молодым летчикам: «Сынки, понимаю, что вам не терпится взяться за штурвал самолета, но полетайте воздушными стрелками». На тот момент их не хватало, многие погибали. Ведь воздушный стрелок — самый незащищенный член экипажа. В апреле 1945 года под Кенигсбергом ИЛ-2, на котором летел Алишев был сбит противником. Падение самолета на крыло спасло жизнь экипажу. Япанче Алишев получил осколочное ранение и контузию.
Первая награда
Она самая памятная. Медалью «За боевые заслуги» Япанче был награжден за сбитый под Инстенбургом мессершмитт. Немецкий летчик, имевший военный опыт с 1939 года, попросил показать ему виновника своего пленения. Увидев перед собой почти мальчишку, асс был изумлен и, в знак своего восхищения мужеством и мастерством советских летчиков, подарил Япанче Алишеву швейцарские часы «Омега».
На войне как на войне
Последние дни перед капитуляцией фашисты наносили удар Советской Армии не только оружием. Покидая дома, немцы оставляли там отравленное продовольствие, воду. Однажды Япанче Алишев и его друг Вадим Фогель нашли по тем временам деликатес, законсервированную курицу. «Не прикасаться! Подождем до вечера, пока не проверим.», — предупредил командир. Но голод не тетка и курицу съели. «Ждем час, другой... Живы»,— вспоминая, смеется Алишев. Побежали к командиру и радостно доложили: «Мы курицу съели!». «Ну, что ж, подождем до вечера...», — иронично ответил тот.
Только отважным радость Победы дана
9 мая 45-го года война для Алишева не закончилась. Немецкая группировка, обороняющаяся на Куршской косе Балтийского моря, не признала акта о капитуляции и яростно сопротивлялась. Командование дало приказ уничтожить врага и пленных не брать. Был высажен десант добровольцев. В его составе был и Алишев. После ожесточенных боев фашисты сдались. «Мы в них не стреляли вопреки приказу. Подняв руки и повторяя: «Гитлер капут», немецкие солдаты молили о пощаде. И мы, как победители, были великодушны», — рассказывает Алишев.
«Мой друг, жизнь наша лишь только искра! Всей жизни родины — страны побед. Пусть мы погаснем от бесстрашной смерти, В отчизне нашей ярче вспыхнет свет»
Строки эти принадлежат любимому поэту Япанче Алишева великому сыну татарского народа Мусе Джалилю.
Но еще одно обстоятельство связывает Алишева с поэтом. Его дядя, Абдула Алиш, известный поэт Татарстана был казнен в Маобитской тюрьме вместе с Мусой Джалилем. Своим именем Япанче (в переводе с арабского — пустынник), обязан дяде.
На долю поколения Япанче Вагизовича Алишева выпал трудный век, наложивший свою печать на характер и судьбу. Тот, кто ходит близко возле смерти, придирчивее и резче оценивает вещи, людей, их поступки, отвергает словесную шелуху, только правду и справедливость принимают их сердца. Война закалила их. Избавив мир от фашистской чумы, бывшие солдаты занялись созидательным трудом. Япанче Алишев посвятил свою жизнь науке. «Только вперед!», некогда военный призыв стал жизненным кредо для Алишева-ученого. И сегодня он на передовой фронта науки. Подготовил 7 кандидатов, 2 докторов наук, опубликовал более 200 научных работ... Кроме ордена и 20 медалей за военные заслуги он отмечен мирными наградами: «Изобретатель СССР», «Почетный радист СССР». Сегодня полковник в отставке носит звание «ВыдатнЁк народнай адукацыЁ РэспублЁкЁ Беларусь». Я.В. Алишев своим трудом защищает интересы человечества, не ради славы, а ради нашего будущего обновленного мира.
В канун 60-летия освобождения Беларуси и 65-летия окончания второй мировой войны, принесшей столько горя людям, с благодарностью вспоминают тех, кто отдал свою жизнь за великую Победу над фашизмом. Хочется напомнить:
«Люди, берегите мир! Мир победит войну!»
Татьяна Катульская
Напутствие нашим соотечественникам, не видевшим, а может, и забывшим историю Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. против сильнейшего врага - фашизма.
—Хочу, чтобы подумали о том, что на исходе XX века (К.Маркс и предположить не мог) наука стала решающей производительной силой, превратилась в движущую силу экономики, породив экономику знаний. Роль «экономики знаий» была своевременно определена как ведущая в развитых странах Запада и Японии. И ведет к постиндустриальному обществу, основной характеристикой которого является приоритет теоретических знаний и господствующее положение класса профессионалов: в сфере материального производства в этих странах занято 25% трудоспособного населения, тогда как в Беларуси — более 50%. Основное внимание на Западе и в Японии уделяется развитию образования и науки, перспективных информационных технологий и наукоемких производств.
К сожалению, мы переход к постиндустриальному обществу проводим очень специфическим образом, в значительной степени разрушив собственную индустрию.
Политический суверенитет Республики должен опираться на научно-техническую самостоятельность. Необходимо вести разработки и по оборонной тематике, дабы укрепить свою обороноспособность. Можно вспомнить слова Наполеона: «Страна, не поддерживающая свою армию, будет кормить армию другой страны».
Завершая свое напутствие, хочу добавить, что американизация общества, которую мы наблюдаем сейчас в большинстве стран может привести к уничтожению науки, образования и культуры совеременного человечества. Компьютерная революция позволяет заменить образованных рабов невежественными.
Я.В.Алишев, профессорУлицы помнят
Славную, героическую историю го-рода-героя Минска хранят не только памятные места и могилы павших бойцов, но и названия улиц и площадей, кварталов и районов города.
Минск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 3 июля 1944 года совместными действиями войск 1, 2 и 3-го Белорусских фронтов. В то время 1-м Белорусским фронтом командовал дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Константин Константинович РОКОССОВСКИЙ. Его именем названа главная магистраль нового микрорайона. Высокие современные жилые дома вполне соответствуют общей планировке района. Лишь кое-где при внимательном осмотре можно заметить остатки прежних поселков Гребельки, Дворище, Малявки и др.
Именем Героя Советского Союза, начальника штаба 1-го Белорусского фронта, генерала армии Михаила Сергеевича МАЛИНИНА названа улица в микрорайоне Серебрянка. В 1975 году в нем появились улицы имени Гуляма ЯКУБОВА и Александра Константиновича ГОРОВЦА, летчика, белоруса, проявившего героизм на Курской дуге, уничтожившего в одном бою 9 фашистских самолетов.
На северо-восточной окраине города находится улица Азизова, бывший 2-й Каховский переулок. В первые послевоенные годы здесь, за Сморговским трактом, были пустыри. Улица носит имя Героя Советского Союза, узбека Домулло АЗИЗОВА, проявившего 15 октября 1943 года героизм при форсировании Днепра в районе Лоева и погибшего в боях под Гомелем.
На северо-восточной окраине Минска, в бывшем урочище Слепянка проходит одна из оживленных магистралей - улица Аннаева (до 1976 года - Коллективная). Ее нынешнее название связано с именем Героя Советского Союза, участника боев за освобождение Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков туркмена Ораза Аннаева, проявившего героизм у переправы через Днепр в районе Комарина.
Здесь же неподалеку, в Северном поселке — улица Лазарева, названная в память о Герое Советского Союза, командире минометного расчета Архипе Алексеевиче ЛАЗАРЕВЕ.
Имя Героя Советского Союза Василия Михайловича ЧЕБОТАРЕВА носит бывшая Промышленная улица, расположенная за станцией Минск-Восточный.
В южной части города проходит улица имени Героя Советского Союза пулеметчика Джумаша АСАНАЛИЕВА.
Среди героев, прославивших свои имена на белорусской земле, — Борис Александрович МИХАЙЛОВ (он погиб в бою за столицу республики. В память о нем бывшая Ямная, расположенная в районе Военного кладбища, переименована в улицу Михайлова); Ион Сидорович СОЛТЫС (в его честь названа бывшая Ключевая улица в поселке Дражня).
Листая страницы прошлого...
День Победы. Этот славный праздник стучится в наши сердца весной, еще раз напоминая о победе жизни над смертью. 9 мая мы не только вспоминаем героев Великой Отечественной войны, мы стремимся по-новому осмыслить свою собственную жизнь, свои идеалы и планы на будущее. А они, как известно, без осознания прошлого невозможны.
С каждым годом «уходят» ветераны. Их уже так мало осталось среди нас. Поэтому особо дорожу встречами со своим дядей, Иваном Васильевичем Старостенко.
В 1941 году Ивану не было восемнадцати лет. Но желание быть нужным родной стране не давало покоя. До войны Иван Васильевич получил ветеринарное образование, неплохо разбирался в медицине, поэтому его знания и умения понадобились партизанам. Их И.В.Старостенко обеспечивал нужными медикаментами. А в июне 1943 года пошел в партизаны, в бригаду «Смерть фашизму».
Особенно запомнился Ивану Васильевичу тот осенний день, 17 ноября 1943 года, когда группа партизан под командованием бывшего командира Красной Армии Ермолая Макаровича Парахневича устроила фашистам пятидневную засаду в местечке Горваль Гомельской области. В честь этого события на высоком месте Горваля в мирное время поставлен памятник. Буквально через несколько дней после засады партизанские отряды Гомельщины соединились с войсками Советсткой Армии.
На этом боевой путь И.В.Старостенко не закончился. В Бобруйске Иван прошел специальное военное обучение, после чего попал на фронт. Был наводчиком зенитно-пулеметной роты 183 бронетанковой бригады 10-го Днепровского танкового корпуса орденов Суворова и Кутузова II степени. Принимал участие в освобождении Белостока и городов Восточной Пруссии. Самый неприятный случай, по словам Ивана Васильевича, произошел 17 февраля 1945 года. Во время авиаатаки повредило зенитно-крупнокалиберный пулемет Ивана. Вражеский самолет, к счастью, удалось сбить, но вот И.В.Старостенко получил контузию.
У Ивана Васильевича много боевых наград, среди них медали «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга» и «За Победу над Германией». Каждая — словно живой отголосок тех памятных лет.
...Весна. Победа.Жизнь. Эти слова в историческом контексте стали уже синонимами. Они учат, воспитывают, вдохновляют на добрые дела. И так будет вечно!
Владимир СтаростенкоВойна не должна повториться
Я очень редко бываю дома. И счастлива, когда встречаюсь с дорогим, самым добрым и понимающим человеком — моей бабушкой Даушко Марией Мироновной. Это интересный и мудрый человек. Человек, который пережил времена «Беларуси при Польше», войну 1941—1945гг., послевоенные годы...
Тяжело было жить «при поляках», когда нужно было маленькой девочке зарабатывать себе на еду и одежду. Но можно пережить многое, только бы не было войны», так говорит бабушка. Война — это горе, слезы, страх, нищета, бесчинствА, одиночество, голод, болезни. Бабушка рассказывала, как война пришла вместе со взрывами, как немцы согнали семьи евреев и их маленьких детей из местечка Синявка и гнали их в местечко Нарешивичи, заставили раскопать яму, затем согнали их туда и расстреляли. Многие вырывались и пытались убежать в лес, но их настигали вражеские пули. Люди рассказывали, что на этом месте земля поднималась и стонала около 2-х дней.
Во время войны бабушка была черноволосой красивой девушкой. Помнит случай, когда на улице ее увидел немец и бросился бежать за ней с криком: «Стой, еврейка!» Она испугалась и стала убегать, забежала к себе домой и спряталась. Благодаря дедушке, который указал немцу ложную дорогу, бабушка осталась жива.
Машуковский лес, находящийся рядом с деревней, являлся спасением и защитой мирных граждан, которые во время взрывов и бомбежек убегали и прятались там.
Первый пулемет Дегтярева с полным комплектом принесли в партизанский отряд «Авангард» муж бабушки Даушко Константин Иосифович и его родной брат Степан. Чтобы сражаться с врагом нужно было иметь не только оружие, но и еду, одежду. Здесь братья Даушко были незаменимы. Это они провели операцию по вывозу с Синявской гарнизонной кассы более чем 100 тысяч немецких оккупационных марок. На эти деньги партизаны могли приобрести обувь, медикаменты, оказать помощь своим друзьям, находившимся в подполье.
А главное, братья Даушко для партизанской молодежи стали старшими друзьями и заменили родителей. Это были люди, жизненный опыт которых спасал от холода, голода и болезней. Это они по заданию командования нашли среди Машуковских лесных болот островок с тайными подходами. А когда начали копать землянки, братья были и прорабами, и столярами, умели делать все сами и учили этому молодежь. Командование отряда с большим уважением относилось к Константину и Степану, потому что они были «глазами и ушами» отряда.
Бегут года, уходит поколение наших бабушек и дедушек, и чем дальше движется время, тем больше мы понимаем, что нужно сберечь воспоминания наших родных. Идет время, меняются нравы и ценности, но одно остается неизменным: «война не должна повториться».
Т.В.Зыско, воспитатель общежития №1Я помню о войне
Когда началась Великая Отечественная война мне было всего 2 года.
Лето 1941 г. выдалось жарким, мы играли на улице и вдруг появилось много грузовиков с немцами, мотоциклистов, военной техники. Слышна была незнакомая речь. Все дети разбежались по домам. Немцы были везде — во всех домах, в наших садах и огородах, на приусадебных участках. Своих раненых расположили на соломе в амбарном помещении.
Военная техника стояла на улице, ящики с боеприпасами и продуктами — во дворе и в огороде. Они играли на губных гармошках. У них было много конфет, печенья. И нам очень хотелось попробовать... Моих старших сестер заставляли чистить для них картошку. Когда мама доила корову, немец рядом стоял с кувшином и требовал: «Матка, дай млеко!». Яйца они сами забирали из курятника. Мама наливала немцу молоко, а остальное несла в дом для нас, пятерых детей.
У наших соседей Гавриловых однажды немцы просили сало, обращаясь: «Матка, дай шпик!» Соседка испуганная прибежала к нам и говорит: «Нас хотят расстрелять. Немец говорит «шпок»». Но в начале войны, когда немцы наступали, мирное население они не трогали.
В 1944г., когда фашисты отступали, все жители покинули деревню. Мама с котомкой за плечами и сумкой в руке, другой тащила меня. Я еле успевала за всеми, но бежала, страшно было отстать, потеряться. Совсем близко ехали грузовики с немцами. Спрятались мы возле леса в окопах. Отступая, враги подожгли соседнюю деревню. Мы, детвора, выскакивали из окопов и смотрели на огненное зарево. А родители гнали нас назад в темные окопы.
А в конце войны в нашей деревне находился запасной полк Советской Армии. В нашем доме жили командиры...
Это все , что я помню о Великой Отечественной войне.
Т.И.Кудрицкая, воспитатель общежития №1Память о солдате
Когда-то давным-давно, когда наши деды и бабушки были еще совсем молоды и полны жизни, прямо как мы с вами сейчас, на нашу землю пришла страшная беда. Золотые поля были выжжены до тла, зеленые луга изрезаны и разрыты следами гусениц и колес, деревни, полные когда-то веселых криков ребятни, стерты с лица земли, от них остались только угрюмые тени печных труб. В страну голубых озер, густых лесов и бескрайних болот пришла Война!
Что такое война? Для каждого белоруса это слово имеет особый смысл. Это значит, что каждый четвертый не вернулся домой, не обнял своих сыновей, дочерей и жену, не сказал больше ни слова отцу и матери. Страшное горе пришло в белорусскую семью. Все были втянуты в это кровопролитное и чудовищное действо.
Мой дед Пенязь Петр Семенович 1918 года рождения, молодой учитель, как и все, не мог остаться в стороне. Его долгий и трудный путь пролег через всю Европу и закончился в Кенигсберге в 1945 году, где он встретил Победу. Потом предстояло возрождить из пепла хозяйство и дома.
Я помню те долгие вечера, проведенные в компании с моим дедом, и хоть мне было не много лет, когда его не стало, но память о нем будет жить вечно. Праздник 9 Мая для него был особенным днем. С самого утра он тщательно брился, гладил костюм и бережно прикреплял к нему свои награды, коих было много, и каждая дорога особенно. Это было больше похоже на ритуал, так красиво, серьезно и для меня не очень тогда понятно.
Немало историй было рассказано при свете настольной лампы, и каждая отзывалась сильной болью в душе и сердце. Тяжкие воспоминания о погибших товарищах не давали деду покоя, в своих историях он прославлял их и свои подвиги. И завещал вечно ценить самое дорогое, что есть у человека — свободу! За которую отдавали свои жизни миллионы людей — наши деды и бабушки.
Антон Недбайло, студент ФКПВстреча на высшем уровне
В полной мере это можно отнести и к недавно прошедшей встрече ректора нашего университета профессора М.П.Батуры со студентами, преподавателями ФИТиУ. Предварительная информационная поддержка и организационная работа сделали встречу конструктивной и плодотворной и по форме и по содержанию. Вопросы задавали не только студенты, но и преподаватели. Увеличение стипендии, свободные места в общежитии. Эти вопросы всегда волнуют студентов. А преподаватели озабочены проблемой «форточек» и поиском пути оптимизации расписания.
В целом диалог состоялся. Возросло доверие и взаимопонимание, но встреча была ограничена по времени. Поэтому ответы на заданные вопросы будут опубликованы в одном из следующих номеров нашей газеты.
Татьяна КатульскаяНа апрельской волне
Много интересного происходит в спортивной жизни университета. Да и как же иначе? В последние годы в Беларуси большое внимание уделяется здоровому образу жизни и БГУИР не стоит в стороне от этого. Так, 15 апреля проводился «День пловца» среди сотрудников университета. В соревнованиях приняли участие около 60 человек от 26 кафедр и подразделений БГУИР. Победителей в личном первенсте не было. А вот командные соревнования выиграла кафедра МиС, вторыми стали представители ТОЭ, третьими — СТК. Среди факультетов лучшими стали представители ФТК, последующие места заняли пловцы ФКСиС и ФИТиУ. В соревнованиях подразделений победили спортсмены деканата факультета доуниверситетской подготовки и профессиональной ориентации. На втором месте — деканат ФКП и на третьем — деканат факультета заочного и дистанционного обучения и библиотека. Апрельский плавательный турнир пошел на пользу всем. Он еще раз показал, что сотрудники нашего вуза стараются поддерживать себя в хорошей спортивной форме. Думается, и последующие турниры это подтвердят.
Владимир СтаростенкоОпределили лучших
Не секрет, что студенты университета блещут не только глубокими знаниями в точных науках, но еще и красотой и смекалкой. В этом можно было в очередной раз убедиться 23 апреля, когда в актовом зале корпуса №2 состоялся традиционный конкурс «Мисс БГУИР-2004». В нем участвовало 12 претенденток, которые соревновались в конкурсе-дефиле, конкурсе «Немного о себе», творческом конкурсе и конкурсе-дефиле в свадебном наряде. Кстати, на конкурс-дефиле наряды представил салон-студия свадебной и вечерней моды «Афродита». Титул «Мисс БГУИР-2004» завоевала Ксения Шостак (ФИТиУ), Вице-Мисс стала Антонина Рутковская (ЭФ) и Мисс обаянием признана Ольга Колчина (ФКСиС).
По-весеннему прекрасные и обаятельные девушки стали достойным украшением того апрельского вечера. Многим из них он запомнится на всю жизнь.
Владимир СтаростенкоЧто такое «Электронный Минск»?
Открытие XI конгресса, посвященного телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям, ознаменовалось интереснейшими докладами, но, к сожалению, выступили не все участники. Одним из них стал Н.М.Ерохов — первый заместитель председателя Минского горисполкома с докладом: О концепции программы информатизации г. Минска «Электронная столица». Нас заинтересовало, что же все-таки собой представляет «Электронный Минск». И вот что удалось выяснить: занимается реализацией данного проекта УП Вычислительный центр Мингорисполкома по инициативе Администрации Президента. Директор Вычислительного центра любезно согласился ответить на мои вопросы и приоткрыть завесу тайны:
Что представляет собой Электронный Минск?
Я не буду давать Вам определение, что такое электронный город, тем более, что все эти определения носят или слишком академический характер, (например: электронный город, это такая форма экономической и социальной организации города, при которой получение, хранение, обработка, распространение и использование информации и знаний, а также возрастающие технические возможности информационных технологий играют решающую роль) или не отражают суть дела.
Главная цель, которую мы преследуем в проекте «Электронный Минск», это сделать город, который:
а) будет обладать развитой информационно-телекоммуникационной структурой,
б) и в структуре его экономики лидирующие позиции будут занимать ИТ-бизнес и инновационная активность,
в) с помощью информационных сетей обеспечит своим жителям доступ ко всем информационным ресурсам.
Ключевым направлением реализации программы является осуществление взаимодействия органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами в электронном виде. Для этого до 70% услуг, находящихся в компетенции города, (например: регистрация новых предприятий, представление налоговых деклараций, получение справок и т.д.) должны быть переведены на электронную форму пользования. Пока что реализация таких услуг в Минске находится практически на нулевом уровне.
И ещё раз подчеркнём, что главное здесь — доступность информации. А она возможна при (широком дешевом и массовом ) доступе населения к Интернету. Сейчас в Минске по разным оценкам, подступиться к Всемирной паутине позволяет себе менее 30% взрослого населения. Кстати, это примерно столько же, сколько и в Москве, что ещё раз доказывает, уровень образования населения нашего города традиционно очень высок.
Когда планируется запустить его в действие? Какие основные этапы приведения его в жизнь?
Как правило, подобные проекты проходят не менее четырёх этапов.
Первый этап — возникающее веб-присутствие — связан с выходом администрации города в электронные сетевые структуры.
Второй этап — продвинутое веб-присутствие — позволяет пользователям получать специализированную и постоянно обновляемую информацию через множество городских сайтов.
Третий этап — интерактивное веб-присутсвие — характеризуется интенсификацией возможности взаимодействия между организациями и гражданами и городскими структурами, поставляющими услуги населению. Пользователь может получать специализированные данные, загружать различные формы и бланки или подписывать их через сеть, назначать встречи с чиновниками, участвовать в электронных собраниях. Здесь появляются сайты безопасности и пароли для пользователей.
Четвертый этап — трансакционное веб-присутствие — включает возможности для пользователя получать через сеть документы и осуществлять сделки. Граждане могут получать визы, паспорта, свидетельства о рождении и смерти, лицензии, разрешения и другие услуги. Граждане могут также платить налоги и осуществлять другие платы через сеть (за парковку, регистрацию автомобилей и т.д.). В это время начинает признаваться электронная подпись.
Мы сегодня находимся между вторым и третьим этапами. Так специалистами УП «ВЦ Мингорисполкома» ещё в 2001 году создан официальный сайт Мингорисполкома (www.minsk.gov.by), который согласно распоряжения Мингорисполкома № 31р от 21 января 2002 г. Имеет статус электронного средства массовой информации.
На сайте представляется информация по всем разделам, необходимым для начала работ по реализации программы электронной столицы, включая базу данных объектов, находящихся на территории города, фото и видео материалы о городе, и даже официальное исполнение гимна города. Идет активная переписка с горожанами через гостевую книгу, форумы и по электронной почте. О популярности сайта говорит тот факт, что число его посещений превышает 300 в сутки, и он устойчиво занимает одно из первых мест по посещаемости среди аналогичных сайтов.
Кроме того, 18.12.2002. в целях совершенствования информационной работы в городе, обеспечения более широкого доступа населения г. Минска к информации государственных органов власти, городских учреждений и служб, Минский городской исполнительный комитет принял решение № 1882 о создании городской информационной системы «Минскгоринфосервис». Данная система уже работает, выполняя свою главную цель — информировать население о деятельности и порядке обращения в госучреждения.
Отвечая на первую часть Вашего вопроса, я хотел бы отметить, что назвать точную дату завершения проекта не представляется возможным по ряду причин, во-первых, процесс совершенствования бесконечен, как и развитие электронного города, и, во-вторых, проведение этих работ зависит от ряда факторов, например финансирования, что тоже относится к сложно прогнозируемой категории.
Какая стоимость данного проекта?
Говорить о стоимости всего проекта, в силу сказанного ранее не представляется возможным, можно говорить только об объёме финансирования по годам или отдельным работам.
За четыре предыдущих года (2000—2003гг.) на данный проект было выделено порядка 420 000 тыс. $, (для сравнения — в Москве на эти цели на 5 лет выделено 2 000 000 000$, что в пересчёте на одного жителя в год на два порядка больше, чем у нас).
Планируется ли привлечение инвестиций или проект будет финансироваться из бюджета?
Да, планируется. Кстати, создание городской информационной системы «Минскгоринфосервис» осуществлялось за счёт средств «ТАСИС», продолжение работ — частично МГИК, частично — республиканский бюджет.
Известно, что во многих странах давно запущены и успешно работают подобные проекты, пользуетесь ли Вы опытом данных стран, сотрудничаете ли с ними?
Я бы не утверждал это столь категорично. Полностью реализованных проектов масштаба «город» нет. Есть успешно реализованные отдельные фрагменты системы, как правило, в рамках программы «Электронное правительство». Так в США в г. Вашингтоне наибольшие успехи достигнуты в области решения различного рода задач, в частности, получения официальных документов через правительственные веб-узлы, оплате налогов, предоставлению статистической информации о работе государственного аппарата населению, применению ИТ в медицине и здравоохранении, и т.д.
Даже в Великобритании, которая наряду с Сингапуром, объявили о переводе к 2008 году всей административной деятельности в он-лайновый режим и осуществлении её с помощью электронных средств, т. е. на безбумажной основе (кстати, специалисты считают эту стадию практически недостижимой), реализованы только наиболее распространенные и типичные процессы взаимодействия правительства с гражданами и бизнесом, например получение и отправка денег, сбор статистической информации, публикация законов, снабжение.
В Интернете очень много немецких сайтов типа «электронный город». Типичным примером может служить один из сайтов по Берлину, но на таких сайтах содержится в основном информация для туристов, т.е. как проехать по городу, где что купить, где поесть, развлечься, в каких отелях остановиться и т.д.
Очень интересные работы ведутся в Бремене. В этом городе, городские власти, объединив усилия с банковским сектором, создали комплексную чип-карту, объединяющую функции подписи и платежа. Сегодня этот опыт успешно распространяется по всей Германии.
Аналогичные работы ведутся в Португалии (в городах Лиссабон и Порту), в Венгрии и Болгарии, Ирландии и Чешской Республике и т. д., — информации более чем достаточно в Интернете!
И, наконец, Минск — один из городов — учредителей Международной Ассамблеи Городов, в рамках которой также проводится большая работа по обмену опытом в области ИТ-технологий вообще и создания электронных городов и мэрий в частности.
Весьма интересно и оптимистично, будем надеяться, что все это притворится в жизнь. Я со своей стороны хочу пожелать успехов и процветания данному проекту.