архив
Абитуриентам вход открыт!
Профориентационный марафон стартовал в БГУИР! Общеуниверситетский День открытых дверей собрал 26 марта абитуриентов и их родителей. Выставка научных достижений («Сделано в БГУИР!»), сведения обо всех специальностях в одной газете («Импульс»), фестиваль факультетов («Смотрите, завидуйте – я учусь в БГУИР!»), награждение победителей первого в истории нашего вуза интернет-конкурса эссе («Моя мечта – БГУИР») и многое другое стало приятным сюрпризом для гостей университета.
Марафон продолжится до конца марта на всех факультетах. Он поможет абитуриенту-2013 сделать верный выбор. Выбор дороги к знаниям и стилю жизни!
Лучший – БГУИР!
По итогам работы за 2012 год БГУИР стал лучшим среди учреждений высшего образования и занесен на Доску Почета Советского района столицы (решение администрации района от 12.03.2013 №239).
Торжественная церемония состоялась в рамках празднования 75-летия со дня образования Советского района. Мероприятие прошло 15 марта в актовом зале администрации.
Свидетельство о занесении университета на Доску Почета ректору БГУИР М.П. Батуре вручил глава администрации Советского района Г.А. Пасевин. В ответном слове Михаил Павлович выразил благодарность руководству района за высокую оценку работы коллектива БГУИР в 2012 году и плодотворное сотрудничество: «Мы работаем с администрацией плечо в плечо, рука об руку. Заботы администрации – это и наши заботы, мы поддерживаем друг друга – и все получается».
В интервью М.П. Батура отметил, что БГУИР в пятый раз подряд становится лучшим – и это результат стабильности. Показательными являются успеваемость студентов, выполнение планов по экспорту образовательных услуг, рост объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д. Ректор обратил внимание на знаковое совпадение церемонии вручения свидетельств, 15 марта, с Днем Конституции РБ и Днем рождения БГУИР.
Ольга СЕДЮКЕВИЧ,
пресс-служба
В центре внимания
Беларусь и Венесуэла – друзья навсегда?
Когда страна теряет сильного лидера, первым после траура возникает вопрос: что будет дальше? Какой будет Венесуэла без Уго Чавеса? Сохранится ли тесное сотрудничество между нашими странами, университетами на прежнем уровне?
– Мы здесь находимся благодаря ему (Уго Чавесу) и тем отношениям, которые установились с вашим народом, – рассказывает Нестор Альфредо Салас Валор, аспирант третьего года обучения по специальности «Телекоммуникационные системы и компьютерные сети». – Как только мы узнали, что есть такая возможность – приехать в Беларусь и здесь продолжить свое образование, сразу же ею воспользовались.
Если дружеские отношения Беларуси и Венесуэлы установились в 2006 году, то БГУИР в 2009 г. подписал первый контракт с Межнациональным центром развития и исследований в телекоммуникациях (CENDIT) в г. Каракас. Благодаря оказываемой государством финансовой поддержке с этого года граждане Венесуэлы получают в нашем университете послевузовское образование на платной основе. Также в рамках контракта регулярно проходят стажировки венесуэльские специалисты, совместно разрабатывается и производится оборудование и программное обеспечение в области спутниковой связи.
– Мне здесь очень нравится учиться. И по возращении на родину я смогу успешно трудоустроиться. Сначала было трудно, конечно. Особенно разобраться с языком, – делится своими впечатлениями Нестор.
Кроме него, в настоящее время в БГУИР проходят обучение еще трое венесуэльцев: аспиранты Ильдемаро Рамон Карраскель Матос и Луис Альфонсо Руис Эченагусиа, и супруга Луиса, магистрант Клаудиа Ванесса Гонсалес Пинто.
Смерть Уго Чавеса – это трудный, полный горя момент в истории венесуэльского народа. Каким президент останется в памяти своих сограждан? По мнению Нестора, Уго Чавеса невозможно сравнить ни с кем другим.
– Он много сделал для нашего народа, особенно для бедных людей, для тех, у кого не было ничего, кроме надежды. Это правильная политика, это государство для народа. Будем надеяться, что такой курс сохранится.
Заметное снижение уровня бедности в Венесуэле – таков один из главных результатов правления Уго Чавеса. Он развернул широкие социальные программы, реализация которых стала возможной благодаря наличию больших нефтяных запасов (в прошлом году Венесуэла стала мировым лидером по запасам нефти) и высоким мировым ценам на черное золото. Политикой государственного субсидирования объясняется огромная популярность бывшего президента у населения. Однако, по мнению экспертов, большинство программ, начатых Уго Чавесом, не жизнеспособны и не смогут устоять, если цены на нефть начнут снижаться. Обрушение цен на нефть после событий 11 сентября 2001 г. вызвало тяжелейший экономический кризис в Венесуэле. Недовольство населения, забастовки обернулись государственным переворотом. Хотя вскоре Уго Чавес вернулся к власти.
Беларусь, как и международное сообщество в целом, с нетерпением ожидает итогов президентских выборов в Венесуэле. Ведь от того, кто станет следующим главой Боливарианской республики Венесуэла: преемник Уго Чавеса Николас Мадуро или находящийся в оппозиции Энрике Каприльес, олицетворяющий более центристский и бизнес-ориентированный подход, – будет зависеть степень сотрудничества между нашими странами.
– Отношения с Беларусью хотелось бы видеть на таком же хорошем уровне. Ведь все только выигрывают. Мы, например, получаем образование, большой опыт в промышленности и в других сферах, – высказал свое видение ситуации Нестор.
В трудные для Беларуси моменты Уго Чавес не остался в стороне. Вопрос нефтяной скважины решился молниеносно, а в разразившийся в 2009 г. финансовый кризис Беларусь получила госкредит Венесуэлы на 500 млн. долларов, в 2010 г. – остро необходимые тогда танкеры с нефтью.
В свою очередь Беларусь развернула в Венесуэле бурную деятельность. Кроме нефтедобычи, совместные проекты были открыты в сейсморазведке и сейсмотехнике, газификации, строительстве, промышленности, сельском хозяйстве и многих других сферах. С участием белорусских компаний в Венесуэле были построены заводы по выпуску керамических блоков, тракторов и грузовых автомобилей. Начато строительство завода по производству дорожно-строительной техники, ведутся работы по возведению агроиндустриального городка и более 17 тысяч квартир.
Сейчас очень трудно объективно оценивать президентство Уго Чавеса. Его роль в жизни венесуэльского народа со временем определит сама История. И все же невозможно не признать, что это был незаурядный человек…
Ирина ФРОЛОВА,
пресс-служба
Обучение на иностранном языке – тема первого вебинара в БГУИР
Вопросы организации обучения на иностранном языке в учреждениях высшего образования впервые обсуждались представителями 23 вузов Беларуси в формате видеоконференции.
В программу вебинара также вошли вопросы педагогических и социально-психологических условий эффективного преподавания дисциплин социально-гуманитарного и естественно-научного циклов. Вместе с БГУИР организаторами работы выступили ГУО «Республиканский институт высшей школы» при участии НИУ «Высшая школа экономики» (Российская Федерация). Модерировали вебинар Л.С. Кожуховская, заведующая кафедрой молодежной политики РИВШ, и В.В Шепетюк, начальник Центра международного сотрудничества в сфере образования РИВШ.
БГУИР первым среди технических вузов Беларуси включился в процесс обучения студентов на английском языке в 2009 г. В настоящее время наш университет осуществляет подготовку в 9 группах: на подготовительном отделении, на первой ступени образования по трем специальностям (61 человек) и на второй – по одной (20 человек). В новом учебном году будет открыта подготовка по двум специальностям в аспирантуре.
Актуальность обучения иностранных граждан на английском языке для развития белорусских вузов отметила в приветственном слове к участникам вебинара проректор БГУИР по учебной работе и менеджменту качества Е.Н. Живицкая: «Безусловно, обучение на иностранном языке – это перспективная форма организации учебного процесса, особенно с учетом демографического кризиса в нашей стране. Экспорт образовательных услуг является важным направлением деятельности высших учебных заведений».
В ходе вебинара были выдвинуты для обсуждения проблемы, с которыми БГУИР столкнулся в ходе организации обучения на иностранном языке. По словам А.Ф. Титович, директора Центра международного сотрудничества нашего университета, четыре года назад самым сложным было сформировать состав преподавателей, которые осуществляли бы обучение на английском языке. Для повышения квалификации таких преподавателей проводятся занятия при Центре языковой подготовки БГУИР. В настоящее время труднее всего набрать группу студентов, которые имели бы примерно одинаковый уровень подготовки. Ведь специфика обучения иностранных студентов заключается в том, что английский язык для них не родной. Также на государственном уровне остается открытым вопрос материального поощрения преподавателей. В БГУИР он решается премированием.
Одной из наиболее важных задач в обучении на иностранном языке является обеспечение всех студентов учебно-методическими пособиями. БГУИР ее решает исключительно своими силами. Каждый студент получает ЭУМКД (электронный учебно-методический комплекс дисциплин) в распечатанном и электронном виде. При их составлении изначально использовался опыт преподавателей, проходивших стажировку за рубежом. Например, А.А. Будько, доцента кафедры радиотехнических систем БГУИР, который преподавал в военном университете Эфиопии в 2000 г. Анатолий Антонович выделил несколько аспектов специфики работы с иностранными студентами на английском языке. Во-первых, следует учитывать, что никто из таких студентов не имеет английский язык в качестве родного. Во-вторых, в разных странах, из которых в Беларусь приезжают студенты, разный английский язык: «Работая за рубежом, я услышал такое высказывание: «Английский язык родился в Англии, вырос в Америке, умер в Индии, а похоронен будет в Африке».
Работать с такими студентами очень трудно. По признанию А.А. Будько, ему помогли советом друзья, профессора из Индии: «Работать нужно больше рукой, доской. Готовить материал таким образом, чтобы основную информацию давать на доске. Студент должен работать вместе с тобой. Иначе, когда вы начнете читать лекцию на английском языке в обычном формате, как на русском языке, через 15 минут эти студенты уже будут спать».
В процесс обучения на иностранном языке постепенно включаются и другие белорусские университеты. В связи с этим участниками вебинара было высказано предложение создать базу данных преподавателей, которые работают со студентами на английском языке. Кроме того, некоторые дисциплины, курсы могут читаться приглашенными специалистами.
Ирина ФРОЛОВА, пресс-служба
50 БГУИР лет 2014
50 идей – 50 обновлений
Создание, открытие, модернизация, обновление, расширение… Эти и другие созидательные глаголы относятся к учебной, лабораторной, спортивной и культурной базам университета и отражены в плане мероприятий «50 идей к празднованию 50-летия МРТИ-БГУИР». Презентовал эти идеи проректор по учебной работе и социальным вопросам А.А. Хмыль на организационном собрании расширенного президиума Международного общественного объединения выпускников и попечителей МРТИ-БГУИР: успешные выпускники университета разных лет собрались в зале заседаний 14 марта – накануне 49-го Дня рождения своей альма-матер.
Как отметил ректор М.П. Батура, открывая собрание, в развитие материально-технической базы вуза выпускниками в течение 2004-2012 годов уже вложено около $ 2 млн. На новые страницы истории БГУИР вписаны образцы успешного взаимодействия университета с выпускниками. Это, например, открытие первой в белорусских вузах электронной библиотеки (совместно с ОАО «Приорбанк»), трех учебно-научных лабораторий (совместно с ИООО «ЭПАМ Системз»), первого в Беларуси Международного учебно-научного центра «Android Software Center» (совместно с американской компанией FORTE Knowledge). Кроме того, Михаил Павлович рассказал, что университет ведет переговоры с выпускниками, которые проживают и работают в Америке, с целью организации подготовки по дистанционной форме обучения в БГУИР русскоязычных граждан США.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод: выпускники университета, оставаясь в его прошлом, могут не только влиять на его (и свое) настоящее, но и формировать его будущее. Пусть же 50 идей реализуются наилучшим образом! Но если даже большая часть из задуманного осуществится, БГУИР сможет «выйти» достойно к своему полувековому юбилею – обновленным и освещенным любовью своих «детей».
Виталий БАБИЧ,
пресс-служба
ВесеннЕЕ настроениЕ
Праздник как по маслу!..
Объедуха, кривошейка, блиноедка – это все названия нашей любимой МАСЛЕНИЦЫ, которая сохранилась у славян еще с языческих времен. Массу ярких впечатлений и положительных эмоций получили все присутствующие на народном гулянье "Идет Весна по городу", которое прошло 17 марта на базе общежития №2. Вы пропустили это незабываемое мероприятие? Тогда кусайте локти, читая этот материал, и в следующем году не совершите такой ошибки!
Думаю, что стоит начать с того, что погода для Масленицы была идеальная: словами А.С. Пушкина, «Мороз и солнце; день чудесный!».
Нужно отметить и прекрасную организацию гулянья. На подготовку праздника у организаторов (студгородок и студклуб) ушло больше месяца. Все было продумано до мелочей: тут и праздничная валюта, и призы, и конкурсы, и состязания, и выступления. Чего только не было! Отличные декорации, яркие костюмы, много позитивных творческих номеров от наших студентов и веселая музыка. Что еще нужно, чтобы хорошо провести время и отдохнуть?! Но, расскажу обо всем по порядку.
Открывалось гулянье костюмированным театрализованным представлением. Скоморохи, Снеговик, Зима, Баба Яга, Медведь, Лиса – кто только не был задействован в этой постановке! О Масленице говорили, пели, рассказывали поговорки и приметы, радовала всех и сама Масленица, в роли которой выступала методист Оксана Николаевна Гурбо.
Совместно с этим представлением проводился конкурс между командами из студентов. Ребята выполняли задания и получали бонусные баллы, которые впоследствии принесли тем, кто занял призовые места, коробку вкусных пирожных.
Кроме участия в командных конкурсах все, от мало до велика, оказавшиеся поблизости общежития № 2, смогли принять участие в таких состязаниях, как перетягивание каната, дартс, бой подушками, бег в мешках, «стенка на стенку», кидание снежков и многие другие. А в награду победителям давали так называемую валюту – студгородушки: маленькие билетики, которые можно было обменять на различные вещи, в зависимости от их стоимости. К примеру, ручка стоила 1 студгородушку, наушники – 14, а шампунь – 4. Никто не остался с пустыми руками, все были довольны.
Какая же Масленица без блинов?! В столовой № 225 все желающие могли приобрести себе это лакомство. И я говорю не о тех приевшихся нам блинах с ветчиной, сыром и грибами, а о настоящих масленичных с повидлом, маслом и со сметаной.
Ну, и конечно, по традиции праздник проводов зимы и встречи весны заканчивается сжиганием чучела. Большое чучело было «приговорено» к сожжению в сквере перед общежитием.
В заключение отмечу, что все участники праздничного гулянья вне зависимости от возраста были счастливы и расходились с улыбками на лицах. А это – лучший показатель, доказательство того, что праздник действительно удался.
Мария ДУБРОВСКАЯ, студентка 1 курса ФКСиС
Здравствуй, ПЕРВЫЙ день апреля!
1 апреля отмечают:
- Международный день смеха (День дурака)
- Международный день птиц
- День математика
Математический квадрат
Сторона 1. Культурно-массовая. Традиция отмечать День математика 1 апреля зародилась в России. Его празднуют по инициативе студенчества. Во многих российских вузах в этот день проходят мероприятия, посвященные математическим факультетам и студентам, на них обучающимся (олимпиады и конкурсы по математике, концертные программы, поздравления, парады и даже демонстрации). Это профессиональный праздник учителей и преподавателей математики, а также родственных ей наук.
Сторона 2. Историческая. В 1964 г. (в год основания нашего вуза) в МРТИ была создана кафедра высшей математики. Первым заведующим кафедрой (с 1964 по 1968 гг.) был известный в республике педагог, доцент Александр Михайлович Колобов. С 1999 года и по настоящее время кафедру возглавляет доктор физико-математических наук, профессор Владимир Владимирович Цегельник. Кафедра обеспечивает подготовку студентов всех форм обучения по фундаментальным дисциплинам «Высшая математика», «Математика», а также осуществляет преподавание спецкурсов «Теория вероятностей и математическая статистика», «Специальные математические методы и функции», «Вычислительная математика», «Прикладная математика», «Теория норм синдромов».
К 50-летию МРТИ-БГУИР запланировано создать в университете центр по математике для подготовки и участия студентов в республиканских и международных олимпиадах.
Сторона 3. ПЕРСОНАльная. Среди известных белорусских изобретателей есть сопричастный к математике человек – Николай Петрович Леонов (на фото), – деятельность которого уже неоднократно пересекалась с БГУИР. Например, по приглашению сотрудников кафедры высшей математики он на кураторском часу рассказывал студентам о своих инновационных творениях. Одно из них – универсальный математический квадрат, с помощью которого можно научиться складывать и вычитать числа быстрее, чем на калькуляторе. Такой навык будет не лишним для будущих инженеров. Познание величины интересующей нас информации с помощью чисел (такое определение арифметике дает Николай Леонов) становится все актуальнее по мере развития IT-технологий.
Сторона 4. Юмористическая (афоризмы).
- Математика – это вам не физика, где можно химичить...
- Не можете найти работу?.. Умножьте время на мощность!
- Новое – это производная по времени от хорошо забытого старого.
- В математике почти нет прямых кривых и совсем нет кривых прямых.
- Для настоящего математика пределов не существует!
Подготовил Виталий БАБИЧ,
пресс-служба
Преподаватели говорят…
Не только студенты, но и преподаватели часто обогащают наш мир удивительными фразами, достойными попадания в историю:
«Итак, мои юные партизаны, начинаю допрос по прошлой теме»
«Я завтра, неожиданно, дам вам контрольную»
«Посмотрите на меня. Перед вами молекула водорода»
«Если вы мне завтра не принесете конспект, я вам сегодня двойку поставлю»
«Нарисуем бесконечно малый треугольник. Нет, плохо видно, нарисуем побольше»
«После Павла 1 на российском престоле женщин больше не было…»
– Студент, вы что, действительно такой умный?
– Кто, я?
– Ну не я же!
«Давайте, для простоты, возьмем матрицу 7-го порядка»
«Мяч летит сначала по параболе, а затем по инерции»
«Если я ошибусь, то вы меня молча поправите»
«Правая рука достаточно широко используется в физике»
«Иди, разминайся. Только не кувыркайся без мата»
«Слово always вам о чем-нибудь говорит? Девочки, опустите руки!»
«Возьмем N точек на плоскости. Нет, N будет мало. Возьмем K точек на плоскости»
«Хватит болтать, а то весь класс пересажу на первую парту»
«Четыре ставлю, два в уме»
«Один глаз в конспект, один на доску»
– Ну, поставьте мне четыре. Ну, пожалуйста!
– А сердечко под фото тебе не поставить?
«Вот возьмем мозг. Или не возьмем. Нет, пускай вот тут на парте полежит. (Студентке) Вы присмотрите за ним?»
«И девушка такая: "Хочу прынца на белом коне!". Кони и принцы такие вымерли! Бери парня на Мерседесе!»
«Стол, ко мне!»
«И вот как откроется у меня третий глаз, я буду все знать»
«И вот гуляем мы с мамонтом…»
Когда студенты ничего не знают: «Хорошо... Плохо, конечно, но принято говорить «хорошо»
«Для того, чтобы делать системы, нужно… делать системы!»
«Патологический трудоголик работает много, а спит мало. Вы вот, правда, тоже спите мало»
«Какое мышление? Какие образы?.. Шопинг!»
«Р-р-р-р…»
Внимательно слущающие и конспектирующие студенты
Антон СОЛОДОВНИКОВ,
Ксения КАЛАШНИКОВА,
Ольга ЖУК,
Евгений ВОРОНОЙ,
Илья СНИТОВЕЦ
Смейтесь, веселитесь и разыгрывайте смело!
С детства у меня осталась много ярких воспоминаний, и все благодаря прекрасному празднику – 1 апреля! Всех, взрослых и детей, безусловно, интересует этот день. Ведь можно абсолютно безнаказанно разыгрывать своих близких, родственников, друзей. И самое главное, что все лишь посмеются и никто не посмеет обижаться!
День Смеха, или День Дурака, официально существует с 1689 года и связан с именем Джона Обри. В этот праздник произошло много розыгрышей, в том числе и розыгрышей «на весь мир». Таким примером служит 1 апреля 1915 года: в разгар Первой Мировой войны над немецким лагерем появился французский самолет и сбросил огромную бомбу. Немцы кинулись врассыпную, но взрыва не последовало. На бомбе красовалась надпись «С первым апреля!»
Для студентов этот праздник вообще является чуть ли не профессиональным. Ведь они разыгрывают даже преподавателей. По статистике, чаще всего над преподавателями шутят студенты, обучающиеся на юридическом направлении (38%), а также инженеры и технари (30%). Среди студентов-мужчин шутников больше (30%), чем среди женщин (17%). Желание развеселить серьезного преподавателя (39%) и «подколоть» педагога с чувством юмора (31%) – основные причины розыгрышей.
Большинство студентов не боятся шутить над преподавателями (86%). В то же время 14% учащихся признались, что «глаза боялись, а руки делали». В основном последствия розыгрышей весьма радужные: по словам каждого второго студента, преподаватель посмеялся над ситуацией, а кто-то, по утверждениям 28% опрошенных, отпустил шутку в ответ. А 13% признались, что готовы пошутить над ректором.
Так что, уважаемые студенты, смейтесь, веселитесь и разыгрывайте смело! Ведь смех продлевает жизнь, а удачная шутка – в помощь вашему обучению в вузе.
Екатерина ЛАБАДЫРЕВА,
студентка 1 курса ФТК