Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

N 10 от 26 июня

Научные кадры

Магистратура нашего университета перешагнула десятилетний рубеж. За эти годы степень магистра технических либо экономических наук получили более 1200 человек

 
Магистратура: 10 лет спустя
 

Магистратура в БГУИР существует относительно недавно: всего 10 лет прошло с первого выпуска. Но она постоянно и динамично развивается, открываются новые специальности, внедряются инновационные системы обучения.

Для тех, кто не совсем еще понимает, что такое магистратура и зачем она нужна, стоит немного пояснить. Магистратура является второй ступенью высшего образования и обязательным этапом обучения перед аспирантурой. Ее цель – подготовка специалистов для научной и педагогической деятельности в высшей школе, работы в органах государственного управления, а также подготовка для получения научного образования (в аспирантуре). Обычно магистратура предусматривает специальную, индивидуальную программу обучения, которая направлена на самостоятельные занятия научно-исследовательской деятельностью. Проще говоря: получать знания будешь сам, а мы тебя научим, как. Студенты магистратуры сдают кандидатские и семестровые зачеты и экзамены, но главное – пишут и защищают магистерскую диссертацию. После успешной защиты Государственная экзаменационная комиссия присваивает академическую степень магистра с указанием направления подготовки (например, магистр экономических наук). Диплом магистра, как и диплом бакалавра, лучше признается в большинстве стран мира, дает возможность перевода из вуза в вуз, а также принимается зарубежными работодателями. Если наша страна все-таки вступит в Болонский процесс, то в связи с правилами участия квалификационная степень «специалист» скорее всего прекратит свое существование, останутся академические степени: бакалавр, магистр и доктор философии (кандидат наук).

Термин «магистр» известен с античных времен. В Древнем Риме так называли должностное лицо (магистр всадников и др.), в средневековом университете использовалась академическая степень магистра. «Магистр» был высшим титулом в Византии, существовал вплоть до XII века.

 
Цифры и факты

Подготовка магистров в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники была начата в 2001 году. Первоначально было открыто 8 специальностей, теперь же их 30. За 11 лет существования магистратуры обучение в ней прошли и получили степень магистра технических либо экономических наук более 1200 человек: из них по очной форме обучения – 567, по заочной форме обучения – 596, а также 49 иностранных студентов.

В 2004 году студенческое научно-техническое общество было объединено с отделом магистратуры в отдел студенческой науки и магистратуры, входящий в состав Управления подготовки научных кадров высшей квалификации. В 2010-м начальником Управления стал Д.В. Лихачевский.

Мы поинтересовались у Дмитрия Викторовича, каков процент выпускников БГУИР в магистратуре. «Каждый год мы собираем такую статистику. Если набор ежегодно около 300 человек, то примерно 5/6 из этого количества – студенты БГУИР, получившие диплом в этом же году, а оставшиеся – частично выпускники нашего вуза прошлых лет, частично выпускники других университетов. В основном из БНТУ, БГУ к нам приходят, а в последние годы в связи с открытием специальности «Психология труда. Инженерная психология, эргономика» еще и выпускники педагогического университета», – рассказал нам Дмитрий Викторович.

 
Обучение на английском языке

15 мая текущего года в зале заседаний университета состоялось торжественное вручение дипломов магистрам, успешно завершившим обучение на английском языке по специальности «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность». Первыми выпускниками данной магистерской программы стали 6 иностранных граждан из Ирака и Нигерии.

По словам ректора БГУИР М.П. Батуры, опыт подготовки магистров на английском языке действительно успешный. «Далее мы пойдем смелее. Есть хорошая перспектива продолжения таких магистерских программ – уже на данный момент 12 человек написали заявления на зачисление. В будущем мы также планируем расширить список кафедр, которые будут заниматься подготовкой магистров на английском языке», – прокомментировал Михаил Павлович.

 
Что нового?

Новшеством в БГУИР в этом году станет внедрение практико-ориентированной магистратуры по специальности «Компьютерные технологии проектирования электронных систем». Как ясно из названия, отличается она большей направленностью на практическую подготовку, магистранты готовятся для работы на предприятиях.

Для большей наглядности сравним два направления подготовки. Обучение в научной магистратуре включает в себя изучение некоторых спецдисциплин и сдачу кандидатских экзаменов. А вот магистрант, обучающийся в практико-ориентированной магистратуре, сможет подготовить и сдать кандидатский экзамен в форме факультатива. В основном же его деятельность будет направлена на изучение специальных дисциплин, современных методик, нового оборудования, а также на прохождение стажировки на предприятиях.

Уже с 2013 года БГУИР планирует начать подготовку специалистов по системе 4+2: четыре года на первой ступени получения высшего образования (общий курс) и два года на второй ступени (магистратура). Соответственно в 2017 году впервые будут набираться магистранты на двухлетнее обучение. О преимуществах этой системы рассказал Дмитрий Викторович: «В ежегодных отчетах ВАК отмечно, что уровень математической подготовки соискателей ученых степеней постоянно снижается. Здесь и неправильная запись формул в диссертации, и неправильный их вывод и т.д. А два года в магистратуре в качестве подготовительного этапа к аспирантуре позволят дать углубленную подготовку по математике и физике, чтобы не допустить подобных промахов. И действительно подготовиться к научно-исследовательской работе. Если же рассматривать практико-ориентированную магистратуру, то она предоставляет уникальную возможность за 2 года пройти углубленную подготовку, направленную на практическое решение задач, стоящих перед различными отраслями экономики и промышленности».

 P.S. Вот и закончилась экзаменационная пора. Впереди – торжественное вручение дипломов. Магистров 2012 года будут чествовать 29 июня.
 
Анастасия БАРБОСОВА,
пресс-служба
 

Выпускник магистратуры БГУИР 2005 года, кандидат технических наук, доцент кафедры ЭТТ Максим Давыдов стал победителем конкурса «Молодой преподаватель»

М. В. Давыдов: «Если человек ценит свое время, то сможет добиться большего»

 Ни для кого не секрет, что на любовь к той или иной учебной дисциплине сильно влияет личность того, кто ее преподает. В школе – учителя, в университете – преподаватели. Поэтому процесс обучения должен доверяться только лучшим. В БГУИР для поощрения и стимулирования молодых преподавателей проводится специальный смотр-конкурс. Оцениваются самые разные направления их работы: научно-исследовательская, кураторская, образовательная и т.д. В этом году лучшим молодым преподавателем был назван Максим Викторович Давыдов, к.т.н., доцент кафедры ЭТТ. Ближе познакомиться с победителем и узнать больше о его деятельности – такова была цель нашей беседы.

 Он победил в конкурсе с четвертой попытки. Хотя и до этого года занимал высокие места. Приз университета – образовательная поездка в Германию и Чехию – особенно порадовал победителя:

Это очень интересно для преподавателя – посмотреть, как за границей поставлено обучение. Сейчас идет достаточно серьезная интеграция с европейскими образовательными программами по Болонской системе. Такие поездки будут способствовать тому, что мы будем лучше адаптироваться к ней. Качество образования в конечном итоге станет выше.

Поездка включает в себя не только посещение университетов Германии и Чехии, но и ознакомление с инновационными предприятиями, в частности BMW и Aircraft.

Любознательность М.В. Давыдова проявляется и в поисках новых подходов в обучении студентов. Он считает, что в наше время любому преподавателю необходимо хорошее знание английского языка:

Есть огромное количество методических разработок, но они на английском языке. Я стараюсь ориентироваться не только на то, что наработано у нас, но и во всем мире. Это очень помогает в выборе дополнительной литературы, при составлении курса лекций.

Работать со студентами Максиму Викторовичу очень нравится. Общение с молодыми людьми стимулирует на поиски чего-то нового:

Студенту следует давать интересные нужные знания. Поэтому необходимо вносить дополнительные изменения в курсы.

Заинтересовать ребят он старается еще и привлекая их к участию в различных научных проектах. Кураторская группа М. В. Давыдова принимает участие в медицинских исследованиях: например, врачам нужен молодой здоровый организм, чтобы установить показатели нормы или понаблюдать за его реакцией в той или иной ситуации. Студенты в качестве бонуса получают возможность ознакомиться с работой больницы, медицинского оборудования.

Максим Викторович видит секрет успешного усвоения знаний в большом количестве практики. Знания лишь теории без соответствующих умений недостаточно. И хотя университет должен давать прежде всего теоретическую базу, практика здесь играет серьезную роль. При чтении своих курсов – «Проектирование на основе микроконтроллеров» и «Цифровая обработка биомедицинских сигналов и изображений» – молодой преподаватель старается максимально закреплять пройденный материал на практических и лабораторных занятиях.

Студенты обязательно должны обработать эти функции, алгоритмы, написать какое-то количество программ. Недостаточно просто рассказать, как они работают, принципы их построения. Студенты должны не просто узнать, а почувствовать, как это делается.

Особенно Максим Викторович подчеркивает важность практического опыта самого преподавателя. Существуют «методики трансляции», когда преподаватель просто «надиктовывает» материал студентам, глубоко в него не вникая. Это не его метод:

Мозги у студентов очень хорошие. Они сами разберутся в материале. Но это только единицы. Когда же преподаватель лично все проработал и только тогда дает знания, разберется хотя бы 50 % студентов. Остаются еще 50 % лентяев, которые, к сожалению, не хотят этого делать.

Здесь к месту вспомнить слова Льва Толстого: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?».

Интегральный подход в процессе обучения применяется и при выставлении оценок:

Я пытаюсь оценить и лабораторные работы, и практические занятия, посещения занятий и работу на лекциях, и, конечно же, ответ на экзамене. Студенты только «за». Если они работают в семестре, то на экзамене у них будет дополнительный бонус. Если нет, тогда студенты учат экзамен и сдают его как обычно. Баллы в таком случае я не снимаю, только набавляю.

Несомненно, только тяжелый труд, постоянная работа над собой помогают добиться желаемого результата. Однако, как бы она ни была хороша, от нее нужно отдыхать. Желательно, не возле телевизора. Успешный человек априори должен быть гармонично развитым. Вот Максим Викторович поет почти уже 10 лет в народном ансамбле «Гаманіна»:

Мне кажется, человек должен иметь какое-то хобби, какое-то любимое дело, которому он может посвящать несколько часов в неделю. У меня это народная песня.

С ансамблем М.В. Давыдов побывал уже во многих странах. Увлечение народным творчеством позволяет ему расширять свой кругозор и круг знакомств.

Проявлять свои способности в науке и в творчестве Максиму Викторовичу помогает установка на то, что нужно дорожить своим временем:

Мне кажется, если человек ценит свое время, то сможет добиться большего, чем если бы он не умел им пользоваться». Но все это пустяки по сравнению с тем, какое место занимает в жизни лучшего молодого преподавателя его семья: «Для меня очень важна моя семья. Жена меня очень сильно поддерживает, и я ее – она тоже работает в БГУИР, учится в аспирантуре».

Вот такой он – лучший молодой преподаватель БГУИР 2012 года: целеустремленный, любознательный, относящийся с уважением к своим студентам, с верой в их способности и силы, дорожащий своим временем, любящий свою семью… Другими словами, Наставник!

 
Ирина ФРОЛОВА,
пресс-служба
 
 
 

имПУЛЬС новостей

июнь
 

4 – 6 июня в БГУИР прошли заседания Организационного и Программного комитетов 22-й Международной Крымской конференции «СВЧ-техника и телекоммуникационные технологии», собравшие ученых из России, Беларуси и Украины.

БГУИР совместно с Севастопольским национальным техническим университетом и Московским авиационным институтом (Национальный исследовательский университет) являются одними из организаторов этого международного форума. Ректор нашего университета М.П. Батура – сопредседатель Программного комитета конференции.

В рамках заседаний прошло обсуждение перспектив сотрудничества в области образования и научных исследований, а также была сформирована программа конференции «СВЧ-техника и телекоммуникационные технологии» и обсуждены организационные вопросы ее подготовки и проведения.

5 июня в БГПУ им. М.Танка состоялась торжественная церемония награждения лауреатов XVIII Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь. Среди 70 лауреатов – представители БГУИР: аспиранты кафедры ИИТ Ирина Давыденко и Владимир Житко, а также студент 5 курса ФРЭ Антон Гейстер.

В церемонии награждения приняли участие первый заместитель Министра образования А.И. Жук, председатель Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь А.А. Афанасьев, заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям А.А. Сильченко, главный ученый секретарь Национальной академии наук Беларуси С.Я. Килин, ректор БГПУ П.Д. Кухарчик.

13 июня для студентов ИЭФ состоялась лекция по эффективному самопродвижению доцента кафедры менеджмента Школы бизнеса Вудбери, кандидата социологических наук Джонатана Вестовера (Jonathan H. Westover). Господин Вестовер рассказал, как создать бренд из самого себя, как выбрать тактику своей «рекламной кампании»; дал практически пошаговую инструкцию создания собственного бренда.

В презентации, сопровождавшей выступление, были показаны последние исследования американских социологов, изучавших качества, которые работодатели ценят в своих сотрудниках, и умения, необходимые человеку для наиболее эффективной работы.

После завершения лекции для гостя была проведена экскурсия по нашему университету. Стороны выразили надежду на продолжение сотрудничества.

15-17 июня на берегу реки Ислочь (Воложинский район, д. Михалово) состоялся туристско-спортивный слет Советского района. Среди 24 команд БГУИР занял призовое 3 место. Самый высокий результат наша команда показала в соревнованиях по перетягиванию каната, в этом заслуга инспектора спортивного клуба В.В. Ковалева, инженера по телеоборудованию М.Ю. Максака, инспектора УВРМ А.Н. Ильющенко, сотрудника НИЛ 4.6 И.А. Кашко.

Особую благодарность за помощь в организации соревнований и оформлении лагеря спортивный клуб БГУИР выражает методисту УВРМ Е.В. Головань и костюмеру студенческого клуба Т.Г. Козловской.

21 июня в 15.30 в БГУИР состоялся литературный вечер «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный 22 июня – началу Великой Отечественной войны. В исполнении участников студенческого литературно-поэтического театра «Ритмы сердца» – Виктории Шлык (ИЭФ, 3 курс), Кирилла Чугаинова (ФКСиС, 1 курс), Антона Зубрицкого (ФКП, 2 курс), Дениса Климовича (ФКП, 2 курс) – прозвучали отрывки из произведений Р. Рождественского, Б. Васильева, К. Симонова, А. Твардовского.

Почетным гостем вечера стала Г.А. Дягилева, директор, художественный руководитель театра одного актера «Зьніч». Разговоры не только о военном времени, но и о любви в конце вечера продолжились за чаепитием, которое организовала руководитель театра «Ритмы сердца» Е.Ф. Салата вместе со своими подопечными начинающими артистами.

Подготовлено пресс-службой

 
 
 

Гранит науки

Физика
 

«К инновациям через научные исследования и технологии»

Под таким девизом с 3 по 7 июня в университете Карнеги-Меллон (г. Питтсбург, США) состоялась 13-я Международная научная конференция по алюминиевым сплавам “InternationalConferenceonAluminiumAlloysICAA-13”.

В конференции приняли участие более 400 представителей США, Японии, Норвегии, Англии, России, Франции, Германии и других стран мира. Среди участников были ученые с мировым именем в области металлургии алюминиевых сплавов, ведущие специалисты американской алюминиевой компании Alcoa, а также молодые ученые.

Одной из основных тем конференции были передовые достижения в науке и технике производства и хранения водородного топлива. Мне была предоставлена возможность представить наш университет и выступить с докладом “Профилирование водорода по глубине и кинетика его десорбции в быстрозатвердевших сплавах Al-Fe”, подготовленного по результатам совместных исследований с учеными из университета Ибараки (г. Хитачи, Япония). Доклад вызвал большой интерес и получил положительную оценку участников конференции.

В рамках форума состоялась интересная экскурсия по университету Карнеги-Меллон – американскому частному университету, являющемуся и известным исследовательским центром (в области робототехники и искусственного интеллекта).

Участие в конференции ICAA-13 показало, что современные университеты международного уровня – это динамически развивающиеся научно-образовательные центры, которые готовят кадры высокой квалификации, являющиеся основой инновационной экономики современного мира.

 
И.И. Ташлыкова-Бушкевич,

доцент кафедры физики.

 
Философия
 

Весной традиционно проходят заседания секций «Философия и методология науки» и «Философия социального действия» в рамках научно-технической конференции (НТК) аспирантов, магистрантов и студентов БГУИР. Отличительными особенностями 48-ой НТК, прошедшей с 7 по 11 мая 2012 года, стали активность и креативность всех участников. Впервые в рамках секции «Философия социального действия» работала подсекция «Нравственный кодекс БГУИР: этико-культурный опыт внедрения» (инициатор проведения – заведующий кафедры философии Г.И. Малыхина).

Предлагаем вниманию наших читателей подборку материалов на данную тематику.

Поиск философских смыслов продолжается

В процессе подготовки к конференции представлено свыше 50 тезисов по философской проблематике, для которых характерны острота тем, практическая ориентированность и мировоззренческая значимость. Дискуссионность обсуждения и полемический задор проявились и в стремлении самих участников поделиться мнениями о роли и месте философии (и данной конференции) в менталитете технической интеллигенции. Каждый выступающий отвечал на 3-4 вопроса, задаваемых из зала, что придавало диалоговый характер конференции, а также усиливало практикоориентированную значимость научных работ.

В секции «Философия и методология науки» заслушано 22 доклада (выступили 22 магистранта и 1 аспирант), доклад магистранта Д.М. Литвиненко был представлен на белорусском языке. Все выступления сопровождались бурным обсуждением, носили полемический характер, остро и неравнодушно воспринимались слушателями.

В секции «Философия социального действия» заслушано 76 докладов (предполагалось – 68), в подготовке которых участвовали 115 студентов. В заседаниях принимали участие и «группы поддержки», которые проявили потрясающую активность, дискуссионный задор и философские знания, собственные мировоззренческие позиции и неравнодушие к процессам, происходящим как в науке, социуме, так и в нашем университете. Это касается в первую очередь обсуждения вопросов активизации «Нравственного кодекса БГУИР» с позиций теоретического анализа и практических возможностей реализации его норм в повседневной жизни университета. Интерес к духовно-нравственным и морально-этическим проблемам был характерной особенностью НТК – 2012.

В итоге, подготовлено и заслушано 98 докладов, часть из них – с видеопрезентациями (к сожалению, не все они соответствовали содержанию научно-исследовательской работы). Работа секций прошла в режиме многопланового участия студентов различных специальностей и курсов. Отмечено повышенное представительство студентов и магистрантов по сравнению с предыдущими годами.

 
А.А. Касперук,

доцент кафедры философии

Н.В. Борушко,

ст. преподаватель кафедры философии

 
 
 
 

Тезисы из доклада

«НРАВСТВЕННЫЙ КОДЕКС БГУИР КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ.

АКТИВИЗАЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ»

Подготовил Павел Пинюта,

магистрант кафедры ПОИТ
 

В современном мире высшее образование приобретает все более массовый характер. Однако массовость часто несет вред качеству образованности людей в целом. Поэтому высшая школа как институт подготовки высококвалецифированных технических и научных кадров должна эффективно решать такие свои основные задачи, как передача знаний, подготовка к будущей трудовой деятельности, реализация потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, создание условий для профессионального роста и совершенствования. Одним из инструментов решения задачи развития личности может служить Нравственный кодекс (далее НК).

НК – это систематизированная совокупность норм и образцов поведения людей определенной общности. Такие кодексы можно условно разделить на официальные и негласные. Первые являются сводом конкретных правил поведения, одобренным участниками сообщества и регулирующим отношения между ними. Такой кодекс был принят в БГУИР 31 августа 2010 года. Считаю, что на данный момент внедрение НК замедлилось. Задача данного исследования – найти пути активизации этого процесса.

Для решения данной задачи необходимо рассмотреть две группы сообщества:

1)      профессорско-преподавательская – характеризуется относительно небольшим количеством членов (менее 15%) и большой степенью влияния на обучающихся в университете по причине непосредственного руководства учебным процессом;

2)      студенческая – представлена большим количеством членов (более 80%), но продолжительность нахождения их в сообществе незначительно; это означает, что студенчество обладает свойством текучести.

В качестве способов активизации использования НК среди профессорско-преподавательского состава можно выделить следующие:

·увеличение ссылок на кодекс в приказах административного аппарата университета (достоинством данного предложения является увеличение интенсивности изучения НК);

·введение краткого курса, посвященного кодексу, в учебную программу повышения квалификации (является легко реализуемым и достаточно эффективным на начальных этапах внедрения НК);

Для решения поставленной задачи в студенческой среде нужно реализовать следующие механизмы:

·обязательное ознакомление с НК всех студентов на 1 курсе в рамках предмета «Введение в специальность»; данная мера имеет ряд достоинств, она охватывает всех обучающихся на раннем этапе их формирования как студентов, полностью укладывается в русло образовательного процесса (каждый студент обязан владеть правилами поведения в выбранном им вузе); как пример описанного способа можно упомянуть действующую практику ознакомления с НК в рамках предмета «Философия» (но тот факт, что он изучается только на 2 курсе и не является целевым, сильно снижает эффективность);

·деятельность профсоюза студентов и ОО «БРСМ» в качестве дополнительного механизма популяризации НК (но в данных организациях состоят не все студенты, поэтому предложенный способ нельзя рассматривать как самый массовый).

Охватить все сообщество БГУИР в целом для активизации значения НК позволят публикации материалов по данной тематике в университетской прессе (для этого необходимо повышать авторитет местных изданий).

 

Предложения по внедрению Нравственного кодекса БГУИР

Подготовила Виолетта Мирончик ,

магистрант (кафедра защиты информации)
 

1. Ознакомить с положениями НК всех студентов (на первом кураторском часу) и работников (на собрании трудового коллектива) под роспись, что будет означать возможность применения мер воздействия за несоблюдение положений кодекса.

2. Внести дополнения в раздел N5 «Приоритеты контроля»: добавить такие меры воздействия, как выговор и материальное взыскание. Ведь за несоблюдение положений кодекса определена слишком лояльное наказание – порицание. К сожалению, в современном обществе порицание не воспринимается как действенная мера.

3. Информировать об НК посетителей университета во время проведения Дня открытых дверей. Это позволит заранее сформировать у абитуриентов и их родителей мнение о БГУИР как о вузе с высоконравственными нормами, которые необходимо будет соблюдать.

4. Осуществить новое издание НК в формате, позволяющим использовать крупный шрифт, с целью привлечения большего внимания к кодексу.

 
Комментарий редактора:

Среди вышеизложенных предложений очевиден жесткий подход. Но разве смогут стать эффективными внешние меры воздействия, если человек не осознал готовность (не сработал внутренний фактор) воспринимать предлагаемые нормы? Под прессом жестких мер многие люди вынуждены приспосабливаться – делать вид одобрения. А на деле – изменения не происходят. Кому нужен формальный Нравственный кодекс?

«К сожалению, в современном обществе порицание не воспринимается как действенная мера» – объективно утверждает Виолетта. Но, к сожалению, в современном обществе не воспринимается еще и то, что любой поступок, ведущий к порицанию и (или) наказанию, зарождается прежде всего в мыслях человека – в нравственном вакууме. А это уже сфера «частного владения». Как туда проникнуть букве закона? Как доказать, что в человеке созрел аморальный поступок, пока этот человек не совершит злодеяние – реализует задуманное?.. Все подобные вопросы, в которых отражены общечеловеческие проблемы социально-философского, психологического характера, остаются открытыми и, можно сказать, риторическими.

Поэтому можно сделать вывод: тема жестких мер воздействия останется дискуссионной, как и в мировом сообществе, так и в нашем университете.

 
 
Есть ли место философии в умах инженеров?

(отзывы студентов о секциях философии)

 
Алексей ШЕРШЕНЬ,

студент 2 курса ФКП

В рамках 48-й ежегодной НТК мне посчастливилось принять участие в составе жюри в качестве секретаря – работать вместе с доцентами А.А. Касперуком и Н.Н. Фрищиной, преподавателями Е.Н. Логуновой и Н.В. Борушко. Для меня это был первый, но ценный и очень интересный, опыт участия в конференции в такой роли. Мероприятие, на мой взгляд, было проведено в очень сжатый срок, но члены жюри великолепно справились с возложенными на них задачами и выбрали лучших из почти сотни докладчиков.

Доклады были хорошо подготовлены, несмотря на то, что у выступающих было немного времени представить свои работы. Темы отличались «полярной» противоположностью: от религиозных, до научных и социально-ориентированных. Я как студент технического вуза был приятно удивлен и горд за своих коллег, оказавшихся столь эрудированными. Однако, и выступающие, и слушатели не остались в стороне от обсуждения докладов. Да, именно обсуждения, так как вопросов со стороны слушателей, членов жюри и остальных докладчиков было много. Это придавало диалоговую форму всей конференции, вопросы носили как разъяснительный характер, так и призывали к обдумыванию философских проблем. Все докладчики хорошо справились со своими темами и давали исчерпывающие ответы на вопросы аудитории.

Особенно хотелось бы выделить, на мой взгляд, наиболее весомые доклады: «Критика христианства Ф. Ницше: логический анализ», подготовленный Л.Кондрашовой, «Нравственно-социальный контекст инженерной деятельности» С. Полищука, «Философия высшего технического образования в современном белорусском обществе: сравнительный анализ, проблемы и перспективы» Е. Соболя, «Модальная логика» О. Рыбаченок. И отдельно хочу отметить доклад Е.Громыко на тему «Ценностные ориентиры личности и Нравственный кодекс БГУИР», который был единственным в своем роде. Вот если бы все студенты относились к Нравственному кодексу так же, как и докладчик!..

Хотелось бы, чтобы студенческое сообщество всех вузов города проявляло интерес к такого рода мероприятиям, и они не носили бы только внутриуниверситетский характер. Считаю необходимым предоставить больше времени докладчикам, так как большинство из них не успели полностью, со всех сторон раскрыть свои темы, интересные и актуальные.

Надеюсь, что и все последующие НТК только подтвердят тот факт, что в умах будущих инженеров есть место философии. Сам для себя я решил посещать секции философии ежегодно.

 
Евгений Казаков,
студентка 2 курса ФКП
 

Секции по философии прошли отлично. Выступающие студенты были подготовлены серьезно. Каждый из них пытался донести выбранную проблему лучше, чем другие. Однако это не у всех получалось, тем более, что для выступления одному докладчику давалось не более 10 минут. Были такие выступающие, которые отдавали свои доклады жюри не читали с листа, а рассказывали о сущности своих исследований. Мне это очень понравилось, хотя таких студентов было немного. Хочется, чтобы их было больше.

Выделю те доклады, которые мне понравились больше всего: «Модальная логика», «Проблема отцов и детей», «Нравственно-социальный контекст инженерной деятельности», «Философия высшего технического образования в современном белорусском обществе: сравнительный анализ, проблемы и перспективы», «Вечная жизнь», «Неформальные движения молодежи».

Секции по философии должны проходить и дальше. Они позволяют не только многосторонне развиваться докладчикам, но и передать полученные знания слушателям, которые могут извлекать для себя что-то полезное и делать интересные выводы.

 
 
Алексей Русак,
студент 2 курса ФКП
 

Изучение философии мы начали на 2 курсе, и по мере погружения в эту науку, невольно начинаешь менять свои взгляды по некоторым проблемам, с которыми общество когда-либо сталкивалось. Это говорит об эффективности курса философии, актуальности данной науки и о том, что современной студенческой молодежи не чужды проблемы общества и мира в целом.

На прошедших секциях по философии собралось большое количество ценителей данной науки: от профессионалов до любителей. Каждому из участников и слушателей (аудитория состояла из людей различных социальных групп) было важно разобраться в своих мыслях, проблемах. Об этом можно судить по характеру вопросов, «летевших» в сторону докладчиков. Среди слушателей встречались такие, которым «абы сказаць», но большинство вопросов были интересными, отражали глубину знаний, степень эрудированности аудитории.

На фоне массы докладов, которые просто пересказывали уже известные факты, встречалось и множество выступлений с глубоким анализом и серьезными выводами. Особенно хочется выделить автора доклада о постмодернизме. Этот человек приятно поразил своей начитанностью, грамотной речью и умением держаться на публике.

На мой взгляд, данное мероприятие удалось на славу, оно достигло своей цели: заставило шевелиться, сомневаться юные философские умы. И это еще раз доказывает, что философия имеет место быть в жизни каждого из нас.

 

Материалы рубрики изучал

Виталий БАБИЧ,
пресс-служба

Редакция газеты «Импульс» выражает благодарность старшему преподавателю кафедры философии Н.В. Борушко за предоставленные материалы

 
 
 
Философия жизни
 
Слово редактора

Быстро идет время. Часто кажется, что ход его ускоряется… Совсем еще недавно мирное майское небо над Беларусью «салютовало» в честь Дня Победы, и вот уже скоро – 3 июля – в сердцах разных поколений белорусов эхом Великой Отечественной войны отзовется День Независимости.

Каждый новый день – это маленькая жизнь. Человек наполняет ее своим смыслом в поиске своего счастья. Счастья, которое, как нередко оказывается, «здесь и сейчас, а не там и не завтра». К тому же жизнь в мирное время – это уже счастье. Именно к такому выводу приходит автор нижеопубликованного рассказа, в котором интереснейшим образом переплетаются прошлое и настоящее.

 
 
Эхо

Когда мне плохо, я всегда бегу к бабушке. После чашечки ароматного чая, я сажусь в любимое кресло, обхватив колени руками, и начинаю привычно рассматривать фотографии на стене. Их много – целая жизнь. Вот я с мамой и бабушкой в старом парке, а на этой фотографии моя бабушка вместе со своими родителями. Я много о них слышала: мой прадедушка – самый луч­ший на свете, так говорят все. Прабабушка с лучистыми морщинками вокруг глаз и доброй улыбкой, держит за руку непослушную маленькую девочку – мою бабушку.

А вот эта фотография – моя любимая. На ней молодая красивая девушка в военной форме, родная сестра моей прабабушки. Тяжелая русая коса перекинута через плечо, смеющиеся глаза и родинка над губой – это Алена. Говорят, что я на нее похожа. У меня тоже густые русые волосы и такая же родинка. Сейчас мы с Аленой на фотографии ровесницы. Мне совсем недавно исполнился двадцать один год, а она осталась в этом возрасте навсегда. Я никому не говорю, что когда мне плохо, я мысленно разговариваю с ней.

– Привет, Алена! Что-то я сегодня устала. Все кажется каким-то серым и тусклым. Даже мои друзья меня не понимают. Да и есть ли у меня друзья? Почему так плохо?

Я сижу тихо-тихо, прислушиваясь к стуку капель за окном. Обычный осенний вечер. Обычный осенний дождь.

– Хочешь, я расскажу тебе, какое бывает счастье? Оно бывает легким и мимолетным, не более пяти минут. Не веришь? Сегодня, впервые за долгое время, у меня выдалась минутка отдыха. Можно поспать хоть немного. В полевом госпитале пока затишье, раненые под присмотром. А я вдруг побежала на полянку, где весело желтеют одуванчики. Я, как маленькая девочка, легла на первую весеннюю траву, подставив лицо ласковому солнышку. А потом вдруг сорвала одуванчиков много-много и уткнулась в желтое облачко лицом. Вспомнилось, как в детстве моя сестра плела из одуванчиков веночки, а у меня они никак не получались. И я горько плакала, опустив голову в желтые цветы. А потом мама и сестра смеялись и ласково терли мой желтый нос. Я так хочу, чтобы сегодня мой нос был такой же желтый, как тогда. Я хочу, чтобы рядом была сестра, чтобы пели птицы, и смеялись дети. Я хочу, чтобы не было войны. Ты не плачь, счастье всегда рядом. Оно такое простое и понятное. Ты обязательно встретишься с ним.

– А тебе на войне не страшно?

– Страшно… Очень страшно. Но вокруг столько людей, которым еще хуже, чем мне. Поэтому, я стараюсь быть смелой. Наверное, у меня плохо получается.

– Ты боишься смерти? – шепчу я под монотонный стук дождя.

– Не знаю… Я каждый день вижу ее вокруг, привыкнуть к ней сложно. А вот смириться... Надо смириться… Ведь это может случиться с каждым в любое время – война…

Дождь становится все сильнее, ветер за окном заводит свою печальную песнь. И мне кажется, что это Алена, вытирая слезы, шепчет: «Я очень не хочу умирать…»

В дверь тихонько заглядывает бабушка, предлагая поужинать. Я вижу, что она встревожена моим тихим поведением. Милая бабушка, она так любит меня, но я пока хочу остаться здесь, где девушка с русой косой смеется одними глазами.

– А ты любила когда-нибудь, Алена?

– Я даже и не знаю, любовь ли это… Понимаешь, времени на чувства нет. Раненые, они как дети, за ними нужен уход. Хотя... для чувств не нужно времени. Этот лейтенант – он не такой, как все. У него ясный взгляд, очень добрые глаза и сильный голос. Когда он поет, даже самые тяжелые раненые затихают. Этот лейтенант частенько забегает к нам в полевой госпиталь, и мне кажется, он смотрит на меня. Говорят, скоро будет важный бой. Только бы он остался жив, только бы остался…

Он остался жив. Я знаю это точно. В том бою раненого лейтенанта Алена закрыла собой. Именно тогда ей навсегда остался двадцать один…

Я смотрю на фотографии, где прабабушка и прадедушка держат за руку маленькую девочку. Бабушка всегда говорила, что у нее был самый лучший отец с добрыми глазами и ясным взглядом. Моя бабушка – певунья, до сих пор на семейных праздниках мы с удовольствием слушаем ее песни. Это у нее от отца. Того самого, который тогда остался жив.

– Ты не жалеешь, Алена, что не успела полюбить по-настоящему, что не вырастила ребенка, не услышала его первые слова? Ты не жалеешь, что все случилось так?

Девушка с фотографии улыбается. И мне кажется, что я слышу ее голос:

– Как я могу жалеть? У меня есть вы. Цените друг друга, дорожите теми мгновениями счастья, которые дарит нам мирная жизнь. Мир на самом деле – это так много. Мир – это уже счастье.

 

Валентина КОНЬЯКОВА,

студентка 3 курса ФИТУ
 
 


 

Мой факультет

Студсовет ФИТУ: новым идеям здесь место!

Как проявить себя инициативному и активному студенту? Где может пригодиться твоя энергия и жажда творчества?..

Добро пожаловать в студсовет!

 

Студсовет – это орган студенческого самоуправления, который объединяет учащихся и выпускников факультета. На ФИТУ он был создан в 2003 году и не перестает развиваться и расти. На сегодняшний день студсовет ФИТУ работает по 11 основным направлениям, включающим в себя все сферы деятельности студента: от учебной группы до общежития.

За последний год ребята проделали большую работу. Об этом рассказали руководители секторов студсовета на итоговом заседании, прошедшем 7 июня. Студенты делились своими успехами и озвучивали проблемы, с которыми столкнулись. Например, культурно-массовый сектор стал, пожалуй, самым результативным по итогам учебного года. На его счету организация и участие в различных мероприятиях: посвящение первокурсников в студенты ФИТУ, конкурс на лучшую группу 1 курса, фестиваль «Нас бачна адразу», «Студенческий дебют», республиканские акции «Беларусь против табака» и «Молодежь против СПИДа», «Мисс ФИТУ» (кстати, первый в истории факультета), конкурс стэмов «Зеленый кактус», а также тематические мероприятия, посвященные Дню матери, Дню студента и т.д. Кроме того, оформительский отдел, входящий в состав культурно-массового сектора, принимал участие в открытии лабораторий на факультете.

Спортивный сектор тоже потрудился: были организованы турниры по волейболу, настольному теннису, дартсу. Ребята помогали в проведении спортивно-массового праздника с участием иностранных студентов в Дудутках и в организации универсиады (в которой команда ФИТУ заняла 2-е место).

Проверкой посещаемости занятий, проведением старостатов и организацией контроля за работой старост занимается отдел контроля учебного процесса. И это, пожалуй, самое тяжелое, ведь тут ребята практически разрываются на два фронта: с одной стороны, они сами студенты и прекрасно все понимают, а с другой, долг принуждает быть строгими в отношении прогульщиков и недобросовестных старост.

Одним из самых юных подразделений студсовета является пресс-центр. Он был создан лишь в текущем учебном году. Поэтому у сектора и его руководителей еще много проблем и вопросов, которые они надеются решить с помощью товарищей из других секторов. Не все планы осуществились в этом году: так, не была выпущена газета «О ФИТУ и для ФИТУ», не создан костяк коллектива, на который можно было бы положиться в любом деле. Однако сделано тоже немало. Основное достижение – развитие группы Вконтакте, где ежедневно публикуются новости факультета, объявления, фотографии с прошедших мероприятий. Так же пресс-центром был организован подотдел компьютерной графики, занимающийся плакатами и афишами.

Успешно проявил себя телеотдел ФИТУ, входящий в пресс-центр. Телевизионная команда была сформирована полгода назад, но уже заявила о себе тематическими роликами и промо-роликом для вокально-хоровой группы «Квинта». Сейчас в отделе 7 человек, что сами ребята считают оптимальным.

Жилищно-бытовая комиссия сейчас готовится к горячей поре, которая наступит в конце августа, когда студенты понесут заявления на заселение в общежитие. Задача комиссии – рассмотреть и учесть все факторы, которые помогут или помешают тому или иному студенту получить место. Кроме того, в обязанности членов комиссии входит ежемесячное посещение общежитий, проверка санитарного состояния комнат и помещений общего пользования. К тому же ребята помогают руководству общежитий в проведении мероприятий. Среди проблем участники комиссии назвали сокращение мест для студентов ФИТУ.

Девушки из вокально-хоровой группы «Квинта» рассказали, в каких мероприятиях в течение учебного года они принимали участие. Главным и самым значимым событием стал сольный концерт на сцене Республиканского дворца культуры ветеранов, в организации и проведении которого помогал весь студсовет. Посетовали артистки лишь на некоторые проблемы с аппаратурой.

Танцевальный коллектив «Максима» тоже не сидел в этому году без дела. На счету у ребят выступления как на университетских, так и на городских площадках. За отчетный период группа поставила несколько новых танцев. Но и тут не обошлось без проблем: большая текучка кадров, плохая подготовка танцоров, отсутствие постоянного, закрепленного за коллективом места репетиций.

Профсоюзное бюро же похвалилось успешно проведенной в этому году вступительной кампанией: 95% первокурсников получили членство. Основным направлением работы подразделения является распределение материальной помощи студентам, однако кроме этого профбюро занимается также защитой прав и интересов студентов; разъяснением норм действующего законодательства Республики Беларусь в отношении студенческой молодежи; оздоровлением студентов; оказанием помощи в поиске жилья; помощью молодым семьям.

Зимой сменилось руководство ячейки ОО «БРСМ» на факультете. И оно столкнулось с тем, что мало кто знает, чем вообще занимается эта организация. Соответственно, немногочисленны и желающие вступить в БРСМ. Поэтому первостепенной задачей новые руководители посчитали рекламу деятельности организации и привлечение новых членов.

Председатель студсовета ФИТУ Павел Филипович подвел итог. Он подчеркнул, что коллектив студсовета должен быть сплоченным, помогать друг другу при организации и проведении различных мероприятий. К тому же, отметил председатель, нужно искать резерв среди студентов младших курсов, тех, кто сможет заменить нынешних руководителей подразделений на их постах. Кроме того, нужно активизировать профориентационную работу в минских школах, рассказывать ученикам старших классов о нашем вузе в целом и о факультете в частности. Большие надежды председатель возложил и на работу студенческих кураторов, людей, которые помогают первокурсникам влиться в жизнь университета.

И в завершении встречи выступил заместитель декана ФИТУ М.В. Почебут. Он поблагодарил ребят за выполненную работу и дал им несколько советов. «Вы должны сотрудничать не только между собой и не только с факультетами университета, но и другими вузами», – рекомендовал Максим Валентинович. Кроме того он посоветовал членам студсовета учиться выступать на публике, ведь это одно из основных качеств лидера.

Участники пришли к единому мнению, что деятельность студсовета необходимо популяризировать, особенно среди студентов 1курса. Ведь им, возможно, даже невдомек, чем занимаются все эти люди. Для самих же ребят студсовет – это веселый и дружный коллектив, состоящий из энтузиастов, которые своими усилиями хотят и могут сделать студенческие годы интересными и разнообразными. Здесь каждый заведет новых друзей, реализует свой потенциал, претворит в жизнь свои идеи, получит уникальный опыт, проведет время весело и с пользой.

Анастасия БАРБОСОВА,
пресс-служба
 
 

Профилактика беспечности

 

«Черный юмор» по телефону

В настоящее время органами правопорядка, спецслужбами, администрациями учреждений образования проводится масштабная разъяснительная работа, направленная на предупреждение такой актуальной проблемы, как телефонный терроризм.

На телефоны различных служб часто поступают сообщения о минировании средних школ, вокзалов, больниц, жилых зданий и других объектов общественного пользования. Информация оказывается ложной. Но даже если у правоохранителей есть уверенность, что осуществляется очередная глупая хулиганская выходка, проигнорировать вызов они не имеют права. На место «минирования» выезжают специалисты МВД, МЧС, КГБ и других служб. Начинается эвакуация людей из здания и прилегающих территорий. Следующий этап – обследование помещений. Специалисты с использованием современных технологий и дорогостоящего оборудования проверяют каждый сантиметр. Но на этом работа не заканчивается. Сотрудники спецслужб и милиция отрабатывают десятки версий, их задача –выявить и задержать телефонного террориста.

По статистике, чаще других «шутят» подростки до 18 лет (как правило, из неблагополучных семей), имеющие проблемы с учебой, во взаимоотношениях с педагогами, страдающие психическими расстройствами и т.д. Мотивами их действий обычно являются хулиганские побуждения, месть, стремление завоевать псевдоавторитет среди своих товарищей и т.д.

На втором месте в статистическом рейтинге «шутников» – психически больные люди. И совсем редко данным способом пользуются взрослые граждане, находящиеся в состоянии аффекта или же алкогольного опьянения.

В прошлом году по сравнению с 2010-м количество зарегистрированных на территории столичного региона сообщений террористического характера снизилось почти в 2 раза. Раскрываемость данных преступлений в 2011 году составила 83%.

Любителям «черного юмора» стоит уяснить, что сегодня установить личность человека, сообщающего о взрывном устройстве, не составляет особого труда. Современные технологии, находящиеся в арсенале у стражей порядка, позволяют это сделать в течение считанных часов. Конечно, шуткой действия телефонного террориста можно назвать весьма условно. Хулиганством – тоже. Уголовный кодекс предусматривает за данные деяния весьма суровое наказание.

В соответствии со ст.340 УК Республики Беларусь, заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, наказывается как штрафом, так и лишением свободы на срок до 5 лет. Все расходы, связанные с работой по «заминированному» объекту, согласно решению суда несет именно тот, кто совершил ложный звонок, либо в случае несовершеннолетия звонившего – его родители.

 
Пресс-служба УКГБ
по г. Минску и Минской области
 
 
 
Клещевые инфекции

С наступлением весеннего тепла вплоть до поздней осени, когда люди устремляются в лесные массивы за цветами, ягодами, грибами и просто для отдыха на природе, осложняется эпидемиологическая ситуация по клещевым инфекциям, возбудители которых передаются во время кровососания иксодовыми клещами.На территории Беларуси из клещевых инфекций регистрируются болезнь Лайма (клещевой боррелиоз) и клещевой энцефалит.

Болезнь Лайма встречается на территории республики значительно чаще, чем клещевой энцефалит, поэтому клещей, в основном, исследуют на зараженность ее возбудителями – бактериями рода боррелий. От момента укуса клеща до появления первых клинических симптомов проходит до 30 дней. Чаще всего на месте укуса появляется пятно розового цвета, могут отмечаться: общее недомогание, повышение температуры, головные, мышечные и суставные боли. При заболевании вышеуказанных симптомов может и не быть, а сразу возникнут хронические проявления со стороны суставов, сердца, кожи и нервной системы спустя несколько месяцев (и даже лет) после присасывания инфицированного клеща.

Клещевой энцефалит по республике регистрируется в единичных случаях. Заражение возможно не только через присасывание клещей, но и в результате употребления некипяченого молока от коз, подвергшихся укусам инфицированных клещей. Возбудитель – вирус клещевого энцефалита. От момента укуса клеща обычно проходит от 8 до 30 дней. Первая волна заболевания характеризуется легким течением и начинается с озноба, повышения температуры, появления головной боли, тошноты, рвоты, головокружения, болей в конечностях, которые длятся около недели. Далее, после 1-2 недель мнимого выздоровления, наступает вторая волна заболевания, которая всегда протекает тяжелее и начинается резким подъемом температуры, головной болью, тошнотой, рвотой, нарушением сна. Затем присоединяются различные неврологические расстройства.

Как действовать в случае присасывания клеща

Клеща следует как можно быстрее удалить. Чем дольше клещ находится в присосавшемся состоянии, тем больше вероятность заражения человека. Сделать это лучше в медицинском учреждении – в травматологическом или хирургическом кабинете. Но если такой возможности нет, удалить его можно самостоятельно с помощью:

1.     Хлопчатобумажной нити. Нужно завязать ее в узел как можно ближ к хоботку, затем, закручивая концы круговым движением, извлечь клеща, медленно потягивая его вверх. Резкие движения недопустимы.

2.    Стерильной (прокаленной) иглы – извлечь как занозу.

3.     Пинцета. Клеща нужно захватить поближе к хоботку и аккуратно вытащить, вращая в удобную сторону. Обычно через 1- 3 оборота он извлекается целиком вместе с хоботком. Клеща нельзя выдергивать, т.к. велика вероятность его разрыва. Нельзя надавливать на брюшко, при этом возможно выдавливание его содержимого вместе с возбудителями в ранку.

После удаления клеща кожу в месте присасывания обрабатывают настойкой йода или спиртом.

Важно помнить, что при удалении клеща нельзя использовать масла, жирные крема, которые закупоривают его дыхательные отверстия и провоцируют дополнительный выброс возбудителей в кровь человека. После удаления клеща необходимо обязательно обратиться в поликлинику по месту жительства к врачу инфекционисту (терапевту, педиатру) для назначения профилактического лечения и организации медицинского наблюдения. При появлении признаков заболевания необходимо немедленно обратиться в поликлинику по месту жительства и сообщить врачу (в течение последнего месяца) о присасывании клеща.

Меры профилактики и защиты

Во время пребывания в лесу необходимо максимально прикрывать тело, надевать светлую сорочку с длинным рукавом и капюшоном, брюки заправлять в носки, также использовать противоклещевые репелленты, осматривать одежду каждые 2-3 часа, периодически проводить проверку кожных покровов, обращая внимание на шею, область подмышек, паховую область, ушные раковины. Также необходимо осмотреть животных, букеты из лесных и полевых цветов и другие вещи, привезенные из леса.

От клещевого энцефалита есть прививка, от болезни Лайма – нет.

Помните! Выполняя столь несложные правила, вы защищаете себя от укусов клещей и тяжелых заболеваний.

 

Е.И. Зубко,

Врач-терапевт

УЗ «33-я городская

студенческая поликлиника»

 
 
 
«Люблю грозу в начале мая…»

Одно из самых удивительных и завораживающих атмосферных явлений – это гроза. Разыгравшееся ненастье внушало людям ужас еще с древних времен, так как объяснить его они не могли. Сегодня же природа грозы известна, но, несмотря на это, она по-прежнему остается серьезным источником опасности для человека.

Эта стихия, как правило, сопровождается ливневым дождем, порой градом, шквалистым ветром, ослепительными вспышками молнии и раскатами грома. Кстати, часто боятся именно резкого звука, хотя на самом деле угрозу представляет молния, которая является основным поражающим фактором. Прямое попадание разряда для человека может закончиться смертью из-за нарушения деятельности сердца и легких. Ежегодно от удара молнии в мире погибает порядка 3 000 человек.

Кроме того, это природное явление может привести и к возгоранию. По статистическим данным в Беларуси из-за молнии за 2011 год произошло 244 пожара. К счастью, обошлось без жертв. Но вот 52 строения эта «незваная гостья» уничтожила.

Обычно мы наблюдаем линейную молнию – она имеет вид извилистой разветвляющейся линии. Однако есть еще и шаровая, встречающаяся крайне редко. До конца она еще не изучена, поэтому траектория ее полета и последствия воздействия абсолютно непредсказуемы.

При появлении шаровой молнии постарайтесь сохранять спокойствие и не двигайтесь. Не приближайтесь к ней и ничем не касайтесь, не пытайтесь «выгнать», так как может произойти взрыв. Находясь в помещении, очень медленно отступайте в другую комнату, прикрывая лицо руками. Если выйти возможности нет, лягте на пол, спрячьтесь под стол или кровать и выжидайте. Не дотрагивайтесь до металлических предметов и держитесь подальше от электрической проводки и электроприборов. Через 2-5 минут молния исчезнет или взорвется. Помните, что после взрыва может начаться пожар.

Но вернемся непосредственно к грозе. Чтобы не стать жертвой непогоды, следует усвоить ряд правил поведения. Если ненастье все-таки застало вас врасплох, то действуйте в зависимости от ситуации.

Вы в квартире, доме, здании: в первую очередь отключите все электроприборы и вытащите штекер наружной антенны из телевизора, прекратите телефонные разговоры. Затем постарайтесь ликвидировать сквозняки, плотно закройте окна и дымоходы. Не располагайтесь у окна, печи, камина, массивных металлических предметов, на крыше и на чердаке.

Вы на улице: покиньте открытое пространство и укройтесь в помещении или в подъезде любого дома. Если решили спрятаться под козырьком здания, не прикасайтесь к стене. Не пользуйтесь мобильным телефоном. Не стойте вблизи высоких столбов, рекламных щитов и т.д.

Вы в машине: Прекратите движение. Закройте окна, опустите антенну, заглушите двигатель и переждите грозу в салоне автомобиля. Не дотрагивайтесь до ручек дверей и других металлических предметов. Не стоит брать в руки и мобильный телефон.

Вы в лесу: держитесь подальше от высоких отдельно стоящих деревьев, не располагайтесь у костра, так как столб горячего воздуха – хороший проводник электричества. Чаще всего молния ударяет в дубы, тополя и вязы, реже всего – в березу и клен. Устройтесь между низкорослыми деревьями с густыми кронами. Сидеть лучше в так называемой "позе эмбриона": спина согнута, голова опущена на согнутые в коленях ноги и предплечья рук, ступни соединены вместе. Кроме того, выбирая себе убежище, обратите внимание, чтобы рядом не было расщепленных деревьев, ранее пораженных грозой (грунт на данном участке имеет высокую электропроводность, и повторный удар молнии здесь весьма вероятен).

Вы на открытой местности (в поле): не стойте на возвышенностях, у опор линий электропередач и под проводами. Поищите яму или овраг и сядьте там в «позе эмбриона». Если же никаких углублений поблизости нет, присядьте как можно ниже или лягте на землю. Не прячьтесь в стоге сена или соломы, в необитаемых одиночных бараках или сараях. Не ходите босиком и не поднимайте над головой токопроводящие предметы (лопаты, тяпки, косы). Прекратите спортивные игры и движение, уйдите в укрытие.

Вы на водоеме: выйдите из воды, отойдите подальше от берега и спрячьтесь в укрытии. Если находитесь в лодке, немедленно гребите к берегу. Когда это невозможно – осушите лодку; если есть защитный тент, поднимите его; при наличии сухой одежды, переоденьтесь; сядьте подальше от мачт и подложите под себя спасательный жилет или сапоги. Рыбалку во время грозы необходимо прекратить, так как снасти являются проводником для электричества.

И еще несколько советов. Ни в коем случае не бегайте во время грозы. Когда ищите укрытие, избегайте также характерных разломов на почве. Специалисты называют их "гнездовьями молний", они являются наиболее проводящими участками. Не следует собираться в группы, лучше рассредоточиться. От земли, особенно если она влажная, необходимо изолироваться, подложив под себя коврик, надувной матрац, ветки, в крайнем случае – камни, веревки, одежду, обувь и т.п. При этом изолятор должен быть как можно суше. Если рядом с вами оказался человек, пораженный молнией, не бойтесь дотрагиваться до него – заряда в теле пострадавшего не остается.

 

Советский районный отдел по чрезвычайным ситуациям предупреждает! Будьте бдительны и осторожны! Гроза – явление непредсказуемое и достаточно опасное, однако грамотные действия во время его возникновения помогут вам избежать неприятных последствий!

 
Первая помощь при поражении молнией:

·         быстро определите состояние пострадавшего;

·         незамедлительно проведите реанимационные мероприятия: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца;

·         обработайте места ожогов и сопутствующие раны

·         согрейте пострадавшего;

·         дайте ему принять анальгин или солпадеин;

·         срочно доставьте пострадавшего в больницу.

 

П.П.Лемеш,

старший инспектор группы пропаганды и обучения
 Советского РОЧС
 
 


 
Юбиляры
 

Поздравляем Геннадия Афанасьевича Плыганя

с 70-летним юбилеем!
 

С 1967 года в нашем университете на кафедре физического воспитания работает доцент Г.А. Плыгань. За эти годы Геннадий Афанасьевич внес большой вклад в процесс воспитания студентов, формирования у них здорового образа жизни. Много лет осуществлял спортивно-массовую работу со студентами ФКСиС. Немало научных трудов создал на тему спорта и здоровья. Спортивные команды, руководимые этим специалистом, всегда отличались высокой результативностью. Он активно участвует в соревнованиях среди сотрудников в программе Спартакиады «Бодрость и здоровье».

Геннадию Афанасьевичу присущи огромное трудолюбие, ответственность и скромность. Среди студентов и сотрудников университета на протяжении всех лет своей работы пользуется уважением, заслуженным высоким авторитетом.

Желаем нашему коллеге крепкого здоровья, личного счастья, дальнейших успехов и долгих лет жизни!

Спортивный клуб, кафедра ФВ

 
 
Поздравляем юбиляров июня!
 
Петровского Иосифа Иосифовича
Плыганя Геннадия Афанасьевича
Гулякину Наталью Анатольевну
Артюхевич Тамару Петровну
Батурчик Елену Николаевну
Мельничука Виталия Витальевича
Зайцеву Викторию Петровну
Кореневскую Галину Михайловну
Плотникова Владимира Георгиевича
Шестаковича Вячеслава Павловича
Маркевич Ольгу Леонидовну
Лукина Евгения Сергеевича
Кузьмича Анатолия Ивановича

Колтовича Валерия Александровича

 

Объявления
 
 
 
 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

Объявляет прием в 2012 году на вторую ступень высшего образования (магистратуру) по специальностям, открытым в магистратуре БГУИР.

Обучение в магистратуре БГУИР проводится по следующим специальностям:

 
1-23 80 08
Психология труда, инженерная психология, эргономика
1-25 80 04
Экономика и управление народным хозяйством
1-25 80 08
Математические и инструментальные методы экономики
1-27 80 01
Экономика и организация производства
1-31 80 07
Радиофизика
1-31 80 10
Теоретические основы информатики
1-33 80 02
Геоэкология
1-38 80 01

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы

1-38 80 02
Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы
1-38 80 03
Приборы, системы и изделия медицинского назначения
1-38 80 04
Технология приборостроения
1-38 80 05
Приборы и методы преобразования изображений и звука
1-39 80 01
Антенны, СВЧ устройства и их технологии
1-39 80 02

Радиотехника, в том числе системы и устройства радионавигации, радиолокации и телевидения

1-40 80 01
Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления
1-40 80 02
Системный анализ, управление и обработка информации
1-40 80 03
Вычислительные машины и системы
1-40 80 04
Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
1-40 80 05

Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей

1-41 80 01

Твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты, микро- и наноэлектроника, приборы на квантовых эффектах

1-41 80 02

Технология и оборудование для производства полупроводников, материалов и приборов электронной техники

1-41 80 03
Нанотехнологии и наноматериалы (в электронике)
1-45 80 01
Системы, сети и устройства телекоммуникаций
1-45 80 02
Телекоммуникационные системы и компьютерные сети
1-53 80 01

Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами

1-59 80 01
Охрана труда
1-94 80 01
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций
1-98 80 01
Методы и системы защиты информации, информационная безопасность
1-98 80 03

Аппаратное и программно-техническое обеспечение информационной безопасности

1-39 81 01*
Компьютерные технологии проектирования электронных систем
 
 
* – планируется к открытию в 2012 году
 

Регистрация лиц, поступающих в магистратуру, и выдача бланков документов для заполнения проводится c 11 июня. Прием документов – с 27 июня по 5 июля. Прием вступительных испытаний – 6 июля.

Срок зачисления в магистратуру на обучение за счет средств республиканского бюджета и на условиях оплаты в дневной и заочной формах получения образования – по 17 июля.

Начало обучения 1 сентября 2012 года.
 

Адрес: г. Минск, ул. П.Бровки, д. 4, учебный корпус 2, ауд. 408, 419

Ответственный секретарь приемной комиссии: (017)293-88-83

Справки по телефонам: (017)293-84-10, (017)293-84-61, (017)293-86-42

e-mail: magistr@bsuir.by, magistratura@bsuir.by
Web-сайт: www.bsuir.by
 


 
Добровольная благотворительная акция

«400 000 неравнодушных людей»

Проводится в поддержку строительства нового здания детского хосписа в Республике Беларусь

 

Специально для сбора денег на строительство хосписа открыт благотворительный счет в ОАО «БПС-Сбербанк».

Рассчетный счет N: 3135145259013 (белорусский рубли), код 369.

Получатель: ОБО «Белорусский детский хоспис», 223053, Минский р-н д.Боровляны, ул. Березовая роща, 100A, УНН 100806662

Цель пожертвования: на проектирование и строительство нового хосписа

Для распространения полной и оперативной информации о процессе строительства и сбора средств создан сайт: www.newhospice.by 

Также информацию можно найти на сайте www.hospice.by.