архив
Четыре шага по лестнице науки
Управление подготовки научных кадров высшей квалификации создано в 2004 году. Результатом его работы является создание целостной системы подготовки научных кадров высшей квалификации, представляющей собой своеобразную четырехступенчатую пирамиду: докторантура, аспирантура, магистратура, студенческая наука. Самой массовой ступенью данной пирамиды является студенческая наука. В 2009 году в БГУИР в различных видах НИРС во внеучебное время принимало участие более 2000 студентов, из них по плановым бюджетным и хоздоговорным НИР около 300. В Республиканском конкурсе научных работ студентов приняло участие 122 учащихся нашего университета, из них 1-ю категорию получила 21 работа, а 2 работы стали лауреатами конкурса. Список достижений впечатляет, но стремиться нужно к тому, чтобы абсолютно все студенты принимали участие в научно-исследовательской работе. Отчасти это так и есть, так как большинство лабораторных работ включает элементы исследований. Вместе с тем хотелось бы более активного участия студентов в реальных НИР, проводимых на кафедрах и НИЧ университета. После окончания университета наиболее талантливые и устремленные в науку студенты поступают на вторую ступень высшего образования - в магистратуру. Здесь углубленно изучают важнейшие разделы специальных дисциплин, готовятся к сдаче кандидатских экзаменов и защите магистерской диссертации - это следующий шаг к «большой» науке. Магистратура довольно молода. Обучение здесь проводится с 2001 года. В настоящее время в БГУИР занимается 468 магистрантов (в том числе 12 иностранцев), по 27 специальностям. Только за последние 5 лет открыто 6 новых специальностей. Количество обучающихся в магистратуре постоянно увеличивается. Это говорит о востребованности данной формы. Однако параллельно увеличивается и количество отчисляемых из магистратуры. Положительной тенденцией развития магистратуры является постоянное увеличение количества обучающихся на платной основе, особенно по заочной форме. Желание людей платить деньги за обучение свидетельствует о том, что магистратура постепенно занимает свою нишу в системе образования, а также в системе подготовки научных кадров высшей квалификации. Третьей, ключевой ступенью пирамиды по подготовке ученых является аспирантура. Конечная целью обучения в аспирантуре — подготовка и представление к защите диссертации на соискание степени кандидата наук, то есть специалиста высшей научной квалификации. Подготовка научных кадров в аспирантуре осуществляется по 27 научным специальностям физико-математических, технических, экономических наук. На данный момент в аспирантуре университета обучается 223 аспиранта и соискателя, в том числе 24 иностранца; в докторантуре - 6 человек. В последнее время отмечается тенденция увеличения количества аспирантов, обучающихся по заочной форме ( с 24 человек в 2004 г. до 97 — в 2009 г.), а также аспирантов, проходящих подготовку по целевым направлениям государственных организаций. Так, с 2009 года по целевым заявкам государственных организаций в БГУИР в аспирантуре обучаются 33 аспиранта. В аспирантуре университета на контрактной основе обучаются граждане иностранных государств: Италии, Ирака, КНР, КНДР, Ливии, Нигерии, Судана. Следует отметить, что эффективность обучения иностранных граждан в аспирантуре, определяемая по защите диссертации в срок обучения, составляла в 2006 - 2007 гг. 100%, в 2008 г. - 83%, что превышает аналогичный показатель для граждан Республики Беларусь. Очевидно, это связано с более высоким уровнем мотивации к защите диссертации иностранных граждан. К научному руководству в аспирантуре в 2009 году привлекались 108 человек, из которых 54 имеют ученую степень доктора наук (в т.ч. 2 академика и 2 член-корреспондента НАН Беларуси) и 54 - ученую степень кандидата наук. 12 научных руководителей являются сотрудниками других учреждений (7 докторов наук и 5 кандидатов наук). Из числа сотрудников университета научное руководство осуществляют 47 докторов наук (88.6% от численности всех докторов наук) и 49 кандидатов наук (18% от численности всех кандидатов наук). Верхней ступенью пирамиды является докторантура, цель которой — подготовка научных работников высшей квалификации с присуждением ученой степени доктора наук. Отличие докторантуры от аспирантуры в уровне ученой степени и в том, что обучаемыми являются уже сложившиеся ученые. Основной функцией докторантуры является создание кандидатам наук условий, необходимых для завершения исследований, подготовки и представления к защите докторской диссертации. Обучение в докторантуре БГУИР ведется по 8 специальностям. Всего за 2004-2009 годы окончило докторантуру 8 человек, из них защитили докторскую диссертацию только 2. Это связано, очевидно, с недостаточным научным заделом при поступлении в докторантуру. В университете успешно функционирует 6 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по 14 научным специальностям. В 2009 г. в них было защищено 16 кандидатских и 1 докторская диссертация. Выпускниками аспирантуры и докторантуры различных лет, соискателями, сотрудниками университета в 2009 году защищена 1 докторская и 14 кандидатских диссертаций, из которых 2 кандидатские — досрочно и 2 — при выпуске из аспирантуры. Подводя итоги, следует отметить, что в Управлении сформирована система подготовки научных кадров высшей квалификации, включающая студенческую науку, обучение в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Постоянно совершенствуется система приема, обучения и выпуска специалистов в соответствии с изменяющейся нормативной базой. Разработаны проекты стандартов системы менеджмента качества по двум основным процессам: подготовка магистров и подготовка научных кадров высшей квалификации. Наука — важнейшая производительная сила общества, результативность работы которой зависит от подготовки кадров высшей квалификации. Достижения и проблемы в этой сфере деятельности БГУИР рассматривались на Совете университета, где было принято Постановление, в котором намечены пути дальнейшего повышения эффективности подготовки научных кадров: улучшение подбора кандидатов для поступления в аспирантуру и докторантуру; ужесточение контроля научного задела и повышение научного качества руководства, создание рабочих мест для аспирантов; открытие новых специальностей, в том числе с обучением на английском языке; совершенствование системы стимулирования; улучшение языковой подготовки; проведение работы по увеличению числа иностранных граждан, обучающихся в магистратуре и аспирантуре; совершенствование методического обеспечения учебного процесса в магистратуре; ежегодное проведение двух школ-семинаров для студентов, магистрантов и аспирантов; выделение грантов университета для магистрантов, занимающихся научной деятельностью; привлечение студентов к участию в НИР; проведение конкурса на лучшую магистерскую диссертацию университета и др. Таким образом, есть все основания предполагать, что вопросы, возникающие в процессе работы УПНКВК, будут успешно решены и в нашем университете не будет ощущаться дефицита научных кадров высшей квалификации.