архив
Будущее выбирай СЕГОДНЯ!
18 ноября Центризбирком вручил удостоверения кандидатам в Президенты. Мероприятие прошло торжественно: во Дворце Республики, в присутствии многочисленных гостей и представителей СМИ. Кандидаты выдержали проверку двумя важными этапами - сбором подписей и регистрацией. ЦИК подходил очень либерально к тем не слишком грубым нарушениям, которые допускались. В спорных моментах решения принимались в пользу претендентов. Список кандидатов, а также их анкетные данные и декларации о доходах и имуществе в самое ближайшее время опубликуют газеты. А пока кандидаты вступают в самый важный для себя этап. Началась предвыборная агитация. Согласно с решением Центризбиркома на Первом национальном телеканале (4 декабря) и на Первом национальном канале радио (5 декабря) пройдут дебаты в прямом эфире. Для этого кандидатам необходимо подать заявки на участие.
Кандидатами в Президенты зарегистрированы:
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь,
Алексей Михалевич, юрисконсульт ЧУП по оказанию услуг «Агентство переводов и юридических услуг Михалевича»,
Андрей Санников, политический обозреватель газеты «Народная воля»,
Виктор Терещенко, председатель совета Ассоциации малого и среднего предпринимательства,
Виталий Рымашевский, заместитель председателя по международным связям Республиканского общественного объединения «Христи-анская деловая инициатива»,
Владимир Некляев, директор исследовательско-просветительского учреждения «Рух наперад»,
Григорий Костусев, заместитель генерального директора ООО «Освейская строительная компания»,
Дмитрий Усс, директор ОДО «Тривиум».
Николай Статкевич, пенсионер Министерства обороны,
Ярослав Романчук, исполнительный директор Аналитического центра «Стратегия».
Вопрос - ответ.
Что интересует студентов в области избирательного права
1. Какие законодательные акты составляют правовую основу избирательной системы Республики Беларусь?
В соответствии со статьей 2 Избирательного кодекса Республики Беларусь правовую основу избирательной системы составляют Кон-ституция Республики Беларусь, настоящий Кодекс и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной ко-миссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее - Центральная комиссия). Выборы Прези-дента Республики Беларусь являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тай-ном голосовании.
2. Кто может быть избран на пост Президента Республики Беларусь?
Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь, по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным пра-вом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
3. Кто имеет право участвовать в выборах?
В выборах могут принимать участие все граждане, обладающие избирательным правом. В соответствии с Конституцией и Избиратель-ным кодексом Республики Беларусь право избирать имеют все лица, достигшие 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные су-дом недееспособными, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отноше-нии которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.
4. Кто имеет право присутствовать при проведении выборов?
При проведении выборов имеют право присутствовать наблюдатели - депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов, доверенные лица кандидатов в Президенты Республики Беларусь, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, иностранные (международные) наблюдатели, а также пред-ставители средств массовой информации в порядке, устанавливаемом Центральной комиссией.
Вмешательство всех вышеуказанных лиц в работу комиссий не допускается. Лица, препятствующие работе комиссий, а также прове-дению голосования, по распоряжению председателей соответствующих комиссий удаляются с заседаний, из помещений для голосования.
5. Как правильно заполнить бюллетень для голосования?
• Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
• Бюллетень для голосования выдается избирателю членом участковой комиссии на основании списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, после предъявления паспорта гражданина Республики Беларусь или иного документа, определяемого Централь-ной комиссией. При получении бюллетеня избиратель расписывается в соответствующей графе указанного списка.
• Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.
• Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тай-ного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в Президенты Рес-публики Беларусь, их доверенных лиц, а также лиц, являющихся наблюдателями.
• При голосовании на выборах избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того кандида-та, за которого он голосует. Если избиратель голосует против всех кандидатов, он ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов».
• Если в бюллетень внесена фамилия только одного кандидата, то при голосовании за кандидата избиратель ставит любой знак в квадрате под словом «за», а при голосовании против кандидата ставит любой знак в квадрате под словом «против».
• Заполненный бюллетень избиратель опускает в ящик для голосования.
• В случае, если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт, подписываемый председателем или заместителем председателя либо секретарем и двумя членами участковой ко-миссии.
6. Когда начинается досрочное голосование?
Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, вправе не ранее чем за пять дней до выборов в условиях, исключающих контроль за его волеизъявлением, заполнить в помещении участковой комиссии бюллетень и опустить его в опечатанный отдельный ящик для голосования избирателей, которые будут отсутствовать в день проведения выборов по месту их жительства. Официального подтверждения причин невозможности избирателя прийти в помещение для голосования в день выборов не требуется.
Досрочное голосование начинается за пять дней до выборов и будет осуществляется с 10.00 до 14.00 часов и с 16.00 до 19.00 часов в присутствии не менее двух членов участковой комиссии.
При получении бюллетеня избиратель собственноручно расписывается в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, и указывает дату досрочного голосования.
Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогут прийти в день выборов в помещение для голосования.
7. Какая установлена ответственность за нарушения законодательства о выборах?
За нарушения Избирательного кодекса Республики Беларусь установлена уголовная и административная ответственность.
В соответствии со статьей 9.10 ИК проведение агитации в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, либо не-законное привлечение или использование денежных средств или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
В соответствии со статьей 9.11 ИК умышленные уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных ма-териалов, размещенных в соответствии с законодательством на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.
В соответствии со статьей 9.12 ИК нарушение председателем или членом комиссии по выборам Президента РБ установленного за-коном порядка подсчета голосов влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин.
В соответствии со статьей 191 Уголовного кодекса воспрепятствование осуществлению гражданином Республики Беларусь права свободно избирать и быть избранным, воспрепятствование работе Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских ре-ферендумов, совершенное с применением насилия, угрозы, обмана, подкупа или иным способом, наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свобо-ды на тот же срок. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием сво-их служебных полномочий, наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет.
Согласно статье 192 УК подлог документов по выборам, либо заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение резуль-татов голосования, совершенные лицом, входящим в состав Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референ-думов, избирательной комиссии, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься опре-деленной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лише-нием свободы на тот же срок.
В соответствии со статьей 359 УК посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью с целью дестабилизации общественного порядка (террористический акт), наказы-вается лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.
Подготовлено
пресс-службой
Кандидатами в Президенты зарегистрированы:
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь,
Алексей Михалевич, юрисконсульт ЧУП по оказанию услуг «Агентство переводов и юридических услуг Михалевича»,
Андрей Санников, политический обозреватель газеты «Народная воля»,
Виктор Терещенко, председатель совета Ассоциации малого и среднего предпринимательства,
Виталий Рымашевский, заместитель председателя по международным связям Республиканского общественного объединения «Христи-анская деловая инициатива»,
Владимир Некляев, директор исследовательско-просветительского учреждения «Рух наперад»,
Григорий Костусев, заместитель генерального директора ООО «Освейская строительная компания»,
Дмитрий Усс, директор ОДО «Тривиум».
Николай Статкевич, пенсионер Министерства обороны,
Ярослав Романчук, исполнительный директор Аналитического центра «Стратегия».
Вопрос - ответ.
Что интересует студентов в области избирательного права
1. Какие законодательные акты составляют правовую основу избирательной системы Республики Беларусь?
В соответствии со статьей 2 Избирательного кодекса Республики Беларусь правовую основу избирательной системы составляют Кон-ституция Республики Беларусь, настоящий Кодекс и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной ко-миссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее - Центральная комиссия). Выборы Прези-дента Республики Беларусь являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тай-ном голосовании.
2. Кто может быть избран на пост Президента Республики Беларусь?
Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь, по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным пра-вом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
3. Кто имеет право участвовать в выборах?
В выборах могут принимать участие все граждане, обладающие избирательным правом. В соответствии с Конституцией и Избиратель-ным кодексом Республики Беларусь право избирать имеют все лица, достигшие 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные су-дом недееспособными, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отноше-нии которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.
4. Кто имеет право присутствовать при проведении выборов?
При проведении выборов имеют право присутствовать наблюдатели - депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов, доверенные лица кандидатов в Президенты Республики Беларусь, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, иностранные (международные) наблюдатели, а также пред-ставители средств массовой информации в порядке, устанавливаемом Центральной комиссией.
Вмешательство всех вышеуказанных лиц в работу комиссий не допускается. Лица, препятствующие работе комиссий, а также прове-дению голосования, по распоряжению председателей соответствующих комиссий удаляются с заседаний, из помещений для голосования.
5. Как правильно заполнить бюллетень для голосования?
• Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
• Бюллетень для голосования выдается избирателю членом участковой комиссии на основании списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, после предъявления паспорта гражданина Республики Беларусь или иного документа, определяемого Централь-ной комиссией. При получении бюллетеня избиратель расписывается в соответствующей графе указанного списка.
• Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.
• Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тай-ного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в Президенты Рес-публики Беларусь, их доверенных лиц, а также лиц, являющихся наблюдателями.
• При голосовании на выборах избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того кандида-та, за которого он голосует. Если избиратель голосует против всех кандидатов, он ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов».
• Если в бюллетень внесена фамилия только одного кандидата, то при голосовании за кандидата избиратель ставит любой знак в квадрате под словом «за», а при голосовании против кандидата ставит любой знак в квадрате под словом «против».
• Заполненный бюллетень избиратель опускает в ящик для голосования.
• В случае, если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт, подписываемый председателем или заместителем председателя либо секретарем и двумя членами участковой ко-миссии.
6. Когда начинается досрочное голосование?
Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, вправе не ранее чем за пять дней до выборов в условиях, исключающих контроль за его волеизъявлением, заполнить в помещении участковой комиссии бюллетень и опустить его в опечатанный отдельный ящик для голосования избирателей, которые будут отсутствовать в день проведения выборов по месту их жительства. Официального подтверждения причин невозможности избирателя прийти в помещение для голосования в день выборов не требуется.
Досрочное голосование начинается за пять дней до выборов и будет осуществляется с 10.00 до 14.00 часов и с 16.00 до 19.00 часов в присутствии не менее двух членов участковой комиссии.
При получении бюллетеня избиратель собственноручно расписывается в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, и указывает дату досрочного голосования.
Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогут прийти в день выборов в помещение для голосования.
7. Какая установлена ответственность за нарушения законодательства о выборах?
За нарушения Избирательного кодекса Республики Беларусь установлена уголовная и административная ответственность.
В соответствии со статьей 9.10 ИК проведение агитации в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, либо не-законное привлечение или использование денежных средств или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
В соответствии со статьей 9.11 ИК умышленные уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных ма-териалов, размещенных в соответствии с законодательством на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.
В соответствии со статьей 9.12 ИК нарушение председателем или членом комиссии по выборам Президента РБ установленного за-коном порядка подсчета голосов влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин.
В соответствии со статьей 191 Уголовного кодекса воспрепятствование осуществлению гражданином Республики Беларусь права свободно избирать и быть избранным, воспрепятствование работе Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских ре-ферендумов, совершенное с применением насилия, угрозы, обмана, подкупа или иным способом, наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свобо-ды на тот же срок. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием сво-их служебных полномочий, наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет.
Согласно статье 192 УК подлог документов по выборам, либо заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение резуль-татов голосования, совершенные лицом, входящим в состав Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референ-думов, избирательной комиссии, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься опре-деленной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лише-нием свободы на тот же срок.
В соответствии со статьей 359 УК посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью с целью дестабилизации общественного порядка (террористический акт), наказы-вается лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.
Подготовлено
пресс-службой