Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

Спецвыпуск для первокурсников

 

Добро пожаловать в БГУИР!

 

Дорогие первокурсники!

Сегодня для вас особенный день — вы стали студентами Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, лучшего учреждения высшего образования в Беларуси в подготовке инженерных кадров! И для вас это очередной интересный и незабываемый этап в жизни.

Профессиональные знания и умения, получаемые в нашем университете, дают возможность ставить перед собой амбициозные цели, пробовать, рисковать, воплощать в жизнь свои идеи, совершать открытия, реализовать самые смелые планы. Наши педагоги стараются поделиться с вами своими знаниями не только на лекциях, но и привлекая к выполнению научных проектов, помогая создавать собственные разработки. Поэтому очень многое зависит от вас: всегда стремитесь познавать новое, будьте пытливы, не бойтесь сложностей, прислушивайтесь к советам наставников.

Студенчество – прекрасное время, чтобы учиться новому и радоваться каждому мгновению. Улучшайте свои навыки и способности, смелее постигайте неизведанное и у вас всё обязательно получится!

 

Добро пожаловать в наш университет!

 

В.А. БОГУШ, ректор,

доктор физико-математических наук, профессор

 

 

Наши ценности и приоритеты

 

С сентября 2010 года в нашем университете действует Нравственный кодекс преподавателей, работников и студентов.

С сентября текущего года этот этический документ вступит в силу в обновлённой редакции.

Ознакомьтесь с его положениями, актуальными для студентов.

 

Нравственный кодекс БГУИР разработан в соответствии с возрастающей ролью высшей школы в инновационном развитии белорусского общества и государства. Понимая, что интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал преподавателя существенно влияет на формирование ценностных приоритетов и нравственных ориентаций обучающихся, университетское сообщество принимает настоящий Кодекс с учётом изменений современных форм коммуникаций и расширением его нравственно-этического содержания.

 

1. Ценностные приоритеты

1.1. Профессионализм: знания и компетентность, интеллектуальная культура, научное и техническое творчество.

1.2. Духовно-нравственная культура: добросовестные преподавание и учёба, стремление к нравственному и эстетическому самосовершенствованию, вежливость, корректность и тактичность, честность и правдивость, доброжелательность, самокритичность и скромность.

1.3. Гражданственность и патриотизм: забота о суверенитете и информационной безопасности страны, уважение к государственным символам, активная гражданская позиция, солидарность, справедливость, гуманность.

 

2. Культура взаимоотношений

Члены университетского сообщества призваны:

2.1. Заботиться о сохранении атмосферы взаимоуважения и доброжелательности, здорового микроклимата.

2.2. Поддерживать корректные, взаимовежливые отношения, стремиться к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.

2.3. Чтить преподавателей, уважать обучающихся и объективно оценивать знания при прохождении аттестации.

2.4. При осуществлении учебной, трудовой и общественно-политической деятельности в реальной и виртуальной среде соблюдать требования законодательства.

2.5. Способствовать формированию позитивного имиджа БГУИР внутри страны и на международной арене.

2.6. Вести здоровый образ жизни, регулярно заниматься физической культурой и спортом, избегать вредных привычек и употребления психоактивных веществ.

2.7. Считать сквернословие несовместимым с высоким статусом члена университетского сообщества.

2.8. Содействовать информационной безопасности в университетской среде, соблюдать правила и нормы сетевого этикета, не допускать оскорбительного поведения в Internet-пространстве.

2.9. Не распространять информацию заведомо ложную, а также порочащую честь и достоинство личности, не размещать в медиа-пространстве непристойный контент.

 

3. Академическая этика

Университетское сообщество поддерживает и поощряет:

3.1. Стремление к научному росту, активное участие преподавателей и студентов в научно-исследовательской деятельности, а также использование полученных результатов в учебном процессе.

3.2. Свободу научного творчества и профессиональные достижения учёных, вносящих вклад в инновационное развитие страны.

3.3. Преемственность учебно-педагогических и научно-исследовательских традиций университета как ведущего вуза в сфере инженерии, информационных и интеллектуальных технологий.

3.4. Соблюдение принципов научной этики, приверженность истине и приумножению научного знания, уважение авторских прав и прав интеллектуальной собственности.

3.5. Добросовестное, ответственное отношение к учёбе, стремление к всестороннему саморазвитию, использование обучающимися в ходе аттестации только разрешённых источников информации.

 

4. Формы контроля

Университетское сообщество:

4.1. Признает самоконтроль высшей формой контроля за выполнением Кодекса.

4.2. Считает несоблюдение норм и положений Кодекса недостойным и недопустимым.

4.3. Делегирует руководителям структурных подразделений право морального поощрения и порицания.

4.4. Уполномочивает Совет университета по воспитательной работе рассматривать факты грубых нарушений положений Кодекса.

Ректор университета способствует выполнению членами университетского сообщества норм и положений Нравственного кодекса и обеспечивает контроль за их соблюдением.

 

 

 

Пространство твоей альма-матер

 

Библиотека

Ждём студентов:

Наши пользователи получают доступ к электронному каталогу, документам репозитория БГУИР, правовым и международным базам данных.

 

Сектор студенческой науки

Мы развиваем творческую научно-инновационную деятельность студентов. Проводим мероприятия по поддержке одарённой молодёжи университета. Приходите: каб. 419, корп. 2., +375 17 2938410.

 

БРСМ

Жизнь студента нелегка. Контрольные, лабораторные, курсовые… Иногда хочется разнообразия, проявить себя в новой сфере, приобрести друзей. БРСМ – не просто союз, а большая сплочённая команда. Отдыхай и работай с нами! Мы тут: каб. 311, корп. 2., +375 17 2932329, vk.com/bsuir_brsm.

 

Студенческий профком

Мы точно знаем, где сдаётся жилье в Минске, как студентам получить материальную помощь, оздоровиться (даже во время учебного года), остаться со стипендией (даже если была пересдача), оформить талоны на льготное питание, получить компенсацию расходов по найму жилья. И знаем ответы ещё на миллион студенческих вопросов. Заходи к нам: каб. 311, корп. 2, +375 17 2932359, vk.com/profkom_bsuir.

 

Социальная поддержка

УЧЁБА. Студентам платной формы получения образования, которые проявили себя в учёбе, научно-исследовательской работе, общественной, спортивной, культурной жизни БГУИР, предоставляются скидки со сформированной цены за обучение, а также возможность перевода на бюджетную форму. Заявление подаётся в деканат факультета и рассматривается по итогам летней сессии (двух семестров).

ЖИЛЬЁ. Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалиды 1 и 2 групп, а также студенты из семей военнослужащих, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении воинского или служебного долга, получают освобождение от оплаты за общежитие. Студенты, подавшие заявление на получение места, но не получившие его, имеют право на компенсацию расходов по найму жилья. Соответствующее заявление подаётся также в деканат.

ПИТАНИЕ. Студентам дневной формы обучения, находящимся в тяжёлом материальном положении, предоставляется льготное питание сроком на один семестр. Оно осуществляется во всех столовых и буфетах учебных корпусов и общежитий БГУИР в течение 4-х месяцев каждого семестра (октябрь – январь; март – июнь).

 

 

Студенческий совет университета

Мы объединяем талантливых, целеустремлённых и активных ребят нашего университета, чтобы делать жизнь студентов ещё лучше, ещё интереснее. С нами можно найти друзей на всех курсах и факультетах! Присоединяйся к нам и вступай в группу: https://vk.com/studsovetbguir

 

Спорт

Для занятий игровыми видами спорта, борьбой, тяжёлой атлетикой, аэробикой в учебных корпусах оборудованы спортзалы. Также к услугам студентов — залы тренажёрные, лечебной физкультуры и общефизической подготовки, бассейн. Будь в тонусе! Обращайся к спорторганизатору твоего факультета и в спортивный клуб (каб. 17, корп. 3, +375 17 293-80-77).

 

 

Учебные недели

В первые дни учёбы необходимо разобраться с учебными неделями, чтобы не путаться с расписанием занятий. Учебных недель всегда четыре, и они не привязаны к месяцам: после 4-й начинается 1-я, даже если месяц не закончился. Ниже — пример того, как будут распределяться УН (учебные недели) в сентябре и октябре 2023 года.

 

Как работать над конспектами лекций?

Из рекомендаций социально-педагогической и психологической службы БГУИР:

Не стремитесь записывать лекции дословно, ведь темп речи лектора 90-120 слов в минуту, а темп записи около 20 слов. Используйте свои силы на то, чтобы обдумать содержание, переформулировать его своими словами (кроме определений и формул).

Что же надо записывать на лекции? Тему, основные вопросы, важнейшую их аргументацию, некоторые яркие примеры, определения и выводы. Обычно лекторы, изменяя силу, тембр голоса или замедляя чтение, выделяют важнейшие положения излагаемого материала, делают записи и зарисовки на доске. Это помогает студентам уяснить и записать самое существенное.

Оставляйте широкие поля, место между строками. Фиксируйте на полях возникающие по ходу лекции вопросы, ваши мысли и соображения. Выносите на поля ключевые слова.

Широко используйте цветовые обозначения при записи и доработке конспекта (можно выделять примеры, спорные вопросы, практические рекомендации и т.д.).

Пользуйтесь элементами стенографии, собственными сокращениями, символами. Обозначения должны быть однотипные. Например, можно: обозначить существительные внутри темы заглавными буквами (Э электроника, Т техника), прилагательные строчными буквами (т технический, п программный), сокращать корневую часть слова (а-з анализ), опускать гласные (кт который, тк — так как), использовать символы (> больше, < меньше, приблизительно, => вытекает, ! важно, !! очень важно). Важно не переусердствовать в количестве сокращений, так как их чрезмерное употребление неудобно для восприятия.

 

СЛОВАРИК ПЕРВОКУРСНИКА

Автомат — досрочное выставление отметки за зачёт или экзамен (мечта любого студента).

Деканат — координирующий центр факультета, в котором сосредоточена информация по учебному процессу.

Зачёт — форма контроля знаний студентов для допуска на сессию.

Зачётка (она же зачётная книжка) — учебный документ для фиксации успеваемости.

Кафедра — отделение на факультете, где студенты и преподаватели занимаются определённой специализацией.

Куратор — преподаватель, шествующий над академической группой студентов.

Курсач (он же курсовой проект) — самостоятельная учебная работа, выполняемая студентами в течение семестра или курса под руководством преподавателей.

Лаба (она же лабораторная) — работа студентов над практическим заданием в лаборатории.

Пара — время проведения занятия длительностью в два академических часа.

Поток — несколько групп из разных, но схожих между собой специальностей.

Ректорат — орган управления университетом, возглавляемый ректором.

Семестр — аналог школьной четверти, но длится полгода, в учебном году два семестра.

Сессия — период сдачи экзаменов в университете, проходит два раза в год.

 

Жизнь в общежитии

Имейте хорошие отношения с соседями. Не спешите качать права, здесь вы в равных условиях. Узнайте своего соседа получше и постарайтесь наладить взаимопонимание. А если не получится, всегда можно по объективным причинам попросить переселиться.

Порядок должны поддерживать все. Вдали от родителей, вы можете и не замечать, как гора мусора растёт сама собой. И если в вашей половине комнаты будет чистота, совсем не обязательно, что сосед попадётся чистюля. Вопрос уборки нужно обговорить сразу же, чтобы потом не было споров и проблем.

Небольшой шум в общежитии — норма. Да, есть официальное правило, согласно которому после определённого времени шум запрещён. Но это не значит, что после 23:00 все ложатся спать. Общежитие — это ночные разговоры, написание работ до утра и другие подобного рода активности. Если даже такие звуки могут мешать вашему отдыху, используйте беруши.

Не жадничайте! Делитесь с соседями мамиными и бабушкиными гостинцами. Касается это не только пищи, но и всяких бытовых и учебных моментов.

Главные люди в общежитии — вахтёры. Они находятся там в любое время суток и могут помочь вам решить многие проблемы. А какие проблемы могут возникнуть, узнаете, когда заселитесь.

Удачи!

 

 

 

Выпускник – первокурснику

 

Университет — этап, который необходимо пройти каждому

 

В этом убедились на личном примере лучшие выпускники 2023 года. Двое из них делятся своим опытом с вами,

дорогие наши первокурсники.

 

Анастасия Козека, выпускница ФИБ (специальность «Системы распределения мультимедийной информации»),

удостоена благодарности Президента за отличную учёбу и активную общественную деятельность

Учёба в университете помогает развить навыки коммуникативные, аналитические, критического мышления и решения различных проблем, помогает получить опыт публичных выступлений и проявить свои организаторские способности и это далеко не всё. В университете также есть возможность углубиться в работу для дальнейших исследований и карьерного развития.

У меня была очень яркая и насыщенная студенческая жизнь. Я всегда старалась подходить ко всему ответственно и с душой: не важно, была ли это подготовка к экзамену или организация/участие в каком-либо проекте. По учебному процессу если возникали какие-то вопросы, их можно было задать кураторам, они всегда помогали нам и были с нами на связи.

Я прожила все 4 года обучения в общежитиях БГУИР и могу сказать, что все они комфортабельные. Одним из значимых плюсов жизни в общежитии, по моему мнению, является то, что очень удобно готовиться к экзаменам, зачётам или защите лабораторных работ вместе с ребятами с потока или с одногруппниками, которые также живут тут. Если ты не очень понимаешь какую-либо тему или не успел на лекции написать конспект, обязательно найдётся тот, кто готов в любое время прийти на помощь.

В нашей группе были студенты, которые совмещали работу в IT-сфере уже со 2 курса. Однако на стажировку в IT-компанию я устроилась на 3 курсе, а непосредственно работать начала уже на 4-м. Я считаю, что в любом случае учиться и совершенствовать свои навыки нужно всегда, поэтому планирую совмещать работу с обучением и в дальнейшем.

Я советую первокурсникам не откладывать всё на последний момент, не бояться задавать преподавателям вопросы, быть инициативными и использовать все возможности, которые предоставляет университет. Сделайте так, чтобы БГУИР стал синонимом словам «люди», «знания», «возможности» и «проекты».

 

Сабрина Кухарева, выпускница ИЭФ (специальность «Информационные системы и технологии (в экономике)»),

лауреат стипендии Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи

Что мне дал БГУИР? Во-первых, это саморазвитие и самосознательность, без самостоятельного обучения и заинтересованности мало чего можно вынести за университетские годы. Во-вторых, я научилась круто распоряжаться своим временем и ресурсами (получалось это не сразу: на 1-2 курсах я сильно переживала из-за учёбы и нехватки времени), зато теперь я могу в резюме отметить, что я стрессоустойчива. И ещё, пожалуй, самое главное — я научилась работать в команде и не контролировать, не выполнять всё сама. Если бы я могла что-то изменить за эти 4 года, то только одно — нужно было сразу так относиться к учёбе, без нервов и стресса: ты всегда всё успеешь сделать и сдать. А вот потраченное на переживания время не вернёшь. Было немного сложно самоорганизоваться поначалу, ведь в университете не как в школе, тут никто не будет бегать за тобой до победного, чтобы ты сдал что-то. Всё работает исключительно на твоей заинтересованности и упорстве.

Вплоть до 4 курса я не начинала работать; думаю, это обусловлено моей учёбой. Мне просто не хватило бы времени на совмещение, так как некоторые пары нельзя пропускать, а на работе вряд ли бы отнеслись к этому с пониманием. Зато я проходила стажировки по разным направлениям, занималась изучением языков и просто уделяла время хобби и общению с близкими. Кстати, одногруппники поделились на две категории: были единицы, которые работали с 1 курса, но в основном все начали работать с 3-4 курсов.

БГУИР дал мне хорошую базу для последующего углубления в интересующей меня сфере. А дальше уже посмотрим.

Я рада, что нашла здесь моих нынешних друзей (или меня они нашли), без поддержки которых мне сейчас сложно представить свою жизнь. От преподавателей кроме теоретических и практических знаний я переняла их опыт и полезные навыки, которыми пользуюсь по сей день. В университете было по-разному: и грустно, и весело, однако вспоминаются только положительные моменты.

Советую первокурсникам учиться без лишних нервов и не рассчитывать, что зачётка или какие-то былые школьные заслуги будут работать на тебя. Все преподаватели видят тебя впервые, ты для них, как чистый лист. Не нужно переживать из-за оценок и рейтинга, единственное, что должно тебя волновать — уровень твоих знаний и понимания предмета. Только так ты сможешь перенести критику и будешь способен проработать свои слабые места в какой-либо сфере. И желательно, но это вопрос самоорганизации, не готовиться к экзамену, как таковому, а просто вовремя разбирать возникающие вопросы по предмету, не боятся интересоваться и дискутировать, и проверять своё понимание темы.

 

 

Напутствия на успех

Далее — ещё советы и пожелания от лучших выпускников 2023 года.

 

Вячеслав Угначёв (ФИТУ): «Начинайте серьёзно относиться к каждому предмету с самого первого дня учёбы. Даже если сначала вам это покажется тяжеловатым. Постепенно вы втянетесь, а результат не заставит себя долго ждать!».

 

Анастасия Радько (ФКСиС): «Первые шаги в университете даются всем нелегко. Но со временем вливаешься в общую студенческую жизнь. Так же было и с работой. Многие начинают совмещать её с учебой на 3-4 курсе. Так и я благодаря производственной практике стала работать на 0,5 ставки. Напряжённо, но интересно. Поэтому не бойтесь и пробуйте что-то новое».

 

Ирина Новыш (ФИТУ): «В БГУИР очень классное окружение, поэтому советую больше общаться. Например, не бояться попросить о помощи. Работа в команде — это неотъемлемая часть обучения в вузе, не стоит этим пренебрегать».

 

Алексей Понкратов (ФКП): «Ответственно относитесь к профильным предметам, поскольку они дают фундаментальные знания, которые можно будет использовать при углубленном изучении какой-либо сферы. Участвуйте в общественной жизни университета, ведь это приносит море положительных эмоций и зачастую даёт новый опыт, который будет полезен в дальнейшей карьере».

 

Максим Остапюк (ИЭФ): «Ярче всего мне запомнилось активное участие в жизни факультета, а именно в студенческом совете. Дал он мне много полезных навыков по организации мероприятий и просто положительных эмоций. Я почти 2 года был культоргом и благодаря этому появилось ещё больше знакомств и возможностей. Поэтому не сидите на месте, не бойтесь неудач, ведь для понимания своих способностей нужно попробовать все возможности. Пробуйте всё, будь то спорт, музыка, любое другое хобби».

 

Мария Башан (ФИТУ): «Сумейте наслаждаться университетскими годами и научиться тайм-менеджменту, чтобы успевать и отдыхать, и сдавать лабораторные и экзамены. Самое главное — научиться ставить себе дедлайны».

 

Ульяна Колосович (ФКП): «Выйти из универа уже с опытом работы — это приятно и полезно (я пошла работать на 4 курсе, думаю, это наиболее оптимальный вариант). Учитесь самостоятельно и ищите работу раньше, чем закончите БГУИР».

 

С выпускниками беседовали

Ирина ШИКАЛОВА, студентка ФИТУ,

Полина МОРОЗОВА, студентка ИЭФ

Фото предоставлены героями публикаций

 

Случай на первом курсе

 

Очень хорошо в моей памяти отпечатались моменты, связанные с кафедрой экономической информатики,

особенно с Николаем Петровичем Мытником.

 

На 1 курсе зачёт у него был одним из первых. Никто из нашей группы до последнего не знал, как всё будет проходить. Начали писать… И вдруг, спустя 10 минут, преподаватель ставит автоматы. Ставит их тем, кто хорошо работал в семестре. Такое было облегчение!

Ну и плюс снова встретились с Николаем Петровичем: уже на 4 курсе, на нормконтроле дипломной работы.

 

Поделился Максим Остапюк,

выпускник ИЭФ