архив

№ 2 от 28 февраля 2025
Образовательные возможности на одной площадке
Более 15 000 посетителей — студентов, абитуриентов, их родителей — собрала с 14 по 16 февраля» 22-я специализированная международная выставка «Образование и карьера. Учебные технологии».
На выставке были представлены 46 учреждений высшего образования, 68 колледжей и 42 предприятия-работодателя, что позволило молодёжи увидеть достижения отрасли, современные технологии обучения, учебное оборудование и новые учебные программы — полную картину образовательных возможностей в Беларуси. Также к выставке присоединились экспоненты из России и Казахстана.
Экспозиция БГУИР включала в себя научные разработки университета: измерительная техника СВЧ-диапазона (ваттметр поглощаемой мощности М2-МВМ и генератор Г4-MBM-25), набор ретроэлектроники и два интерактивных «умных» экспоната — зеркало (информационный дисплей) и шахматы (помощь новичкам в обучении). Три дня на выставочной площадке работали представители разных факультетов, что позволило каждому из них презентовать свои специальности и образовательные возможности.
«Достижений университета столько много, что мы разделили их по факультетам, — рассказал первый проректор Максим Давыдов. — В этом году для абитуриентов открывается новая специальность «СВЧ-системы», она будет очень интересной для наших студентов и востребованной на предприятиях в сфере телекоммуникаций, различных радиоэлектронных систем».
Посетителям выставки была предоставлена возможность познакомиться со всеми образовательными услугами и карьерными перспективами для обучающихся в БГУИР и МРК, узнать об актуальных направлениях дополнительного образования и переподготовки в ИИТ. Абитуриенты и их родители лично пообщались со студентами и преподавателями, смогли задать все интересующие вопросы.
Следующая встреча с абитуриентами нашего университета состоится 22 марта в рамках общереспубликанского дня открытых дверей.
Подготовлено пресс-службой
Помним и благодарим
Три спутника в мире науки
Жизненные орбиты этих учёных проходили в одном промежутке времени и пересеклись в одном месте — МРТИ-БГУИР.
1937 год. 2 июля в деревне Обчин Любанского района Минской области в крестьянской семье родился мальчик, которому дали имя Анатолий… 11 декабря в одной из семей города Саратова появилось пополнение — сын Александр. А вскоре, 28 января следующего года, в северо-западной части СССР — в деревне Мишнево Новосокольнического района Псковской области — в семье рабочего родился Валентин. Все трое, как и их ровесники, стали детьми войны…
1955 год. Толик, Саша и Валя, каждый у себя на родине, успешно закончили обучение в средних школах. В тот же год Валентин поступил в Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адмирала С.О. Макарова по специальности «Радиотехника».
1960 год. Пока Анатолий Достанко доучивался в Таганрогском радиотехническом институте по специальности «Электронные приборы», Александр Кураев окончил с отличием физический факультет Саратовского государственного университета по специальности «Радиоэлектроника» и поступил в аспирантуру своей альма-матер, а Валентин Муравьёв окончил с отличием высшее инженерное морское училище и был направлен на один из заводов Минска. Все трое по своему роду занятий уже были коллегами, но работали ещё в разных уголках Советского Союза.
1968 – 1970 годы. Анатолий Павлович после защиты в Совете Таганрогского радиотехнического института кандидатской диссертации «Получение и исследование тонкоплёночных и эпитаксиальных элементов кремниевых микросхем» (специальность «Микроэлектроника») переехал в Минск, где продолжил работы в этом же направлении в МРТИ, что способствовало созданию под его руководством (в 1974 г.) кафедры технологии радиоэлектронной аппаратуры. Александр Александрович после избрания по конкурсу на должность доцента в МРТИ тоже переехал в Минск и работал на кафедре электронных, ионных и полупроводниковых приборов, основал научную школу «Теория, моделирование и оптимизация нелинейных электромагнитных процессов в приложении к задачам электроники и электродинамики СВЧ». А Валентин Владимирович, наоборот, уехал из Минска — в США для прохождения научной стажировки (в университете Брауна, г. Провиденс, штат Род-Айленд) по твёрдотельной электронике СВЧ. Родственные направления их исследований — чем не прорыв в науке?
1975 – 1980 годы. Анатолий Достанко подготовил впервые в Беларуси докторскую диссертацию по исключительно микроэлектронной специальности («Полупроводниковые и микроэлектронные приборы и технология их производства») на тему «Исследование и разработка процессов металлизации полупроводниковых приборов», которая была успешно защищена в Московском институте электронной техники. Александр Кураев возглавлял в МРТИ кафедру антенн и устройств сверхвысоких частот, защитил докторскую диссертацию в Институте радиотехники и электроники АН СССР. Активная научная деятельность и полученные результаты позволили Валентину Муравьеву защитить диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук, он был избран деканом конструкторско-технологического факультета МРТИ, а позже ему было присвоено звание профессора, он был назначен проректором по научной работе нашего вуза (в этой должности проработал до 2004 г., т. е. почти 25 лет), читал лекции в университетах Великобритании; к тому времени научная школа В.В. Муравьёва и В.Я. Савельева приобрела широкую известность в СССР. Шло время пика научных и организаторских достижений этих трёх учёных.
1985 – 1995 годы. Анатолию Достанко было присвоено почётное звание «Заслуженный изобретатель СССР» (белорусский учёный стал 8-м заслуженным изобретателем в Советском Союзе, а всего их было 16 — не так уж и много для такой большой страны), он работал проректором, затем первым проректором нашего вуза. Александр Кураев, уже будучи профессором, избран академиком двух белорусских инженерных академий, возглавлял в разное время две кафедры нашего вуза. Валентину Муравьёву было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники Белорусской ССР»; благодаря его руководству, поиску прогрессивных методов организации научно-исследовательских работ МРТИ был отнесён к числу ведущих вузов страны, а НИС преобразован в НИЧ и осуществлен переход от кафедрального к проблемному принципу планирования и организации научных исследований. Было время почёта и славы для наших героев.
1996 – 2000 годы. Анатолий Достанко уже являлся организатором национальной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, был первым Председателем ВАК при Совете Министров Республики Беларусь, членом Правительства Республики Беларусь на том этапе её становления, ему была присуждена Государственная премия РБ. Александр Кураев развивал новое, перспективное направление — волновую теорию пространства-времени (вихревая часть физического пространства-времени имеет волновой характер, что предполагает наличие его энергетических источников; теория объясняет сущность явления гравитации, обратного хода времени, инверсии причинно-следственных связей в опытах по генерации и приёму сверхкоротких лазерных импульсов); за успехи в научных исследованиях профессору Кураеву присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки Республики Беларусь». Благодаря деятельности коллектива НИЧ под руководством Валентина Муравьёва БГУИР закрепил выход научно-технических разработок на рынок высоких технологий Азиатского региона, что помогло в лихих 1990-х годах сохранить научный потенциал нашего университета, находить внебюджетные источники финансирования за рубежом.
Новый век… Нашими героями было сделано уже много, чтобы отечественная наука плавно и славно вступила в 21-е столетие. Развитие интернета, информационных технологий внесло новые веяния во все сферы жизни общества. Приходило, проявляло себя, реализовывало свой научный потенциал новое поколение учёных. Анатолий Достанко, Александр Кураев и Валентин Муравьёв, продолжая работать в БГУИР, передавали молодым свой опыт, обучали, направляли.
2017 год. А.П. Достанко, А.А. Кураев, В.В. Муравьёв стали Почётными профессорами БГУИР. Это было время 80-летних юбилеев каждого из них…
Они покинули этот мир, как и пришли сюда, в близком интервале времени: декабрь 2024 – январь 2025. Словно волновой поток пространства-времени унёс эти три спутника науки в неведомые нам дали Вселенной… А мы, оставшиеся здесь, помним их труд, видим его плоды, благодарим, ценим…
Виталий БАБИЧ, пресс-служба
Я буду афіцэрам
Да Дня абаронцаў Айчыны
«Оставаться стойким и решительным в любых ситуациях»
Таков девиз героя нашей рубрики Николая Шурхая, курсанта военного факультета (1 курс),
выпускника Национального детского технопарка.
— Привет, Николай! Расскажи, откуда ты родом и какое впечатление у тебя сложилось о столице?
— Родом я из маленького города Иваново Брестской области. По Минску гулял несколько раз в увольнении, город мне очень понравился, хотя и показался слишком быстрым.
— Почему решил связать свою жизнь с военной службой?
— Ещё с детства я хотел быть пограничником. Также определённую роль сыграло то, что много родственников работают в военных структурах: дедушка Александр Александрович — полковник МВД, работает профессором в академии МВД; дядя Евгений — в следственном комитете; тётя Дарья Александровна — подполковник МВД, троюродный брат Вадим — в департаменте финансовых расследований; дядя Сергей — полковник Государственного пограничного комитета Республики Беларусь.
— Как ты поступил в наш университет?
— Учитель математики Евгений Юрьевич Пернач, когда я был в седьмом классе, предложил записаться на кружок по робототехнике, я решил попробовать, и мне очень понравилось. Преподаватель по робототехнике посоветовал попробовать свои силы в Национальном детском технопарке. Так я попал на январскую смену 2023 года по профилю «Робототехника». Мой проект «Умный дом» реализован на плате Arduino Nano с голосовым помощником. Суть проекта — сделать «умные дома» дешевле и доступнее и показать, как мог бы выглядеть дом будущего. Являясь выпускником Национального детского технопарка, я мог поступать без экзаменов в любой вуз по своему профилю. Я выбрал БГУИР, но так как хотел связать свою жизнь с военной службой, поступил на специальность «Компьютерная инженерия» на военный факультет. Проект из технопарка не буду продолжать в университете, но планирую начать новый, только уже для военной сферы. Это будет наземный дрон с автономным режимом.
— С какими трудностями столкнулся в университете?
— Самая большая проблема для меня — недостаток времени.
— Какие у тебя достижения?
— Занял второе место по прототипированию на «РобоФесте» в Пинске; второе место в Республиканском конкурсе технического творчества и робототехники учащейся молодёжи «TechSkills», проходившем в Бресте в 2024 году. Участвовал в JuniorSkills в 2020 году —это международное соревнование с разными специальностями, основной задачей являлось создание 3D-модели по чертежу. В школьные годы ездил на олимпиады по географии (получил диплом третьей степени на области в 2023 году) и истории.
— Каким видишь себя через 5-10 лет?
— Офицером, который любит свою работу.
— Есть ли у тебя хобби?
— В свободное время учусь или занимаюсь спортом.
— Какое твоё жизненное кредо?
— Оставаться стойким и решительным в любых ситуациях.
— Что ты пожелаешь читателям ко Дню защитников Отечества?
— Самое главное — мирного неба над головой. А военным, что, на мой взгляд, очень важно, я желаю терпения.
Беседовала Елизавета Бычек,
студентка 2 курса ФКП
Шлях да працоўнай мудрасці
У нашым універсітэце навучаюцца старанныя, працавітыя і творчыя людзі. Курсант ваеннага факультэта (1 курс) Кірыл Грыцкевіч — найлепшае гэтаму сведчанне. Ён пераможца невядомага большасці з нас спаборніцтва — алімпіяды па працоўным навучанні.
Жаданне атрымаць прафесію ў сілавых структурах з'явілася ў мяне яшчэ ў дзявятым класе. Спачатку я хацеў паступаць ва Універсітэт граадзянскай абароны Міністэрства па надзвычайных сітуацыях або ў Акадэмію Міністэрства ўнутраных спраў, але потым часова заглушыў гэтую думку: проста вучыўся, рыхтаваўся да алімпіяды і паралельна захапіўся радыётэхнікай. А ў 11 класе ў нашу гімназію прыехалі агітатары на атрыманне ваеннай адукацыі, і даведаўшыся пра мае інтарэсы, прапанавалі мне паступаць на ваенны факультэт у БДУІР. І я адразу запісаўся. Паколькі ў мяне ёсць браты вайскоўцы, якія вучыліся ў Ваеннай акадэміі Рэспублікі Беларусь, а менавіта Дзяніс (маёр), Антон (капітан), Дзяніс (лейтэнант), я разумеў, што значыць атрымліваць ваенную адукацыю, і ўжо ў студзені пісаў заяву на паступленне.
Маё захапленне працоўным навучаннем пачалося з таго, што я, як і любы хлопчык у пятым классе, гуляў у «вайнушку», і натуральна, кожны «ваяваў» з тым, што было. Па гэтай прычыне хацелася мець найлепшую зброю. А як яе займець, калі няма магчымасці купіць? Але выйсце знайшлося — зрабіць зброю для гульняў самому. Так я і апынуўся на гуртку «Зрабі сам», які праходзіў у майстэрні маёй школы, вёў яго мой настаўнік. Аднойчы ён прапанаваў мне ўзяць удзел у алімпіядзе.
У 8-м класе я першы раз выйшаў на абласны этап за малодшыя класы і атрымаў сваё баявое хрышчэнне за межамі роднай школы. У 9-м класе я вярнуўся са Жлобіна, дзе праходзяць абласны і рэспубліканскі этапы алімпіяды, без месца, але з добрым вопытам, які дапамог мне ўжо ў 10-м класе атрымаць на абласным этапе дыплом 3 ступені, а ў 11-м — дыплом 2 ступені. Вопытам я называю ўменне хутчэй зарыентавацца ў новай майстэрні, разуменне парадку выканання работы і логікі распрацоўшчыкаў алімпіяды, увогуле атрыманне працоўнай мудрасці.
Толькі на першы погляд алімпіяда па працоўным навучанні можа здацца лёгкай, на самай справе трэба ведаць матэматыку (геаметрычныя фігуры, аб'ёмы, плошчы), фізіку (разлік спажывання электрапрыбораў, фізічныя ўласцівасці металаў і драўніны), хімію (састаў клеяў, фарбаў, лакаў, сплавы металаў), біялогію (пабудова драўніны), чарчэнне, тэхнічную працу і мець добрую фізічную падрыхтоўку. І ўвогуле трэба мець развітую логіку, паколькі часам трапляюцца задачы, у якіх адных ведаў не хопіць.
Алімпіяда падарыла мне шмат прыемных успамінаў: я стаў актывістам школы, прадстаўляў яе на розных гарадскіх мерапрыемствах, быў запрошаны на абласны губернатарскі баль, пазнаёміўся з цікавымі людзьмі, набыў карысныя навыкі і веды, якія дапамаглі прыйсці да маіх іншых хобі: захапленне радыётэхнікай, рамонт і аднаўленне рарытэтных мадэляў. Таксама алімпіяда падарыла свае плюсы пры паступленні, бо нават абласны дыплом ужо даваў магчымасць для залічэння без ЦТ і ЦЭ на 53 спецыяльнасці, у тым ліку і ў БДУІР. Увогуле, алімпіяда навучыла, як у прыказцы, работа – не турбота, турбота – калі няма работы.
Працоўнае навучанне фарміруе найважнейшы навык: умець рамантаваць тое, што ўжо створана, і ствараць новае сваімі рукамі. Тым больш для мужчыны, асабліва на ваенным факультэце, гэта вельмі важна.
Кірыл Грыцкевіч, курсант ВФ
Рабочее место
Распределение — хорошо, а раннее — ещё лучше
Осеннее распределение, прошедшее в нашем университете в этом учебном году,
получило множество положительных отзывов от студентов.
БГУИР имеет более 1000 базовых организаций и компаний-партнёров, которые принимают наших студентов для прохождения практики, это: крупные белорусские промышленные предприятия — ОАО «Агат-электромеханический завод», ОАО «Витязь», ЗАО «Атлант»; предприятия банковской сфер — ОАО «ВТБ Банк», ЗАО «БТА Банк», «Сбербанк-Технологии»; инновационные предприятия — ОАО «Планар», ОАО «АГАТ-Системы управления», ОАО «ЦНИИТУ», «УП «АТОМТЕХ»,ИПУП «ИССОФТ СОЛЮШЕНЗ», ЧПУП «Европейская электротехническая компания», ОАО «Пеленг», ИООО «ЭПАМ Системз», ЗАО «Интразишен», ИЧУНПП «САМСОЛЮШНС»; и даже национальный телеканал — ЗАО «Столичное телевидение».
Профориентационная работа и поиск будущего работодателя для студентов нашего университета начинается уже на 3 курсе. К началу 4 курса большинство из них определяется с местом будущей работы и готово к раннему распределению, которое проходит в ноябре. Это даёт возможность студентам-выпускникам заранее познакомиться со своими работодателями и начать преддипломную практику и дипломное проектирование непосредственно на рабочем месте. И при поступлении на работу они уже будут полностью владеть процессами, адаптация будет пройдена ещё на этапе обучения.
Мы пообщались с выпускниками БГУИР, узнав их мнение об осеннем распределении. Ребята поделились своими впечатлениями, отметили плюсы такой системы.
Диана Кононцева, ФИТУ
На мой взгляд, распределение осенью лучше, чем весной, по нескольким причинам. Во-первых, чаще всего места, в которых мы проходим преддипломную практику, совпадают с местами для распределения, это способствует тому, что на практике мы можем начать знакомиться с технологиями, используемыми на предприятии, где будет проходить отработка. Во-вторых, весной студенты могут не задумываться о важных деталях, касающихся распределения, и при подготовке дипломной работы имеют возможность погружаться в процессы внутри компании, что сделает исследование более углубленным и научным.
Меня распределили в ЗАО «Интеллектуальные системы» — компанию по разработке и сопровождению программ 1С. Она является одной из ведущих и создаёт продукты для разных сфер: медицины, образования, научного сообщества, государственных органов. Здесь большой штат работников, состоящий из аналитиков и разработчиков, поэтому я уверена в том, что получу бесценный опыт и интересные проекты.
Александр Абрамчук, ФРЭ
Распределение в конце осени — это отличная возможность заранее познакомиться с предприятием, на которое вас направили. Кроме того, мы можем определиться с местом преддипломной практики.
Процесс распределения прошёл для меня спокойно. Нам предложили заявки от нескольких организаций, мы могли лично пообщаться с представителями компаний, обсудить детали и задать все возникшие вопросы. Я готовился к распределению заранее, посещал собеседования и остановил выбор на ОАО «Научно-исследовательский институт электронных вычислительных машин», где создают средства вычислительной техники нового поколения, которые отличаются надёжностью, высокой производительностью для различных автоматических систем управления.
Владимир Великович, ФКСиС
Осеннее распределение даёт возможность быть готовым к преддипломной практике уже в начале последнего курса обучения в университете. Весной тяжело совмещать поиск места распределения и написание дипломной работы, поэтому гораздо удобнее решить такие важные вопросы заранее.
Моим первым местом работы станет ЗАО «Yadro». Эта компания по разработке и производству высокоэффективных серверов, систем хранения данных активно сотрудничает с БГУИР — работает совместная лаборатория на кафедре информатики, студенты получают углубленные знания в проектировании микропроцессоров и написании кода для RISC-V архитектуры.
Из Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2022 г. № 57
Комиссия по распределению принимает решение о распределении выпускника с учётом:
- имеющихся мест работы в соответствии с договорами о взаимодействии, заявками на подготовку, письменными запросами иных организаций о распределении выпускников;
- активной гражданской и патриотической позиции;
- результатов успеваемости;
- места прохождения производственной и преддипломной практики;
- участия в научно-исследовательской, общественной работе;
- состояния здоровья, семейного положения выпускника и места жительства (места пребывания) его семьи;
- рекомендации учреждения образования о наиболее целесообразном направлении выпускника на работу;
- личных пожеланий выпускника.
Первоочередным правом выбора из имеющихся на распределении мест работы пользуются выпускники:
- включённые в банк данных одарённой молодёжи и банк данных талантливой молодёжи;
- прошедшие срочную военную службу, службу в резерве, имеющие рекомендации воинских частей, органов пограничной службы на обучение в учреждениях образования, достигшие высоких результатов в учёбе, высоких показателей в общественной работе, а также лица из числа указанных выпускников, осваивающие содержание образовательной программы высшего образования и достигшие высоких показателей в научно-исследовательской деятельности.
Подготовлено пресс-службой
Молодёжные инициативы
Минская смена: новый сезон
Уже не первый год в нашем городе реализуется инициатива, направленная на выявление социально активных молодых людей, лидеров мнений, на формирование кадрового потенциала в сфере управления. Презентация нового сезона этого проекта под названием
«Минская смена» прошла 6 февраля в Минской ратуше.
Организаторы проекта — Минский городской исполнительный комитет и Академия управления при Президенте Республики Беларусь, цель — привлечение молодых людей к улучшению жизни в родном городе, регионе, в стране через социальное проектирование, что по-особому актуально в Год благоустройства.
На открытии нового сезона «Минской смены» ректор Академии управления Игорь Бузовский отметил: «Всем участникам будет предоставлена возможность пройти различные этапы, начиная с тренингов и заканчивая образовательными программами по лидерству, самопрезентации и стрессоустойчивости». Конкретные направления и темы будут определены в процессе обучения с ориентиром на запросы самих участников.
Первый проректор Академии управления при Президенте Ольга Солдатова подчеркнула значимость проекта для столицы:
«Минская смена» — это удивительный проект для минчан. Это уже визитная карточка нашего города, и Академия управления горда тем, что стояла у истоков его создания ещё в 2009 году. Благодаря личному участию председателя Минского городского исполнительного комитета Владимира Кухарева с 2022 года проект обрёл новое звучание и с каждым годом приобретает новые масштабы».
Организаторы надеются на то, что в этом году проект объединит ещё больше талантливой и инициативной молодёжи. Кстати, возрастной ценз для участия расширяется ежегодно: теперь уже от 15 лет до 31 года, а темы проектов охватывают все сферы деятельности.
Начальник главного управления идеологической работы и по делам молодёжи Мингорисполкома Ольга Чемоданова сообщила, что в этом году срок реализации проекта будет продлён: «Ранее он длился три месяца, теперь с инициативами можно будет работать на протяжении всего года, вплоть до октября 2025-го. Это даст участникам больше времени на обсуждение, доработку и даже изменение темы проектов, если это потребуется. Такой формат учитывает загруженность молодёжи, ведь в проекте участвуют и учащиеся, и студенты, и работающие молодые люди».
В этом сезоне организаторы изменили систему набора участников: впервые проект будет проходить по районному принципу, при этом администрация каждого района столицы проводит отбор участников отдельно.
«Мы предлагаем 14 тематических направлений, но это не окончательный перечень, при необходимости он будет расширяться, — уточнила Ольга Чемоданова. — Кроме того, мы сохраняем популярный групповой формат работы, когда участники объединяются для совместной проработки инициатив. Все проекты будут направлены, в первую очередь, на благоустройство столицы, и мы надеемся, что лучшие идеи найдут применение не только в Минске, но и в масштабах всей республики».
О некоторых проектах-финалистах «Минской смены» в 2024 году
Студент Международного университета «МИТСО» Данила Полянский представил инициативу по созданию единой медиаинформационной платформы, приуроченной к электоральной кампании.
Студент БГУИР (ФИБ) Илья Неаронов выступил с проектом «Именитые люди земли Беларуси» — это Telegram-бот, рассказывающий об историко-культурных ценностях улиц Минска и о людях, в честь которых они названы.
Студенты БГУИР (ФКП) Арина Тит и Юлия Ёщик презентовали разработку игрового формата — комплекс виртуальных упражнений для реабилитации после инсульта, направленных на восстановление когнитивных и двигательных функций пациентов, развитие силы рук и точности движений.
Подготовлено пресс-службой
Публикационная активность
ТОП-15 авторов БГУИР
В январе 2025 года отделом электронных ресурсов библиотеки был проведён анализ публикационной активности учёных нашего университета в базах данных Scopus и РИНЦ.
Scopus
Индекс Хирша / Кол-во цитирований
1. Борисенко В.Е. — 28 / 3606
2. Боднарь И.В. — 27/2702
3. Мигас Д.Б. — 26 / 2463
4. Гапоненко Н.В. — 24 / 1782
5. Бондаренко В.П. — 22 / 1432
6. Гременок В.Ф. — 21 / 1448
7. Лазарук С.К. — 20 / 1039
8. Прищепа С.Л. — 20 / 1208
9. Шапошников В.Л. — 20 / 1996
10. Врублевский И.А. — 20 / 914
11. Филонов А.Б. — 18 / 1016
12. Лабунов В.А. — 16 / 989
13. Воробьева А.И. — 16 / 844
14. Бондаренко А.В. — 15 / 654
15. Радюк Д.В. — 15 / 1030
Общее количество публикаций —3745.
РИНЦ
Индекс Хирша / Кол-во цитирований
1. Борисенко В.Е. — 31 / 5443
2. Боднарь И.В. — 26 / 3785
3. Мигас Д.Б. — 25 / 2437
4. Бондаренко В.П. — 23 / 2901
5. Лазарук С.К. — 23 / 1599
6. Кураев А.А. — 22 / 3649
7. Шапошников В.Л. — 21 / 2090
8. Гапоненко Н.В. — 21 / 1903
9. Абрамов И.И. — 20 / 2355
10. Лабунов В.А. — 20 / 2095
11. Прищепа С.Л. — 20 / 1730
12. Пашкевич А.П. — 20 / 1447
13.Филонов А.Б. — 19 / 1177
14 Врублевский И.А. — 19 / 1107
15. Дежкунов Н.В. — 17 / 1227
Индекс Хирша БГУИР — 58
Общее количество публикаций — 16384.
РИНЦ аккумулирует информацию о цитировании из более 6000 российских журналов. Рассмотрев показатели учёных БГУИР в этих базах данных, можно сделать вывод о том, что наш университет занимает ведущие позиции по количеству представленных публикаций и их цитируемости, а также по индексу Хирша и другим библиометрическим показателям.
Карина Громыко,
зав. отделом электронных ресурсов библиотеки
Шануем беларускае
КАЛЯНДАР БЕЛАРУСКАЙ ІТ-ЛЕКСІКІ
«Настаўнік, які жадае асвяціць веданнем рэчаў вучня.., павінен перш за ўсё ўзбудзіць у ім увагу, каб ён
з неспатольнай прагай успрымаў навуку» (Ян Амос Коменскі)
Гэтыя словы знакамітага педагога і філосафа XVII стагоддзя Яна Амоса Коменскага, які лічыцца бацькам сучаснай педагогікі, застаюцца актуальнымі і ў наш час — перыяд імклівай лічбавай трансфармацыі. І сёння, кіруючыся гэтым прынцыпам, можна вырашаць складаныя задачы навучання. Так, перад выкладчыкам у курсе «Беларуская мова (прафесійная лексіка)» паўстае надзённая праблема: як эфектыўна дапамагчы студэнтам авалодаць спецыяльнай лексікай, у першую чаргу – ІТ-тэрміналогіяй на нацыянальнай мове? У той час, калі беларуская ІТ-лексіка рэдкаўжывальная, а шырока ў маўленчай практыцы прадстаўлены англа- і рускамоўная тэрміналогіі гэтай галіны, калі існуе неўраўнаважанае руска-беларускае двухмоўе, калі беларуская ІТ-тэрміналогія з’яўляецца дастаткова маладой тэрмінасістэмай, дзе яшчэ суіснуюць некалькі варыянтаў да аднаго слова, калі ў друку сустракаюцца прыклады недакладнага ўжывання ІТ-тэрмінаў на нацыянальнай мове… Аднак акрэсленыя пытанні толькі стымулююць выкладчыка разам са студэнтамі да цікавых творчых назіранняў над развіццём айчыннай ІТ-лексікі, якая, па вызначэнні даследчыкаў-лінгвістаў, можа лічыцца самай беларусізаванай з усіх дакладных навук.
Каляндар беларускай ІТ-лексікі — вынік сумеснай працы старшага выкладчыка кафедры агульнаадукацыйных дысцыплін Ірыны Валянцінаўны Наўроцкай і студэнтаў першай ступені навучання. Гэта навукова-папулярнае выданне створана для таго, каб звярнуць увагу чытача на адметнасці беларускіх тэрмінаў ІТ-галіны.
Раскажам, як узнікла ідэя праекта. Усё пачалося ў 2022 годзе з таго, што на занятках мы вывучалі апаратныя сродкі камп’ютара, шукалі памылкі ў вызначэнні тэрмінаў. Каб крыху змяніць від работы, я прапанавала студэнтам выбраць сабе тэрмін і візуальна яго прадставіць – намаляваць і паказаць аўдыторыі, а мы маглі здагадацца, што выяўлена на малюнку. Вынік быў цудоўны, вобразы атрымаліся яркімі і запамінальнымі, усе адразу і беспамылкова называлі адпаведныя тэрміны, якія на роднай мове вывучылі вельмі хутка. Прыкладна ж у гэты час у іншай групе першакурснікаў ФІТК Цімур Рабілка выказаў ідэю папулярызацыі беларускай тэрміналогіі матэматыкі і фізікі праз плакаты, якія Цімур сам распрацоўваў. Мы далучылі ў тэматыку работ і галіну інфармацыйных тэхналогій, а пазней на самі плакаты дадалі і адпаведныя малюнкі. Цімур паспяхова выступіў з дакладам на штогадовай універсітэцкай канферэнцыі ў секцыі «Развіццё беларускай мовы ва ўмовах інфармацызацыі грамадства». Плакаты мы прапанавалі ў газету, яны спадабаліся чытачам, і ў выніку, пачынаючы з лютага 2023 года, якраз да Міжнароднага дня роднай мовы, работы Цімура Рабілкі пачалі ўпрыгожваць старонкі нашага «Імпульса» ў рубрыцы «Спецлексіка па-беларуску».
У сувязі з гэтым узнікла ідэя дадаць больш слоў-тэрмінаў, распрацаваць да іх візуальнае суправаджэнне, каб шырэй пазнаёміць з беларускай ІТ-лексікай і заахвоціць актыўна карыстацца менавіта нацыянальнай тэрміналогіяй. І надаць ідэі форму календара. Такім чынам, у нас атрымаўся праект, які спалучае ў сабе некалькі функцый: пачынаючы ад уласна календара, які можа быць і нататнікам, і даведнікам па тэрміналогіі, і дапаможнікам па яе засваенні, заканчваючы карпаратыўным выданнем, якое прэзентуе ўніверсітэт, можа выступаць прома-прадукцыяй і з’яўляецца эксклюзіўным для вышэйшай навучальнай установы. Менавіта тэрміны інфармацыйных тэхналогій як найлепш адлюстроўваюць адметнасць нашага ўніверсітэта, якому ў 2024 годзе споўнілася 60 гадоў. Да юбілею Alma Mater і быў прымеркаваны выхад нашага календара, які мы прэзентавалі таксама на Міжнародны дзень роднай мовы 21 лютага 2024 года на кафедры агульнаадукацыйных дысцыплін і на практычных занятках па «Беларускай мове (прафесійнай лексіцы)».
Дарэчы, наш каляндар атрымаў станоўчую рэцэнзію кафедры беларускага мовазнаўства БДУ, і мы выказваем шчырую падзяку навукоцам гэтай установы за падтрымку і дапамогу. Таксама праект быў прыхільна сустрэты на міждысцплінарным семінары БДУ «Нейрасеткі ў адукацыі: выклікі і магчымасці» 11 чэрвеня 2024 года, ухвалены і адзначаны публікацыяй на ІІІ Форуме ІТ-Акадэмграда «Штучны інтэлект у Беларусі» 10 красавіка 2024 г. Распрацаваны каляндар мае на мэце садзейнічаць паспяховаму засваенню ІТ-тэрміналогіі.
Адметнасць календара ў тым, што кожнаму дню года адпавядае беларускамоўны тэрмін, які дадаткова ілюструецца малюнкам. Да святочных дзён таксама распрацаваны арыгінальныя вобразы. У выніку беларускія словы і словазлучэнні з галіны інфармацыйных тэхналогій атрымліваюць візуальную падтрымку і становяцца больш цікавымі і запамінальнымі для чытача. Словы і выразы суправаджаюцца як аўтарскім малюнкам, распрацаваным студэнтамі, якія займаюцца лічбавым жывапісам, так і выявай, створанай з выкарыстаннем нейрасетак. Сам слоўнік календара складаўся выкладчыкам з улікам найноўшых звестак: даведнікаў і энцыклапедый ХХІ ст. у галіне інфарматыкі і матэматыкі, навуковых даследаванняў лексікі ІТ-сферы, мабільных дадаткаў, напрыклад, «Мова прафесіі» (дзе прадстаўлена ІТ-тэрміналогія), беларускамоўных інтэрфэйсаў праграм і дадаткаў, папулярных сярод карыстальнікаў, напрыклад, Belarusbank, Telegram, Viber, праграмы пакета Microsoft Office, сэрвісы Google і інш. ІТ-лексіка, адлюстраваная ў календары, у большасці прадстаўляе сабой карыстальніцкую тэрміналогію, а таксама апаратныя сродкі камп’ютара і іншай вылічальнай тэхнікі.
Асноўны прынцып падачы матэрыялу ў календары: ад простага да складанага. Па гэтай прычыне ў першыя месяцы года ўключаны і агульнаўжывальныя словы, якія тым не менш актыўна выкарыстоўваюцца ў інтэрфэйсах разнастайных праграм і мабільных дадаткаў, напрыклад, лексемы так, не, дапамога, гук і інш. У календары ІТ-тэрміны размяркоўваюцца такім чынам, каб іх лягчэй было засвоіць і выкарыстоўваць: напрыклад, спачатку падаюцца словы старонка, пошук, сетка, прылада, бяспека, далей — іх магчымае словазмяненне, выкарыстанне ў словазлучэннях: пошук на старонцы, у сетцы, у нейрасетцы, захаваць на прыладзе, цэнтр кіравання бяспекай і інш. Словы ІТ-лексікі прадстаўлены таксама з націскам (націскная літара вылучана чырвоным колерам), з пазнакай правільнага вымаўлення (ІТ – ай-ці). Тэрміналагічныя словазлучэнні дапамагаюць чытачу засвоіць не толькі спецыяльную лексіку, але і асаблівасці беларускай граматыкі, напрыклад, скланенне назоўнікаў (у дадатку, без дазволу), ужыванне дзеясловаў з суфіксам -ава-/-ява- (прагназаваць, генераваць, аналізаваць, рэдагаваць), адметнасці дзеепрыметнікаў (запамінальная прылада) і інш.
У календары прадстаўлена лексіка, у пераважнай большасці адметная ў параўнанні з рускімі адпаведнікамі (слімак – собачка, прылада – устройство, спампаваць – скачать). Да некаторых ІТ-тэрмінаў пазначаны два магчымыя варыянты выкарыстання: друкарка (прынтар), сеціва (інтэрнэт). Гэта дазваляе прадэманстраваць, што тэрміналогія сферы інфармацыйных тэхналогій актыўна фарміруецца і карыстальнік мае магчымасць выбраць найбольш прыдатны варыянт з арыентацыяй на запазычаныя сродкі (прынтар, інтэрнэт) або на ўласныя адметныя рэсурсы (друкарка, сеціва).
Аўтары календара маюць надзею, што беларускія ІТ-тэрміны зацікавяць чытача, паспрыяюць больш шырокаму выкарыстанню ў беларускім маўленні, а таксама пры стварэнні новых праграмных прадуктаў з беларускамоўным інтэрфэйсам.
Распрацоўваць і ўдасканальваць каляндар беларускай ІТ-лексікі, заахвочваць карыстацца нацыянальнай тэрміналогіяй, арыгінальна святкаваць Дзень роднай мовы і творча віншаваць універсітэт з юбілеем дамагалі студэнты-стваральнікі нашага праекта: Аляксей Шаўчэнка (4 курс ФІТК), Кацярына Новікава (4 курс ФІТК), Максім Каранеўскі (3 курс ФІБ), Арсеній Вішнявецкі (3 курс ФІБ), Кацярына Краўчанка (3 курс ФІБ), Цімур Рабілка (3 курс ФІТК), Станіслаў Слюсар (2 курс ФКСіС), Дзяніс Шулееў (1 курс ФКП), Дар’я Цітова (1 курс ФКП), Анастасія Геўрасёва (1 курс ФКП), Аляксандр Голуб (1 курс ВФ).
Мы будзем удзячныя за прапановы і заўвагі па календары, якія можна даслаць на адрас: navrotskaya@bsuir.by.
Ірына Наўроцкая, старшы выкладчык
кафедры агульнаадукацыйных дысцыплін
Из жизни студгородка
Начинаем цикл материалов о созданных в общежитиях БГУИР условиях для досуга и развития студентов.
Наш общий дом такой гостиный: общежитие №2
О том, что во всех общежитиях нашего университета для студентов открыты различные гостиные (объединения по интересам), мне недавно напомнила Оксана Павловна Чурбанова, заместитель начальника студгородка по информационно-воспитательной работе.
А вскоре, 17 февраля, посещать эти гостиные я начал с общежития №2.
Благоустроенность этого общежития ощущается сразу же, с просторного, уютного холла. Чистота, порядок, домашняя атмосфера, творческий подход к дизайну интерьера — всё это здесь на первом месте.
Гостиная «Дело вкуса» работает с 2014 года с целью создания условий для содержательного досуга, творчества и самореализации студентов. Казалось бы: ну, уютное место, где можно приготовить что-то для перекуса, а ведь здесь есть возможности для студентов не только развивать эстетические и практические навыки в области кулинарного искусства, но и приобщаться к здоровому образу жизни, правильному и рациональному питанию, повышать культуру общения и отдыха, гендерную культуру, а также проявлять креативные способности.
Как рассказала воспитатель общежития №2 Ирина Владимировна Марченко, в работе гостиной «Дело вкуса» наиболее эффективными формами работы с обучающимися, проживающими в общежитии, являются тематические мастер-классы, виртуальное путешествие «Гастрономический путеводитель по кухням мира», кулинарные праздники, дегустации. Через QR-коды ребята могут ознакомиться с кулинарными фестивалями и другими темами.
Рассказывают Валерия и Юлия (3 курс ФИТУ):
– В гостиной проходят встречи, на которых мы пьём чай и обсуждаем насущные для нас темы.
– Зачастую студенты, которые приходят жить в общежитие, не умеют готовить, и мы как старшие, более опытные, иногда подсказываем им.
В итоге, студенты меньше покупают фаст-фудов, учатся приготовлению быстрых и недорогих блюд, при этом знакомятся, общаются, уходят от гаджетов, что тоже очень важно. Для приготовления пищи используются два соседних помещения. На кухне пока ещё нет духового шкафа, есть только электрические плиты, микроволновка (на каждом этаже). Студенты-иностранцы могут в любое время приготовить здесь свои национальные блюда. Для Масленицы, которая обычно проходит на площадке перед общежитием, блины пекут студенты с каждого этажа, чтобы получилось 400 блинов на всё общежитие.
Гостиная «Рукодельница» работает с 2004 года по основным направлениям — бусоплетение, работа с бисером, флористика, рукоделие, шитьё. Наиболее эффективные формы взаимодействия — тематические демонстрационные и обучающие мастер-классы, организация выставок работ студентов и дефиле, украшение интерьера общежития. Наставник — педагог-организатор Татьяна Ивановна Кузнецова.
Рассказывает Мария (2 курс ФКП):
– Здесь любой из нас может подшить брюки, юбку — отремонтировать любую одежду. Для конкурса «Символы Беларуси» мы изготовили цветы васильки и аиста, теперь вышиваем житень (символ окончания осени), жижель (огонь и тепло), птиц (мир и дом), а ещё мы вяжем — всё это очень важно для нас, студентов БГУИР, потому что основная наша деятельность связана с компьютерами, а так — глаза отдыхают».
Есть здесь большая костюмерная (отдельная комната), где все наряды пошиты руками студентов. Костюмы используются на Масленицу (скоморохи), Новый год (Дед Мороз, Снегурочка и др. персонажи), Каляды. Материалы, швейные машинки — всё это приобретается из средств БГУИР.
Виктория (4 курс ФКСиС):
– Сейчас я шью передник для нашей гостиной «Дело вкуса».
– Ты этому научилась здесь? — уточняю я.
– Нет ещё в школе, на уроках труда.
Дарья (2 курс ФИТУ) вышивает очень красивое изделие для выставки, тоже в школе этому научилась. На такую мелкую работу уходит в общей сложности около 2 месяцев. Есть здесь работа из бисера, которую сделал парень.
Идём дальше и заглядываем в комнату для самоподготовки: здесь полки с книгами, можно посидеть, почитать — это буккроссинг.
– Разная тематика: историческая, классика, фантастика, духовная литература, — уточняет Ирина Владимировна Марченко. — Здесь также проходят поэтические гостиные, тематические выставки.
Тематика 7-го этажа — белорусские бренды. Разместить на небольшом пространстве (на стене) компактно материалы по теме «Беларусь – символ качества» — это ведь тоже творчество. И здесь тоже есть QR-коды — узнавайте, пожалуйста, больше.
Гостиная «Наследие» с 2010 года приобщает студенческую молодёжь к литературным и музыкальным традициям, обычаям, культуре белорусского народа. Такое гражданско-патриотическое воспитание личности происходит в том числе благодаря ознакомлению с обрядами, включёнными в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, просмотру и обсуждению видеоматериалов этнографического содержания и традиционных праздников белорусского народного календаря, проведению тематических мастер-классов, вечеров, досуговых программ.
Гостиная «Фотостудия 36 кадров» работает с 2010 года, развивает и обогащает интеллектуальный и творческий потенциал студентов, их эстетическое восприятие окружающего мира; они изучают историю возникновения фотографии; творчество современных фотографов, жанры, направления этого вида искусства, средства использования современных информационных технологий, подготавливают свои работы для участия в художественных выставках, конкурсах районного, городского и республиканского уровней.
Гостиная «Память поколений» открыла свои двери в мае 2024 года в рамках подготовки к мероприятиям, посвящённым 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В настоящее время продолжается процесс информационного наполнения и художественного оформления гостиной. К празднованию 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне готовятся к реализации проекты «Книга памяти» и интерактивный атлас «Помним всех, чтим каждого».
Студенты, которые были в тот день в гостиных, работали там, рассказывали о них, очень активные, инициативные с разносторонними интересами, множеством идей. Каждый из них внёс свою лепту в благоустройство не только этих гостиных, но и всего общежития №2, которое для них быстро стало вторым домом.
Продолжение следует…
Гостиные посетил Виталий БАБИЧ, пресс-служба
Поздравляем!
Юбиляры ФЕВРАЛЯ
Новиков Сергей Трофимович
Кравцова Екатерина Анисовна
Перцев Юрий Георгиевич
Шаталова Виктория Викторовна
Герман Олег Витольдович
Боровиков Сергей Максимович
Разуваев Александр Владимирович
Комличенко Виталий Николаевич
Субботкина Ирина Григорьевна
Деменева Наталья Петровна
Фецкович Диана Александровна
Ловчий Николай Николаевич
Алексейчик Светлана Валентиновна
Сташкевич Галина Михайловна
Анисимова Елена Николаевна
Докучиц Валентина Григорьевна
* * *
Свежей и светлой прохладой
Веет в лицо мне февраль.
Новых желаний — не надо,
Прошлого счастья — не жаль.
Нежно-жемчужные дали
Чуть орумянил закат.
Как в саркофаге, печали
В сладком бесстрастии спят.
Нет, не укор, не предвестье —
Эти святые часы!
Тихо пришли в равновесье
Зыбкого сердца весы.
Миг между светом и тенью!
День меж зимой и весной!
Весь подчиняюсь движенью
Песни, плывущей со мной.
Валерий Брюсов
Перелистывая время…
Среди юбиляров февраля есть доценты, которым исполнилось 75 лет.
В разное время, разными путями, профессиональная дорога привела их в наш вуз.
Сергей Максимович Боровиков, кандидат технических наук, доцент кафедры проектирования информационно-компьютерных систем — выпускник МРТИ 1972 года, здесь же в 1980-м окончил аспирантуру. Среди направлений научных исследований — методы и модели оценки надёжности прикладных компьютерных программ, имитационное математическое моделирование для оценки параметров и свойств изделий радиоэлектроники.
Виталий Николаевич Комличенко, кандидат технических наук, доцент кафедры экономической информатики (ЭИ) — выпускник БГУ 1977 года, в 1993-м окончил аспирантуру МРТИ. С 1998 года работает в БГУИР, возглавлял кафедру ЭИ с 2000 по 2020 г. Автор и соавтор 26 актов о внедрении результатов научных исследований в учебный процесс и производство.
Субботкина Ирина Григорьевна, доцент кафедры межкультурной профессиональной коммуникации, выпускница МГПИ иностранных языков 1972 года. Трудовую деятельность начала с 1973-го на кафедре иностранных языков МРТИ. Область исследований — межкультурные компетенции в образовательном процессе для IT-студентов, кросс-культурные коммуникации и их роль в современном обществе.
Желаем юбилярам таланливых студентов, новых исследований, отличного здоровья и оптимизма!
Подготовлено пресс-службой
Объявление
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
объявляет конкурс на замещение должностей
1. Заведующий кафедрой инженерной и компьютерной графики (1 ставка).
Дата и адрес проведения конкурса: 21.04.2025, г. Минск, ул. П. Бровки, 6. Срок избрания — 5 лет.
Квалификационные требования, предъявляемые к должности профессора: высшее образование, учёная степень доктора или кандидата наук, наличие научных трудов или изобретений, патентов, стаж не менее 7 лет в должностях педагогических, научных работников, руководителей или специалистов, работа которых соответствует направлению образования кафедры.
2. Доцент кафедры экономической информатики (1 ставка).
Дата и адрес проведения конкурса: 26.05.2025, г. Минск, ул. Платонова, 39. Срок избрания — 5 лет.
3. Доцент кафедры информационно-измерительных систем (1 ставка).
Дата и адрес проведения конкурса: 19.05.2025, г. Минск, ул. П. Бровки, 10. Срок избрания — 5 лет.
4. Доцент кафедры информатики (1 ставка).
Дата и адрес проведения конкурса: 12.05.2025, г. Минск, ул. Гикало, 9. Срок избрания — 5 лет.
Квалификационные требования, предъявляемые к должности доцента: высшее образование, учёная степень доктора или кандидата наук, наличие научных трудов или изобретений, патентов, стаж не менее 5 лет в должностях педагогических, научных работников, руководителей или специалистов, работа которых соответствует направлению образования кафедры.
5. Ассистент кафедры электронных вычислительных машин.
Дата и адрес проведения конкурса: 12.05.2025, г. Минск, ул. Гикало, 9.
6. Ассистент кафедры информатики.
Дата и адрес проведения конкурса: 12.05.2025, г. Минск, ул. Гикало, 9.
7. Ассистент кафедры инженерной психологии и эргономики.
Дата и адрес проведения конкурса: 19.05.2025, г. Минск, ул. П. Бровки, 4.
Квалификационные требования, предъявляемые к должности ассистента: высшее образование и наличие степени магистра (высшее образование и наличие научной квалификации «Исследователь», высшее образование и наличие учёной степени), стаж не менее 1 года в должностях педагогических, научных работников.
Срок приёма заявлений — 1 месяц со дня объявления конкурса.
Обращайтесь по адресу: г. Минск, ул. П. Бровки, 4, каб.313, корпус. 2.
К заявлению прилагайте списки опубликованных работ.
Обособленное подразделение
«Институт информационных технологий БГУИР»
объявляет конкурс на замещение должностей
1. Доцента кафедры информационных систем и технологий (1,5 ставки).
Дата и адрес проведения конкурса: 31.03.2025, г. Минск, ул. Козлова, 28. Срок избрания — 5 лет.
Квалификационные требования, предъявляемые к должности доцента: высшее образование, учёная степень доктора или кандидата наук, наличие научных трудов или изобретений, патентов, стаж не менее 5 лет в должностях педагогических, научных работников, руководителей или специалистов, работа которых соответствует направлению образования кафедры.
2. Старшего преподавателя кафедры информационных систем и технологий (1 ставка).
Дата и адрес проведения конкурса: 31.03.2025, г. Минск, ул. Козлова, 28. Срок избрания — 5 лет.
Квалификационные требования, предъявляемые к должности старшего преподавателя: высшее образование и наличие степени магистра (высшее образование и наличие научной квалификации «Исследователь», высшее образование и наличие учёной степени), стаж не менее 3 лет в должностях педагогических, научных работников либо высшее образование и стаж не менее 5 лет в должностях служащих, относящихся к категории «Руководители» или «Специалисты», работа которых соответствует направлению образования.
3. Преподавателя кафедры физико-математических дисциплин (0,75 ставки).
Дата и адрес проведения конкурса: 31.03.2025, г. Минск, ул. Козлова, 28. Срок избрания — 3 года.
Квалификационные требования, предъявляемые к должности преподавателя: высшее образование и наличие степени магистра (высшее образование и наличие научной квалификации «Исследователь», высшее образование и наличие учёной степени) и стаж не менее 1 года в должностях педагогических, научных работников.
Срок приёма заявлений — 1 месяц со дня объявления конкурса.