Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

Экзамен для преподавателя

Как часто преподаватели бывают строги к своим студентам и экзамен или зачёт превращается в мучительный допрос с пристрастием. И из последних сил давя скупую слезу из глаз, студент с мольбой смотрит на своего учителя: «Ну, не доучил немного! Ну, всякое же бывает! Неужели Вы никогда студентом не были?!» Мы позволили себе поменять позиции и устроить своеобразный экзамен преподавателям: лучшим из молодых преподавателей по результатам прошлого учебного года.

Вопрос № 1. Ваши достижения как преподавателя. Ответ: Ещё будучи студентом 4-го курса БГУИР, начал работать в лаборатории искусственного интеллекта в Академии наук, после окончания вуза остался в alma mater и уже 9 лет - координатор специализации «Геоинформационные системы». Автор 3 учебных пособий с грифом Министерства образования Республики Беларусь. Руководитель именного гранта Фонда фундаментальных исследований для молодых ученых. Вопрос № 2. В чём особенность Вашего предмета и его преподавания? Ответ: Я занимаюсь исследованием геоинформационных систем, результаты работы будут отражены в кандидатской диссертации. Тема очень актуальна в современной науке. Государственная космическая программа предусматривает в обозримом будущем запуск собственного спутника, который будет передавать на Землю информацию о Беларуси. Географические информационные системы - один из аспектов обработки такой информации. Знания о ГИС и многом другом я пытаюсь донести студентам. На лекциях и практических занятиях использую средства мультимедиа, что даёт возможность приводить примеры конкретных информационных систем в работе, делает материал более доступным, наглядным и интересным. Вопрос № 3. Практическое задание. Как Вы поступите в такой ситуации: группа слушает Вас внимательно и только один студент напрочь отказывается внимать информации, мотивируя это тем, что Ваш предмет не интересен. Ответ: Я попытаюсь поднять мотивировку у студента с помощью группы, его друзей. Ведь он, безусловно, имеет статус в коллективе, пусть ребята и помогут сориентировать его на знания. Делать ему выговор - ни в коем случае! Всегда надо идти навстречу студенту, пытаться помочь ему. Дополнительный вопрос: Ваши пожелания студентам и преподавателям. Ответ: Студентам побольше знаний, которые помогут стать высококвалифицированными, подготовленными специалистами. Преподавателям - успехов в работе, талантливых, благодарных студентов! Быстро ответив на вопросы, Сергей Александрович поспешил к своим студентам, даже не узнав оценку за экзамен. Так вот, уважаемый Самодумкин С.А., ставим вам твёрдую десятку! И желаем так держать! Ведь звание «лучший» не просто гордость, но и большая ответственность. Уверены, ниже этого статуса вы не опуститесь! В прошлом студент и аспирант БГУИР, А.А. Иванюк с 1995 г. работает на кафедре ПОИТ: начинал с должности лаборанта, теперь доцент и, судя по всему, хороший преподаватель. После защиты кандидатской диссертации занятия наукой не оставляет - интересуется этим искренне. Объём проделанной работы только за последний год впечатляет: участие в международных конференциях, публикации в зарубежных и отечественных журналах, издание монографии совместно с профессором В.Н. Ярмоликом и электронных учебно-методических комплексов. Кроме этого А.А. Иванюк - научный руководитель аспирантов и магистрантов, Лауреат премии Президента Республики Беларусь, один из делегатов Первого съезда белорусских учёных. В 2004-2005 гг. Александр Иванюк проходил стажировку в Германии, где читал лекции для бакалавров и магистрантов. Но своих студентов преподаватель любит больше! Видимо, поэтому всячески пытается облегчить им жизнь. Сейчас, например, занимается разработкой информационного портала, на котором студенты смогут получить полную информацию о лекциях и практических по дисциплине «Программное обеспечение встроенных систем». Непростое дело быть одним из лучших преподавателей. Для этого как минимум необходимо быть хорошим человеком. Уверены, свое призвание и признание среди студентов А.А. Иванюк нашел! Остаётся только пожелать дальнейших успехов!
— Определяется ли уровень преподавателя количеством опубликованных им статей, докладов? Проблема, о которой Вы спрашиваете, всегда интересовала меня. Этот вопрос активно обсуждался на первом съезде учёных Республики Беларусь. Как физик-исследователь согласна с мнением участников съезда, что высококвалифицированный преподаватель в вузе должен заниматься научно-методической работой. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко однозначно определил, что «если в университете нет науки, то это уже не университет. Без развитой фундаментальной науки качественного специалиста не подготовить». Что действеннее на практике: придерживаться традиционных форм проведения лекций или внедрять новые методы? Традиционные формы проведения лекций сформировались еще в средневековых университетах. При проведении лекций я объединяю классические и новые технологии обучения, экспериментальную и демонстрационную базу. Использую мультимедийные презентации. Это позволяет доступно и иллюстративно излагать часть материала лекций. Проведение лекционных занятий с применением мультимедийного проектора позволяет в условиях ограниченного времени приводить наглядные примеры и решения задач для объяснения теоретических положений и законов, их применение в разных областях науки и техники. Цель моей методики преподавания - использовать успехи современной физики в рамках курса для формирования у студентов физического мировоззрения, а также развития научного мышления. Среди задач, стоящих передо мной как лектором, - связать актуальные научные исследования и современный образовательный процесс. В качестве нетрадиционного для студентов метода организации и проведения занятий могу привести такой пример. В начале семестра предлагаю студентам темы докладов-презентаций прикладного характера. Участие в реферативной работе стимулирует творческое мышление, расширяя кругозор студентов, и вырабатывает у них навыки самостоятельной учебной деятельности. — Преподаватель студенту понимающий товарищ или строгий надзиратель? Как вы относитесь к списываниям? Он и не товарищ, и не надзиратель. Он - учитель. Это хорошо, когда преподаватель может быть примером для студентов. Есть такая шутка: шпаргалка оскорбительна для лектора тем, что студент умещает в ней содержание всех его лекций. Если же серьезно, то все повзрослевшие студенты знают, что когда ты не знаешь ответа на какой-либо вопрос, то кто-нибудь непременно его задаст. — Какой студент, по Вашему мнению, может стать потенциальным победителем республиканской олимпиады? За прошедшее время я руководила двумя научно-исследовательскими работами, которые получили гранты на конкурсах молодых ученых в Республиканском фонде фундаментальных исследований. Чтобы стать победителем в конкурсе или олимпиаде, студент должен быть увлечен тем, что делает, быть готовым вложить душу и все свои знания и умения в работу. Действительно считаю, что терпение и труд все перетрут. — Что лично для Вас означает победа в конкурсе молодых преподавателей? Не занимают ли они время и без того занятых преподавателей? Победив в конкурсе молодых преподавателей, хочу сказать большое спасибо руководству БГУИР за то, что оценили мою педагогическую и научную работу. Считаю, что мне повезло работать в БГУИР. Именно политика руководства нашего университета в поддержке молодых кадров позволяет мне участвовать в международных научных конференциях, а также дала путевку в жизнь моему учебному пособию. Я благодарна кафедре физики, которая рекомендовала меня для участия в конкурсе. На кафедру я пришла молодым специалистом с ученой степенью, но без педагогического опыта. Здесь я сформировалась как преподаватель и планирую дальше активно трудиться. Для молодых преподавателей важно, чтобы в них верили и помогали расти дальше, профессионально реализовать себя. Награды БГУИР - это не только почетно, но и ответственно. А насчет того, что преподаватели всегда заняты, то еще А.П. Чехов говорил: «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай». Татьяна Леонидовна Лемешева - доцент кафедры интеллектуальных информационных технологий. Научную и преподавательскую деятельность начала в 2000 г. после окончания БГУИР по специальности «Искусственный интеллект» с отличием. В 2003 г. закончила аспирантуру БГУИР. В 2006 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. И сегодня продолжает работать по развитию направления, связанного с разработкой баз знаний и технологий проектирования баз знаний. В прошедшем учебном году Т.Л. Лемешева проводила лекции, лабораторные работы и практические для студентов специальностей «Искусственный интеллект» и «Экономическая информатика». Т.Л. Лемешева руководит производственной практикой, выполняет рецензирование дипломных проектов, занимается профориентационной работой на 1-м и 2-м курсах. За прошлый учебный год под руководством Т.Л. Лемешевой 4 выпускника подготовили дипломные проекты, которые были оценены государственной экзаменационной комиссией на отлично. В 2006/07 учебном году издана 1-я часть лабораторного практикума по курсу «Модели представления знаний, базы данных и СУБД» с грифом УМО. Кроме учебно-методической работы на кафедре выполняет научно-технический проект под научным руководством профессора Н.А. Гулякиной совместно с зарубежными учеными по тематике интеллектуальных обучающих систем, где Татьяна является ответственным исполнителем. Для выполнения проекта привлекаются студенты специальности «Искусственный интеллект», из которых образована студенческая научно-исследовательская лаборатория кафедры ИИТ.
Наиболее значимым достижением прошлого учебного года считает издание электронных учебно-методических комплексов. Совместно со студентами 4 курса подготовлены и опубликованы тезисы выступления на международной научно-практической конференции. Е.Э. Пуровская руководит мероприятиями информационно-воспитательного характера, которые проводятся на кафедре для сотрудников и студентов: экскурсия в Раков и Полоцк, семинар с участием психолога университета. Молодой преподаватель достаточно времени уделяет самообразованию: в этом году планирует пройти обучение на курсах повышения квалификации по направлению «Педагогика. Психология». Совершенствованию нет пределов, и настоящий Учитель всегда найдёт новые пути для саморазвития. Побольше новых дорог и открытий всем преподавателям БГУИР!